Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования




Скачать 144.01 Kb.
НазваниеПроект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Дата публикации11.01.2014
Размер144.01 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Право > Документы
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями любой формы собственности и ведомственной принадлежности,

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования;

к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы дошкольного образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, самоценность дошкольного образования как фундамента всего последующего образования

3. Стандарт устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. На основе Стандарта разрабатываются:

примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования;

основные общеобразовательные программы, разрабатываемые, утверждаемые и реализуемые в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

авторские основные общеобразовательные программы.

5. Стандарт пересматривается и устанавливается не реже одного раза в десять лет.

6. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

7. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего образования;

духовно-нравственного развития и воспитания детей на ступени дошкольного образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, и начального общего образования;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

формирования критериальной оценки результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех детей, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

8. В основе Стандарта лежат культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы, согласно которым:

содержание воспитательно-образовательного процесса ориентировано на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности ребенка на основе познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

содержание дошкольного образования обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

содержание воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

в достижении целей личностного, социального и познавательного развития детей дошкольного возраста решающую роль играет содержание образования, способы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

воспитательно-образовательный процесс строится с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей; содержание воспитательно-образовательного процесса обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования;

воспитательно-образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

9. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ребенка к окончанию дошкольного периода детства («социальный портрет ребенка дошкольника 6,5 – 7 лет»):

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

любознательный, активный.  Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; 

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

10. С целью формулировки положений Стандарта используются следующие основные понятия:

«Активность ребенка» – инициативное участие воспитанника в образовательном процессе.

«Базис содержания дошкольного образования» – необходимое и достаточное содержание дошкольного образования, обеспечивающее достижение ребенком психологической и физической готовности к школе. Должен быть реализован во всех вариативных моделях и формах дошкольного образования.

«Ведущая деятельность» – деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Через ведущую деятельность опосредуется система отношений ребенка с окружающей действительностью, которая в данный период является источником его психического развития. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.

«Воспитание» – создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.

«Воспитанник» – ребенок дошкольного возраста, участвующий в образовательном процессе.

«Готовность к школе» – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

«Дошкольное образование» – система образования (развития, обучения и воспитания) детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечивающая полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.

«Игровая деятельность» – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

«Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

«Интеллектуальные качества» - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).

«Качество» – 1) системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту; 2) объект оценки и интегральный результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Личностные качества» - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие.

«Непрерывное образование» – связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования (целей, задач, содержания, средств, форм, организации) на каждой ступени и уровне образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

«Образовательная деятельность» - систематическая работа по развитию, обучению и воспитанию детей от 3 до 7 лет, содержание которой включает в себя цель (разностороннее развитие воспитанников), средства (адекватные возрасту воспитанников формы, методы, приемы и др. средства образования), результат (личностные, физические и интеллектуальные качества ребенка) и образовательный процесс. В соответствии со спецификой дошкольного возраста осуществляется в двух основных организационных моделях: в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. При осуществлении образовательной деятельности с детьми от 6 до 7 лет возможно появление учебной модели (проведение специально организованных занятий).

«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

«Образовательный процесс» – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями.

«Обучение» – процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.

«Общение ребенка» – коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся в вербальной и невербальной форме. Невербальное общение осуществляется паралингвистическими средствами (мимикой, жестами и др.). Вербальное общение проявляется в установлении контактов речевым способом. Различают общение ребенка со взрослым и с другими детьми.

«Основная образовательная программа дошкольного образования» – программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную (инвариантную), разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) вариативную, формируемую участниками образовательного процесса.

«Основные направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

«Оценка уровня освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» - 1) оценочная деятельность, результатом которой является установление соответствия фактического состояния объекта оценки его нормативному (в терминах критериально-ориентированной диагностики) состоянию; 2) результат оценочной деятельности.

«Оценочная деятельность» – деятельность, включающая в себя весь набор действий, связанных со сбором и обработкой информации об объекте оценки, целью которой является установление соответствия фактического состояния объекта оценки его нормативному в терминах критериально-ориентированной диагностики) состоянию.

«Познавательно-исследовательская деятельность» – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

«Преемственность» – объективная необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое возникает но основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые, целесообразные элементы; 2) между компонентами, этапами, стадиями одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому, базирующаяся на сохранении, обогащении общих традиций и позитивного опыта, а также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений, происходящих внутри и вне системы.

«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – нормативный документ, разработку которого на основе федеральных государственных образовательных требований осуществляет уполномоченный федеральный государственный орган. Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении (группе) дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе.

«Присмотр» – создание в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, комплекса условий для охраны жизни и здоровья детей, безопасности их пребывания, обеспечение неотложной медицинской помощи в экстренных случаях.

«Продуктивная деятельность» форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной, направленной на достижение известного результата известными методами и средствами (например, складывание конструктора, рисование по образцу); 2) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание конструктора по собственному замыслу и др.). Присутствует в таких образовательных областях, как познание, труд, физическая культура, художественное творчество.

«Психологическая готовность к школе» – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

«Развитие» – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.

«Результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от латин. resultatus - отраженный) - конечный итог, следствие, завершающее собой процесс реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (по периодам и в целом). Результатами основной общеобразовательной программы являются физические, личностные и интеллектуальные качества ребенка. Различают: 1) текущие (промежуточные) результаты освоения программы – качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования, оценка которых осуществляется с определенной периодичностью, 2) итоговый результат освоения программы - физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования, а также сформированная совокупность личностных, физических и интеллектуальных качеств, или «социальный портрет ребенка 6,5-7 лет).

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Содержание дошкольного образования» – совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и совершенствование правового государства.

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. Различают:

непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

«Уход» – проведение комплекса санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур, организация питания детей в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

«Физические качества» - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.).

Похожие:

Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования iconПриказ об утверждении Федерального государственного образовательного...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении...
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования iconПлан внедрения федерального государственного образовательного стандарта...
Цель: создание системы организационного и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного...
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования iconО направлениях деятельности муниципальных пилотных площадок по введению...
Фгос до», во исполнение приказа Министерства образования и науки Мурманской области от 29. 01. 2014 №132 «О деятельности региональных...
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования iconПриказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 n 1155 "Об утверждении...
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования iconПриказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 n 1155 "Об утверждении...
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования iconПриказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 n 1155 "Об утверждении...
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования iconРоссийской Федерации Институт стратегических исследований в образовании...
Целью семинара является подготовка специалистов российской системы дошкольного образования к реализации Федерального государственного...
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования iconМероприятий («дорожная карта») введения федерального государственного...
Иркутской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования iconРоссийской федерации (минобрнауки) 151 «17» октября 2013 г. Москва
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования iconМурманской области прика з
Об организации деятельности региональных площадок по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница