Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г




Скачать 390.11 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г
страница1/3
Дата публикации03.08.2013
Размер390.11 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3



МЧС РОССИИ

САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по специальности 020400 «Психология»

Санкт – Петербург

200 г.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Санкт-Петербургского института

Государственной противопожарной службы

МЧС России

полковник внутренней службы

В.С. Артамонов

«30» июня 200 г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по специальности 020400 «Психология»

Санкт – Петербург

200 г.

Безносов Д.С., Заварзина Л.В., Трофимов А.Б^ . Социальная психологи: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под общей ред. В. С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.

Учебная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 "Психология", квалификационных характеристик психолог, преподаватель психологии и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России.

Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета института «30» июня 2004 г. (протокол №10).

Рецензенты:

Л.Г. Почебут – доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет);

А.В. Шленков – кандидат психологических наук (Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России)
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная психология» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

Цель изучения дисциплины – формирование у курсантов, студентов и слушателей полных, системных представлений о социально-психологических феноменах.

Основные задачи дисциплины

- представить общее направление развития социальной психологии как теоретической и прикладной дисциплины, историю формирования социально-психологических идей, социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, драматическую борьбу социальной психологии за свой «предмет», социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину, стремительное формирование на базе социальной психологии научных дисциплин, рожденных из запросов общественной практики – организационной психологии, политической психологии, этнопсихологии, психологии семьи, неклинической психотерапии и др.;

- раскрыть специфику социальной психологии как науки, изначально ориентированной на разнообразные прикладные проблемы, что неизбежно будет представлять собой некий конгломерат мини-теорий, первые социально-психологические теории которые, в свою очередь, возможно с известной долей условности классифицировать по критерию принадлежности к одной из основных школ: когнитивной психологии, психоаналитическому направлению, бихевиоризму, интеракционистской ориентации и др.;

- показать «сквозной» характер социальной психологии, проявляющийся как социально-психологический аспект самых различных гуманитарных наук: возрастной и педагогической психологии, психологии личности, общей психологии, истории, этнографии, социологии, менеджмента, исследования коммуникаций, психологии аномальных состояний и др.;

- проанализировать понятийно-категориальный аппарат современной социальной психологии, закономерности общения и взаимодействия людей, соотношение категорий общения и деятельность, т.к. многие понятия, используемые социальной психологией, ограничены рамками подходов, внутри которых они были сформированы;

- определить предмет и методологию социальной психологии;

- рассмотреть проблемы личности в социальной психологии; социализация, социальная установка, проблемы личности и группы, процессы общения, восприятия, психологического воздействия и др.;

- представить понятия «социальная норма» и «социальная патология»; проанализировать подходы, различные виды и формы девиантного поведения, причины и механизмы, проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения.

Содержание курса построено таким образом, чтобы полученные знания и умения могли быть успешно интегрированы при изучении других дисциплин психологического и социально-психологического блока, оно ориентировано на выработку у курсантов, студентов и слушателей, способности применять эти знания и умения на практике. Материал данного курса способствует успешному усвоению в дальнейшем таких учебных дисциплин как «Психология социальной работы», «Педагогическая психология», «Клиническая психология», «Психология общения», «Конфликтология», «Психология управления», «Психология связей с общественностью», «Политическая психология», «Юридическая психология».

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия.

Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

В соответствии с целью и задачами учебного курса на основе государственного образовательного стандарта разработано содержание настоящей программы и тематические планы для курсантов, студентов и слушателей всех форм обучения.

В результате изучения дисциплины курсанты, студенты и слушатели должны:

знать:

  • задачи, основные направления исследований и методологический аппарат социальной психологии как науки;

  • теоретические основы социально-психологической науки и ее связей с другими сферами науки и общественной практики;

  • концепции, принадлежащие каждому из основных научных направлений социальной психологии;

  • теории, претендующие на объяснение проблемных социально-психологических феноменов в области развития, психологии личности, социального взаимодействия, психологии группы, общественного сознания;

  • основные направления и методы в области практической психологии и прикладной социальной психологии, практические приложения социальной психологии, неклинической психотерапии, современные психологические техники, направленные на помощь в решении социально-психологических проблем;

  • методы социально-психологического исследования и особенности их применения;

  • основные понятия социальной психологии, а также прикладных дисциплин, развивающихся на теоретической базе социальной психологии: политической психологии, этнопсихологии, организационной психологии, психологии семьи, массовых коммуникаций, неклинической психотерапии;

  • различия в трактовке ряда категорий и понятий социальной психологии: социализация личности, социальное взаимодействие и общение, групповая динамика, групповые нормы, роль, социальный стереотип, социально-психологический климат, социальная установка, руководство и лидерство, коммуникации и др.;

  • концепции и подходы в исследованиях девиантности, социально-психологические аспекты проблем преступного и криминального поведения, проституции, суицидального поведения как вида девиантности, аддиктивного поведения, сексуального отклоняющегося поведения, социального аутсайдерства, вандализма, отклонений при различных акцентуациях характера;

уметь:

  • решать задачи, соответствующие его квалификации:

  • на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска; ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

  • участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

  • владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

  • выявить социально-психологическую проблематику в смежных отраслях науки и в конкретной области общественной практики;

  • анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках социально-психологической проблематики;

  • определять методологию социально-психологического исследования;

  • объяснять различные психические явления с использованием полученных знаний;

  • ориентироваться в антропологических, психологических, социологических теориях девиантного поведения;

  • уметь характеризовать различные виды и формы девиаций;

  • выделять социальные и социально-психологические причины, факторы и механизмы отклонений;

  • применять на практике методы социально-психологического исследования, социально-психологической диагностики;

иметь представление:

  • об истории развития социальной психологии;

  • об основных актуальных проблемах и достижениях в области социальной психологии;

  • о функциях, методах работы и взаимодействии государственных служб, научных центров, профессиональных и образовательных объединений специалистов в данной области науки;

  • о ведущих научных и научно-популярных периодических изданиях и научных школах в этой области знаний.

Дисциплина состоит из 2-х разделов объемом 120 часов, по 76 и 44 часа соответственно, из которых на проведение лекций отводится 22 часа, семинарских занятий – 20 часов, практических занятий – 18 часов и самостоятельную работу – 60 часов.

Формой итогового контроля является экзамен в III семестре.

Слушатели заочной формы обучения выполняют контрольную работу и сдают экзамен после изучения основного курса, который рассчитан на 120 часов и состоит из 2-х разделов. На проведение лекций отводится – 8 часов, семинарские занятия – 6 часов, и самостоятельная работа – 106 часов.

Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах.

Практические занятия проводятся двумя преподавателями.

Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1

по дисциплине «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для очной формы обучения


^ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары

Практ.

занятия

Экзамен

Сам.

работа

1

2

3

4

5

7

8

^ РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.

76

18

4

18




36

Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания и общественной практике.

6

2










4

Тема 2. История формирования социально-психологических идей.

6

2










4

Тема 3. Методологические проблемы социальной психологии.

8

2

2







4

Тема 4. Основные направления в современной социальной психологии.

8

2

2







4

Тема 5. Социальная психология развития и педагогическая социальная психология.

10

2




4




4

Тема 6. Социальная психология личности.

10

2




4




4

Тема 7. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей.

10

2




4




4

Тема 8. Социальная психология групп.

10

2




4




4

Тема 9. Массовые коммуникации.

8

2




2




4

^ РАЗДЕЛ П. СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ.

44

4

16







24

Тема 10. Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы.

6

2










4

Тема 11. Биологические и психологические теории девиантного поведения.

6

2










4

Тема 12. Проблема преступного поведения.

4

2










2

Тема 13. Проблема вандализма.

4

2










2

Тема 14. Бродяжничество как социальная патология.

4

2










2

Тема 15. Проблема проституции.

4

2










2

Тема 16. Проблема сексуальных отклонений.

4

2










2

Тема 17. Адикктивное поведения как форма отклоняющегося поведения.

4

2










2

Тема 18. Суицидальное поведения как вид девиации.

4

2










2

Тема 19. Акцентуации характера и девиантное поведение.

4

2










2

ЭКЗАМЕН













6




Всего:120/60/6


120

22

20

18




60



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 2

по дисциплине «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для заочной формы обучения


^ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары

Практ.

занятия

Экзамен

Сам.

работа

1

2

3

4

5

6

7

^ РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.

76

6

4







66

Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания и общественной практике.

8

2










6

Тема 2. История формирования социально-психологических идей.

8

2










6

Тема 3. Методологические проблемы социальной психологии.

14

2

2







10

Тема 4. Основные направления в современной социальной психологии.

6




2







4

Тема 5. Социальная психология развития и педагогическая социальная психология.

8













8

Тема 6. Социальная психология личности.

8













8

Тема 7. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей.

8













8

Тема 8. Социальная психология групп.

8













8

Тема 9. Массовые коммуникации.

8













8

^ РАЗДЕЛ П. СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ.

44

2

2







40

Тема 10. Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы.

6

2










4

Тема 11. Биологические и психологические теории девиантного поведения.

6




2







4

Тема 12. Проблема преступного поведения.

4













4

Тема 13. Проблема вандализма.

4













4

Тема 14. Бродяжничество как социальная патология.

4













4

Тема 15. Проблема проституции.

4













4

Тема 16. Проблема сексуальных отклонений.

4













4

Тема 17. Адикктивное поведения как форма отклоняющегося поведения.

4













4

Тема 18. Суицидальное поведения как вид девиации.

4













4

Тема 19. Акцентуации характера и девиантное поведение.

4













4

ЭКЗАМЕН













6




Всего:120/14/6

120

8

6







106
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» Санкт-Петербург
«Связи с общественностью», 020400 «Психология», 350500 (022100) «Социальная работа», 061200 «Менеджмент в социальной сфере», 350800...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconКурса «Психология личности». Данная дисциплина реализуется в рамках...
«Психология личности». Данная дисциплина реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа учебной дисциплины психология название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа учебной дисциплины психология название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница