Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса




Скачать 73.88 Kb.
НазваниеХрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса
Дата публикации08.04.2013
Размер73.88 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Психология > Документы
ХРЕСТОМАТИЯ

«КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Раздел 1. Когнитивная революция: краткая история вопроса
Миллер Дж. Когнитивная революция с исторической точки зрения

Гарднер Х. Программа когнитивной психологии

Коул М. Культура и когнитивная наука

Хомский Н. Рецензия на книгу Б.Ф. Скиннера «Вербальное поведение»
Раздел 2. Теоретические проблемы когнитивной психологии
2.1. Проблема специализации когнитивных систем и эволюционные основы познания
Фодор Дж. Модульность психики

Космидес Л., Туби Дж. Навстречу эволюционно-ориентированной когнитивной науке

Бейтс Э. Модульность, специализация и развитие языка

Варнекен Ф., Томаселло М. Познание на службе у культуры
2.2. Проблема представления знаний: образы или пропозиции?
Шепард Р.Н., Метцлер Дж. Мысленное вращение трехмерных фигур

Косслин С.М. Мысленные образы

Пайвио А. Теория двойного кодирования и обучение

Чейз У.Г., Саймон Г.А. Мысленные образы в шахматах

Барсалу Л.У. Системы перцептивных символов

Бородицки Л. Метафоры и структурирование опыта: роль пространственных метафор в понимании времени
^ 2.3. Осознаваемые и неосознаваемые процессы в познании
Шактер Д. Имплицитное знание: новые перспективы изучения неосознаваемых процессов

Клерманс А. Имплицитное научение

Джакоби Л.Л., Линдсей Д.С., Тот Дж.П. Выявление неосознаваемых влияний: внимание, осознание и контроль

Нисбетт Р.Э., Уилсон Т.Д. Говорим больше, чем знаем: вербальные отчеты о психических процессах
^ Раздел 3. Психологические исследования познания: проблемы, модели, эксперименты
3.1 Восприятие
Палмер С. Перцептивная группировка происходит позже, чем вы думаете

Фара М.Дж, Уилсон К.Д., Дрейн М., Танака Дж.Н. В чем специфика восприятия лиц?

Грегори Р.Л. Знание и иллюзии восприятия
3.2 Внимание
Фернандес-Дюк Д., Джонсон М. Метафоры внимания

Шнайдер У., Дюмэ К., Шиффрин Р.М. Автоматическая и контролируемая переработка информации и внимание

Познер М. Ориентировка внимания

Трейсман Э. Объекты и их признаки в зрительном восприятии человека

Вольф Дж.М. В мгновенье мысленного ока

Саймонс Д., Левин Д. Неспособность к обнаружению изменений, происходящих с людьми в ходе реальных взаимодействий
3.3 Память
^


Сквайр Л. Декларативное и процедурное знание


Тульвинг Э. Что такое эпизодическая память?

Лофтус Э.Ф. Ложные воспоминания

Бэддели А.Д. Работает ли всё ещё рабочая память?

Крейк Ф. Уровни обработки: прошлое, настоящее… и будущее?
^ 3.4 Мышление и решение задач
Клар Д., Саймон Г.А. Изучение научных открытий

Джонсон-Лэйрд Ф. История ментальных моделей

Мерфи Г.Л., Медин Д.Л. Роль теорий в обеспечении внутренней согласованности понятий

Кноблих Г., Олссон С., Рэни Дж. Исследование решения «инсайтных» задач с использованием регистрации движений глаз

Канеман Д. Модели ограниченной рациональности: вклад психологии в поведенческую экономику


Предисловие



Когнитивная психология – широчайшая область исследований и прикладных разработок, которая с момента своего возникновения в 1950-х гг. из локальной дисциплины, изучавшей человеческое познание, превратилась в ведущее научное направление, в значительной степени заместившее собой целый ряд других отраслей и школ психологии. Вобрав в себя самые разные исследовательские проблемы, когнитивная психология привнесла в их анализ строгие экспериментальные методы и проверяемые теоретические, а нередко и компьютерные модели, что сделало ее одной из самых динамично развивающихся сфер мировой науки.

Хрестоматия "Когнитивная психология: история и современность" содержит представительную подборку текстов, достаточно полно покрывающих проблемное поле когнитивной психологии: историю ее становления, феноменологию познавательных процессов, проблемы, методы и основные направления экспериментальных исследований, сложившиеся теоретические позиции и т.д. Хрестоматия – весьма специфический, но необходимый вид педагогической литературы. Принятый в отечественных университетах способ обучения студентов-психологов предполагает чтение оригинальных авторских текстов, но в виде специально подобранных отрывков. Это и есть хрестоматия.

Учитывая многообразие направлений экспериментальных исследований и теоретических разработок, перед составителями стоял нелегкий выбор: представить в ограниченном объеме целый спектр разноплановых идей, методов и полученных результатов. При этом мы стремились, с одной стороны, избежать перепечатки даже наиболее ярких работ классиков когнитивной психологии, опубликованных на русском языке в других хрестоматиях и в виде монографий1, а с другой стороны, представить не только устоявшиеся, но и складывающиеся в настоящий момент области исследований, задающие линии развития когнитивной психологии в XXI веке. Кроме того, мы отдали предпочтение фундаментальным, а не прикладным исследованиям.

В первом разделе «^ Когнитивная революция: краткая история вопроса» помещены тексты видных когнитивных психологов Дж. Миллера, Х. Гарднера, М. Коула, которые анализируют, каким образом складывалась современная когнитивная психология. Естественным дополнением к этим работам мы посчитали знаменитую рецензию Н. Хомского на книгу Б.Ф. Скиннера «Вербальное поведение», в которой последовательно показана теоретическая несостоятельность бихевиористских объяснений человеческого поведения, господствовавших в американской психологии до так называемой «когнитивной революции».

Второй раздел «^ Основные проблемы когнитивной психологии» представляет собой избранную сводку теоретических и эмпирических исследований, направленных на решение ряда фундаментальных проблем, таких как вклад неосознаваемых процессов в познание, специализация систем переработки информации, формы репрезентации знаний, и т.д. К сожалению, многие заслуживающие внимания темы (например, механизмы когнитивного развития или роль телесности в познании) в силу ограниченности объема не представлены в хрестоматии. Раздел составлен из текстов известных исследователей, работающих в разных областях когнитивной психологии и в значительной степени способствовавших разработке названных исследовательских вопросов: Дж. Фодора, С. Косслина, М. Томаселло, Э. Бейтс, Р. Шепарда, Л. Барсалу и др.

В третий раздел «Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты» включены основополагающие работы в исконной сфере когнитивных исследований – изучении познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и решения задач()наватедльных процессовсфере бствовавших формулированию данных исследовтельформации, виды репрезентации знаний и др.). Среди авторов данного раздела – М. Познер, Р. Грегори, Э. Лофтус, А. Бэддели, Э. Трейсман, Ф. Крейк, Ф. Джонсон-Лэйрд и многие другие, включая двух психологов-нобелевских лауреатов Г. Саймона и Д. Канемана.

Абсолютное большинство текстов специально переведены для настоящей хрестоматии и впервые публикуются на русском языке. Мы старались по возможности использовать устоявшиеся переводы терминов, но в некоторых случаях взяли на себя смелость дать собственный русскоязычный перевод терминов, не представленных в отечественной литературе по психологии познания. В интересах экономной подачи материала и в то же время широты охвата тем тексты публикуются с сокращениями.

Необходимость такой хрестоматии диктуется очевидной нехваткой литературы по современной когнитивной психологии. Известные книги Б.М. Величковского (1982; 2006) и сборник статей «Компьютеры, мозг и познание: Успехи когнитивных наук» (2007) отличаются явной обзорной направленностью; работы И. Хофмана (1986), Р. Клацки (1978) и Р. Аткинсона (1980) целиком посвящены когнитивной психологии памяти, а труды Р. Солсо (1996) и Дж. Андерсона (2002) – представляют собой учебники2.

Настоящая хрестоматия предназначена для студентов, аспирантов, научных работников и всех интересующихся проблемами когнитивной психологии и психологии познания, а также специалистов в прикладных областях, которые сталкиваются с проявлениями «человеческого фактора». Данная книга может быть использована в качестве учебного пособия для следующих обязательных учебных курсов, преподаваемых на психологических факультетах университетов: «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Экспериментальная психология», «Психология познания», «Преподавание психологии в высшей школе», «История психологии», «Введение в профессию» и спецкурсов как теоретической, так и прикладной направленности.

Мы благодарны всем нашим отечественным и зарубежным коллегам, так или иначе принявшим участие в отборе работ для отдельных разделов хрестоматии и в обсуждении перевода терминологии, а также в поиске труднодоступных статей. Особо хотелось бы поблагодарить Е.А. Сергиенко, И.С. Уточкина, Е.В. Печенкову, А.А. и Т.Н. Котовых, О.В. Федорову, А. Ясницкого, Т. Хоровица. Мы также признательны всем переводчикам, принявшим участие в этом непростом проекте, и специалисту издательства «Ломоносовъ» А. Соколинской, до последнего сражавшейся за право публикации выбранных нами статей и, несмотря на незначительные потери, добившейся невероятных результатов: читатель имеет возможность ознакомиться почти с сорока работами, которые вошли в окончательный состав хрестоматии. За содействие в вопросе авторских прав мы благодарим также Т.В. Ахутину, В.Д. Соловьева и редакции журналов «Вопросы психологии» и «В мире науки».
М.В. Фаликман, В.Ф. Спиридонов

23 сентября 2010 г.

1 Напр., К. Черри «Человек и информация» (1973), Дж. Брунер «Психология познания» (1977), У. Найссер «Познание и реальность» (1981), Норман Д. «Память и научение» (1985), Гибсон Дж. «Экологический подход к зрительному восприятию» (1988), Канеман Д. «Внимание и усилие» (2006) и др., а также основополагающие работы классиков когнитивной психологии Дж. Миллера, Д. Бродбента, А. Ньюэлла и Г. Саймона и мн.др., опубликованные в неоднократно переиздававшейся серии хрестоматий по общей психологии под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер с коллегами.

2 Величковский Б.М. Современная когнитивная психология М., МГУ, 1982.

Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х томах. М., Смысл-Академия, 2006.

Компьютеры, мозг и познание: Успехи когнитивных наук. М.: Наука, 2007.

Хофман И. Активная память: Экспериментальное исследование и теории человеческой памяти. М.: Прогресс, 1986.

Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. М.: Мир. 1978.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., Прогресс. 1980.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., Тривола, 1996.

Андерсон Дж. Р. Когнитивная психология. СПб., Питер. 2002.

Похожие:

Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса icon1. Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы
Когнитивная лингвистика подход, который допускает в лигвитсике применение методов когнитивной науки
Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса iconГригорий Чхартишвили Предисловие Часть первая. Человек и самоубийство...
Эдипов комплекс в истории суицидентов X. и Г. Опыт патологоанатомического психоанализа
Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса iconГригорий Чхартишвили Предисловие Часть первая. Человек и самоубийство...
Эдипов комплекс в истории суицидентов X. и Г. Опыт патологоанатомического психоанализа
Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса iconРеферат по дисциплине: Психология «Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности»
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса iconАлексей Алексеевич Кадочников Предисловие Введение. Краткая история...
...
Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса iconКогнитивная психология влияние различных типов мотивации и самоуправления...
Доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии факультета психологии мгу, Москва Кандидат психологических наук,...
Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса iconКак ученик перерабатывает информацию
Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания,...
Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса iconПрограмма курса история западноевропейской философии раздел III....
Пименов С. С. Программа курса «История западноевропейской философии. Раздел третий. Философия Возрождения. Раздел четвертый. Философия...
Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса iconПлан: Курение, как медико-социальная и нравственная проблема. История проблемы
Курение и ого влияние на здоровье. Краткая история табакокурения. Распространенность курения. Химический состав и биактивность табачного...
Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие раздел Когнитивная революция: краткая история вопроса iconТемы рефератов и список литературы по разделам дисциплины «История...
Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири. – Свердловск, 1988

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница