Высшего профессионального образования




Скачать 330.31 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации09.03.2013
Размер330.31 Kb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Комплексного междисциплинарного вступительного экзамена

в магистратуру по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование»


УТВЕРЖДЕНО

решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

протокол № 6 от « 25 » мая 2011 г.

Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович



Омск, 2011

Составитель:

Рягин С.Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., Почетный работник образования РФ
Рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
протокол № _____ от «_____» _______________ 2011г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)

^ Пояснительная записка

Программа вступительных экзаменов предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование». Представленная программа по содержанию и структуре соответствует содержанию психолого-педагогической подготовки выпускников вуза и обеспечивает непрерывность образования.

Поступающего к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, выявляется мировоззренческое видение ими актуальных проблем педагогической теории и практики, знание современных подходов к их разрешению, а также проверяется готовность к организации собственного научного исследования.

Поступающий в магистратуру по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование представляет на кафедру реферат по проблеме исследования и сдает по направлению (с учетом профиля) междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена.
^ Требования к качеству подготовки поступающего в магистратуру
Требования к реферату

Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру.

Во введении должен быть четко определен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.

В основной части реферата автор должен представить анализ изученных источников литературы в соответствии с задачами исследования, а также опыта решения этой проблемы на практике.

Выводы по проведенному исследованию, содержащиеся в заключении, должны соответствовать поставленным в исследовании задачам.

Реферат завершается списком использованной литературы, которая в соответствии с общепринятыми правилами должна быть указана в тексте работы.

Объем реферата – около 20-25 страниц текста, напечатанных 14 кегль через полтора интервала.

Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позже, чем за три дня до вступительного испытания в магистратуру.

Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет публикации вместе с рефератом.
^ Требования к экзамену

Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование включает в себя три вопроса: первый вопрос по педагогике, второй – по психологии, третий по теме реферата.

Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из двух вопросов. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов (ниже 60 баллов) автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен в целом.

На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:

- целостное психолого-педагогическое знание, отражающее современный уровень развития педагогики и образования;

- свободное владение основными понятиями педагогики и психологии;

- умение устанавливать связь теоретических основ педагогики и психологии с современной практикой;

- владение методами научно-исследовательской работы (в беседе по реферату).

Критерии оценки:

ECTS

Баллы %

Критерии выставления оценки

А

90-100

Прекрасное знание рассматриваемого вопроса, с совершенно незначительными неточностями

В

82-89

Хорошее знание рассматриваемого вопроса, но с некоторыми неточностями

С

75-81

В целом неплохое знание рассматриваемого вопроса, но с заметными ошибками

D

67-74

Слабое знание рассматриваемого вопроса, с весьма заметными ошибками

Е

60-66

Самое общее представление о рассматриваемом вопросе, отвечающее лишь минимальным требованиям. Серьезные ошибки

F

0-59

Полное незнание рассматриваемого вопроса. Грубейшие ошибки.


Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученными оценками, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на аппеляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результата.

^ Содержание программы
ПЕДАГОГИКА
Педагогика в системе наук о человеке. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет, функции педагогики. Структура педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и образовательной практики.

^ Система образования и её характеристика. Закон РФ «Об образовании». Инновации в системе образования и их характеристика.

Педагогический процесс. Структура, функции, движущие силы педагогического процесса. Развитие теории педагогического процесса (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев и др.).

^ Методология и методы педагогических исследований. Понятие «методология педагогической науки». Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Фундаментальные и прикладные исследования.

Научный аппарат исследования. Организация педагогического исследования: обоснование актуальности исследуемой темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, методов исследования.

Методы педагогического исследования и их характеристика.

^ Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций.

^ Содержание образования. Сущность и структура содержания образования; его основные характеристики. Государственный образовательный стандарт и его роль в определении содержания образования. Вопросы содержания образования в Законе РФ «Об образовании». Реализация содержания образования в учебных планах, учебных программах и учебниках. Базовая культура личности.

^ Методы и приемы обучения. Методы, приемы обучения и их классификация. Репродуктивные и проблемные методы обучения. Проверка и оценка результатов учебной деятельности учащихся: ее функции, виды и формы проведения. Оценка как элемент управления качеством образования. Характеристика и анализ традиционных и современных средств оценивания результатов обучения.

^ Средства обучения, их классификация, Исторический аспект развития проблемы средств обучения. Наглядные средства обучения. ИКТ в современном образовании. Компьютерные технологии в обучении и особенности их использования в работе с детьми разного возраста.

^ Формы организации обучения и их развитие в современной дидактике. Урок и другие формы обучения в современной школе. Вопросы организации обучения в Законе РФ «Об образовании».

Проблема выбора методов и форм обучения.

^ Педагогические технологии в обучении. Технология активного обучения.

Сущность воспитания как педагогического процесса. Понятие воспитания в широком и узком смысле слова. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.

^ Воспитательный процесс и его характеристика. Функции, логика, специфические закономерности воспитательного процесса. Содержание воспитательной работы в школе. Воспитательная система образовательного учреждения. Современная трактовка педагогической поддержки воспитанников (О.Газман и др.)

Проблема методов и средств организации воспитания. Сущность и классификация методов воспитания. Приемы и педагогическая техника взаимодействия в процессе воспитания. Методы формирования сознания. Методика воспитания поведения. Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности. Воспитывающая среда и ее развитие.

^ Формы организации воспитательного процесса. Функции форм воспитательного процесса. Коллективно-творческие дела как форма реализации личностно-ориентированного и индивидуального подходов. Другие формы организации воспитательного процесса.

^ Понятие о воспитательном коллективе и его структуре. Стадии развития детского коллектива. Пути и средства развития коллектива. Личность и коллектив.

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Сущность межличностного взаимодействия. Виды отношений педагога с учащимися. Взаимодействие и совместная деятельность, основные пути их развития. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Совместная работа учителя и родителей в осуществлении учебно-воспитательной работы с детьми.

^ Педагогика межнационального общения. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнациональных отношений. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Организация практической деятельности учащихся по формированию у них культуры межнациональных отношений.

^ Внеурочная воспитательная работа. Цели и задачи внеурочной воспитательной работы. Особенности внеурочной воспитательной работы на современном этапе развития школы. Закон РФ «Об образовании» и Федеральные образовательные стандарты о проблемах и задачах воспитания в современных условиях. Основные формы индивидуальной и массовой внеклассной воспитательной работы.

Объединения и организации детей и молодежи и их воспитательный потенциал.

^ Сущность управления системой образования. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Школа как педагогическая система и объект управления.

Органы управления образованием. Основные компетенции федеральных и региональных органов управления. Службы управления.

Развитие вспомогательных служб в образователь­ных учреждениях в новых социально-экономических условиях: маркетин­га, финансовой службы, мониторинга и экспертизы качества и др.

^ Методы управления образовательными учреждениями.

Руководство школой. Руководитель образовательного учреждения и самоуправление. Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Организационная культура школы. Конфликты и пути их разрешения.

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры.

Цели и особенности организации аттестации педагогических работников школ.

Аттестация и самоаттестация образовательного учреждения.

^ История педагогики и образования как область научного знания. Предмет, задачи, хронология истории педагогики.

Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и образование в Западной Европе периода Средневековья и эпохи Возрождения (Иоанн Златоуст, Аврелий Августин, Т.Мор и Т.Компанелла, Ф.Рабле и М. Монтень). Гуманистические идеи западной цивилизации XVII - XIX вв. (Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А. Дистервег). Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX веков (Д. Дьюи, В.Лай, Кершенштейнер).

^ История воспитания, образования и педагогической мысли в России. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке. (М.В. Ломоносов, И.И.Бецкой, И.И.Новиков, Янкович). Школа и педагогика России XIX — начала XX вв. (до 1917 года). Педагогическая деятельность и педагогические идеи выдающихся деятелей просвещения XIX — начала XX вв. (К.Д.Ушинский, Н.А. Корф, Л.Н.Толстой, П.Ф. Лесгафт и др.) Отечественная школа и педагогика после 1917года (С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко). Педагогическое новаторство В. А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
^ Нормативно-правовое обеспечение образования. Закон РФ «Об образовании» как документ, регулирующий вопросы образования. Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности и его особенности.

Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ. Международная Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка. Другие международные и российские документы по охране прав ребёнка.

Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.
^ Список рекомендуемой литературы

а) Основная литература

Педагогика

  1. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.

  2. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академия, 2008.

  3. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.

  4. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М., Академия, 2008.

  5. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб., КАРО, 2007.

  6. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., Высшая школа, 2008.

  7. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.

  8. История педагогики и образования. От зарождения вос­питания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб­ное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. акад. А.И. Пискунова. —3-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2007. - 496 с.

  9. История педагогики и образования : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / [И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, .З.И.Васильева и др.] ; под ред. З.И.Васильевой. — 4-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 432 с.

  10. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

  11. Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2007.

  12. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.



б) Дополнительная литература

    1. Гершунский Б.С. «Философия образования для ХХI века». – М., 1998.

    2. Гессен С.Н. «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». – М., 1995

    3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. «Основы философии образования». – М., 1999.

    4. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.

    5. Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993

    6. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. В 2-х частях / Под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. - 2009.

    7. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.

    8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.

    9. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

    10. Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2007.

    11. Рягин, С. Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений [Текст]: монография / С. Н. Рягин. – М.: Флинта; Наука: 2009. – 245 с.

    12. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.

    13. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. — М., Академия, 2006.

    14. Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., Юнити, 2006.

    15. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.

    16. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. Изд-е 2-е, переработ. – М., Высшая школа, 2007.

    17. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.


Федеральные образовательные порталы и сайты:

  1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru

  2. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru

  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/

  4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/

Российские образовательные порталы и сетевые сообщества:

1. Всероссийский интернет-педсовет. http://pedsovet.org/

2. Инновационная образовательная сеть «Эврика». http://www.eurekanet.ru

3.Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/

4.Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества. http://www.openclass.ru

5. Профильное обучение в старшей школе. http://www.profile-edu.ru/

6. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu

7. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». http://www.setilab.ru .

8. Сообщество учителей «Образовательная Галактика Intel». http://edugalaxy.intel.ru/index.php  
  1   2   3

Похожие:

Высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Мгу имени М. В. Ломоносова интегрированной подготовки квалифицированных кадров, включающей основные образовательные программы высшего...
Высшего профессионального образования iconФедеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. №2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные...
Высшего профессионального образования iconВысшего профессионального образования
Программа предназначена для проведения итоговой аттестации специалистов по направлению высшего профессионального образования 030300....
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconМежду студентом и учебным заведением высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новочеркасская государственная...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению
Разработана на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница