История возникновения и современные исследования психологии организаций




НазваниеИстория возникновения и современные исследования психологии организаций
страница1/8
Дата публикации23.02.2013
Размер1 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. История возникновения и современные исследования психологии организаций.

Психология организации зародилась в Др. мире, ее проблемы прослеживались в трудах Аристотеля. Активное развитие происходило в военном деле (А. македонский). Как наука зародилась в 20 – м веке, в работах Гуго Мюненсберга (его книга: «психология и эффективность производства» 1913). Внедрил понятие психологии в бизнес и промышленность. Одним из первых провел исследования в области безопасности труда.

Первые индустриальные психологи занимались исследованием проблем повышения эффективности производства.

Способы повышения эффективности производства:

  1. Совершенствование методов отбора и подготовки работников.

  2. Оптимальное проектирование трудовой деятельности.

  3. Применение оптимальных стратегий организации труда.

Уолтер Скотт проводил исследования в области рекламы, особенности приема на работу, аттестации кадров, в особенности на должности немецких офицеров.

Ф. Тейлор, Френк и Милам Гилберт занимались анализом рабочего времени и движений работника.

К концу 30 – х годов только в Америке функционировало более 100 индустриальных психологов.

Брюс Мур в 1921г защитил первую докторскую работу по индустриальной психологии при университете Корнеги.

В период 2 мировой войны более 12 миллионов военнослужащих прошли военный тест, который в 1940 разработал Ричардсон.

Большое значение в развитие психологии организаций сыграли Хоторнские исследования.

Современная проблематика помимо профессионального отбора, занимается повышением производительности производства, занимается изучением проявления человеческого фактора в тех или иных ситуациях, возникающих в производственном процессе, исследованием проблем мотивации, лидерства, изучает причины таких явлений как употребление алкоголя на рабочем месте и прогулами, влияние организации на личную жизнь человека и др.

  1. ^ Предмет, цели, задачи курса психологии организаций.

Предмет психологии организации – это особенности проявления психики и поведения людей, а так же психологические закономерности развития и функции различных организаций.

Цель курса: развитие профессионального мышления в области организационной психологии.

Задачи: - освоение терминологического аппарата психологии организации;

- получение знаний в сфере методологии и теории психологии ор-ции;

- понимание психологических процессов в организационной деятельности;

- научиться разрабатывать практические рекомендации по усовершенствованию деятельности организации и уметь использовать их на практике организационного консультирования.

- владение практическими навыками в профессиональном отборе и формировании профессиональной культуры.

  1. ^ Связь психологии организаций с другими отраслями науки.

С общей, социальной, психологией управления и труда, инженерной, возрасной и педагогической психологией.

А так же тесная связь с правом, политологией, социологией, менеджментом и культурологией.

  1. ^ Организации как объект психологического исследования.

Организа́ция - представляет собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распре¬деления обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

 Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры. Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений. Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Следовательно, управленческая деятельность — это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы.
Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции. Прежде всего, необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения характеристик объекта управления.

Любая организация – это очень сложная система. Сложные системы – это системы, воспринимающие информацию от внешней среды и определенным образом реагирующая на эту информацию.

Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем:
• детерминированность элементов системы (действие одного элемента системы (отдела организации, например) сказывается на других элементах системы;
• динамичность системы (способность под воздействием внешней среды и внутренних возмущений оставаться некоторое время неизменном качественном состоянии);
• наличие в системе управляющего параметра (элемента) - например, руководитель организации;
• наличие в системе контролирующего параметра – элемент системы постоянно контролирующий состояние, но не оказывающий управляющего воздействия;
• наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.

  1. ^ Организация и личность: взаимосвязь и противоречия.

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала.

Личность – это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.

Другим свойством личности является активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира.

И третье свойство личности заключается в устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение человека.

Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.

Черты личности формируются под влиянием многих факторов.

Природные свойства: физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие.

Социальные факторы: роли, статус, образование, опыт, привычки, круг общения.

Хорошее знание и понимание руководителем черт личности, способствуют успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него.

Любая личность характеризуется: 1. Общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и др.);

2. специфическими свойствами – под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности;

3. подготовленностью к деятельности (совокупность умений, знаний, квалификации, навыков, привычек);

4. направленностью, т.е. ориентированностью своей активности, возникающей во многом под воздействием социальных моментов (интересов, стремлений, идеалов, убеждений);

5. определенным складом характера;

6. биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);

7. психологическими особенностями: диапазоном деятельности, который может быть общим, видовым и специальным; стилем работы и динамики психики;

8. психологическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течении сравнительно длительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия).

  1. ^ Феномен организационного поведения.

Организационное поведение – это исследование поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. Исследования организационного поведения позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Природа организации формируется в процессе взаимодействия различных сил, многообразие видов, которых может быть классифицировано по четырем направлениям – люди, организационные структуры, технологии и внешняя среда, в которой действует данная организация.

Организационное поведение основывается на теоретических подходах к поведению человека. Теоретические подходы к поведению человека в организации:

  1. Ориентация на человеческие ресурсы (поддерживающий подход). Подход предполагает анализ личностного роста и развития индивидов, достижение ими высоких уровней компетенции, творческой активности и исполнительности.

  2. Поддерживающий подход предполагает переключение основного внимания менеджера с контроля над работниками на активную поддержку их роста и показателей работы.

  3. Ситуационный подход, тщательный анализ ситуации позволяет идентифицировать ее значимые факторы и определить наиболее эффективные в данных обстоятельствах, методы организационного поведения. Использование ситуационного подхода предполагает обращение к расширительному кругу научных дисциплин, системность и ориентацию на исследование.

  4. Ориентация на результаты. Каждая организация стремится к достижению определенных результатов. Потенциал человеческих показателей должен быть объединен с ресурсами, и работнику необходимо предоставить возможность принять участие в достижении результатов организации.

  5. Системный подход к организации предполагает, что организация рассматривается как комплекс взаимодействующих элементов. Целостное организационное поведение трактует взаимоотношения»индивиды - организация» на уровне личности в целом, группы в целом, организации в целом и социальной системы в целом.



  1. ^ Групповая деятельность в организационных системах. Классификация групп.

Группа – это существующая в едином пространстве и времени, объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступивших в определенные и межличностные отношения. Сложные социальные организации могут включать в себя многочисленные группы, в этих группах как и в самих организациях проявляются различные феномены и механизмы.

Классификация групп:

  1. Большие группы:

А). организационные (объеденены общим признаком)

Б). неорганизованные

2. средние группы (факультет)

3. малые группы (от нескольких человек до нескольких десятков)

4. первичные и вторичные

Рабочая группа оказывает большое влияние на мотивацию не только ее членов, но и самого руководителя. С развитием в конце XIX в. социологии, а затем социальной психологии влияние группы на эффективность производства стало объектом специальных научных исследований. Что же представляет собой первичная рабочая группа?

Первичная рабочая группа — это объединение людей для достижения деловых целей, которые в определенный, достаточно длительный промежуток времени регулярно непосредственно взаимодействуют друг с другом, причем каждый контактирует со всеми остальными, и осознают себя членами группы, идентифицируют себя с ней.

Оптимальной с точки зрения эффективности деятельности обычно считается группа в 7 человек (или 7+2). Однако в зависимости от характера деятельности и интересов группа может насчитывать от 2 до 15 членов. На основе первичных рабочих групп строятся и вторичные рабочие группы — коллективы более высокого уровня, например отдела, цеха, предприятия, объединения и т.п. Между членами вторичных групп нет регулярного контактного взаимодействия.

Отличительными признаками формальной группы являются:

- четко определенный состав и структура, в том числе организационные нормы;

- общие для группы задачи (цели);

- жесткое определение и распределение ролей;

- однозначное установление статусов, прав и обязанностей членов группы.

^ Состав группы зависит от ее вида и может быть обозначен набором тех или иных характеристик, параметров.

Структура группы, в зависимости от целей исследования и условий, выделяемых в качестве существенных, может быть обозначена позиции отношений “власть – подчинение”, предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, коммуникаций. Функциональная структура отражает формальную сторону группового взаимодействия. Неформальная структура, основанная на симпатии – антипатии, предпочтении – отторжении, отражает неформальную сторону.

^ Групповые процессы – это процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), а также организационные процессы – образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятия решений.

  1. Понятие и виды организаций.

Организация это – 1. Социальный процесс; 2. Специфический социальный объект; 3. Функция управления; 4. Степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого; 5. Спецификация социальной системы (системы отношений) объединения людей для определенных целей, вхождение в которую накладывается на поведение индивида существенные ограничения; 6. Это скоординированные образы, состоящие по меньшей мере из 2 и более человек, которые работают для достижения общей цели.

Признаки организации:

  1. Наличие цели

  2. Наличие организационной структуры, т.е. системы взаимодействия внутри организации. Устойчивые связи, выраженных в способах распределения полномочий и ответственности между подразделениями.

  3. Конкретное воплощение общной власти (феномен лидерства, руководства);

  4. Совокупность функциональных положений и социальных ролей;

  5. Нормы регулирования отношений между сотрудниками;

  6. Формализация значительной части целей и отношений (планы, отчеты)

  7. Наличие организованной культуры, принятой в данной организации, совокупность ценностей и поведенческих норм, разделяемых ее сотрудниками.

Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы

2. Наличие, по крайней мере, одной цели (т. е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей

Единой классификации организаций нет. Возможна классификация по цели, ресурсам и их сочетанию и объединению.

Организации разделяются на формальные и неформальные.

Организации имеющие целью выпуск конечного продукта или услуг называются производственными организациями.

Организации имеющие целью оказание услуг чаще всего называют предприятиями сферы обслуживания.

Организации, оказывающие услуги двум и более организациям (или физическим лицам) и при этом выполняющие роль третьего лица, называют посредническими организациями.

К наиболее распространенным непроизводственным организациям относятся:

  1. государственные (правительство, вооружённые силы, …)

  2. общественные (политические партии, объединения …),

  3. культурные (образовательные фонды, музеи …),

  4. военные (общества ветеранов, армия …),

  5. спортивные (клубы, ассоциации, лиги …),

  6. религиозные (церковь, секты …),

  7. преступные (финансовые пирамиды, бандитские формирования …),

  8. и другие.

Существуют организации смешанного характера, где нижестоящие организации входят в вышестоящие как ресурс (например: трест, объединение, министерство).

К организациям смешанного характера следует отнести государство. Цели государства, как организации, частично изложены в конституции, а также военной доктрине и других документах.

В области общественных наук организация изучается несколькими дисциплинами, наиболее распространёнными из которых являются социология, экономика, политология, психология. В более широком значении организациями занимаются такие науки, как организационные исследования, организационное поведение и организационный анализ. Таким образом, существуют несколько различных теорий, причём некоторые из них совместимы, некоторые являются конкурирующими.

Само слово происходит от греческого слова органон, означающего «инструмент». Этот термин используется в повседневной речи и научной терминологии в нескольких значениях.

Организацией могут называть:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

История возникновения и современные исследования психологии организаций iconЗадача истории психологии это воссоздание исторической научной психологической...
История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования. Последняя должна органично вытекать из первой
История возникновения и современные исследования психологии организаций iconВопросы для зачета по курсу «Геральдика»
Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина: история возникновения, цель, задачи, предмет исследования
История возникновения и современные исследования психологии организаций iconУниверситет (вопросы)
Детство как предмет науки. Причины возникновения детской психологии как отрасли психологии
История возникновения и современные исследования психологии организаций iconПсихология и педагогика государственный стандарт
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
История возникновения и современные исследования психологии организаций iconМетодические указания к практическим работам по дисциплине «Современные...
Методические указания предназначены для выполнения практических работ по дисциплине «Современные фундаментальные и прикладные исследования...
История возникновения и современные исследования психологии организаций iconИстория психологии от античности до середины ХХ в
Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого
История возникновения и современные исследования психологии организаций iconФормирование корпоративной культуры сотрудников кредитно-финансовых организаций
Работа выполнена на кафедре экономической психологии и психологии труда Негосударственной автономной некоммерческой организации
История возникновения и современные исследования психологии организаций iconПримерные вопросы для подготовки к зачету по возрастной психологии
...
История возникновения и современные исследования психологии организаций iconМах Э. М36 Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах
М36 Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. — 456 с: ил
История возникновения и современные исследования психологии организаций iconЛитература. Зи: мвяя: И. В. Педагогическая психология. М., 2000
История развития предмета «Педагогическая психологии», ее связь с другими ветвями психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница