Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция)




Скачать 418.56 Kb.
НазваниеИдея целостного подхода к больному в медицине.(лекция)
страница1/4
Дата публикации27.02.2013
Размер418.56 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4
Психосоматика

1.Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция)

2.Поведение типа А: психологический аспект изучения.

известные медики-ученые М.Фридман и Р.Розенман. 50-60 годы 20в.

Проводя специальный опрос своих пациентов, исследователи убедились, что нетерпение и ощущение нехватки времени действительно характерны для многих их пациентов.

Такие люди совершенно не переносят ожиданий, а в разговоре, как правило, перебивают собеседника, наблюдая за чьей-либо работой, хотят взяться за нее сами, так как им кажется, что дело идет слишком медленно. Сами они стараются все делать быстро. У них торопливая походка, они быстро едят и не засиживаются за столом, у них торопливая, эмоционально насыщенная речь. Для них характерна повышенная напряженность мышц лица и рук. Они энергичны и деятельны на работе и считают ее главным делом своей жизни.

Людей типа А, (или коронарное поведение) как мужчин, так и женщин, отличают напористость, агрессивность, честолюбие, соперничество, стремление во что бы то ни стало доводить начатое дело до конца, постоянная спешка, они могут производить впечатление людей с железной волей или могут носить маску мягкости и добродушия, сквозь которую все равно просматривается внутреннее напряжение.

В противоположность им люди типа Б спокойны и неторопливы. Они более открыты. Они не смотрят вечно на часы. Их в меньшей мере заботят достижения. Они избегают соперничества. И даже речь у них более плавная и ровная».

Так как большинство людей занимают промежуточное положение между типами А и Б, было разработано специальное интервью, с помощью которого можно определить тип поведения человека. В результате опросов выявилось пять групп: А-1, А-2, 0, Б—3, Б-4. Эти типы поведения плавно переходят один в другой, от самого напряженного (А-1) к самому спокойному (Б-4). Не станем приводить здесь вопросы интервью, хотя оно построено чрезвычайно остроумно и пользуется признанием как наиболее точный метод определения типа поведения.

В начале 70-х годов М.Фридман и Р.Розенман получили доказательства, что поведение типа А является фактором риска таких заболеваний, как инфаркт миокарда, повторный инфаркт миокарда, стенокардия, атеросклероз. Они обследовали 3,5 тыс. человек и, определив у них типы поведения, в течение десяти лет следили за появлением новых случаев инфаркта миокарда и стенокардии. И когда зарегистрировали появление различных форм ишемической болезни сердца у 275 человек, оказалось, что 70% из них относились к коронарному типу А.

^ 3.Психоаналитический подход в психосоматике. Критическая оценка этого подхода.

Больной это личность с тяжелыми душевными переживаниями.

Болезнь это функция возникающая от множества причин (по Александеру):

-наследственность

-родовые травмы

-органические заболевания раннего возраста

-особенности воспитания раннего детства

-переживание травматического опыта в детстве

-эмоциональный климат в семье

-недавние телесные повреждения

-недавние эмоциональные переживания связанные с личностными и профессиональными переживаниями

Во всех центрах медицинских исследований интенсивные попытки разрешить проблему шизофрении и других функциональных расстройств мозга с точки зрения гистопатологии, бактериологии и биохимии продолжались до 90-х годов прошлого века, когда Зигмунд Фрейд ввел совершенно новый метод исследования и терапии. Принято считать, что истоками психоанализа являются французская школа и исследования Шарко, Бернгейма и Льебо в области гипноза. В своих автобиографических сочинениях Фрейд прослеживает зарождение своих идей под влиянием экспериментов Шарко в Сальпетриере и позднее — опытов Бернгейма и Льебо в Нанси. С биографической точки зрения эта картина является безупречной. Однако с точки зрения истории научной мысли начало психодинамическому подходу к психическим заболеваниям положил сам Фрейд.

Так же, как Галилей первым применил метод научного рассуждения к феномену движения Земли, Фрейд первым применил его в исследовании человеческой личности. Анализ личности или мотивационная психология как наука начинается с Фрейда. Он первым последовательно применил постулат о строгом детерминизме психологических процессов и установил основной динамический принцип психологической причинности. После того, как он обнаружил, что человеческое поведение в значительной мере определяется неосознанными мотивациями, и разработал метод перевода неосознанных мотиваций на сознательный уровень, он первым смог продемонстрировать генез психопатологических процессов. С помощью этого нового подхода аномальные феномены психотических и невротических симптомов, а также, по-видимому, бессмысленные сновидения могут быть поняты как осмысленные продукты психической деятельности. С течением времени его исходные взгляды частично претерпели некоторые изменения, но основные идеи в большинстве своем были подтверждены дальнейшими наблюдениями. Наиболее долговечными среди научного наследия Фрейда оказались метод наблюдения за поведением человека и способ рассуждения, применявшийся им в целях психологического понимания результатов наблюдения.

С исторической перспективы развитие психоанализа можно считать одним из первых признаков противостояния одностороннему аналитическому развитию медицины во второй половине XIX века, узкоспецифическому углубленному изучению частностей и пренебрежению тем основным биологическим фактом, что организм — единое целое, и функционирование его частей может быть понято только с точки зрения системы в целом. Благодаря лабораторному подходу к живому организму было обнаружено огромное количество более или менее связанных между собой частей организма, что неизбежно привело к утрате перспективы. Понимание организма как сложного механизма, в котором каждый элемент взаимодействует с другим для неких определенных целей, либо игнорировалось, либо объявлялось чересчур телеологическим. Адептами данного подхода утверждалось, что организм развивается в силу определенных естественных причин, но не для какой-то цели. Машина, сделанная руками человека, разумеется, может быть понята на телеологической основе; человеческий разум создал ее для какой-то опреде ленной цели. Но человек не был создан высшим разумом — это лишь мифологический концепт, которого современной биологии удалось избежать, аргументируя это тем, что тело животного следует понимать не телеологически, а на причинной и механистической основе.

Однако, как только медицина волей-неволей занялась проблемами душевной болезни, от подобной догматической установки пришлось отказаться — по крайней мере в данной области. При исследовании личности настолько очевиден тот факт, что организм является в высшей степени взаимосвязанным единым целым, что на него невозможно не обратить внимания. Уильям Уайт выразил это весьма доступным языком".

Психиатрия, как наука о патологической личности,открыла дорогу для введения в медицину синтетической точки зрения. Но психиатрия смогла выполнить эту функцию только после того, как за основу было принято изучение личности, и это было заслугой Зигмунда Фрейда. Психоанализ заключается в точном и подробном изучении развития и функций личности. Несмотря на то, что в термине «психоанализ» содержится слово «анализ», его историческое значение заключается не в аналитическом, а в синтетическом подходе.

^ 4.Динамика внутренней картины болезни в процессе лечения.

Внутренняя картина болезни — не простая калька аллопластической и может не совпадать с ней вплоть до того, что существуют болезни, не имеющие либо субъективного, либо объективного коррелята.

Внутреннюю картину болезни следует рассматривать как единую действующую систему, все звенья которой тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют между собой. Отличительными чертами внутренней картины болезни являются множественность и подвижность её элементов, а также сосуществование конкурирующих моделей. При анализе структуры внутренней картины болезни важно не только выделять её отдельные звенья, но и дифференцировать их.

Наблюдается определенная динамика внутренней картины болезни с различным соотношением её элементов на разных этапах заболевания. В частности, преобладающие при некоторых заболеваниях вначале чувственные элементы внутренней картины болезни, могут полностью исчезать и их место в этом случае могут занимать результаты рассудочной переработки больным факта заболевания и эмоциональная оценка болезни. Различная по структуре и динамике внутренняя картина болезни создает специфические и чрезвычайно важные условия развития перестройки личности заболевшего. Психологический анализ мотивационной сферы больных показывает, что внутренней картины болезни может способствовать возникновению новой ведущей деятельности у больных, в рамках которой и происходит формирование патологических черт личности.

^ 5.Гипотеза психосоматической специфичности.

Теория специфического стресса

Поиск содержательной, логически однозначной связи между психологическими феноменами и клиническими симптомами получил название «гипотезы психосоматической специфичности» (специфические теории) и превратился в основной объяснительный принцип психосоматической медицины. Последнее время этот принцип все больше ассоциируется со специфическим стрессом, который можно определить как бессознательный конфликт, обуславливающий нарушение процесса гомеостатического равновесия и приводящий к заболеванию.

Все психоаналитические теории. Заболевание как способ решения конфликта.

Конверсионная модель Фрейда.

Теория специфического для болезни психодинамического конфликта Александера

Модель десоматизации – ресоматизации Шура

Понятие регрессии – в основе. Регресс – возврат с высших на низшие ступени личностного роста. Десоматизация – развитие здорового ребенка. Возврастающую способность ЭГО реагировать на происходящее преимущественно на психологическом уровне. Ресоматизация – ребенок начинает реагировать и психически и физически (как единое целое). Должна быть слабость «Я», защитных механизмов.

Концепция «двухфазного вытеснения» А. Мичерлиха

Расширил модель Шура. Невротический конфликт преодолевается двухфазно: 1) совладание идет с помощью защитных механизмов (невротические защитные механизмы); 2) фаза соматизации (само заболевание). Основывается на наблюдениях, когда появляются психосоматические симптомы, невротичес-кие проявления.

Теория характерологически ориентированных направлений в психосоматике (Данбар)

^ 6.Проблема ятрогений. Психологические последствия ятрогений.

Ятрогенные заболевания

(греч. iatros врач + gennaō создавать, производить; синоним ятрогении) — психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок медицинских работников — неправильных, неосторожных высказываний или действий.

Расстройства здоровья, возникающие в результате воздействия на пациента слов и действий врача, были известны уже медикам древности. Однако термин «ятрогения» получил широкое распространение лишь после опубликования в 1925 г. работы немецкого психиатра Бумке (О.С.Е. Bumke) «Врач как причина душевных расстройств». С этого времени концепция ятрогении активно исследуется специалистами разных клинических профилей. Наблюдается устойчивая тенденция расширительного толкования Я. з. Многие специалисты, особенно за рубежом, относят к ним патологию, возникающую в результате не только деонтологических ошибок (см. Деонтология медицинская), но и любых действий врача (от осложнений неправильно проведенной манипуляции или процедуры до возникновения так называемой лекарственной болезни), т.е. любые отрицательные последствия медицинского вмешательства. Некоторые исследователи обозначают такие состояния ятропатиями, или соматическими ятрогениями.

Для развития Я. з. (в традиционном толковании) имеют значение как поведение врача, так и особенности личности больного (степень эмоциональности, мнительность и др.). Многие из заболевших людей страдают не только от болезни, но и от порождаемых ею тревоги, страхов, опасений за исход. Этим объясняется особенное внимание больного и к словам врача, и к его поведению, интонациям, выражению лица. При этом в зависимости от типа нервной деятельности, склада личности и особенностей психики разные пациенты по-разному, иногда противоположно, реагируют на определенные слова и поведение медработника. Патогенное значение могут иметь не только непродуманные реплики («Ваш сердечный приступ — это первый звонок»; «... главный сосуд сердца пропускает кровь на 30%» и т.п.) или непонятное значение некоторых слов и выражений («крючкообразный желудок», «дистрофия миокарда» и т.д.), но иногда даже междометия или затянувшееся молчание врача, которые могут быть интерпретированы больным как признаки особой трудности диагностики или лечения его болезни, особенной ее тяжестью, безнадежности прогноза.

Риск возникновения Я. з. при прочих равных условиях неодинаков у лиц разного возраста, пола, образования. У женщин вероятность ятрогении в среднем выше, чем у мужчин. Возрастные группы повышенного риска развития Я. з. составляют люди так называемых переходных возрастов — подростки и лица в периоде климакса (особенно женщины при патологическом климаксе), а также лица пожилого возраста, среди которых немало акцентированных на неизбежности у них инволютивных изменений и повышенной вероятности летального исхода возникающей болезни.

К факторам, которые могут способствовать появлению Я. з., следует отнести и не всегда оправданное расширение объема медицинской информации, распространяемой среди населения (популярные лекции, телепередачи и радиопередачи), когда излагаются симптомы той или иной опасной болезни, фиксируется внимание на ее ранних проявлениях, рисуются устрашающие перспективы «позднего обращения».

Ятрогенные заболевания проявляются главным образом невротическими реакциями в форме фобий (канцерофобии, кардиофобии) и различных вариантов вегетативной дисфункции. Их развитию способствуют повышенная эмоциональность и внушаемость. В зависимости от характера психотравмы и преморбидных особенностей личности вегетативные расстройства могут иметь генерализованный характер или выражаются преимущественной дисфункцией сердечно-сосудистой (аритмия сердца, изменения АД и др.), пищеварительной (изжога, рвота, расстройства стула) или других систем в сочетании с сенестопатиями, отрицательным эффективным фоном.

Лечение Я. з. совпадает с лечением неврозов. Основным методом является психотерапия, дополняемая при необходимости симптоматическим лечением в зависимости от характера проявлений вегетативной дисфункции. Предпочтительно, чтобы лечение проводил психотерапевт или психиатр. Недопустимо сообщать больному, что заболевание у него отсутствует и лечиться не надо. Врачи должны помнить, что речь идет о заболевании, требующем тщательного изучения особенностей личности больного, знания его социальной среды. Психотерапия требует установления особенностей данного Я. з. и факторов, способствовавших его возникновению. Большой психотерапевтический эффект может быть достигнут убедительным заключением авторитетного консилиума или высококвалифицированного специалиста, доведенным до сведения больного

Прогноз Я. з. в большинстве случаев благоприятный, при своевременной и правильной терапии выздоровление наступает через несколько недель или месяцев. Позднее распознавание Я. з. способствует затяжному ее течению и ухудшает прогноз.

Существующие предпосылки к росту частоты неврозов, а также прогрессирующее увеличение числа людей старших возрастных групп повышают риск возникновения ятрогений. На этом фоне возрастает ответственность врачей за «словесную асептику», необходимость постоянного контроля своего поведения (интонаций, взглядов, жестов), которое может быть неправильно истолковано пациентом. В современных условиях, когда с больным, как правило, общаются не один, а несколько врачей, а также средние и младшие медработники, возможность возникновения Я. з. возрастает. Поэтому для предупреждения Я. з. необходимо проводить систематическую работу со всем персоналом, общающимся с больными. Продуманным должно быть содержание выдаваемой больным медицинской документации. Особую осторожность надо проявлять при оказании помощи медработникам, у которых Я. з. относительно часты, а их лечение представляет трудности в связи с нередко повышенной рефрактерностью медработников к психотерапии.
  1   2   3   4

Похожие:

Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция) iconУрок-лекция "Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Тема, идея, композиция"

Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция) iconПовестка дня I международного Форума «Инновации в медицине: основные проблемы и пути их решения»
Инфраструктура поддержки и развития инновационных компаний в медицине и здравоохранении
Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция) iconЛекция (наверное 2) по ram-проводнику Метод ram-проводника
Основная идея: ключевую выгоду продукта эффективнее представлять опосредованно, недели заявлять о ней прямо. При этом возможно использование...
Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция) iconПоложение о краевой олимпиаде школьников по медицине в 2013 году Цель и задачи
Краевая олимпиада школьников по медицине (далее — Олимпиада) проводится с целью повышения уровня экологических и медицинских знаний...
Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция) iconЧто такое византизм?
Отвлеченная идея византизма крайне ясна и понятна. Эта общая идея слагается из нескольких частных идей — религиозных, государственных,...
Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция) iconТелекоммуникации в медицине: современное состояние и перспективы
По мнению большинства экспертов, прогнозирующих развитие науки и техники, двадцать первый век должен стать “веком коммуникаций”,...
Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция) iconЛекция «Сущность и проблемы вэд, состояние вэд в России» 1 час. 2...
Лекция «Внешнеэкономические операции и сделки: виды, классификация, организация» 1 час
Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция) iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция) iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
Идея целостного подхода к больному в медицине.(лекция) iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница