Высшего профессионального образования




Скачать 347.98 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации03.03.2013
Размер347.98 Kb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Комплексного междисциплинарного вступительного экзамена

в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Педагогика высшей школы»)


УТВЕРЖДЕНО

решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

протокол № 6 от « 25 » мая 2011 г.

Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович



Омск, 2011

Составитель:

Рягин С.Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., Почетный работник образования РФ
Рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
протокол № _____ от «_____» _______________ 2011г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)

^ Пояснительная записка

Программа вступительных экзаменов предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогика» (профиль подготовки «Педагогика высшей школы»). Представленная программа по содержанию и структуре соответствует содержанию педагогической подготовки выпускников вуза и обеспечивает непрерывность педагогического образования.

Поступающего к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, выявляется мировоззренческое видение ими актуальных проблем педагогической теории и практики, знание современных подходов к их разрешению, а также проверяется готовность к организации собственного научного исследования.

Поступающий в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогика» (профиль подготовки «Педагогика высшей школы») представляет на кафедру реферат по проблеме исследования и сдает по направлению (с учетом профиля) междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена.
^ Требования к качеству подготовки поступающего в магистратуру
Требования к реферату

Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру.

Во введении должен быть четко определен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.

В основной части реферата автор должен представить анализ изученных источников литературы в соответствии с задачами исследования, а также опыта решения этой проблемы на практике.

Выводы по проведенному исследованию, содержащиеся в заключении, должны соответствовать поставленным в исследовании задачам.

Реферат завершается списком использованной литературы, которая в соответствии с общепринятыми правилами должна быть указана в тексте работы.

Объем реферата – около 20-25 страниц текста, напечатанных 14 кегль через полтора интервала.

Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позже, чем за три дня до вступительного испытания в магистратуру.

Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет публикации вместе с рефератом.

^ Требования к экзамену

Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Педагогика высшей школы») включает в себя три вопроса: один по педагогике, второй – по профессиональной педагогике, третий по теме реферата.

Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из двух вопросов. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов (ниже 60 баллов) автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен в целом.

На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:

- целостное психолого-педагогическое знание, отражающее современный уровень развития педагогики и образования;

- свободное владение основными понятиями педагогики;

- умение устанавливать связь теоретических основ педагогики и психологии с современной практикой;

- владение методами научно-исследовательской работы (в беседе по реферату).

Критерии оценки:

ECTS

Баллы %

Критерии выставления оценки

А

90-100

Прекрасное знание рассматриваемого вопроса, с совершенно незначительными неточностями

В

82-89

Хорошее знание рассматриваемого вопроса, но с некоторыми неточностями

С

75-81

В целом неплохое знание рассматриваемого вопроса, но с заметными ошибками

D

67-74

Слабое знание рассматриваемого вопроса, с весьма заметными ошибками

Е

60-66

Самое общее представление о рассматриваемом вопросе, отвечающее лишь минимальным требованиям. Серьезные ошибки

F

0-59

Полное незнание рассматриваемого вопроса. Грубейшие ошибки.


Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученными оценками, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на аппеляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результата.
^ Содержание программы
ПЕДАГОГИКА
Общие основы педагогики

Педагогика в системе наук о человеке. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет, функции педагогики. Структура педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и образовательной практики.

^ Система образования и её характеристика. Закон РФ «Об образовании». Инновации в системе образования и их характеристика.

Педагогический процесс. Структура, функции, движущие силы педагогического процесса. Развитие теории педагогического процесса (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев и др.).

^ Методология и методы педагогических исследований. Понятие «методология педагогической науки». Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Фундаментальные и прикладные исследования.

Научный аппарат исследования. Организация педагогического исследования: обоснование актуальности исследуемой темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, методов исследования.

Методы педагогического исследования и их характеристика.

^ Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций.

^ Содержание образования. Сущность и структура содержания образования; его основные характеристики. Государственный образовательный стандарт и его роль в определении содержания образования. Вопросы содержания образования в Законе РФ «Об образовании». Реализация содержания образования в учебных планах, учебных программах и учебниках. Базовая культура личности.

^ Методы и приемы обучения. Методы, приемы обучения и их классификация. Репродуктивные и проблемные методы обучения. Проверка и оценка результатов учебной деятельности учащихся: ее функции, виды и формы проведения. Оценка как элемент управления качеством образования. Характеристика и анализ традиционных и современных средств оценивания результатов обучения.

^ Средства обучения, их классификация, Исторический аспект развития проблемы средств обучения. Наглядные средства обучения. ИКТ в современном образовании. Компьютерные технологии в обучении и особенности их использования в работе с детьми разного возраста.

^ Формы организации обучения и их развитие в современной дидактике. Урок и другие формы обучения в современной школе. Вопросы организации обучения в Законе РФ «Об образовании».

Проблема выбора методов и форм обучения.

^ Педагогические технологии в обучении. Технология активного обучения.

Сущность воспитания как педагогического процесса. Понятие воспитания в широком и узком смысле слова. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.

^ Воспитательный процесс и его характеристика. Функции, логика, специфические закономерности воспитательного процесса. Содержание воспитательной работы в школе. Воспитательная система образовательного учреждения. Современная трактовка педагогической поддержки воспитанников (О.Газман и др.)

Проблема методов и средств организации воспитания. Сущность и классификация методов воспитания. Приемы и педагогическая техника взаимодействия в процессе воспитания. Методы формирования сознания. Методика воспитания поведения. Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности. Воспитывающая среда и ее развитие.

^ Формы организации воспитательного процесса. Функции форм воспитательного процесса. Коллективно-творческие дела как форма реализации личностно-ориентированного и индивидуального подходов. Другие формы организации воспитательного процесса.

^ Понятие о воспитательном коллективе и его структуре. Стадии развития детского коллектива. Пути и средства развития коллектива. Личность и коллектив.

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Сущность межличностного взаимодействия. Виды отношений педагога с учащимися. Взаимодействие и совместная деятельность, основные пути их развития. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Совместная работа учителя и родителей в осуществлении учебно-воспитательной работы с детьми.

^ Педагогика межнационального общения. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнациональных отношений. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Организация практической деятельности учащихся по формированию у них культуры межнациональных отношений.

^ Внеурочная воспитательная работа. Цели и задачи внеурочной воспитательной работы. Особенности внеурочной воспитательной работы на современном этапе развития школы. Закон РФ «Об образовании» и Федеральные образовательные стандарты о проблемах и задачах воспитания в современных условиях. Основные формы индивидуальной и массовой внеклассной воспитательной работы.

Объединения и организации детей и молодежи и их воспитательный потенциал.

^ Сущность управления системой образования. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Школа как педагогическая система и объект управления.

Органы управления образованием. Основные компетенции федеральных и региональных органов управления. Службы управления.

Развитие вспомогательных служб в образователь­ных учреждениях в новых социально-экономических условиях: маркетин­га, финансовой службы, мониторинга и экспертизы качества и др.

^ Методы управления образовательными учреждениями.

Руководство школой. Руководитель образовательного учреждения и самоуправление. Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Организационная культура школы. Конфликты и пути их разрешения.

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры.

Цели и особенности организации аттестации педагогических работников школ.

Аттестация и самоаттестация образовательного учреждения.
^ История педагогики и образования

История педагогики и образования как область научного знания. Предмет, задачи, хронология истории педагогики.

^ Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и образование в Западной Европе периода Средневековья и эпохи Возрождения (Иоанн Златоуст, Аврелий Августин, Т.Мор и Т.Компанелла, Ф.Рабле и М. Монтень). Гуманистические идеи западной цивилизации XVII - XIX вв. (Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А. Дистервег). Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX веков (Д. Дьюи, В.Лай, Кершенштейнер).

^ История воспитания, образования и педагогической мысли в России. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке. (М.В. Ломоносов, И.И.Бецкой, И.И.Новиков, Янкович). Школа и педагогика России XIX — начала XX вв. (до 1917 года). Педагогическая деятельность и педагогические идеи выдающихся деятелей просвещения XIX — начала XX вв. (К.Д.Ушинский, Н.А. Корф, Л.Н.Толстой, П.Ф. Лесгафт и др.) Отечественная школа и педагогика после 1917года (С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко). Педагогическое новаторство В. А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Закон РФ «Об образовании» как документ, регулирующий вопросы образования. Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности и его особенности.

Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ. Международная Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка. Другие международные и российские документы по охране прав ребёнка.

Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.


^ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Методология и методы профессиональных педагогических исследований. Специфика исследований в области профессиональной подготовки

^ Основные проблемы профессиональной подготовки. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональ­ная пригодность как проблемы профессиональной педагогики,

^ Специфика воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Физиологические и психологические основы профессионального обучения. Специфические требования к здоровью, психологическим и личностным качествамспециалиста. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, студентов в теоретическом и практическом профессиональном обучении. Половые различия и гендерные установки.

^ Профессиональные знания, умения, навыки, взаимосвязь и дина­мика их формирования. Знания об объекте действий и знания о действиях с объектом. Уровни применения знаний. Структура профессиональных умений.

Профессиональное самосознание личности специалиста. Профессиональная позиция. Индивидуальные стили профессиональной деятельности.
  1   2   3

Похожие:

Высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Мгу имени М. В. Ломоносова интегрированной подготовки квалифицированных кадров, включающей основные образовательные программы высшего...
Высшего профессионального образования iconФедеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. №2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные...
Высшего профессионального образования iconВысшего профессионального образования
Программа предназначена для проведения итоговой аттестации специалистов по направлению высшего профессионального образования 030300....
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconМежду студентом и учебным заведением высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новочеркасская государственная...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению
Разработана на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница