Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей




Скачать 189.58 Kb.
НазваниеМировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей
Дата публикации23.05.2013
Размер189.58 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Спорт > Документы
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей. Несмотря на то, что товарная группа «Топливо», основу которой составляют нефть и нефтепродукты, по удельному весу в стоимости мировой торговли (8—10%) в последние годы весьма существенно уступает таким группам, как «Машины, оборудование и средства транспорта» (35—38%) и «Готовые изделия» (28—29%), а также группе «Химические товары» (9—10%), в качестве конкретного индивидуального товара нефть уверенно занимает ведущее положение.

Объем мировой торговли нефтью ежегодно превышает 415 млрд. долл., что составляет около 3,8% всего мирового товарооборота.

В экспортно-импортных операциях с нефтью участвуют все без исключения страны мира. По каналам международной торговли в начале 21 века проходит около половины добываемой в мире нефти. На ее долю приходится более 20% суммарной стоимости экспорта всех развивающихся государств. При этом для ряда крупнейших мировых поставщиков нефти ее удельный вес в экспорте был всегда весьма существенным и составлял, например, в Нигерии — 95—96%, Анголе — 91%, Иране и Омане — 88—90%, ОАЭ — 78%, Саудовской Аравии — 73%, Ливии — 77%, Венесуэле — 65%, Мексике — 33%, Индонезии — 24%. Характерно, что для вышеперечисленных развивающихся стран доля нефти в общем экспорте имеет неуклонную тенденцию к росту.

Даже для такой экономически мощной промышленной державы, как Великобритания, вывоз нефти в последнее десятилетие имеет очень большое значение, принося более 4% экспортной выручки, а другому крупному европейскому экспортеру — Норвегии еще больше — около 34%.

В последней четверти истекшего столетия международная торговля нефтью, оправившись от глубокого структурного кризиса в начале 70-х годов, когда объем мирового экспорта сократился на треть, приобрела вполне устойчивую тенденцию к росту — в среднем на уровне 5—6 % в год за период 1975—2002 гг.

В последние годы ежегодно от 76 до 81% нефти поступает на мировой рынок из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки (включая Мексику), 10—15% — из промышленно развитых стран и 9% — из России и других стран СНГ.

В 1990 г. на долю СССР приходилось 11,6% мирового экспорта этого товара, однако последующие перестроечные процессы и глубокий экономический спад привели к сокращению советского экспорта почти на 60%. Лишь в последние годы России удалось увеличить добычу нефти и довести свою долю до 8%, заняв третье место в списке крупнейших стран-экспортеров.

Образовавшаяся в связи с этим в 90-х гг. свободная ниша на мировом рынке нефти была немедленно заполнена другими поставщиками, имеющими резервные мощности, и прежде всего производителями из стран Ближнего и Среднего Востока, которые тем самым укрепили свои позиции на рынке. На долю стран из этого региона сегодня приходится около половины мирового экспорта нефти, в том числе почти 20% — на долю Саудовской Аравии, 8 — Ирана, по 6% — Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов. Еще около 14% нефти поступает на рынок из стран Африки (Нигерия — 5,5, Ливия — 4%), 12% — из стран Латинской Америки (Мексика — около 5, Венесуэла — более 5%). Среди промышленно развитых государств ведущими экспортерами выступают Норвегия (7%), Великобритания (около 3,5%) и Канада (около 3%).

В последние годы доля России и стран бывшего СССР в мировом экспорте нефти снова начала расти. Это происходит в основном за счет того, что при низких ценах на нефть страны ОПЕК целенаправленно снижали добычу нефти, и освобождающееся место на рынке вновь занимали нефтяные компании России. Именно таким образом доля стран — членов ОПЕК на нефтяном рынке Европы снизилась с 41—42% в 1998 до 39% в 2002 г.

В последние годы мировой импорт нефти достиг примерно 2 200 млн.т. ежегодно. По основным регионам он распределился следующим образом: Европа — 36,0% (по стоимости — 33,7%), Азия — 31,9 (33,7), Северная и Центральная Америка — 26,5, Южная Америка — 2,3 (по стоимости вся Америка — 28,8), Африка — 2,2 (0,5), Океания — 1,1% (1,3%).

Нефть покупают более 118 государств и территорий, из которых 70 стран импортируют более 1 млн т в год каждая. При этом лишь 30 государств выступают сравнительно крупными покупателями нефти, ввозя ежегодно свыше 10 млн т в год каждая. Вместе с тем решающим образом состояние спроса на нефть фактически определяют всего 10 промышленно развитых стран, каждая из которых закупает более 50 млн т в год.

Список крупнейших покупателей нефти возглавляют США (21,6% мирового импорта по количеству) и Япония (13,8%). В него также входят шесть стран Западной Европы (Германия, Италия, Франция, Испания и Великобритания), на долю которых суммарно приходится около 65%, и два представителя НИС Азии — Республика Корея (4,6) и Сингапур (3,2%).

Особенно быстро увеличивается импорт нефти в США. Это связано с растущим внутренним спросом и продолжающимся сокращением внутренней добычи нефти. С тем чтобы снизить зависимость от поставок нефти из арабских стран, в последние годы США увеличивают число стран — экспортеров нефти из других регионов. Особенно заметно эта тенденция начала проявляться после известных событий 11 сентября 2001 г.

В Великобритании с увеличением собственной добычи, несмотря на существенный рост внутреннего потребления, зависимость от импорта нефти за последние пять лет снизилась с 60 до 50%, тогда как в большинстве других западноевропейских стран, исключая Норвегию, импорт по-прежнему покрывает 95—100% потребления нефти.

По-разному складывается положение в странах Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Такие крупные покупатели нефти как Япония, Южная Корея и Сингапур зависят от импорта на 100%, Индия — на 48—52%, тогда как Малайзия и Китай — всего лишь на 10%.

В Южной Америке зависимость от импорта у Бразилии достигает 42%, Чили — 90% и более, в то время как Аргентина, напротив, полностью удовлетворяет свои потребности за счет внутреннего производства.

Главная причина возникновения серьезных сдвигов в мировых потоках нефти в обозримой перспективе видится в том, что основное увеличение спроса ожидается со стороны стран Азии, а основной прирост добычи — в странах Африки и России. Вместе с тем это приведет к некоторому падению традиционной роли ведущих поставщиков нефти из стран Персидского залива. Ожидаемое увеличение в ближайшем будущем добычи нефти в странах Латинской Америки и Канаде вызовет рост поставок из этих стран в США, на фоне сокращения импорта нефти в эту страну с Ближнего Востока. Кроме того, в самое последнее время США рассматривают возможности масштабного импорта нефти из России и стран Африки. Аналогичная тенденция станет главной и в Западной Европе. В сентябре 2002 г. США впервые произвели закупки нефти в России, и в дальнейшем планируют постепенно увеличивают их объемы.

В складывающихся новых геополитических условиях странам Ближнего Востока, видимо, придется все большую часть добываемой нефти поставлять в страны Азии. Фактически этот процесс уже начался. Еще 2—3 года назад поставки стран Африки в страны Азии были весьма незначительными, но уже в 2000 г. они достигли почти 67 млн т, а в ближайшие годы могут превысить 100 млн т.

В последние годы США ежегодно импортируют из стран Ближнего Востока около 75 млн т нефти, тогда как мощности их нефтеперерабатывающих заводов составляют около 700 млн. т. По прогнозу Международного Энергетического Агентства к 2005 г. общий импорт США увеличится примерно на 100 млн т. Закупки нефти в странах Латинской Америки увеличатся на 135 млн т. Импорт из других государств соответственно уменьшится. С учетом ожидаемого увеличения поставок нефти из Канады, падение закупок на Ближнем Востоке и в Африке будет еще значительнее.

Кроме того, в свете событий 11 сентября 2001 г. можно назвать еще одну немаловажную причину данного процесса — политическую. В конце 2002 г. США начали активно осуществлять политику диверсификации поставок нефти из различных стран, целью которой является сокращение зависимости от поставщиков из региона Ближнего Востока.

В последние годы мировой рынок нефти испытал серьезную трансформацию, обеспечившую значительное повышение его диверсифицированности и увеличение многообразия и гибкости его механизмов функционирования. Перестройка рынка наиболее ярко проявилась в добавлении новых сегментов рынка к уже существующим: переход от долгосрочных контрактов к разовым сделкам с наличной нефтью (рынок «спот»), а далее к форвардным и, наконец — к фьючерсным сделкам, существенное расширение видов товарообменных сделок. На мировом рынке первоначально преобладали сделки с реальной нефтью, а затем стали все более практиковаться сделки преимущественно с «бумажной» нефтью. В итоге, к концу 80-х гг. была фактически сформирована по существу новая мировая система, базирующаяся на биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами, обслуживаемая в основном тремя центрами (Нью-Йорк — NYMEX, Лондон — IPE, Сингапур — SIMEX). Работает она круглосуточно в режиме реального времени (когда закрывается биржа в Нью-Йорке — открывается в Сингапуре, после закрытия которой, в свою очередь, открывается биржа в Лондоне и т. д.). Таким образом, мировой рынок нефти в конце прошлого — начале текущего столетия постепенно превратился из рынка ранее преимущественно «физического» (торговля наличной нефтью) в рынок преимущественно «финансовый» (торговля нефтяными контрактами).

Следует отметить, что на данный момент доля операций с фактической поставкой нефти и нефтепродуктов составляет менее 5% общего числа совершаемых на бирже сделок. Тогда как преобладающая часть (около 95%) — это биржевые операции с фиктивным товаром и широко распространенные чисто спекулятивные сделки и контракты по хеджированию (страхованию от ценовых рисков). В итоге, общий масштаб биржевых операций по нефти не только многократно превышает уровень реальных сделок, но в ряде случаев во много раз больше объемов мировой добычи нефти.

Три упомянутых выше ведущих центра биржевой торговли нефтью вместе с мощным развитием компьютеризации, телекоммуникации и информационных технологий обеспечили глобализацию мирового рынка нефти, его практическое функционирование в режиме реального времени, тесную взаимозависимость цен на нефть в разных районах земного шара. Формирование единого информационного пространства обеспечения нефтяной отрасли в мире позволило серьезно увеличивать временные пределы фьючерсных контрактов. Если на начальных этапах биржевой торговли нефтью фьючерсные котировки производились на период от трех до шести месяцев, то сегодня сроки торговли фьючерсами на рынке нефти увеличились по отдельным товарным позициям до шести лет. Появилась реальная возможность целенаправленного заблаговременного формирования ожидания субъектов рынка в отношении перспективной динамики мировых цен на нефть и нефтепродукты и, тем самым, уменьшения рисков ценовых колебаний, повышения эффективности и надежности нефтяных операций.

При этом вследствие огромного масштаба операций на фьючерсном рынке, можно утверждать, что сегодня этот рынок может чутко реагировать на малейшие конъюнктурные изменения, причем не только в нефтяной отрасли, но и в макроэкономике в целом в любой стране земного шара. И, поскольку, нефтяные биржи позволяют совершать операции в круглосуточном режиме, то на практике получается, что любое значимое изменение в мировой политике, экономике и социальной жизни планеты незамедлительно отражается на поведении нефтяного рынка.

Исходя из доминирующих на мировом рынке нефти механизмов ценообразования, начиная со второй половины 20 века, можно выделить четыре основных характерных этапа его развития, что, естественно, нашло закономерное отражение и в общей динамике мировых цен.

Первый — до 1973 г. — этап главенства нефтяных компаний — «Семи сестер».

Второй — с 1973 по 1986 гг. — этап резкого роста влияния ОПЕК на мировом рынке нефти.

Третий — с 1986 до 2001 гг. — некоторое ослабление влияния ОПЕК в условиях появления других крупных независимых экспортеров и роста масштабов биржевой торговли и сделок с «бумажной нефтью».

Четвертый — с 2001 до настоящего времени — современный этап ускорения либерализации мирового рынка нефти, начала диверсификации поставок нефти основными импортерами с целью увеличения стабильности поставок, резкое преобладание фьючерсных и прочих срочных сделок в торговле нефтью в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Первые два этапа из приведенных выше в целом характеризуются картельным принципом ценообразования, хотя и имели существенные различия.

На первом этапе «ценообразующий» картель состоял из семи вертикально-интегрированных крупнейших международных нефтяных компаний (американские Экссон, Мобил, Галф, Тексако, Стандард Ойл оф Калифорния (СОКАЛ), английская Бритиш Петролеум, англо-голландская Ройял-Датч/Шелл), которые в интересах потребителей нефти удерживали цены на устойчиво низком уровне около 1,5—3 долл. за барр.

В период господства на рынке МНК имела место в основном горизонтальная конкуренция между отдельными компаниями Картеля, с одной стороны, и независимыми компаниями на рынках материнских стран — с другой. Вертикальной конкуренции между отдельными подразделениями этих компаний практически не было.

Как уже упоминалось, до последней четверти 1973 г. мировой рынок делили между собой 7 крупнейших нефтяных компаний из промышленно развитых стран. Добыча же нефти в основном производилась в развивающихся странах арабского региона (73%), тогда как основное потребление нефти опять же происходило в промышленно развитых странах, членах ОЭСР (72%). Дальнейшее развитие экономики в условиях ускорения научно-технического прогресса повсеместно привело к резкому увеличению потребления нефти, притом что монопольное положение нефтяных компаний позволяло держать цены на стабильном уровне, что обеспечивало всем экспортерам относительно невысокие, но стабильные прибыли. Высочайшая зависимость развитых стран от импортных поставок энергоносителей была очевидна. Поскольку цены на нефть МНК поддерживали на относительно низком уровне — около 3 долл. США, производство нефти было рентабельно только в странах с себестоимостью добычи и последующей транспортировки ниже этого уровня, то есть преимущественно — странах Ближнего Востока.

На первом этапе доминировали, во-первых, трансфертные (внутримонопольные) цены, использовавшиеся вертикально интегрированными международными нефтяными компаниями для минимизации своих налоговых отчислений по месту добычи нефти. Во-вторых, справочные цены, применявшиеся для расчета налоговых отчислений в бюджеты тех развивающихся стран, где международные нефтяные компании являлись концессионерами. В-третьих, рыночные цены, которые применялись на том сегменте рынка, где работали действительно независимые субъекты. При этом доминировали долгосрочные сделки с реальным товаром, которые определяли как объемы торговли, так и уровень цен.

Вместе с тем развивающиеся страны — крупнейшие экспортеры нефти, обеспечивая почти три четверти добычи нефти в мире, были крайне недовольны сложившимся мировым порядком распределения доходов от реализации этой нефти и считали его исключительно несправедливым. В итоге 13 развивающихся стран — основных экспортеров нефти с целью отстаивания своих интересов на мировом рынке нефти организовали ОПЕК и чуть позднее национализировали добычу на своей территории. Эти события привели к так называемому «нефтяному кризису», в итоге чего цены на нефть «взлетели» за 2 последующих года более чем в 5 раз, что совпало с общим сырьевым и валютно-финансовым кризисами, охватившими в этот период всю мировую экономику.

Поскольку промышленно развитые страны не могли в одночасье существенно сократить потребление нефти, рост цен продолжался вплоть до начала 80-х годов, когда он уже превысил уровень 35 долл. за барр.

Таким образом, начало второго этапа сопровождалось установлением принципиально нового, более высокого уровня мировых цен на нефть. Продолжающийся высокий спрос на нефть позволил ряду стран с более высокой себестоимостью нефти (например, Великобритании, России, Мексике, странам Африки) существенно увеличить добычу и начать свой экспорт нефти, вследствие чего доля стран ОПЕК в поставках нефти на мировые рынки начала постепенно падать.

На втором этапе доминирующая роль в ценообразовании перешла к 13 развивающимся нефтедобывающим государствам — членам ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Венесуэла, Эквадор, Индонезия).

Получив после 1973 г. серьезный и реальный контроль над огромными добывающими активами мировой нефтедобывающей отрасли, страны — члены ОПЕК стали основным поставщиком на рынке нефти. Как следствие, сменился и характер конкуренции на нефтяном рынке, так как стала доминировать вертикальная конкуренция между национальными (в основном государственными добывающими) компаниями стран ОПЕК и независимыми компаниями из промышленно развитых стран, действующими в сфере переработки и сбыта нефти из развивающихся стран. Более того, в последующие годы произошло не столько замещение одного вида конкуренции другим, сколько усиление и горизонтальной, и вертикальной конкуренции при их одновременном существовании. (Основная конкуренция развертывается на рынке между государственными (национальными) и международными (частными) нефтяными компаниями.) Вместе с тем разведка и добыча нефти в мире — преимущественно государственная сфера деятельности, в нем, безусловно, доминируют государственные (национальные) нефтяные компании, контролируя более 90% запасов и свыше 70% — добычи нефти и газа.

На втором этапе картина основных принципов ценообразования несколько изменилась. Набор доминирующих цен остался тот же, что и на первом этапе, но поменялась их иерархия. На первое место вышли рыночные цены разовых сделок. Институт справочных цен сохранялся по той причине, что наряду с существованием официальных отпускных цен ОПЕК (в основном до 1977 г. — до волны национализаций в этих странах) продолжала существовать и практика установления справочных цен для исчисления налогов концессионеров. И, соответственно, трансфертные цены.

До 1986 г. активно развивался рынок разовых сделок, который постепенно стал играть самостоятельную роль — как доминирующий субъект в определении цены. До начала 70-х гг. на него приходилось лишь 3—5% международной торговли нефтью. В 70-е годы значение разовых сделок стало интенсивно возрастать: в первой половине десятилетия — на них приходилось уже 5—8%, в середине — 10—15%, и в середине 80-х годов — уже не менее 40—50% международной торговли нефтью. Таким образом, именно рынок разовых сделок стал определяющим с точки зрения объемов мировой нефтяной торговли.

Только начиная с 1986 г. (третий этап) картельное ценообразование — назначение цен ограниченной группой участников, постепенно уступило место рыночному биржевому принципу ценообразования. Цены на нефть преимущественно стали устанавливаться в результате конкурентной борьбы большого числа игроков по регламентированной и прозрачной процедуре и отражали в каждый момент времени текущий баланс спроса и предложения на мировом рынке с учетом комплекса конъюнктурообразующих факторов экономического и политического характера.

На этом этапе рынок разовых сделок продолжал доминировать в определении объемов торговли, тогда как рынок долгосрочных сделок переместился на второе место — то есть они просто поменялись местами. В итоге эволюции характера и структуры сделок на нефтяном рынке, именно к бирже перешла ценоустановительная и ценообразовательная функция на этом рынке.

При этом механизм справочных цен практически перестал действовать. Сохранились лишь рыночные и трансфертные цены, причем последние — в очень ограниченном применении.

В начале 80-х был зафиксирован кратковременный феномен снижения абсолютных объемов спроса на жидкое топливо. После нефтяного кризиса начала 70-х годов промышленно развитые страны — импортеры жидкого топлива были вынуждены искать адекватный ответ на резкий рост мировых цен на нефть в ослаблении зависимости от ее поставок путем диверсификации источников нефтеснабжения, за счет наращивания отечественной добычи для хотя бы частичного вытеснения поставок нефти ОПЕК из баланса энергоснабжения.

Однако потребовалось очередное ценовое потрясение нефтяного кризиса 1979—80 годов, вновь приведшее к многократному росту цен, прежде чем основные показатели энергоемкости ВВП промышленно развитых стран резко пошли вниз. Таким образом, с каждым последующим нефтяным кризисом, по мере нарастания остроты «нефтяных» проблем в мировой экономике, нарастало последовательное замещение нефти в общем объеме потребления энергоресурсов промышленно развитых государств по следующим направлениям:

- наращивание импорта нефти из других источников;

- увеличение собственной добычи нефти;

- расширение потребления других углеводородов, в частности газа;

- наращивание потребления других энергоресурсов (угля, электроэнергии, атомной энергии);

- активное внедрение энергосберегающих технологий.

В итоге, с середины 80-х годов наблюдается замедление роста мирового спроса на жидкое топливо по сравнению с темпами развития экономики в целом.

В 2001 г. стала наблюдаться все большая либерализация нефтяной торговли, что можно назвать началом четвертого этапа в развитии мирового рынка нефти. Известные теракты 11 сентября серьезнее всего повлияли на общее состояние деловой среды США, поведение американских инвесторов, да и на сознание американского общества в целом. Общий объем ущерба, вызванного этими событиями, сегодня оценивается порядка 60 млрд долл. Для этого этапа характерны два важнейших обстоятельства: во-первых, изменение нефтяных потоков, связанное с диверсификацией поставок нефти крупнейшими импортерами, и, во-вторых — возросшая роль биржевой торговли и увеличение оборотов «бумажной» нефти.

События 11 сентября наглядно продемонстрировали необходимость коренного пересмотра прежней стратегии стран Запада в отношении ближневосточных производителей нефти. В течение долгих лет США и другие промышленно развитые государства рассматривали поддержание стабильности в этом регионе как неотъемлемый элемент своих геополитических интересов. Со временем усилия по поддержанию стабильности, как военными, так и политическими методами, требовали все больше ресурсов, зачастую не принося при этом желаемого положительного эффекта. В результате международные аналитики сегодня все чаще говорят о том, что Западу необходимо минимизировать свою зависимость от поставок нефти из стран Ближнего Востока.

В этой связи стоит привести мнение эксперта в области энергетической политики Университета Райс (США) Э. Яффе о том, что «эта задача является одной из основных целей Вашингтона в отношениях с Россией». По мнению аналитика, инициатива эксплуатации огромных нефтяных и газовых резервов России получила новый импульс в июле 2002 г., когда в Соединенные Штаты привезли первую партию нефти прямо из России. В настоящее время администрация США поддерживает эту инициативу и считает важной, чтобы «Россия играла стратегическую роль в диверсификации поставок нефти на мировые рынки».

Однако, несмотря на поддержку на высоком уровне, сохраняются значительные трудности в реальной организации постоянных прямых поставок нефти из России в США, в их числе прежде всего высокие транспортные расходы и, соответственно, необходимость установления более высоких отпускных цен.

Важную роль в ценообразовании на современном мировом рынке нефти продолжает играть ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC). Она была создана 10 сентября 1960 г., когда в Багдаде собрались представители пяти наиболее богатых нефтедобывающих государств (Ирака, Ирана, Кувейта, Венесуэлы и Саудовской Аравии) и подписали договор о создании ОПЕК, целью которой является защита интересов своих членов в условиях постоянно растущей конкуренции. В 1960 г. пять стран — организаторов ОПЕК обеспечивали около 80% мирового экспорта нефти. Сегодня этот показатель снизился до 60%, однако количество стран-членов ОПЕК увеличилось, и в сумме все они располагают 77% мировых запасов нефти и обеспечивают около 40% нефтедобычи. За прошедшие 40 лет эта организация, несомненно, стала самым влиятельным участником на мировом нефтяном рынке, от решений которой по сей день во многом зависит его конъюнктура.

Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти — промышленно развитых стран на протяжении последних более чем сорока лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период бурных перемен в мировой экономической системе, во времена распада колониальных систем, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям. Авторитет ОПЕК существенно окреп, прежде всего в борьбе с пресловутыми «семью сестрами», входившими в Международный нефтяной картель.

В известной степени ОПЕК, принимая то или иное решение о регулировании уровня добычи, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен, тогда как многочисленные игроки на финансовых рынках, прежде всего те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.

Мировой рынок нефти в целом характеризуется высокой степенью концентрации и монополизации: на долю 24-х крупнейших нефтяных компаний в последние годы приходится около 61% мировой добычи и 45% — переработки нефти. Данный факт неслучаен: гигантские компании в нефтедобыче и нефтепереработке не только историческое наследство. Немаловажно также то, что крупнейшие компании имеют несравненно больше возможностей для осуществления необходимых крупномасштабных капиталовложений, финансируя их как за счет собственных средств, так и за счет привлеченного капитала. Можно утверждать, что сама специфика нефтедобычи требует от компаний укрупнения (которое, кстати, можно наблюдать в свете происходивших в последнее десятилетие слияний и поглощений), поскольку в противном случае, вследствие отсутствия возможности осуществления крупных капиталовложений, такие компании не в состоянии расширять свой бизнес (осваивать новые месторождения, модернизировать инфраструктуру и т. д.)

Далее остановимся на российских особенностях. Так, сегодня налицо явные признаки поздней стадии развития для главной нефтедобывающей провинции страны - Западной Сибири и приближения к ней России в целом. Тимано-Печорская, Восточно-Сибирская и др. провинции ни по объему предполагаемых запасов, ни по условиям освоения не смогут переломить ситуацию в старении сырьевой базы нефтяного комплекса России в силу фундаментальных геологических и природно-климатических причин. Таким образом, дальнейшее развитие нефтяной промышленности России будет происходить в рамках завершающих стадий «естественной динамики» с падающей долей горной ренты в цене добываемого сырья.

Переход на более поздние стадии развития нефтегазодобычи является неизбежным для каждой страны и означает необходимость изменения модели нефтегазообеспечения. Основной упор на этих стадиях должен делаться не на усиление фискального давления на производителей, что может быть оправдано на ранних стадиях развития нефтяной отрасли (по мере роста доли ренты в цене добываемого сырья), а на расширение налогооблагаемой базы, за счет приведения в соответствие динамики налоговой нагрузки (в широком смысле слова) на нефтяной комплекс и «естественной динамики» воспроизводства минерально-сырьевой базы комплекса на поздних ее стадиях.

Соответствующей модернизации требует модель государственной политики, которая учитывала бы особенности поздней стадии «естественной динамики» в отношении инвестиционной, налоговой, ценовой политики, институционального устройства нефтяного комплекса.

Во всем мире происходит интенсивное снижение издержек (в среднем по миру примерно на 1 долл./баррель в год), в первую очередь в результате интенсивного применения революционных достижений НТП, особенно в районах добычи наиболее дорогостоящей нефти (глубоководные морские акватории, арктические районы, методы повышения нефтеотдачи и пр.).

Основное снижение издержек произошло в районах добычи наиболее дорогих углеводородов за счет мультипликативного эффекта от применения таких революционных технологий, как трехмерная сейсмика, бурение горизонтальных скважин, отказ от использования стационарных морских платформ на больших глубинах моря (полупогружные платформы и платформы на натяжных тросах, подводное заканчивание скважин), развитие компьютерных технологий.

Происходит заметная либерализация налоговых режимов в большинстве нефтедобывающих стран, особенно со сравнительно высокими издержками добычи (гибкое налогообложение как правило со скользящей шкалой в зависимости от экономической эффективности разработки месторождений, т.е. проектно-ориентированное налогообложение, предмет налогообложения -прибыль, а не валовая выручка). Это обеспечивает получение компаниями приемлемой прибыли и сохранение склонности к инвестициям, даже при значительном снижении цен на нефть, как это было, например в 1998-99 гг.

Важным аспектом государственной политики в области ценообразования в нефтедобывающей промышленности на период до 2010 г. является создание механизма и институтов ценообразования, обеспечивающих формирование системы рыночных цен, уравновешивающих спрос и предложение на рынке жидкого топлива.

В мировой практике цены на нефть определяются на специализированных биржах (Нью-Йоркская, Лондонская, Сингапурская) через механизмы фьючерсной торговли нефтяными контрактами. Однако из-за разницы внутренних и мировых цен, биржевые котировки мировых цен не могут в настоящее время быть использованы в качестве обоснованных ценовых ориентиров для внутреннего рынка. Отсутствие в стране рынка срочных контрактов (фьючерсного рынка) не позволяет устанавливать реальные рыночные цены и определять ценовые ориентиры, опирающиеся на ожидания самого рынка. Поэтому целесообразно в России создать механизм формирования рыночных цен, подобный действующему на мировом рынке, и сформировать ряд отсутствующих в стране рыночных институтов, таких как:

♦ нефтяная биржа — как место для определения независимыми субъектами рынка равновесной цены на нефть, отражающую баланс разнонаправленных факторов динамики цен в каждый конкретный момент времени;

♦ фьючерсный рынок нефтяных контрактов — как инструмент ценообразования, определения ценовых ориентиров, задаваемых самим рынком на обозримую перспективу, с присущими ему инструментами страхования ценовых рисков,

♦ Государственный нефтяной резерв - находящиеся под контролем государства коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов, оператором которого могла бы быть Государственная нефтяная компания в случае ее создания. Это усилило бы ценообразующую роль государства на нефтяном рынке (по аналогии с ролью Центрального Банка России на валютном рынке страны для поддержания валютного курса рубля) и позволило бы сглаживать сезонные и случайные ценовые колебания на рынке жидкого топлива.

Похожие:

Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей iconГражданской войны занимает особое место в исторической и художественной...
Гражданская война 1918-1920 гг продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый...
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей iconГражданской войны занимает особое место в исторической и художественной...
Гражданская война 1918-1920 гг продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый...
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей iconРеферат по дисциплине «мировая экономика»
Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мирохозяйственных связях
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей iconПрограмма курса «Статистика»
Целью курса является изучение и овладение студентами имэс теорией и практикой статистики внешней торговли, ее методологией, экономико-статистических...
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Целью дисциплины является формирование у обучаемого представления о закономерностях развития современных систем средств массовой...
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей iconПонятие политической партии
Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие...
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей icon8 Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях Информация...
Информация является одним из наиболее ценных ресурсов любой компании, поэтому обеспечение защиты информации является одной из важнейших...
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей iconИнформационное письмо о проведении городской выставки методических...
Воспитание выступает одним их важнейших элементов и инструментов прогрессивного развития общества. Любое общество, выстраивая воспитательную...
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей icon1. Основы организации бухгалтерского учета
Преддипломная практика является важнейшей частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и проводится...
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей icon2. Содержание проекта
Целью данного проекта является доработка парка Победы, которая станет одним из самых важных событий в жизни села Новоселово в канун...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница