Высшего профессионального образования




НазваниеВысшего профессионального образования
страница1/7
Дата публикации27.02.2013
Размер0.85 Mb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Государственного квалификационного экзамена

для магистров, обучающихся по направлению

030300.68 Психология

Магистерская программа «Социальная психология»
Форма обучения: очная

УТВЕРЖДЕНО

решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

протокол № 6 от « 25 » мая 2011 г.

Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович


Омск, 2011

Составители:

Рягин С.Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., Почетный работник образования РФ

^ Щербаков Е.П., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.пс.н.

Карпова Л.Г., доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, к. пс.н.,
^ Рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
протокол № _____ от «_____» _______________ 2011г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)

^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ



Государственный междисциплинарный экзамен входит в состав итоговой государственной аттестации по направлению 030300.68 – Психология, профилю «Социальная психология». Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению разнообразных профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.

Настоящая Программа в своем содержании отражает основные требования к профессиональной подготовке магистров психологии, соответствует циклам «Дисциплины направления» и «Специальные дисциплины» действовавшего в период обучения выпускников учебного плана, полностью согласуется с Государственным образовательным стандартом и обязательным минимумом содержания профессиональной образовательной программы по направлению 030300.68 – Психология. Программа государственного междисциплинарного экзамена имеет обобщающий характер и ориентирует выпускников на закрепление в их профессиональном сознании комплексного и целостного знания. Это позволяет использовать при подготовке к экзамену те литературные источники, которые уже изучены студентами и на которые они опирались при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов в процессе обучения. Структура программы включает в себя: содержание, перечни литературы к каждому разделу, критерии оценки вопросов.

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области изученных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов (или индивидуально) и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧАСТЬ I. Дисциплины направления
Современные проблемы теоретической психологии
Тема 1. Предмет теоретической психологии. Ключевые проблемы психологии

Теоретическая психология как методологическая основа психологической науки. Категориальный строй психологии. Объяснительные принципы: детерминизм, системность, развитие. Теоретическая психология и эмпирическое знание. Ключевые проблемы психологии: психофизическая и психофизиологическая. Три сложившихся парадигмы в психологии (естественнонаучная, гуманистическая, психотехническая).

^ Тема 2. Методологические особенности психологии на современном этапе

Современные методологические проблемы психологической науки. Основные подходы к решению проблемы методологического кризиса: «Методологический либерализм» (напр., А.В. Юревич), «Переход к личностно-ориентированной парадигме» (напр., Г.А. Берулава), «Оформление психотехнического подхода» (напр., Ф.Е. Василюк, Г.А. Ковалев). Проблема открытия методологических перспектив. Прогноз развития методологии психологии. Значение методологии для психологической практики.

^ Тема 3. Анализ уровней категориальной системы психологии

Понятие и значение категориальной системы в психологии. Протопсихологические категории: организм, потребность, реакция, сигнал, различение, аффективность. Базисные психологические категории: индивид, мотив, действие, образ, отношение, переживание. Метапсихологические категории: «Я», ценность, деятельность, сознание, общение, чувство. Экстрапсихологические категории: личность, идеал, активность, логос, соучастие, смысл.

^ Тема 4. Психогенетическая проблема

Категории психогенетической проблемы: организм, индивид, «Я», личность. Потребность в персонализации и мотивы поведения индивида. Личность в общении и деятельности. Теория личности с позиций категориального анализа психологии. Методологические основания теории личности. Онтологическая модель личности.

^ Тема 5. Психоэнергетическая проблема

Категории психоэнергетической проблемы: потребность, мотив, ценность, идеал. Потребности и их развитие. Мотив в структуре личности и деятельности. Системно-смысловая природа мотива. Личностные ценности и потребности в структуре регуляции поведения и деятельности. Соотношение потребностей и личностных ценностей в ходе социогенеза.

^ Тема 6. Психопраксическая проблема

Категории психопраксической проблемы: реактивное поведение, действие, деятельность, активность. Активность как субстанция деятельности. Внутренняя организация активности. Мотивационная, целевая и инструментальная основы активности. Внешняя организация активности. Единство внешней и внутренней организации активности. Самодвижение активности.

^ Тема 7. Психогностическая проблема

Категории психогностической проблемы: сигнал, образ, сознание, логос. Условия и результаты процесса познания. Специфика процесса познания. Роль сознания в процессе познания. Закономерности познания. Мотивы познания. Соотношение сознательного и бессознательного в процессе познания. Рефлексия о научном знании. Принцип историзма как механизм самопознания науки.

^ Тема 8. Психосоциальная проблема

Категории психосоциальной проблемы: различение, отношение, общение, соучаствование.Формы общественного сознания: национальное, групповое, политическое. Связь форм общественного сознания с условиями жизни разных групп людей. Механизмы формирования разных форм общественного сознания. Свойства общественного сознания (биполярность, инерционность, цикличность, и т.п.).

^ Тема 9. Психоэмоциональная проблема

Категории психоэмоциональной проблемы: аффективность, переживание, чувство, смысл. Эмоции как форма субъективной презентации в образе личностного смысла. Эмоциональная индикация и трансформация психического образа. Представление о смысловых структурах и смысловой сфере личности. Смысл в структуре сознания, деятельности, личности.
литература для погодотовки
Основная литература


  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология М.: Академия, 2001.

  2. Мазилов В.А. Методологические и теоретические проблемы психологической науки. Ярославль: изд-во Ярославского педагогического ун-та, 2003 г.

  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007.


Дополнительная литература

1. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. Т.2. Выпуск 1, 2007. с. 86-99.

2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса// Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000

3. Карпов А.В.Метасистемная организация уровневых структур психики. М. ИПРАН, 2004.

4. Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений. // Психологический журнал. Т.27, №5, 2006. с.92-100.

5. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века. Ярославль: изд-во Ярославского педагогического ун-та, 2001.
Интернет-ресурсы

  1. http://www.isras.ru/

  2. http://www.voppsy.ru/

  3. http://www.psychology.ru/

  4. http://www.psycheya.ru/

  5. http://psichology.vuzlib.net/

  6. http://www.psyche.ru/

  7. http://www.flogiston.ru/

  8. http://www.i-u.ru/biblio/

Преподавание психологии в высшей школе
Тема 1. Современное психологическое образование

Психология как научная и учебная дисциплина; отрасли психологии как научной дисциплины; учебные дисциплины по психологии. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов.

Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование. Основные тенденции современного психологического образования в мире. Базовое психологическое образование; последипломное психологическое образование. Преподавание психологии студентам других специальностей. Обучение психологии в средних учебных заведениях.

^ Тема 2. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования

Образовательные программы и преподавание психологии. Основные документы, регламентирующие учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях РФ. Понятия лицензирования, аттестации и аккредитации.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОСы высшего профессионального образования (ВПО). Особенности ФГОС ВПО по направлению «Психология». Профили направления «Психология». Бакалавриант. Магистратура. Формы обучения и их специфика. Дистанционные технологии в обучении

^ Тема 3. Планирование учебной деятельности преподавателя высшей школы

ФОС ВПО и учебный план; примерный учебный план. Принципы планирования учебной деятельности. Структура и содержание учебного плана по направлению «Психология». Блоки учебных дисциплин и компоненты (федеральный, национально-региональный или вузовский, по выбору) в учебном плане. Понятие трудоемкости. Рабочий учебный план. Тематический план. Расписание занятий.

^ Тема 4. Организация учебных занятий по психологии в вузах

Способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе.

Процесс обучения психологии в высших и средних учебных заведениях.

Подразделения и должностные лица вуза, отвечающие за организацию учебных занятий (проректор по учебной работе, заместитель декана факультета по учебной работе; учебный отдел, отдел планирования и мониторинга учебного процесса). Профессорско-преподавательский состав (ППС) вуза. Требования к ППС. Кафедра как подразделение вуза и научно-педагогическая единица.

Учебно-материальная база вуза. Санитарно-гигиенические требования к материальной базе и организации учебных занятий. Принципы составления расписания учебных занятий. Продолжительность учебных занятий, перемены.

Виды учебных занятий по психологии в вузе. Виды аудиторных занятий по психологии в вузе (лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, консультация). Повышение эффективности учебных занятий по психологии в вузе.

^ Тема 5. Разработка учебного курса(дисциплины) по психологии

Технология разработки учебного курса по психологии. Разработка формата курса. Постановка учебных задач. Выбор учебных пособий и отбор содержания курса; критерии отбора. Разработка учебной программы курса; структура и содержание учебной программы. Подготовка тематического плана занятий; значение тематического плана в деятельности преподавателя. Разработка критериев оценки знаний и умений. Планирование отдельных учебных занятий. Разработка опросного листа для оценки курса студентами.

^ Тема 6. Методы обучения психологии

Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания: репродуктивная, продуктивная, логическая, риторическая, рефлексивная, социальная. Типология методов обучения психологии. Словесные методы: устные и письменные, монологические и диалогические. Наглядные методы. Виды наглядности: предметная, изобразительная (художественная, символическая, текстовая), словесная. Практические методы: моделирование исследовательских и иных ситуаций, деловая игра, упражнение. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся: продуктивный (объяснительно-иллюстративный) метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично-поисковый метод, исследовательский метод.

Технологии обучения психологии: традиционное обучение, проблемное обучение, программированное обучение. Обучение на расстоянии (дистанционное). Понятие дистанционных технологий в обучении.

^ Тема 7. Лекции по психологии

Лекция как форма учебных занятий. Особенности современной вузовской лекции по психологии. Виды лекций. Использование методов и приемов обучения психологии на лекции. Подготовка содержания лекции. План-конспект лекции. Методические основы чтения лекции. Повышение эффективности лекций по психологии в вузе.

^ Тема 8. Подготовка и проведение семинарских занятий по психологии

Семинар как форма учебных занятий. Особенности современного вузовского семинара по психологии. Виды семинарских занятий по психологии.

Использование методов и приемов обучения психологии на семинарских занятиях. Подготовка семинарского занятия. План семинарского занятия. Методические основы проведения семинарского занятия. Повышение эффективности семинарских занятий по психологии в вузе.

^ Тема 9. Подготовка и проведение практических и лабораторных занятий по психологии

Практическое занятие как форма учебных занятий. Особенности практических занятий по психологии. Виды практических занятий по психологии. Использование методов и приемов обучения психологии на практических занятиях. Подготовка практического занятия. План практического занятия. Методические основы проведения практического занятия. Повышение эффективности практических занятий по психологии в вузе.

Лабораторная работа как форма учебных занятий. Особенности лабораторной работы по психологии в вузе. Виды лабораторных работ по психологии. Структура лабораторной работы по психологии. Подготовка к лабораторной работе. Выполнение программы лабораторной работы. Оформление результатов лабораторной работы.

^ Тема 11. Самостоятельная работа студентов-психологов и руководство ею

Роль самостоятельной работы в учебной деятельности студентов-психологов. Виды самостоятельной работы.

Самостоятельная работа в аудитории (на лекции, под руководством преподавателя). Опорный конспект. Совместное решение учебных задач. Использование фрагментов лекций подготовленных студентами.

Самостоятельная работа вне аудитории. Специальные задания для осмысления пройденного материала. Изучение отдельных тем и вопросов по учебникам. Мини-исследования. Описание эксперимента. Конспектирование первоисточников или составление тезисов. Написание и оформление курсовых и дипломных работ.

^ Тема 12. Проверка и оценка знаний по психологии

Функции проверки и оценки знаний. Основные принципы проверки и оценки знаний. Виды аттестации (текущая промежуточная, итоговая). Организация проверки знаний по психологии. Виды проверки знаний. Формы проверки знаний. Выработка критериев оценки знаний по психологии. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов-психологов.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Мгу имени М. В. Ломоносова интегрированной подготовки квалифицированных кадров, включающей основные образовательные программы высшего...
Высшего профессионального образования iconФедеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. №2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные...
Высшего профессионального образования iconВысшего профессионального образования
Программа предназначена для проведения итоговой аттестации специалистов по направлению высшего профессионального образования 030300....
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconМежду студентом и учебным заведением высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новочеркасская государственная...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению
Разработана на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница