«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях»




Скачать 157.97 Kb.
Название«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях»
Дата публикации02.02.2014
Размер157.97 Kb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Право > Методические рекомендации
Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________ Ф.И.О.

«____»_____________2006 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса
«Управление качеством в образовании»


Санкт-Петербург

2006

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса
«Управление качеством в образовании»
для слушателей, проходящих повышение квалификации


Всего аудиторных занятий – 72 часа

Из них лекций – 39 часов, практических занятий –33 часа

Санкт-Петербург

2006

ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения данного курса является формирование у слушателей – руководителей, преподавателей и сотрудников высших учебных заведений (вузов) понимания принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях, умений и практических навыков построения систем качества, в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения (СК ОУ) и применения методов и инструментов менеджмента качества для улучшения процессов образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузе.

Значительное внимание в курсе уделяется вопросам государственных и внутренних механизмов обеспечения качества высшего профессионального образования (ВПО) в контексте Болонского процесса, включая изучение базовой Модели совершенствования деятельности вуза и его самооценки при аттестации и государственной аккредитации.

Курс базируется на глубокой классической теоретической подготовке в области менеджмента качества в сочетании с большим количеством групповых практических работ, которые позволяют закрепить теоретический материал и получить навыки решения конкретных практических задач, возникающих в процессе внедрения методов менеджмента качества в образовательных учреждениях и создании СК ОУ в соответствии с типовой моделью.

В основу курса положен реальный практический опыт авторов по разработке и внедрению систем менеджмента качества в вузах, опыт их работы в качестве экспертов конкурса Министерства образования и науки РФ «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», опыт разработки документов типовой модели СК ОУ в рамках выполнения государственного контракта:

  • «Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов»;

  • «Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях»;

  • «Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования»;

  • «Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности»;

  • «Методические рекомендации для независимых экспертов, осуществляющих оценку эффективности функционирования системы управления качеством образования в вузах и ссузах»,

а также опыт проведения подобных курсов повышения квалификации для работников промышленных предприятий, организаций сферы услуг и образовательных учреждений.

В результате изучения данного курса слушатели должны:

1. ЗНАТЬ:

  • цели, задачи и основные принципы менеджмента качества;

  • базовые принципы Всеобщего управления качеством (TQM);

  • стандарты и директивы гарантии качества высшего образования в Европейском регионе Европейской ассоциации гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования;

  • требования и рекомендации международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и особенности их применения в образовании;

  • модель организационного совершенства Европейского фонда по качеству (EFQM) и ее адаптации для сферы образования, включая Модель совершенствования деятельности вуза и его самооценки;

  • методы построения и документирования систем качества в образовательных учреждениях в соответствии с типовой моделью СК ОУ, размещенной на сайте Федерального агентства по образованию www.ed.gov.ru;

  • системные методы и алгоритмы обеспечения, поддержания и улучшения качества;

  • основные цели, задачи и методы проведения самооценки деятельности вузов в соответствии с Моделью совершенствования деятельности вуза и моделью конкурса Рособразования и Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов»;


2. УМЕТЬ:

  • устанавливать и измерять характеристики, определяющие качество процессов и результатов образовательной деятельности;

  • структурировать, описывать, планировать и улучшать основные рабочие процессы вуза;

  • применять методы стратегического планирования и управления в вузе;

  • организовывать работу по формированию политики, целей и задач в области качества (вуза, факультета, кафедры и других структурных подразделений);

  • разрабатывать и внедрять системы качества в вузах, включая их организационную структуру и документацию в соответствии с типовой моделью СК ОУ;

  • подготавливать и проводить внутренние аудиты системы качества вуза и разрабатывать планы по улучшению процессов;

  • разрабатывать формы документов, планировать и проводить самооценку вузов в соответствии с Моделью совершенствования деятельности вуза и моделью конкурса Рособразования и Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов»;

  • применять основные инструменты менеджмента качества, включая методы статистической обработки, для контроля и улучшения процессов деятельности образовательных учреждений;

  • применять методы системного и ситуационного анализа («мозговой штурм», «обратный мозговой штурм» и др.) при решении практических задач менеджмента качества.

^ 3. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

 об основных принципах, концепциях и моделях менеджмента качества, историческом развитии вопроса, особенностях применения стандартов и моделей менеджмента качества в образовательных учреждениях;

 о перспективах модернизации Российского образования в контексте Болонского процесса и формирующихся требованиях к качеству образования в едином Европейском образовательном пространстве.

^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. Понятие качества и менеджмента качества.

Цели и задачи курса. Актуальность проблемы. Историческое развитие науки о качестве и ее практических приложений. Общие термины, определения и основные понятия менеджмента качества, особенности терминологии качества в сфере образования. Общая концепция качества (качество результатов, процессов и системы образовательного учреждения). Основные этапы «жизненного цикла предоставления образовательных услуг» («петля качества» Д. Джурана). Краткая характеристика подходов и моделей менеджмента качества. Всеобщий менеджмент качества (TQM), принципы TQM. Краткая характеристика серии стандартов ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), особенности их применения в образовательных учреждениях. «Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования в Европейском регионе» Европейской Ассоциации гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования. Государственные и внутренние механизмы обеспечения качества образования. Особенности менеджмента качества в образовании и ключевые факторы качества образования. Основные группы потребителей образовательных услуг, их требования и ожидания. Измеряемые характеристики качества образовательного процесса и его результатов.
Тема 2. Государственные и внутренние механизмы обеспечения качества ВПО в контексте Болонского процесса. Комплексная оценка вузов и государственная аккредитация, аккредитация образовательных программ.

Структура образования Российской Федерации. Этапы обеспечения
гарантий качества образования и система комплексной оценки деятельности вузов, как механизм государственного контроля и обеспечения качества ВПО. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация. Структура и функции государственных органов, обеспечивающих процессы комплексной оценки деятельности вузов. Показатели государственной аккредитации. Основные направления совершенствования государственного регулирования качества образования. Профессиональные стандарты. Требования, предъявляемые к системам обеспечения качества вузов при аттестации и государственной аккредитации. Основные этапы и документы Болонского процесса. Качество образования как фундаментальный камень формирования единого европейского образовательного пространства и основное условие доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в нем. Аккредитация образовательных программ как новый инструмент государственной гарантии качества образования. Требования и механизмы проведения государственной аккредитации образовательных программ.
^ Тема 3. Стратегическое планирование в области качества образовательной деятельности.

Актуальность проблемы. Глобальные тенденции в сфере образования. Болонский процесс и совершенствование образовательного процесса в российских вузах. Задачи стратегического менеджмента. Формулировка миссии, видения, основных ценностей и стратегических целей вуза. Основные приоритеты стратегического развития вуза. Механизмы стратегического планирования и структура планов. Базисные показатели стратегического плана развития вуза. Контроль за выполнением планов и корректирующие действия. Система мониторинга показателей оценки эффективности деятельности кафедр. Институциональные мероприятия (материально – техническая и образовательная компоненты). Системо-образующие мероприятия. Применение метода сбалансированных показателей (Balanced Score Card) для стратегического планирования и разработки программ развития вуза. Перспективы удовлетворенности потребителей, развития персонала, совершенствования процессов и улучшения финансового состояния вуза. Проецирование стратегических целей на подразделения и сотрудников вуза. Реализация оперативного планирования.
^ Тема 4. Менеджмент процессов в образовательном учреждении.

Процессно-ориентированный подход как основа современного менеджмента качества. Менеджмент процессов и его составляющие. Определение процесса (бизнес-процесса) и его основные компоненты. Основные виды моделей управления организацией в зависимости от степени ориентированности на процессы. Общая классификация процессов организации. Понятие ключевых процессов. Основные этапы общей методологии идентификации, определения взаимодействия, декомпозиции, структурирования, представления, описания и документирования бизнес-процессов. Типовой реестр и классификация рабочих процессов образовательного учреждения (ОУ). Обобщенная карта процессов ОУ. Информационные карты процессов, паспорт процесса. Общая характеристика методов графического структурирования, представления и описания бизнес-процессов (диаграммы потока, Blueprints, диаграммы в стандартах IDEF0/IDEF3 и др.). Документирование процессов в соответствии с типовой моделью СК ОУ. Система измерений и мониторинга процессов образовательного учреждения. Фазы внедрения и управления процессом. Примерный перечень измеряемых показателей и характеристик качества процессов образовательного учреждения и результатов его деятельности. Улучшение и ре-инжиниринг процессов образовательного учреждения. Основные определения методологии и языка IDEF0/IDEF3 для графического описания и моделирования бизнес-процессов. Программные средства поддержки менеджмента процессов (Visio 2000, AllFusion Process Modeler 4.1 – BPwin, ARIS Toolset и др.)
^ Тема 5. Типовая модель системы качества образовательного учреждения и рекомендации по ее построению и внедрению.

Общая характеристика базовых документов для построения системы качества (СК) вуза («Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе» ENQA, стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и др.). Система качества вуза, область применения и общие положения. Характеристика «Стандартов и Директив» ENQA. Содержание документов типовой модели СК ОУ :описание типовой модели СК ОУ, рекомендации по проектированию и внедрению СК на основе типовой модели, рекомендации по организации и проведению самооценки систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности, рекомендации для независимых экспертов, осуществляющих оценку СК в вузах и ссузах. Процессно-ориентированный подход. Типовой реестр и классификация рабочих процессов ОУ. Система качества вуза: требования к руководству вуза, политика в области качества вуза, организационная структура, структура и назначение документации и записей, требования к построению и содержанию и типовые формы руководства по качеству, документированной процедуры и информационной карты процесса. Менеджмент ресурсов. Менеджмент процессов. Измерение, анализ и улучшение.

Общие стадии и этапы разработки и внедрения системы качества ОУ. Перечень базовых мероприятий по разработке и внедрению системы качества ОУ. Планирование мероприятий по разработке (внедрению) системы качества ОУ. Рекомендации по разработке информационных карт процессов, документированных процедур, оперативных планов достижения целевых показателей.
^ Тема 6. Аудит качества образовательной деятельности в вузе.

Аудит как способ контроля качества. Виды, цели и основные задачи аудита. Аудит продукции, процесса, подразделения и системный аудит. Аудит 1-й, 2-й и 3-й стороной. Роль внутренних аудиторов и требования, предъявляемые к ним. Подготовка, планирование и проведение внутреннего аудита. Документы по аудиту, процедуры разработки и отчетности. Система сертификации систем менеджмента качества организаций и органы по сертификации.
Тема 7. Модель совершенствования деятельности вуза и самооценка вуза на основе этой модели. Использование Модели и самооценки в процессе подготовки вуза к аттестации и государственной аккредитации.

Модели, используемые при построении систем качества университетов в России и за рубежом, сходства и различия. Анализ показателей аттестационной экспертизы и государственной аккредитации и их связь с системой качества вуза. Общая характеристика модели организационного совершенства Европейского фонда по качеству (EFQM). Европейская премия по качеству. Адаптация и интерпретация критериев и подкритериев модели EFQM применительно к образовательному учреждению. Цели и задачи самооценки. Применяемые модели, уровни и методы самооценки (матричный метод, анкетирование, семинар, стандартные формуляры, моделирование процедур участия в конкурсе по качеству). Методология планирования и проведения самооценки в вузе. Обработка результатов самооценки. Применение SWOT–анализа (сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы) при самооценке вуза. Выбор приоритетов для совершенствования и планирование мероприятий по улучшению. Модель совершенствования деятельности вуза и его самооценки на основе этой модели. Стадии и критерии организационного совершенства и принципы самооценки деятельности вуза. Роль Модели совершенствования деятельности вуза и его самооценки при аттестации и государственной аккредитации. Основные принципы оценки наличия и эффективности системы обеспечения качества в образовательном учреждении при проведении аттестационной экспертизы и государственной аккредитации.
^ Тема 8. Интернационализация образования и проблемы обеспечения качества совместных образовательных программ.

Интернационализация образования в рамках развития Болонского процесса. Основные принципы, цели и история развития Болонского процесса. Совместные образовательные программы и их качество. Участники совместной образовательной программы.
^ Тема 9. Модель и опыт проведения конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Модель премии конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». Описание критериев и подкритериев модели. Принципы оценки подкритериев и интегральная оценка вуза. Порядок проведения конкурса. Общие принципы подготовки отчета конкурсанта. Опыт проведения и результаты конкурсов последних лет. Значение участия вузов в конкурсе «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». Результаты предыдущих конкурсов.
^ Тема 10. Применение методов и инструментов менеджмента качества в образовательных учреждениях.

Роль статистических методов в менеджменте качества. Основные понятия и методы математической статистики. Семь основных инструментов управления качеством: лист сбора данных, диаграмма потока, причинно-следственная диаграмма Ишикава («рыбья кость»), карты управления качеством (карты Шухарта), гистограмма, диаграмма Парето, диаграмма корреляции. Семь новых инструментов менеджмента качества (диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, стреловидная диаграмма, диаграмма процесса осуществления программы (PDPC), анализ матричных данных). Метод развертывания функции качества (QFD – Quality Function Deployment), алгоритм проведения, основные этапы. Анализ причин возможных ошибок и их последствий (FMEA): основные понятия, применение, цель и процедура проведения, анализ ошибок, оценка риска, определение мероприятий по уменьшению риска и др. инструменты менеджмента качества.
^ Методические рекомендации и пособия по изучению дисциплины

Учебно-методические и информационно-справочные материалы по курсу:

1) Раздаточные материалы по темам лекций и методические материалы по проведению групповых практических работ.

2) Менеджмент качества в образовательных учреждениях: Материалы курса повышения квалификации/ Д.В. Пузанков, С.А. Степанов, В.В. Азарьева, В.С. Соболев и др., Части 1 и 2. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. – 427 с.

3) Проекты нормативных документов по типовой модели системы качества образовательного учреждения, представленные на сайте Федерального агентства по образованию www.ed.gov.ru:

  • «Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов»;

  • «Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях»;

  • «Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования»;

  • «Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности»;

  • «Методические рекомендации для независимых экспертов, осуществляющих оценку эффективности функционирования системы управления качеством образования в вузах и ссузах»,



Литература обязательная

    1. Колесников А.А., Козин И.Ф., Кожевников С.А., Соболев В.С., Степанов С.А., Щербаков А.Ю. Всеобщий менеджмент качества/ Под общей редакцией Степанова С.А. - СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. - 200 с.

    2. Горбашко Е.А., Колесников А.А., Леонова Т.И., Степанов С.А. Менеджмент качества в образовательном учреждении. Часть 1. Системы качества, основы менеджмента качества и управление затратами на качество. - СПб.: Издательско-полиграфический центр СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000.-160 с.

    3. Колесников А.А., Степанов С.А., Щербаков А.Ю. Менеджмент качества в образовательных учреждениях, Часть 2. Оценка систем менеджмента качества. - СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. – 108 с.

    4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 26 с.

    5. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 21 с.

    6. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 45 с.

    7. Международный стандарт ИСО 19011. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента (Первое издание 01.10.2002). – Перевод Российского Морского Регистра Судоходства (13.03.2003). – 31 с.

    8. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие// Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В – Москва–Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккреди­тации, 2001. – 192с.

    9. Руководство для участников конкурса 2003 года «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». – М.: Министерство образования РФ, 2003. – 27 с.

    10. Менеджмент качества в образовательных учреждениях: Материалы курса повышения квалификации/ Д.В. Пузанков, С.А. Степанов, В.В. Азарьева, В.С. Соболев и др., Части 1 и 2. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. – 427 с.

    11. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000:2001 в высших учебных заведениях / Д.В. Пузанков, А.В. Олейник, В.С. Соболев, С.А. Степанов. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. – 220 с.

    12. Проекты нормативных документов по типовой модели системы качества образовательного учреждения, представленные на сайте Федерального агентства по образованию www.ed.gov.ru:

- «Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов»;

-  «Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях»;

-    «Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования»;

-  «Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности».
Литература рекомендуемая

  1. Системы качества в образовании. Выпуск 1. Часть 1. Сборник переводов с английского под общей редакцией Ю.П. Адлера. – М.: МИСИС, 2000. – 144 с.

  2. Управление качеством. Том 2. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. Основы обеспечения качества. Под общей ред. Азарова В.Н. – М.: МГИЭМ, 2000. – 356 с.

  3. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. Учебник. – СПб.: Изд-во СПБ УЭФ, 1996. – 454 с.

  4. Глудкин О.П. и др. Всеобщее управление качеством. – М.: Радио и связь, 1999 – 600 с.

  5. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. – М.: Новости, 2000. – 432 с.

  6. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соотве6тствии с международными стандартами ISO семейства 9000). Учеб пос. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. – 336 с.

  7. Горленко О.А., Мирошников В.В. Создание систем менеджмента качества в организации. Монография. – М.: «Машиностроение-1», 2002. – 126 с.

  8. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Ре-инжиниринг бизнеса: Ре-инжиниринг организаций и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997.- 336с.

  9. Шеер Август-Вильгельм, Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. 2-е изд./ перевод с англ. – М.: «Весть-Метатехнология», 1999. – 152 с.

  10. Васильев В.А., Каландарашвили Ш.Н., Новиков Ю.А., Одиноков С.А. Управление качеством и сертификация. – М.: Интермет Инжиниринг, 2003. – 416 с.

  11. Комплексная оценка качества высшего технического образования и вузовских систем управления качеством подготовки специалистов/Мануйлов В.Ф., Приходько В.М., Дмитренко В.П., Федоров И.В., Федотова А.В., Чичин А.А. // Под ред. Митина Б.С. – М.: ЛАТМЭС, 2000. – 276 с.

  12. Образовательные услуги и управление качеством/Мануйлов В.Ф., Дмитренко В.П., Федотова А.В., Шишков Г.М., Галетова Н.Л.// Под ред. Петрова А.П. – М.: ЛАТМЭС, 2001. – 176 с.

  13. Соколов А.В., Галкин В.И., Федотова А.В. Методическое руководство по формированию электронных годовых отчетов учебных и научных подразделений университета// Под ред. Мануйлова В.Ф. и Васильева В.А. – М.: ИТЦ МАТИ, 2003. – 40 с.

  1. Маклаков С.В. Bpwin и Erwin. CASE-средства разработки информационных систем. – 2-е изд. – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. – 304 с.

  2. Р 50.1.028-2001. «Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. – М.: Госстандарт России, 2001. – 43 с.

  3. Ralf G. Lewis, Douglas H. Smith, Total Quality in Higher Education. – St. Lucie Press, 1994. – 330 pp.

  4. James R. Evans, William M. Lindsay, The Management and Control of Quality. – 4-th/ ed, South-Western College Publishing. – 1999. – 785 pp.

  1. Stamatis D.H., TQM Engineering Handbook. – New York: Marcel Dekker, Inc., 1997. – 637 pp.



Авторы:

К.т.н., доцент, аудитор Европейской С.А. Степанов

организации по качеству (EOQ)
Д.т.н., профессор кафедры МСК В.С. Соболев

аудитор Европейской

организации по качеству (EOQ)





Похожие:

«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению...
Настоящие Практические рекомендации подготовлены в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое...
«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации адресованы воспитателям и методис­там дошкольных...
Б 95 Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов...
«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по составлению комплекта документов по...
Управления фсб россии по Москве и Московской области. На­стоящие Методические рекомендации являются основополагающими при разработке...
«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по проведению занятий в образовательных...
Етодические рекомендации для учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга по проведению занятий с учащимися I, II, III ступеней...
«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по проведению занятий в образовательных...
Етодические рекомендации для учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга по проведению занятий с учащимися I, II, III ступеней...
«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса Москва...
Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005
«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях» iconЯкутский филиал спб ауиэ кафедра экономики утверждаю
Общие методические указания по изучению дисциплины, Методические рекомендации по практическим занятиям по дисциплине, Методические...
«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях» icon"Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки...
Методические рекомендациипо проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций
«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса...
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области
«Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях» iconКомитет по управлению муниципальным имуществом администрации киржачского района
Муниципальный контракт на оказание услуг по проектированию, монтажу и гарантийному обслуживанию автоматической пожарной сигнализации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница