Доклад на педсовете 12. 10. 2007




Скачать 117.64 Kb.
НазваниеДоклад на педсовете 12. 10. 2007
Дата публикации20.03.2013
Размер117.64 Kb.
ТипДоклад
litcey.ru > Психология > Доклад
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(доклад на педсовете 12.10.2007)
С позиции психологического сопровождения учебного процесса неоднократно указывалось на необходимость выявления и использования надежных критериев готовности учащихся к обучению на повышенном образовательном уровне.

Данный вопрос возник в связи с тем, что индивидуальные особенности развития

нервно-психических функций оказывают влияние на успешность освоения сложных

программ обучения и степень напряжения механизмов адаптации.

Поэтому своевременная оценка целого комплекса индивидуальных особенностей

ученика и выдача соответствующих рекомендаций играют важную роль в системе образования.
^ Критерии оценки психической адаптации :
1) успешность деятельности;

2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса и эффективно устранять возникшую угрозу;

3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов с этой деятельностью в перспективе.
^ Цель исследования: выявление особенностей и динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного обучения.
Гипотеза исследования: предполагалось, что если выбор профиля адекватен

способностям и намерениям учащегося, то процесс адаптации будет успешнее.
Подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза, в ходе

которого возможно как наиболее эффективное формирование, так и наиболее

вероятная утрата здоровья. Интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях новых форм и методов обучения, экологическое неблагополучие, социально-экономическая нестабильность - все это предъявляет повышенные требования к

адаптационным механизмам. В связи с этим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легко возникают нарушения адаптации, что может стать пусковым механизмом различных патологических процессов.
Физиологические особенности подросткового периода являются предпосылкой для разнообразных психических и психосоциальных перестроек. Этот возраст не случайно называют "трудным": становление характера, переход от опекаемого взрослыми

детства к самостоятельности, новая ситуация взрослости, ориентация на практическую

и общественно-значимую деятельность (похожую на деятельность взрослых) -

все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой

и податливой неблагоприятным влияниям среды.

Кроме того, бурные гормональные изменения этого периода сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обусловленных задатков. Поэтому психологическое содержание подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения

психической дезадаптации. Многочисленные физиолого-гигиенические исследования подтверждают факты повышения частоты заболеваний, перенапряжения адаптационных механизмов у значительной части подростков. Необходимым условием
успешности адаптационного процесса является сохранение психического и физического здоровья.

Требования к психической адаптации можно поставить в зависимость от тенденции к возникновению или усилению стресса в усложнившихся ситуациях.

Факторами этого могут быть:

-недостаточность информации, необходимой для принятия решений, ее противоречивость,

-количественная или качественная перегрузка,

-противоречивые или неопределенные требования,

-несоответствие выполняемой деятельности уровню притязаний,

-критические обстоятельства и риск при принятии решений.

В случае такого конфликта нарушается адекватность адаптационного процесса и возрастает выраженность психического стресса. Восприятие угрозы приводит к возникновению тревоги, которую можно рассматривать как механизм реализации стресса.
В школьную практику внедряются новые педагогические технологии, а также переход на профильное обучение, что требует их физиолого-гигиенической оценки.

При изучении адаптации школьников к условиям обучения принят комплексный подход, основанный на представлениях о многоуровневой организации адаптационного процесса, поэтому используются разнообразные социометрические, психологические, физиологические, биохимические и клинические методы.
Многочисленные исследования не оставляют сомнений относительно неблагоприятного влияния высоких учебных нагрузок на организм школьника. Но функциональное напряжение основных физиологических систем непосредственно связано с индивидуальной реакцией каждого на однотипную ситуацию, возникающую в процессе

учебной деятельности. В связи с этим представляет интерес выявление роли индивидуальных особенностей учащихся в адаптационном процессе.
В связи с тем, что учащиеся 10-х классов находятся в новых условиях ( новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации.
^ Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной

среды - предполагает:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

2) адекватную систему отношений и общения с окружающими;

3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

4) способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

5) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

У 10-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки).

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным,

невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети, систематически ослабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной

тревожности, об адекватной системе отнощений и общения с одноклассниками и учителями.

Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив.

Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
Профильное обучение - это вид дифференцированного обучения учащихся в

старших классах, оно предполагает углубленное изучение учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности .
Профильное обучение в общеобразовательной школе делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благодаря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможностям Базисного учебного плана для реализации учащимся активной пробы сил.

Осуществляемая профильная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, - создает условия для допрофессиональной подготовки

и социально-психологической адаптации. Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора.
Необходимым этапом в разработке рекомендаций по прогнозированию успешности обучения, профессионального становления и оптимизации функционального состояния является изучение процесса адаптации к определенной деятельности.
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.
Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья.
Выводы:

1) Психологическое содержание подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психической дезадаптации.

2) Существуют некоторые универсальные закономерности адаптации, причем в формировании адаптационных реакций участвует сложная многоуровневая структурно-функциональная система.

3) Показана закономерная зависимость между выраженностью тревоги и частотой нарушений психической адаптации.

4) Индивидуальные особенности учащихся играют важную роль в адаптационном процессе.

5) Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения.
В связи с задачей исследования была проведена диагностика среди 5 учащихся 10-го класса МОУ СШ д. Б.Боры. Среди них: учащиеся двух профильных классов (физико-математического -2, и агротехнического -3).

Социальные и социально-психологические факторы, связанные с адаптацией к профильному обучению, изучались с помощью специально разработанной анкеты. На основе ответов оценивались такие характеристики, как:

1) удовлетворенность деятельностью;

2) факторы, препятствующие удовлетворенности;

3) легко ли учиться

4) связь будущей профессии с профилем обучения

5) самочувствие после уроков

6) трудности при обучении

7) отношение к выбору профиля

8) труднее ли учиться по сравнению с 9-м кл.

9) ожидания от деятельности
Для диагностики уровня и характера тревожности, связанной со школой, применен "Тест школьной тревожности Филлипса", включающий 8 факторов:

1) Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние учащегося, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2) Переживание социального стресса - эмоциональное состояние учащегося, на фоне которого развиваются его социальные контакты(прежде всего - со сверстниками).

3) Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий учащемуся развивать и удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4) Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5) Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6) Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7) Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности

психофизиологической организации, снижающие приспособляемость учащегося к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8) Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Для изучения успешности деятельности использован анализ успеваемости по общим и профильным дисциплинам, а также экспертные оценки успешности и легкости в овладении профильным предметом.

Успешность деятельности учащихся оценивалась по успеваемости по общим и профильным предметам, а так же по оценкам экспертов - преподавателей профильных дисциплин. Анализ успеваемости учащихся показал, что в профильных физико-математическом и агротехническом классах имеет место снижение успеваемости. При этом исходная успеваемость (по годовым оценкам за 9-й класс) была выше у некоторых учащихся.

Экспертные оценки распределились таким образом: высокие экспертные оценки получили учащиеся физико-математического класса, экспертные оценки учащихся агротехнического класса достоверно ниже.
При анализе общего индекса умственных способностей (по результатам проведенного

в 9 классе обследования по методике ШТУР) было обнаружено, что учащиеся математического класса имели исходный средний показатель способностей выше, чем учащиеся агротехнического класса.

Результаты диагностики уровня и характера тревожности показали, что у учащихся агротехнического класса тревожность, связанная со школой, достоверно выше, чем у учащихся математического класса.
С целью выявления корреляционных связей применялся корреляционный анализ. Получены устойчивые корреляционные связи между следующими показателями:

1) Общая тревожность - прямо коррелирует с таким ответом в анкетах как "нелегко учиться по выбранному профилю"

2) Фрустрация потребности в достижении успеха – обратная связь с оценкой степени соответствия уровня своей подготовки программе обучения (т.е. чем больше фрустрация потребности в достижении успеха, тем меньше ответов "учебная программа соответ-

ствует уровню моей подготовки" и больше ответов "слишком сложная программа".

3) Страх самовыражения - прямые связи с отрицательным отношением к учебе в 10-м классе ( "не нравится учиться, недоволен"), субъективной оценкой трудностей в учебе

( "нелегко учиться по выбранному профилю"). Обратная связь - с нормальным самочувствием к концу уроков (т.е. меньше ответов "чувствую себя нормально" и больше ответов "обычно устаю").

4) Страх ситуации проверки знаний - обратные связи с экспертной оценкой легкости в овладении предметом и субъективной оценкой соответствия программы обучения уровню своей подготовки.

5) Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - прямые связи с трудностями в учебе ("нелегко учится по выбранному профилю").

6) Проблемы и страхи в отношениях с учителями - прямые связи с трудностями в учебе ("нелегко учиться по выбранному профилю"), отрицанием деятельности в будущем ("выберу профессию, несвязанную с профилем обучения"), трудностями в учебе.

7) Экспертная оценка легкости в овладении предметом - обратные связи с общей тревожностью, общей тревожностью в школе, переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний, проблемами и страхами в отношениях с учителями.
8) Удовлетворенность деятельностью ("учиться в 10-м классе мне нравится") - обратная связь с усталостью к концу уроков.

9) Субъективная оценка соответствия учебной программы уровню своей подготовки - обратные связи с общей тревожностью, фрустрацией потребности в достижении успеха, страхом ситуации проверки знаний, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.

10) Субъективная оценка трудностей в учебе ("нелегко учиться по выбранному профилю") - прямые связи с общей тревожностью, фрустрацией потребности в достижении успеха, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемами и страхами в отноше-

ниях с учителями.

11) Отрицание деятельности в будущем ("выберу профессию, несвязанную с профилем обучения") - прямые связи с проблемами в отношениях с учителями, трудностями при обучении в 10-м классе, отрицанием правильности выбора. Обратная связь - с субъективной оценкой успешности обучения.

12) Нормальное самочувствие после уроков - обратные связи со страхом самовыражения и неудовлетворенностью деятельностью.

13) Испытывание трудностей при обучении в 10-м классе - прямые связи с отрицанием деятельности в будущей профессии и с отрицанием правильности выбора.

14) Отрицание правильности выбора профиля обучения – прямые связи с отрицанием деятельности в будущем и с трудностями при обучении в 10-м классе.

15) Субъективная оценка успешности по сравнению с 9-м классом - обратная связь с отрицанием деятельности в будущем.

16) Негативные ожидания от деятельности в будущем ("думаю, что профильное обучение мне ничего не даст") - прямые связи с переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний, проблемами и страхами в отношениях с учителями, отрицанием деятельности в будущем.

17) Общий уровень умственных способностей - прямые связи с общей тревожностью в школе, экспертной оценкой успешности и экспертной оценкой легкости в овладении предметом. Обратная связь - со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.
Выводы:
Адаптация учащихся агротехнического класса характеризуется более высоким уровнем тревожности, чем адаптация учащихся профильного математического класса.

Уровень тревожности зависит от общего уровня способностей.

Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация у тех учащихся, у которых нет намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения.

Учитывая эту особенность, можно порекомендовать выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали профильное обучение как возможный в будущем вид деятельности, а также рекомендуется при определении профиля обучения учитывать не только способности, но и профессиональные намерения учащихся.
Кроме того, необходимо при комплектовании профильных классов проводить мероприятия, направленные на улучшение социально-психологической адаптации учащихся.

Похожие:

Доклад на педсовете 12. 10. 2007 iconДоклад музыкального руководителя моу «Гимназия»
Доклад музыкального руководителя моу «Гимназия» Танрывердиевой Т. Ю. на педсовете март 2010 года
Доклад на педсовете 12. 10. 2007 icon-
Доклад, прочитанный 18. 10. 2007. в Православно-историческом клубе, Южно-Сахалинск
Доклад на педсовете 12. 10. 2007 iconДоклад общеобразовательного учреждения Краснодарского края (наименование...

Доклад на педсовете 12. 10. 2007 iconУчебно-методический комплекс дисциплины “ Объектно-ориентированный...
Доклад Е. И. Забудского “Объектно-ориентированный анализ и программиро­вание. Учебно-методический комплекс дисциплины”. 12 c. / pdf-файл...
Доклад на педсовете 12. 10. 2007 iconДоклад директора моу средняя общеобразоваптельная школа №1 р п. Красные Баки
...
Доклад на педсовете 12. 10. 2007 iconДоклад мобу «Цвиллингская сош» (далее: Доклад)
Доклад – это послание широкой общественности (родителям, обучающимся, учредителям, социальным партнерам, местной общественности в...
Доклад на педсовете 12. 10. 2007 iconДоклад о состоянии и результатах деятельности Муниципального общеобразовательного...
Свидетельство о государственной регистрации: серия 50 №009268015 регистрационный №107501300017 от 09. 01. 2007 г
Доклад на педсовете 12. 10. 2007 iconДоклад о результатах образовательной деятельности за 2007-08 учебный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение балахтонская средняя общеобразовательная школа
Доклад на педсовете 12. 10. 2007 iconЯрославская Международная Модель ООН 2007 yaroslavl international...
Адрес Секретариата: 150000, Ярославль, ул. Советская, 14 e-mail: yarmun 2@yahoo com
Доклад на педсовете 12. 10. 2007 iconПоложение обсуждено и принято на Педсовете Протокол №3
Муниципального казенного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа а. Сары-тюз»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница