Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство»




НазваниеЛекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство»
страница1/30
Дата публикации09.08.2013
Размер1.98 Mb.
ТипЛекция
litcey.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30














ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

МОДУЛЬ 1
Электронное правительство, электронное государство, информационное общество


Содержание

Содержание 1

Нормативные ссылки 4

Глоссарий 6

Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8

1.1 Различия в терминах «электронное правительство», «электронное государство», «информационное общество» 8

1.1.1 Различные определения электронного правительства в мировой и отечественной практике 10

1.2 Цели формирования электронного правительства 11

1.3 Качество государственного управления и государственных услуг 12

1.4 Международные индексы качества государственного управления 13

1.4.1 Всемирный показатель государственного управления 13

1.4.2 Индекс восприятия коррупции 15

1.4.3 Уровень развития электронного правительства 16

1.4.4 Рейтинг готовности стран к электронному правительству 18

1.5 Возможность использования мирового опыта 21

1.6 Открытые государственные данные 22

1.7 Опыт отдельных стран 27

1.7.1 Южная Корея 27

1.7.2 Соединенные Штаты Америки 30

1.7.3 Европейская модель электронного правительства 32

2 Лекция «Отечественная модель формирования электронного правительства» 34

2.1 Основные направления работ по формированию электронного правительства. Краткий обзор нормативных правовых документов 34

2.2 Развитие электронного правительства в 2008-2010 гг. 36

2.3 Результаты выполнения программ в 2002 -2010 годах 38

2.4 Типичные проблемы формирования электронного правительства 39

2.5 Как реализовать эффективные проекты по формированию электронного правительства 41

2.5.1 Независимая экспертиза проектов в сфере ИКТ 41

2.5.2 Обеспечение методической поддержки, создание центров компетенции для государственных служащих 42

2.5.3 Кадровое обеспечение формирования электронного правительства 42

2.5.4 Разработка и внедрение механизмов повышения мотивации государственных служащих и других участников проектов 42

2.6 Дальнейшие шаги — приоритеты до 2015 года 43

2.7 Основные выводы 44

3 Лекция «Инженерные, инфраструктурные и иные компоненты электронного правительства» 46

3.1 Компоненты инфраструктуры электронного правительства 47

3.1.1 Информационно-технологические и инженерные компоненты электронного правительства 47

3.1.1.1 Прикладные государственные ИС 47

3.1.1.2 Информационно-технологическая инфраструктура электронного правительства 48

3.1.1.3 Инженерная инфраструктура. 50

3.2 Ключевые задачи, решаемые инфраструктурой электронного правительства 50

3.2.1 Механизмы обеспечения юридической значимости электронного взаимодействия 50

3.2.1.1 Инфраструктура цифрового доверия 52

3.2.1.2 Универсальная электронная карта как инструмент идентификации и аутентификации гражданина 52

3.2.1.3 Служба доверенного времени 54

3.2.1.4 Электронный нотариат 54

3.2.2 Обеспечение взаимодействия информационных систем 55

3.2.2.1 Региональная инфраструктура электронного правительства 56

3.2.3 Обеспечение совместимости информационных систем 57

3.2.3.1 Семантическая совместимость информационных систем электронного правительства 58

3.2.3.2 Технологическая совместимость информационных систем электронного правительства 60

3.2.4 Обеспечение информационной безопасности. 63

4 Лекция «Отечественный опыт, примеры успеха региональных проектов» 68

4.1 Порталы государственных услуг 68

4.1.1 Самарская область 69

4.1.2 Республика Татарстан 72

4.1.3 Ивановская область 74

4.1.4 Псковская область 75

4.2 Сеть передачи данных — транспортная шина (СМЭВ) 75

4.2.1 Волгоградская область 75

4.3 Системы идентификации и авторизации 76

4.3.1 Самарская область 76

4.4 Геоинформационная система 78

4.4.1 Санкт-Петербург 78

5 Лекция «Отечественный опыт, анализ успешного федерального проекта» 79

5.1 Результаты проектирование межведомственного взаимодействия 79

5.1.1 Оценка масштабов проекта 80

5.1.2 Рейтинг уникальных МВ-документов 81

5.1.3 Рейтинг поставщиков по числу исходящих МВ-документов 82

5.1.4 Рейтинг поставщиков по числу потребителей сведений 83

5.1.5 Базовые ресурсы 84

5.1.6 Рейтинг базовых ресурсов по числу предоставляемых МВ-документов 85

5.1.7 Документы, признанные избыточными 86

5.1.8 Рейтинг ФОИВ по числу планируемых к изменению НПА 87

5.2 Результаты мониторинга реализации межведомственного взаимодействия 87

5.2.1 ФОИВ как потребитель информации 88

5.2.2 ФОИВ как поставщик информации 91

5.2.3 Работа с заявителями 91

5.3 Наиболее востребованные документы, находящиеся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ОМСУ 91

6 Лекция «Оценка текущего состояния электронного правительства в Российской Федерации — результаты мониторингов» 94

6.1 Внутрироссийские официальные мониторинги качества государственного управления 94

6.1.1 Мониторинг официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти 95

6.1.1.1 Общая информация 95

6.1.1.2 Методика 95

6.1.1.3 Результаты 96

6.1.2 Мониторинг официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации 100

6.1.2.1 Общая информация 100

6.1.2.2 Методика 101

6.1.2.3 Результаты 101

6.1.3 Мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме 103

6.1.3.1 Общая информация 103

6.1.3.2 Методика 103

6.1.3.3 Результаты (услуги ФОИВ) 105

6.1.3.4 Результаты (услуги региональные и муниципальные услуги) 107

6.1.4 Еженедельный мониторинг перехода на межведомственное взаимодействие 108

6.1.4.1 Общая информация 108

6.1.4.2 Методика 109

6.1.4.3 Результаты 110

6.1.5 Мониторинг создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в России 114

6.1.5.1 Общая информация 114

6.1.5.2 Методика 115

6.1.5.3 Результаты 115

6.1.6 Мониторинг качества и доступности государственных услуг для бизнеса и граждан 118

6.1.6.1 Общая информация 118

6.1.6.2 Результаты 118

6.2 Внутрироссийские независимые мониторинги 119

6.2.1 Мониторинги Института развития свободы информации (ИРСИ) 119

6.2.1.1 Общая информация 119

6.2.1.2 Методика 120

6.2.1.3 Результаты 120

6.3 Выводы 122

Библиография 123

Вопросы 123

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опыт некоторых зарубежных стран в сфере формирования электронного правительства 128

Сингапур 128

Япония 130

Китай 131

Великобритания 134

Эстония 135

Казахстан 136

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. История развития методов и критериев оценки эффективности деятельности правительств 137

60-е — середина 70-х — период планирования 137

Середина 70-х — конец 80-х — период сокращений 138

С конца 80-х — проведение административных реформ в разных странах мира 138

Конец 90-х — горизонтальное (кластерное) оценивание. 139

Вторая половина 2000-х — настоящее время 140

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Интеграционные инфраструктурные элементы 143

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Государственные закупки в электронном виде 151

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Источники информации: адреса правительственных сайтов, рейтинги 154

Адреса правительственных порталов различных стран 154

Правительственные сайты стран СНГ 155

Нормативные ссылки

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1555-р в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1506-р.

  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 1519-р.

  5. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

  7. Приказ Минэкономразвития России от 16.11.2009 № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти».

  8. Федеральный закон Российской Федерации от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2011/07/02/uslugi-site-dok.html

  9. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // http://www.rg.ru/2010/08/02/uslugi-dok.html

  10. Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.08.2009 № 1231-р (в ред. от 16.08.2010 № 1353-р). (Вместе с «Перечнем мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», единственным исполнителем которых определено открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком».)

  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р «О Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

  14. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, Москва, 2010 г.

  15. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».

  16. Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах».

Глоссарий

Административная процедура — последовательность действий органа исполнительной власти при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги

Административная реформа — программа модернизации функциональной и организационной структуры исполнительной власти, технологий работы, характера взаимодействия с обществом.

Административный регламент — согласно Федеральному закону № 210-ФЗ: нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Государственная (муниципальная) услуга — добровольное или обязательное в силу закона взаимодействие физического или юридического лица (заявителя) с органом власти (органом местного самоуправления) или его должностным лицом по инициативе физического или юридического лица, в результате которого происходит возникновение, изменение или прекращение прав, полномочий физического или юридического лица.

Веб-сервис — программная система, идентифицируемая строкой URL, публичные интерфейсы и привязки которой определены и описаны посредством XML. Описание этой программной системы может быть найдено другими программными системами, которые могут взаимодействовать с нею согласно этому описанию посредством сообщений, основанных на XML и передаваемых с помощью интернет-протоколов.

Государственная услуга, ГУ — согласно Федеральному закону № 210-ФЗ: государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — государственная услуга), — деятельность по исполнению функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Государственное управление — использование правовых, политических и управленческих теорий и технологий для выполнения действий по реализации судебных, законодательных и исполнительных полномочий власти.

Защита данных — использование персональных данных граждан государственными организациями разрешается только в пределах, которые установлены существующим законодательством. В процессе формирования и перехода к электронному правительству в защите данных возникают серьезные проблемы. Среди них, в частности, такая: вследствие больших объемов передачи данных отправляемая информация подвергается значительным рискам быть перехваченной и т. д.

ИКТ — информационно-коммуникационные технологии, широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.

Интероперабельность — способность автоматизированных информационных систем обмениваться данными и использовать получаемую из других источников информацию.

Инфраструктура — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Информационная безопасность — имеет три основные составляющие: конфиденциальность, целостность и доступность. Конфиденциальность относится к защите чувствительной информации от несанкционированного доступа. Целостность означает защиту точности и полноты информации и программного обеспечения. Доступность — это обеспечение доступности информации и основных услуг для пользователя в нужное для него время.

Информационная инфраструктура — система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Качество государственного управления — степень соответствия действий государственных служащих их компетенции, определяемой Конституцией РФ, для легитимного выражения интересов народа — источника государственной власти.

Портал государственных и муниципальных услуг — согласно Федеральному закону № 210-ФЗ: государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих внедрение реестров государственных и муниципальных услуг.

Стандарт государственной услуги — обязательные для исполнения правила, устанавливающие требования к предоставлению государственной услуги, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата предоставления данной государственной услуги в интересах потребителя государственной услуги.

Электронная подпись (ЭП) — реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭП.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство» iconНовые возможности Вашего телевизора
Наши жители смогут смотреть больше бесплатных каналов в цифровом качестве, а в перспективе пользоваться рядом передовых услуг (hbb,...
Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство» iconЭлектронное правительство как фактор снижения коррупции в России
В то время как «передовые» государства уже добились значительных успехов в антикоррупционной политике, в частности, за счет внедрения...
Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство» iconEnglish Test I. Прочитайте электронное письмо (e-mail)

Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство» iconБиология Электронное приложение к газете «Биология» №6/2010 (16-31 марта 2010)
Статья «Летняя гимназия: опыт внеурочной деятельности по географии». (авт. Нарижная М. А., учитель географии моу гимназии №1 городского...
Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство» iconЭлектронное образование в России: опыт, проблемы, перспективы 29 марта 2013 г
Мы рады приветствовать всех авторов публикаций, проявивших интерес к рассматриваемым вопросам: научных работников и преподавателей...
Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство» iconМежду правительством
Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан, Правительство Кыргызской Республики, Правительство Российской...
Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство» iconЗож электронное приложение к газете «Здоровье детей» №16/2010 (16-31 августа 2010 г.)
Электронное приложение к газете «Здоровье детей» №16/2010 (16-31 августа 2010 г.)
Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство» iconЭлектронное издание Рязанской областной универсальной научной библиотеки...

Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство» iconПроекта
Электронное издание Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького и Рязанского библиотечного общества
Лекция «Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определению и оценке зрелости, зарубежный опыт» 8 1 Различия в терминах «электронное правительство» iconКонкурса
Электронное издание Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького и Рязанского библиотечного общества

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница