Основные направления развития сыскного законодательства




Скачать 142.74 Kb.
НазваниеОсновные направления развития сыскного законодательства
Дата публикации18.12.2013
Размер142.74 Kb.
ТипЗакон
litcey.ru > Право > Закон
Основные направления развития сыскного законодательства
Частная детективная деятельность как самостоятельный социально полезный вид человеческой деятельности появилась в России после принятия 11 марта 1992 года Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Ее возникновение было обусловлено экономическими и политическими изменениями, которые происходили России в конце 80-х начале 90-х годов прошлого столетия, потребностями в обеспечении безопасных условий развития российского бизнеса, защите прав и законных интересов участников гражданского, уголовного, административного и арбитражных производств.

Как показывает анализ практики, к настоящему времени частная сыскная деятельность успешно прошла этап становления и развивается в направлении активного формирования цивилизованного рынка сыскных услуг. Идет поступательный процесс ее превращения в самостоятельную отрасль, претендующую на достойное место в обеспечении безопасности бизнеса и имеющую свои корпоративные интересы.

Согласно статистическим данным, начиная с 2001 г. наметилась устойчивая тенденция увеличения числа детективных предприятий и детективов - индивидуальных предпринимателей. Так, если в 2001 г. было зарегистрировано 554 частных детектива, то в 2013 г. их стало более полутора тысяч. На самом деле количество граждан, занимающихся фактически детективной деятельностью значительно больше, однако существующее устаревшее и не отвечающее потребностям практики законодательство не стимулирует выход этих лиц из тени.

Статистика и практика наглядно свидетельствуют о востребованности детективных услуг юридическими и физическими лицами. В настоящее время имеются объективные предпосылки, свидетельствующие о том, что потребность в детективных услугах будет в дальнейшем возрастать. Это обусловлено, например, вступлением России в ВТО, потребностями в новых услугах – сборе сведений по административным, арбитражным, семейным делам, исполнительным производствам. Далее, уже сейчас можно было бы расширить участие детектива в уголовном процессе путем предоставления ему права собирать доказательства по уголовным делам, рассматриваемым мировыми судьями. Как известно, по этим делам предварительное следствие и дознание не производится в силу их небольшой общественной опасности, а обязанность собирать доказательства возложена на заявителя, именуемого частным обвинителем. Представляется, эту задачу за него может успешно решить частный детектив.

Вместе с тем, имеется ряд факторов, которые существенно препятствуют дальнейшему развитию детективной деятельности. К их числу следует отнести, прежде всего, несовершенство законодательства, регламентирующего частную детективную деятельность.

Создание цивилизованного рынка сыскных услуг и дальнейшее его развитие, повышение эффективности сыскной деятельности как разновидности юридической деятельности, невозможно при отсутствии законодательства, отвечающего потребностям практики, интересам потребителей детективных услуг, происходящим изменениям в стране. Отсутствие основательной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законов, устранением противоречий в действующем законодательстве, не способствуют развитию частного сыска в России, решению детективами задач по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защите прав и законных интересов граждан.

Анализ действующего законодательства, регулирующего детективную деятельность, позволяет констатировать, что оно не решает существующих проблем в сфере сыска, является во многом устаревшим и противоречивым, не отвечает современному законодательству и потребностям практики, не позволяет легально оказывать даже отдельные существующие виды услуг, не учитывает интересы развития отрасли в целом.

Наглядным примером тому служит действующий закон «О частной детективной и охранной деятельности», который является основным законом, «ядром» правовой основы законодательства, регулирующего частную сыскную деятельность. Принятый в 1992 году, он к настоящему времени безнадежно устарел, поскольку отражает реалии характерные для того времени, когда частная сыскная деятельность находилась в стадии зарождения, отсутствовала практика, многие актуальные вопросы были теоретически не проработаны.

Наличие в законе нечетких формулировок и положений, устаревших терминов, затрудняет их понимание, допускает двоякое толкование, что в итоге создает серьезные затруднения в его применении на практике, побуждает детективов вынужденно идти на нарушение законодательства. Значительная часть его норм и положений противоречат друг другу и нормам, содержащимся в других законах. Так, если его содержание привести в соответствие с принятыми в последние годы федеральными законами, то уже сейчас отдельные статьи указанного закона подлежат исключению полностью, другие – существенной переработке.

Не исправил сложившееся положение в законодательстве, регулирующем детективную деятельность и принятый в декабре 2008 г. Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности». Содержащиеся в нем изменения не коснулись основных, принципиальных и жизненно важных для детективов вопросов, требующих первоочередного законодательного разрешения – видов сыскных услуг и прав частного детектива.

Как представляется, для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации необходимо приять действенные меры по совершенствованию законодательства в сфере частного сыска. В этих целях предлагается:

1. Прежде чем приступить к подготовке конкретных законов, следует разработать и принять Концепцию подготовки законодательства в сфере частного сыска.

В Концепции, прежде всего, необходимо решить принципиально важный, стержневой вопрос относительно правовой природы частной детективной деятельности.

Действующий закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» относит частную детективную деятельность к предпринимательской деятельности со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Как представляется, правовая природа частной детективной деятельности совершенно иная. По своей сути она является юридической деятельностью, а не коммерческой. Ей присущи все характерные черты юридической деятельности. О ее юридической направленности свидетельствует и характер оказываемых частным детективом услуг.

С учетом высказанных доводов и аргументов в пользу отнесения частной детективной деятельности к юридической деятельности, данное положение следует закрепить в предлагаемой концепции, а затем в соответствующем законе, где отдельной нормой прописать, что частная детективная деятельность не является предпринимательской и не преследует извлечения прибыли.

2. В Концепции должно быть определено, что частная детективная деятельность должна регулироваться отдельным законом – Федеральным законом «О частной детективной деятельности в Российской Федерации».

В настоящее время частная охранная и частная детективная деятельности регулируются одним Законом - «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Более чем двадцатилетний период существования этого общего закона убедительно показал, что назрела необходимость подготовки отдельного закона, регулирующего только частную детективную деятельность. Как известно, частная детективная и охранная деятельности представляют собой два отдельных, самостоятельных вида деятельности.

Далее, между этими видами деятельности практически нет ничего общего, что давало бы основание регулировать их в одном законе. Детективная и охранная деятельности различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовому статусу. Различна и их правовая природа. Охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защите жизни и здоровья охраняемых граждан, в то время как детективная – представляет собой разновидность юридической, розыскной деятельности, а ее содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых сыскных услуг.

Наличие отдельного закона о частной сыскной и охранной деятельности целесообразно и с точки зрения юридической техники. В действующем законе «О частной детективной и охранной деятельности» содержится немало отсылочных (бланкетных) норм, регулирующих правоотношения в сфере сыска, положения которых практически невозможно применить в сфере охраны. Все это порождает серьезные трудности в правоприменительной практике.

Кстати, идея о необходимости подготовки самостоятельного закона о частной детективной деятельности высказывалась законодателем еще в 1991 году.

Так Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1027 – 1 Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью совместно с Комитетами Верховного Совета РСФСР по безопасности и по законодательству поручалось в двухмесячный срок разработать и представить в Верховный Совет РСФСР проект закона РСФСР «О негосударственных детективных службах в РСФСР». Однако по каким-то причинам это Постановление Верховного Совета РСФСР исполнено не было и в 1992 году был принят ныне действующий общий закон – Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Как представляется, объективных затруднений для реализации данного предложения в настоящее время не имеется. Необходимо вначале подготовить новый отдельный федеральный закон, регулирующий частную сыскную деятельность, включив в него все положительное и выдержавшее испытание временем из действующего Закона. В заключительной части указанного федерального закона прописать, что после вступления его в силу часть первая (ст.ст.1-9) утрачивают силу, а из названия Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» убрать соответствующее словосочетание.

Следует отметить, что проект такого федерального закона (с несколько иным названием – Федеральный закон «О негосударственной (частной) сыскной деятельности в Российской Федерации») был подготовлен несколько лет тому назад и внесен депутатами, однако по ряду причин, в основном субъективного характера, принят не был. В настоящее время, после соответствующей корректировки, обусловленной последними изменениями законодательства, его можно вновь внести на рассмотрение Государственной Думы.

3. В Концепции следует прописать основные принципиальные положения указанного Федерального закона, касающиеся:

1) предмета правового регулирования указанного закона (определить, какие вопросы должны быть предметом правового регулирования данного закона, а какие – подзаконных актов);

2) его структуры.

За основу можно взять структуру указанного Федерального закона «О негосударственной (частной) сыскной деятельности в Российской Федерации»;

3) понятийного аппарата.

Целесообразно дать следующие основные понятия: частная детективная деятельность, детектив, детективные услуги, заказчик детективных услуг, удостоверение частного детектива;

4) задач и принципов деятельности.

Представляется, основными задачами сыскной деятельности являются:

1) защита прав и законных интересов физических и юридических лиц путем оказания детективных услуг;

2) обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности;

3) информационное обеспечение предпринимательской деятельности, защита коммерческой и иной охраняемой федеральным законодательством тайны.

К числу основных принципов указанной деятельности следует отнести: уважение чести и достоинства личности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, подконтрольность и поднадзорность деятельности, конфиденциальность, взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

5) новых видов детективных услуг.

Более чем двадцатилетняя практика осуществления детективной деятельности убедительно свидетельствует о необходимости увеличения числа детективных услуг. По меньшей мере, он должен включать в себя следующие детективные услуги:

- сбор сведений, а также предметов и документов по гражданским, арбитражным делам, делам об административных правонарушениях на основе договора с участниками гражданского, арбитражного и административного производств;

- сбор сведений, а также предметов и документов по уголовным делам на основе договора с участниками уголовного судопроизводства, отстаивающими в нем свои права или представляемые ими права и законные интересы. В течение суток с момента заключения договора с указанными участниками на сбор таких сведений, предметов и документов детективная организация, детектив (индивидуальный предприниматель) обязаны письменно уведомить об этом орган дознания, дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;

- сбор сведений по делам исполнительного производства на договорной основе с заказчиком детективной услуги;

- сбор сведений, а также предметов и документов для подачи юридическими и физическими лицами заявления или представления иска в правоохранительные органы и в суд на договорной основе с заказчиком детективной услуги;

- сбор сведений по установлению наступления страхового случая на основе договора с заказчиком детективной услуги;

- сбор сведений сторонам для разрешения спора в третейском суде;

- сбор сведений по поручению заказчика детективных услуг для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

- выявление по поручению заказчика детективных услуг фактов и обстоятельств недобросовестной конкуренции, незаконного получения кредита, причин невыполнения долговых обязательств, незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, банковскую и служебную тайны, незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, нарушений при выпуске ценных бумаг, неправомерных действий при банкротстве;

- установление биографических и других характеризующих личность данных об отдельных физических лицах при заключении ими с заказчиком детективных услуг трудовых и иных договоров с их письменного согласия;

- поиск по поручению заказчика детективных услуг без вести пропавших лиц;

- поиск по поручению заказчика детективных услуг утраченного имущества, находящегося в его в законном владении;

6) четкого определения правового статуса частного детектива.

В этой части Концепции следует прописать порядок приобретения, присвоения, приостановления и прекращения статуса детектива, обязанность детектива сдать квалификационный экзамен и порядок его проведения. Особо подчеркнуть, что частный детектив не является индивидуальным предпринимателем;

7) прав и обязанностей детектива.

Права частного детектива должны быть прописаны в отдельной статье. При определении перечня прав детектива следует исходить из цели, на достижение которой в соответствии с действующим законом направлена частная детективная деятельность – защита прав и законных интересов клиентов. В указанной статье следовало бы прописать, что частный детектив при осуществлении сыскной деятельности вправе:

- опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к предмету оказываемой детективом услуги;

- исследовать предметы и изучать документы с письменного согласия их владельцев;

- осуществлять внешний осмотр зданий, сооружений, строений, помещений, участков местности, транспортных средств и других объектов для получения необходимой для выполнения оказываемой услуги информации; осуществлять наблюдение для получения информации в целях сыска, в том числе с использованием технических средств, за исключением специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

- совершать действия по закреплению (фиксации) следов события;

- собирать сведения, необходимые для выполнения оказываемой услуги, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы из органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а равно иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном федеральным законодательством, выдавать детективу запрашиваемые им документы или их заверенные копии;

- собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном федеральным законодательством;

- привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием детективной услуги;

- фиксировать (в том числе с помощью технических и иных средств) информацию, относящуюся к оказываемой им детективной услуге, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну;

- использовать в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, видео-и аудиозапись, кино- и фотосъемку, технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

Данный перечень прав включает объективно необходимый их минимум. При формулировании прав детектива было использовано все положительное, имеющееся в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». При этом также были учтены права сыщика, прописанные в статье 21 Модельного Закона «О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности», принятом 16 июня 2003 г. на Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств, правоприменительная практика по уголовным, гражданским делам и административным производствам.

8) перечня действий частного детектива и порядка их осуществления.

В Концепции следует принципиально определиться относительно перечня действий детектива и порядка их документирования;

9) ограничений в частной детективной деятельности.

Перечень ограничений в частной детективной деятельности должен реально обеспечить недопустимость ограничения или нарушения прав и законных интересов юридических и физических лиц при ее осуществлении;

10) лицензирования частной детективной деятельности.

Порядок лицензирования должен быть прописан с учетом правового статуса частного детектива. В случае принятия концептуального положения о том, что частная детективная деятельность относится к юридической деятельности, а частный детектив не является индивидуальным предпринимателем, то существенно изменится и порядок лицензирования указанной деятельности. В частности, вряд ли будет необходимо оставлять в качестве лицензирующего органа в сфере частного сыска МВД России. Может быть, целесообразно в таком случае передать данную функцию Министерству юстиции. Каких-либо объективных противопоказаний для этого нет. Особенно если учесть, что в связи с последними изменениями законодательства в сфере частного сыска, аннулировано право использования в частной детективной деятельности специальных средств и вследствие этого частные детективы освобождены от обязанности прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств. Кстати, эта идея, высказанная мною еще в девяностые годы, нашла подтверждение в концепции реформы правоохранительных органов России, подготовленной Комитетом гражданских инициатив бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина.

11) осуществления государственного контроля (надзора) за частной охранной деятельностью.

Что касается осуществления контроля за частной детективной деятельностью, то в Концепции следует определиться, есть ли необходимость оставлять указанный контроль и в дальнейшем за органами внутренних дел.

Как представляется, заслуживает внимания высказанное в юридической литературе суждение о целесообразности жесткого соотнесения этого достаточно автономного вида юридической деятельности с одним из ведомств – МВД России. Не будет ли лучше детективам и правоохранительной системе, обществу в целом, если контроль за частной детективной деятельностью будет выведен из под ведомственного влияния и сосредоточен в ином – «общенациональном» месте, возможно в Министерстве юстиции.

4. Следующим этапом на пути совершенствования законодательства, регулирующего частную детективную деятельность, будет реализация положений Концепции в процессе подготовки Федерального закона «О частной детективной деятельности в Российской Федерации».

5. В целях приведения законодательства, регулирующего частную детективную деятельность, в систему необходимо подготовить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О частной детективной деятельности в Российской Федерации»

Прежде всего, необходимо будет внести изменения в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской федерации» исключив из него положения, касающиеся частной детективной деятельности, названия Закона.

Очевидно уже в настоящее время, что потребуется внесение соответствующих дополнений в Гражданский и Уголовный процессуальный кодексы, касающихся прав участников гражданского и уголовного процесса пользоваться услугами частного детектива при реализации ими права на представление доказательств.

Тем самым будет приведено в соответствие нормы ФЗ «О частной детективной деятельности», предоставляющие право частному детективу на сбор сведений по уголовному и гражданскому делу, с Гражданским и уголовно-процессуальным законодательством.

Потребуется внесение изменений в Арбитражный, административный кодексы, Закон «О полиции» и некоторые другие законодательные акты.

6. Завершающим этапом законотворческой работы в сфере сыска будет приведение подзаконных актов в соответствие с действующим законодательством и принятие в случае необходимости новых подзаконных актов.

Дальнейшая работа будет состоять в приведении всего сыскного законодательства в систему, внесения в него изменений и дополнений с учетом потребностей практики, научных проработок актуальных вопросов частного сыска.

Изложенное наглядно свидетельствует о том, какая масштабная и системная работа необходима для подготовки сыскного законодательства. Выполнить ее можно только усилиями всего сыскного сообщества с привлечением специалистов, занимающихся проблемами частного сыска.

Похожие:

Основные направления развития сыскного законодательства iconПаспорт программы развития Анализ проблем развития Концептуальные...
Целевая программа развития моу лицея г. Таганрога на 2009 – 2014 годы (далее – Программа) – основополагающий документ, устанавливающий...
Основные направления развития сыскного законодательства iconКурсовая работа на тему «Структурная политика государства и ее основные направления»
Основные направления развития структуры национальной экономики в условиях нтп
Основные направления развития сыскного законодательства iconПрограмма развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Настоящая программа определяет концепцию развития специальной коррекционной школы и основные направления деятельности по её реализации...
Основные направления развития сыскного законодательства iconОсновные научные направления академии и научные школы
Воронежской области и г. Воронежа, в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки и техники, а также Концепцией...
Основные направления развития сыскного законодательства iconОсновные научные направления академии и научные школы
Воронежской области и г. Воронежа, в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки и техники, а также Концепцией...
Основные направления развития сыскного законодательства iconОсновные направления развития рынка нефти и газа Европейского союза и их последствия для России

Основные направления развития сыскного законодательства iconПрограмма рассмотрена и принята к исполнению педсоветом школы
Настоящая программа развития определяет концепцию, основные направления развития школы, меры по ее реализации, ресурсное обеспечение...
Основные направления развития сыскного законодательства iconПрограмма рассмотрена и принята к исполнению педсоветом школы
Настоящая программа развития определяет концепцию, основные направления развития школы, меры по ее реализации, ресурсное обеспечение...
Основные направления развития сыскного законодательства iconПрограмма развития мбоу сош №4 на 2011-2020 гг.  
Основные направления развития образовательного учреждения на 2011-2020 гг          
Основные направления развития сыскного законодательства iconОсновные направления и задачи программы развития на 2008-2010 гг....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница