Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми




Скачать 399.68 Kb.
НазваниеРеферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми
страница1/4
Дата публикации17.12.2013
Размер399.68 Kb.
ТипРеферат
litcey.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4










   
      

Дифференциация обучения — как условие развития одаренных детей


Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации.
Восточный Институт Экономики Гуманитарных Наук Управления и Права
Педагогический факультет
Психология
Дифференциация обучения — как условие
развития одаренных.
Реферат по предмету?
Методика работы с одаренными детьми.
Студентки группы С-96
Мавлявиевой А.А.
Преподаватель?
Бадретдинов В.М.
Альметьевск
2000г.
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.…5
2. Обучение одаренных……………………………………………………………………..13
2.1. Общие особенности одаренных детей……………………………………………………..13
2.2. Ускорение обучения……………………………………………………………………………13
2.3. Обогащение обучения…………………………………………………………………………15
3. Учитель для одаренных……………………………………………………….19
3.1. Подготовка учителя…………………………………………………………………………….19
3.2. Личностные особенности и поведенческие черты для одаренных…………………….20
3.3Менторство как форма работы с одаренными детьми…………………………………….21
Заключение….……………………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………………24
Введение.
В моду входят не только фасоны платьев но и те или иные слова или идеи… Сегодня
модной стала модной проблема детской одаренности. Везде и всюду ищут таланты?
развивают таланты? создают фонды для помощи талантам. Но это сейчас. А долгое время
одаренных по сути дела? в нашей стране не существовало. Провозглашался ханжеский
лозунг? «Неспособных детей нет!». Все объявлялись одаренными. А раз все дети одарены
от природы в равной степени? то надо ли заниматься талантами? разрабатывать для них
особые методы обучения и воспитания? готовить учителей…
Психологи показали? что для развития потребности ребенка в познании и — на этой
основе — одаренности наиболее пагубно именно пренебрежение? безразличие к его
познавательной деятельности. Даже запрещение творчества? как это ни парадоксально?
может более положительно влиять на развитие ребенка (в случае сильной потребности в
познании)? чем равнодушие.
У нас до сих пор бытует мнение? что работа с одаренными детьми? создание для них
специальных школ? особых программ — все это не что иное? как формирование элиты?
нарушение правила равенства? гуманизма. По-видимому? нашему обществу еще придется
вырабатывать принципы подлинного гуманизма? заключающегося не в лозунге «всеобщей
одаренности»? а в уважении к уникальности каждой личности? к ее неповторимости. Ведь
люди различаются от природы самым основательным образом,? в том числе и по своим
талантам.
Надо сказать? что? несмотря на большую — длительную и временами широкую
историю изучения одаренности на Западе и нашей стране? тем не менее терминология
еще не вполне установилась. Понятие «одаренность» имеет несколько различных
значений: как представление о наследственных предпосылках? об уровне умственного
развития? характеризующем каждого человека ? и т.д.
Понимание одаренности как только интеллектуальной характеристики не
соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека.
Одарен? необычно развит не сам по себе ум человека? одарена его личность. Человек?
наделенный развитыми способностями? — другой и по характеру? и по восприятию мира.
Он по-другому строит отношения с окружающими? по-другому трудится. Целостный
подход к одаренному человеку? прежде всего к ребенку? как к личности необходим? чтобы
суметь развить его способности реализовать его дар. Более того? лишь понимание
личностной непохожести одаренного ребенка дает реальную возможность понять его
творческие и интеллектуальные потенции.
Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об одаренности детей? если они
опережают в своем развитии сверстников? необыкновенно легко усваивают человеческий
опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая одаренность? гораздо более
трудная и для учителей? и для родителей. Это одаренность нестандартным видением?
нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть и не такие уж
выдающиеся? что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.
Особенно трудно таким детям с учителями. Видимо? сама профессия педагога
противоречива по своей сущности? ведь он учит своих учеников наиболее устоявшемуся в
человеческом опыте и потому по необходимости консервативен. Добавим при этом? что
при всех вариациях он все же имеет дело каждый год с одним и тем же основным
содержанием своего предмета. В такой ситуации тем более трудно не только заметить
нестандартного ребенка — трудно его оценить? примириться с нешаблонностью его
восприятия? его деятельности. Еще прибавим? что у творчески одаренного ребенка? как
правило? менее уживчив характер? чем у «нормальных» детей? из-за чего у него не редки
трудности в общении.
Не будет преувеличением сказать? что? общаясь с одаренными детьми? учитель
должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу? свою
направленность на передачу опыта и знаний. Тем? кто никогда не работал с одаренными
детьми ? такой ребенок представляется чудом? которое нельзя не заметить? а сама работа
с ним — праздничной и полной непрерывного удовлетворения. Это далеко не всегда так.
Многие талантливые дети на первый взгляд ни чем не выделяются? и нужен большой
опыт? специальные знания? чтобы заметить их в общей массе. Еще больше особой
психологической подготовки нужно? чтобы уметь работать с такими детьми.
Одаренные дети — целый мир? особый мир детства.
1.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в
группе.
Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитания одаренных
дошкольников является полноценное общение детей со сверстниками и установление
между ними эмоционально благополучных отношений.
В практике организации дифференцированного обучения можно выделить три
основных направления:
1. факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленной
программе;
2. предоставление им возможности ускоренного прохождения школьной
программы;
3. создание классов (школ)?работающих по специально разработанным
программам.
При этом многие исследователи,? занимающиеся проблемой одаренных детей?
отмечают значительные трудности,? которые могут возникать в сфере общения и
взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их
сверстниками при работе по первым двум направлениям.
Так? по мнению ряда авторов? некоторые особенности поведения и личности
одаренного ребенка могут привести к непониманию его сверстниками? конфликтности их
взаимоотношений вплоть до изоляции ребенка со стороны детей? имеющих обычный
уровень развития способностей. Некоторые исследователи полагают? что в основе многих
особенностей поведения одаренных детей? нарушающих их отношения с людьми? лежит
неравномерность психического развития. Она проявляется в том? что высокое развитие
интеллектуальных способностей не всегда сопровождается соответствующим высоким
эмоциональным и социальным развитием.
Умственно одаренные дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми? в общении
с которыми у них также могут возникать различные трудности. Как правило? эти трудности
обусловлены тем? что старшие дети опережают их в физическом развитии и одаренному
ребенку трудно стать лидером в таком коллективе. А переживания по поводу того? что они
не могут сделать что-то? как старшие? иногда существенно сказываются на самооценке
одаренных детей так как они весьма критичны к своим достижениям. Н.С.Лейтес
описывает также случаи? когда при обучении экстерном одаренные дети оказывались в
эмоциональной изоляции от группы старших детей из-за возрастных различий в
личностном развитии.
Существуют и противоположные данные относительно особенностей социального
взаимодействия и развития одаренных детей. Они свидетельствуют о том? что ребенок с
высоким уровнем развития познавательных способностей проявляет себя как
инициативный лидер? которого другие дети предпочитают выбирать в качестве партнера
по играм и занятиям. К.Абромс? указывает что высокое познавательное и речевое
развитие одаренных детей способствует более раннему появлению у них
социализированных форм проявления агрессии? а также что просоциальное поведение
(альтруизм) связано с высоким уровнем умственного развития.
На вопрос о том? насколько благоприятно для развития ребенка складывается его
общение в группе детского сада или в классе? позволяет ответить анализ групповых
взаимоотношений? проводимый с помощью социометрических методик. Такой анализ
основывается на выявлении существующих в группе? главным образом? эмоциональных
предпочтений. В зависимости от степени предпочитаемости дети имеют различное
положение (статус) в системе взаимоотношений (статусной структуре группы). В
настоящее время в статусной структуре группы большинство авторов выделяет четыре
основные категории (подгруппы). Положение детей? входящих в I и II подгруппы («звезды»
и « предпочитаемые»)? рассматриваются как благоприятное? а в III и IV
(«пренебрегаемые» и «изолированные») – как неблагоприятное и свидетельствующее о
наличии различных трудностей или конфликтов в общении с членами группы.
На положении ребенка в структуре групповых взаимоотношений влияют многие
факторы. В первую очередь оно зависит от его успешности в игровой деятельности?
умение организовывать игру? обогатить ее сюжет и содержание. Оно обусловлено и
личностными качествами ребенка? которое обеспечивает успешность? эмоционально
благоприятный фон совместной деятельности. На избирательное отношение
дошкольников оказывает влияние и то насколько полно они удовлетворяют потребность
друг друга в общении.
Обеспечивает ли высокий уровень развития познавательных способностей (взятый в
относительной независимости от успешности совместной игровой деятельности и
личностных особенностей) благоприятное положение в группе? На этот вопрос
исследования детских групповых взаимоотношений? как и результата наблюдений за
особенностями взаимодействия и общения одаренных детей? не дают однозначного
ответа. Так в работе Т.В.Сенько было установлен? что дети старшего дошкольного
возраста с высокой и средней успешностью в индивидуальной познавательной
деятельности? как правило? имеют благоприятное положение в группе – входят в
категории «звезды» или « предпочитаемые». Вместе с тем отмечается и тот факт иногда
попадали и в категорию «изолированные».
Основываясь на анализе данных по проблеме отношения детей к более
интеллектуально развитым сверстникам? можно говорить о том? что? конечно же? оно
зависит и от особенностей личности и от поведения ее? но во многом определяются
целями? задачами совместной деятельности? ее успешностью? ценностными
ориентациями группы. По этому в каких-то группах (или у отдельных ее членов)
одаренные дети будут популярными и пользоваться симпатиями? а в других – нет.
Вопросы же о том? какова специфика взаимоотношений одаренных детей при их
совместном воспитании; когда объединены в группу достаточно однородную и не только
по показателям умственного развития? но и по характеру мотивации? некоторым
личностным особенностям? обусловленным высоким развитием; насколько такие
взаимоотношения благоприятны для их эмоционального самочувствия? до настоящего
времени остаются практически не изученными.
Групповые взаимоотношения – это сложная система различных взаимопроникающих и
взаимовлияющих видов отношений человека к человеку. Наиболее часто в ней выделяют
межличностные (отношения? симпатии? антипатии? безразличие) деловые (отношения к
другому как к партнеру по совместной деятельности) и оценочные (при которых другой
человек рассматривается как носитель определенных одобряемых нравственных?
моральных качеств) отношения. И хотя в дошкольном детстве они практически слиты и
выступают преимущественно как межличностные отношения? исследования групповых
взаимоотношений не может быть полным без учета всех других видов отношений.
Поэтому в работе в рамках комплексного исследования проблемы дошкольной
умственной одаренности проведенного лабораторией способностей и творчества ИЦ
семьи и детства? сделали попытку изучит специфику взаимоотношений в группе
одаренных детей старшего дошкольного возраста. С этой целью использовались
следующие методики.
Методика «Два дома» была направлена на выявление межличностных отношений
детей в и структуре взаимоотношений людей в группе. При ее предъявлении дети
должны были сделать положительный и ли отрицательный выбор в отношении всех
членов группы («поселить» их с собой или отдельно). После того как дети делали такой
выбор? их просили обосновать его. В зависимости от знака эмоционального отношения и
от того ? вспоминал ли ребенок конкретного члена группы сам или после упоминания его
экспериментатором? выборы оценивались определенным баллом. При обработке
результатов вычислялись: индексы социометрического статуса каждого члена группы (на
основании которых выявлялась структура взаимоотношений и положения детей в этой
структуре) и коэффициент взаимности (показатель взаимности социометрических
выборов)? который ряд авторов? рассматривает как один из важнейших показателей
благополучного характера взаимоотношений.
Для того чтобы иметь возможность сравнить результаты исследования с имеющимися
в литературе данными о взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста в
обычной группе детского сада? дополнительно использовалась и методика Т.А.Репиной
«Секрет».
На выявление оценочных отношений была направлена методика «Лесенка»? в
которой детям предлагалось проранжировать всех членов группы? в том числе и себя? по
критерию « хороший - плохой». После выполнения задания детей просили обосновать
свое решение.
Деловые отношения в дошкольном возрасте в первую очередь возникают в общении
детей по поводу игры и проявляются преимущественно в структуре игрового
взаимодействия. В этом исследовании сочтено возможным ограничится лишь
наблюдениями за игровым взаимодействием детей. Здесь внимание сфокусировано не
столько на его количественных? сколько на качественных показателях: как организуется
совместная игра? каков характер планирующих указаний? распоряжений просьб? поручений
детей; формы распределения функций совместной деятельности (индивидуальные
решения? решения за другого? постановка общей проблемы? обобщенный способ
решения).
Проводились наблюдения за поведением детей на занятиях? так как форма их
проведения в группе одаренных детей часто стимулировало поиск совместного решения?
организацию совместной познавательной деятельности а поэтому и здесь должны были
проявляться существующие в группе деловые отношения.
В исследовании были использованы и другие методики «Игровая комната»? КАТ?
«Несуществующее животное»? «Три желания»? «Рисунок человека».
Исследование проводилось в двух группах: в группе детей с высоким уровнем
развития умственных способностей и в обычной группе детского сада. Группы
приблизительно были равны по количеству посещающих их детей.
В целом проведенное сравнительное исследование позволяет говорить о том? что в
  1   2   3   4

Похожие:

Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми iconАнализ работы с одаренными детьми Научное и организационно-методическое...
Основные результаты реализации программ работы с одаренными детьми за последние три года
Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми iconПояснительная записка Концепция программы Цели и задачи работы с...
Скачок в развитии новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением
Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми iconАнализ работы с одаренными детьми в мбоу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» за 2011-2012 учебный год
Создание устойчивой системы работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы
Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми iconПрограмма «эврика» Работы с одаренными детьми По учебной дисциплине...
Настоящая программа составлена на основе Большого справочника «Математика» авторов Д. И. Аверьянова и П. И. Алтынова и предусматривает...
Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми iconПрограмма работы с одаренными детьми
Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей...
Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми iconПлан работы с одаренными детьми на 2011-2012 учебный год

Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми iconПрограмма работы с одаренными детьми Принята: Решением мо учителей Технологии,музыки,изо

Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми iconУсиление научно – методического сопровождения по данному направлению
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2012/2013 учебный год, составление базы одаренных детей. Организация работы школьного...
Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми iconСписок участников курсов повышения квалификации "Теория, образовательные...

Реферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми iconПлан работы с одаренными детьми в моу лицее №12 на 2011-2012 учебный год
Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница