Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного




Скачать 119.82 Kb.
НазваниеИскра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного
Дата публикации10.03.2013
Размер119.82 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Военное дело > Документы



Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного.

В 1933— 1941 гг. училась в 1-й образцовой школе (№67) Ленинграда. В дни войны работала машинистом паровой турбины в Ташкенте. В 1944 г. поступила и в 1949 г. окончила приборостроительный факультет ЛЭТИ.

П
И.Ф.Уткина

Н.В.Дунаевская
осле окончания института и до пенсии работала ведущим инженером в ЦНИИ "Электроприбор" ("Азимут"). В сфере ее жизненных интересов были проблемы краеведения и передачи знаний современным ученикам школы, в которой она когда-то училась. Скончалась в январе 2005 г. Искра Федоровна всю жизнь хранила добрую память о ЛЭТИ и о своей родной школе, любила наш великий город и его замечательную историю. Она очень хотела опубликовать эту статью, возможно предчувствовала, что это ее последняя работа.


Нам удалось выполнить ее желание с помощью Наталии Вениаминовны Дунаевской — тоже лэтишницы, выпускницы (1949) факультета электронной техники. Огромное спасибо им обеим.
И.Ф.Уткина
^ ЛУЧШИЙ ПАМЯТНИК А. С. ПУШКИНУ
В самой старой части нашего города, на Петроградской стороне, есть необычный памятник А. С. Пушкину, основанный по высокому замыслу в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта. Это — школа на Ружейной улице (ул. Мира, 18). По классификации конца XIX века — училищный дом. В советское время — это школа с разными номерами, но широко известная как Первая образцовая.

Тридцать пять лет назад группа учеников предвоенных выпусков этой школы, уже зрелых, образованных профессионалов, решила воссоздать историю школы. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) и Центральном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) были найдены материалы, интеллектуальный смысл которых превосходит их деловое значение. Эту часть работы выполнила ученица довоенного 9-го класса Розалия Владимировна Серднак, начальник отдела использования и публикации документов ЦГА СПб.

И
^ Фасад городского училищнгог дома имени А.С.Пушкина по Ружейной улице. 1907 г.
з документов выяснилось следующее. 26 мая 1899 года исполнялось сто лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Комиссия по народному образованию в конце 1898 года подняла перед Петербургской городской управой вопрос о необходимости создания памятника поэту, имеющего общественный характер, "чтобы вечно был он на виду обывателей столицы, которые при взгляде на предполагаемый памятник переносились бы к славе русского поэта; памятник этот должен служить не только украшением городу, но и удовлетворять одной из насущных потребностей обывателей".

Таким памятником, по мнению Комиссии, должен был стать "народный школьный дом, где не одна сотня подрастающего поколения будет созревать для жизни и очищаться от невежества".

Великолепен слог этого официального чиновничьего документа и это слово — "обыватели", которое десятки послереволюционных лет было так унижено.

Место такого памятника должно было отражать символичность замысла. Обсуждалась даже возможность приобретения дома на Мойке, 12, где жил и скончался Пушкин. Однако дом этот уже был ветхим. Решено было выстроить новое здание вблизи Александровского лицея, переведенного из Царского Села на Каменноостровский проспект.

Был выбран свободный участок земли на Большой Ружейной улице (теперь улица Мира) под номером 14 (теперь 18). Замысел был настолько серьезен для города, что Дума отклонила ходатайство князя К. А. Горчакова о продаже ему этого участка, соседствовавшего с особняками его семьи на Б. Монетной улице. Горчаков намерен был построить здесь доходный дом — основной тип застройки Петербурга того времени.

В 1901 году с разрешения Императора был проведен специальный облигационный заем в десять миллионов рублей, чтобы суммы от его реализации были обращены на постройки домов для городских училищ.

Для постройки училищного дома на Ружейной в феврале 1903 года был принят проект художника-архитектора Ивана Ивановича Яковлева (1872—1926). Выходец из крестьян Вятской губернии, он в 1900 году окончил архитектурное отделение Академии художеств по мастерской Леонтия Бенуа.

А
И.И.Яковлев
рхитектор избрал стиль зрелой эклектики со свободной компановкой фасада симметричной формы, с подчеркнуто выделенными крупными окнами актового зала в центре.

Фасад отличался изысканными деталями, цветом и гербами Петербурга. Высота здания по установленным правилам не превышала ширины улицы, поэтому здание было несколько отодвинуто от лицевой линии.

Торжественная закладка здания состоялась в 1906 году. Председателем комиссии по постройке училищного дома был С. В. Жданов. Он оставался попечителем училища с 1907 года (первого приема учащихся) до самой революции.

Следует заметить, что И. И. Яковлев построил также училищный дом имени М. Ю. Лермонтова по Лермонтовскому пр., 52 и рядом с ним училищный дом в память реформ 1861 года. Последней его работой был училищный дом имени Н. В. Гоголя по 9-й Рождественской (Советской) улице, 4/6.

При открытии училищного дома-памятника городской голова Н. А. Резцов сообщил, что постройка обошлась аж в 280 000 рублей и занимает площадь в 250 квадратных саженей. Директором училища была назначена А. Ф. Докучаева.

Училище было рассчитано на трехлетнее обучение тысячи детей "обоего пола". Воплощался замысел — созревало для жизни и очищалось от невежества первое поколение детей из близлежащих улиц Петербургской стороны — Ружейных, Монетных, Посадских.

Р
^ Актовый зал училищного дома им. А.С.Пушкина(1907-1917)
убежом эпох отделен уклад жизни училищного дома от советских школ. Ежедневный утренний молебен. Зал, объединенный с алтарем, становился на это время церковью. Стояли на молебне по классам. Ходили в форме, по праздникам девочки поверх коричневых платьев надевали накрахмаленные белые пелерины и нарукавники.

Училище по своей программе было с самого начала повышенного уровня. В нем работали учителя преимущественно с высшим образованием. Окончившие училище получали удостоверение и Евангелие.

После Октябрьской революции училищный дом имени А. С. Пушкина стал трудовой школой № 180. Меняются ее номера, но не забыт исключительный замысел, взволновавший общественность города в начале прошлого века: дети продолжают очи­щаться от невежества". Но истории своей школы они не знают.

С 1933 года она носит имя школы А. В. Луначарского.

Историей школы занялись те, кто начал учиться в начале 30-х годов. Это было уже через 20 лет после окончания Отечественной войны и было памятью о тех, кто погиб.

Школа стала необходима нам в познании человеческой живой истории. Мы сопоставляли историю школы с историей города, значительностью событий, прошедших через судьбы наши и наших учителей. К ним мы уже по-взрослому обратились. Бережно поддерживали их, старых, а они влияли на нашу взрослую жизнь.

В тридцатые годы громадность дел, событий заслоняли значение личности. Интерес к человеческим судьбам, поучительным и достойным уважения, пришел позже.

В нашем детстве долго работали еще педагоги от дореволюционного училищного дома. Самые старые — словесник Ольга Львовна Петцольд (работала в школе с 1907 года), учительница 1-й ступени София Петровна Еремеева — прекрасный воспитатель малышей, преподаватель немецкого языка Мария Германовна Гершельман.

Н
О.Л.Петцольд
аши педагоги были из разных сословий — из крестьян, из семей священников, действительных статских советников, морских офицеров, чиновников. Были и столбовые дворяне по рождению. Но свое происхождение многие из них, конечно, скрывали. Жили наши учителя в коммунальных квартирах. Мы, бывало, приносили цветы в дни юбилеев в крохотные чистые их комнатки.

Их седые головы, старомодные пенсне, вся их осанка были достойны и по-особому значительны.

Большая часть наших старых педагогов окончили гимназии, в основном петербургские. В послужных списках такие слова: земская учительская семинария, домовая наставница, классная наставница, младшая надзирательница. Названия известных гимназий, которые они закончили, говорят сами за себя: Лентовская, Могилянская, Оболенская и др. Многие учились на Высших Бестужевских курсах, оканчивали Петербургский (Ленинградский) Университет.

Многое поражает в старых наших педагогах: смолоду умели расширить свое образование, используя книги и циклы лекций известных ученых. И это при том, что надо было зарабатывать уроками. Почти все владели двумя-тремя иностранными языками и никогда не ограничивались узкими рамками своего предмета.

Шли годы. Школа становилась семилетней, восьмилетней, девятилетней...

Решающим в создании исключительных образовательных, общественных и воспитательных традиций школы и ее особого стиля было директорство Марии Яковлевны Перкиной (1906-1968).

М
М.Я.Перкина
ария Яковлевна, дочь малоземельного крестьянина, родилась в Белоруссии. Окончила в 1925 году Петроградский университет. Судьба ее характерна для времени безработицы и неустройств 20-х годов. Она работала с доярками и пастухами - ликвидировала безграмотность, постепенно постигая воздействие воспитания и образования. В 1930 году пришла в школу на ул. Мира, 14 и стала в ней первым педагогом-комсомолкой.

В те годы тенденция приблизить школу к общественно-полезному труду выражалась в неумелых экспериментах, в отрицании традиционного школьного образования. Был, например, такой лозунг: "Политехнизация детских учреждений — база коммунистического воспитания". Через это прошла и школа на улице Мира. Вред этих экспериментов было трудно компенсировать даже талантливым педагогам. К тому же школой заведовал тогда бывший моряк-балтиец Чинкин — человек энергичный, неплохой, но без образования.

М
Н.М.Гердзей
ария Яковлевна пришла сначала учительницей обществоведения. В ней была драгоценная соразмерность долга, ума, терпения и воли. Она была молодой, состояла в одной комсомольской организации с учениками. Это было новое в школе — сочетание товарищеских отношений авторитетом учителя. Авторитет ею был

завоеван и в сложной учительской среде. Талант привлекает, на него возлагают надежды. В это время был положен конец методическому прожектерству в образовании. Было введено преподавание по новым твердым программам.

В 1931 году Мария Яковлевна стала заведовать школой. В предвоенное десятилетие с ней — талантливым орга­низатором, воспитателем, другом — в школе были созданы традиции высокого образования, детской организации, ответственности.

Мария Яковлевна пригласила широко образованных старых педагогов: физиков - профессора Д. А. Александрова и К. Н. Елизарова, географа Н. Н. Золотавина. Угадала одаренность пришедших молодых педагогов -историков М. Ю. Поволоцкой и Р. М. Ховиной, словесников М. П. Касторской и С. Ф. Рыскиной. И в то же время она берегла до самого конца старую капризную С. П. Еремееву и великолепного словесника О. Л. Петцольд. Зато уж как были выучены с самого начала дети, какое тонкое знание языка и литературы развивалось в старших классах. Нас учили пользоваться важным орудием человечества -словом, и это осталось с нами на всю жизнь. Помнится, на блестящих уроках Н.М. Гердзей звонок вызывал досаду — хотелось еще.

В
Н.С.Серова
библиотеке Н. С. Серова не только учила нас выбирать и ценить книги. Она устраивала памятные всем лекции, интересные встречи. У нас была Лиля Брик. Жаль, не все дано нам было узнать. Мы не проходили Достоевского (читали только в домашних библиотеках — у кого было). Мы ничего не знали о Цветаевой, Мандельштаме, Пастернаке! Совсем ослепшая к концу жизни Наталия Михайловна Гердзей, когда мы, навещая ее и помогая чем могли, задавали ей вопрос "Почему?", горько отвечала: "Если бы я могла...".

В 1933 году в результате проведенного Всероссийского конкурса школа получила звание лучшей в РСФСР — стала 1-й Образцовой. И стала знаменитой. Фотографии Марии Яковлевны печатали газеты. Она была послана на длительное время в Париж и Лондон. Была делегатом от СССР на Меж­дународном съезде учителей в Оксфорде, где одним из основных вопросов был: роль учителя в борьбе за мир (как прозорливы были учителя в 1935 году!).

В эти годы были преобразованы и вновь созданы в пристроенных этажах учебные кабинеты: биологии (в этом была огромная заслуга выдающегося преподавателя биологии Елизаветы Осиповны Александровой), химии (хозяйкой и создателем была Софья Ефимовна Чертова), физики.

В это довоенное десятилетие создавались традиции школы, ее стиль: образование и воспитание полноценной личности, культуры и интеллигентности.

Ж
Е.И.Александрова
изнь школы была разумно регламентирована, с четкой организацией методического руководства, обязанностей и ответственности. В диалоге педагогов и учеников развивалось сознание, логика, умение мыслить. И умение общаться — это было так важно! Диалог усложнялся по мере взросления учеников.

Дисциплина в школе достигалась без штампов и казенщины. Нас увлекало то, что мы сами утверждали порядок. Школьные правила делались потребностью, поскольку соответствовали состоянию внутренней свободы ребят. В этом было что-то от игры, но умело направляемой. Это было самоуправление — и дежурства классов с полной ответственностью, и организация зарядки по утрам во всех коридорах (затея учителя физкультуры), и памятные всем такие содержательные большие перемены в нашем прекрасном зале, и мно­гое другое. Были и строгие разговоры при конфликтах, и веселье в праздники.

Школьное самоуправление было детищем ума и таланта Марии Яковлевны. Оно было лишено принуждения, догматизма. Она приходила на заседания учкома и комитета комсомола, сидела в стороне и, когда надо, говорила "некабинетным" голосом: "Послушайте, ребята..." и высказывала свое мнение тактично и умно, не нарушая нашей самостоятельности.

В
Ю.А.Огановский
годы репрессий было и такое — Мария Яковлевна бежала в комитет комсомола, откуда на весь вестибюль слышался крик юноши, отрекающегося от своего отца. Бежала, чтобы уберечь... Нелегко было в наступившее тогда время быть, оставаться на высоте, оградить процесс воспитания от вторжения такой окружающей жизни.

Серьезный и вдумчивый комсомольский секретарь Зоря Эпштейн за несколько дней до начала войны написал Марии Яковлевне письмо, полное высшего доверия и уважения. Были в письме такие слова: "Я Вам глубоко благодарен как директору, но есть во мне и более глубокое чувство. Вы мне дали в жизни очень многое: любовь к своему делу, любовь к коллективу. Вы дали мне все: знания и культуру, и душу; и за это Вы будете гореть в моей душе как священная лампада".

Зоря погиб на фронте в 1945 году. Мария Яковлевна дорожила его словами до самой смерти как своей высшей наградой. Необходимо отдать дань памяти и другим учителям — ярким личностям, коллегам и помощникам Марии Яковлевны.

Значительна в нашей памяти, во всей истории школы Мария Алексеевна Митропольская. Окончив Бестужевские курсы, она рано начала общественную и педагогическую деятельность — уже в 1912 году стала членом Петербургского педагогического общества. В 1918 году она была избрана заведующей учебной частью нашей школы и оставалась в этой должности до своей смерти в блокаду в 1942 году. В последние годы она не преподавала, хотя была блестящим педагогом математики. На ней была организация всего педагогического процесса. А мы, видя ее каждый день, не представляя себе школу без нее, мало знали о ней.

Ж
Д.А.Александров
аль. Осталась она в нашей памяти старой грузной женщиной с удивительно спокойным крупным лицом. И когда школа уже стала знаменитой, она принимала гостей, давала разъяснения (когда надо — на трех иностранных языках!). В том, какова стала эта школа, была огромная заслуга Марии Алексеевны.

Уже старым педагогом пришел в школу физик — профессор Данила Александрович Александров. Он был по рождению столбовым дворянином. Блестяще закончив университет, он стал преподавать физику, химию и астро­номию в Кадетском корпусе. После революции читал лекции в рабочих клубах, матросам в Кронштадте.

В нем было обаяние при внешней немного картинной стариковской суровости. В новом классе он спрашивал каждого с незабываемой строгой интонацией: "Гуманитар или математик?" Это была необходимость знать внутренний мир ученика. А для нас общение с таким почтенным педагогом при его неповторимой индивидуальности было по-человечески благотворно. Так и видится в коридоре большой старый человек, так и слышится его строгий голос: "Да будьте вы мужчинами, черт возьми!"

Данила Александрович умер от голода весной 1942 года — когда многие его ученики стали солдатами сразу после 10-го класса. Как страшны были для нас известия о смерти наших учителей в ту ужасную зиму...

В 1987 году на основе уже написанной истории школы и всех собранных материалов был создан музей школы - в одном из прекрасных больших классов. Символом стали высокие слова о предназначении этой школы. Наша благодарность чиновникам начала XX века за их мудрость в понимании насущной потребности обывателей бесконечна.

Работа по созданию музея была проделана на редкость организованно и быстро потому, в основном, что до этого дела словно дорвался Юрий Ронгинский, выпускник 1941 года, прошедший Великую Отечественную войну от Сталинграда до Праги, оставшийся после войны кадровым военным, много лет служивший вне Ленинграда и вышедший в отставку полковником запаса. В нем отменно сочетались качества волевого командира и нашего школьного учкомовского романтика. Он сплотил группу (это были Искра Уткина, Наташа Дунаевская, Аэлита Гусева, Таня Пятакова, Борис Слизников, Ляля Прокофьева-Ронгинская).

Работали с утра до позднего вечера, с таким увлечением! Все сделали сами: щиты, тематически продуманные и с прекрасными фотографиями и текстами. Это стало ценной исторической экспозицией, данью памяти и материалом для изучения. Музей существует и развивается, в него приходят все новые ученики теперь уже школы № 80. А мы, ветераны, приходя в школу, видим дорогие лица наших незабвенных воспитателей, чтим память наших товарищей, которых уже нет с нами.


Похожие:

Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного iconА. А. Ахматова краткие биографические сведения
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горению) родилась 11(23) июня 1889 года в семье флотского военного инженера под Одессой...
Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного icon1412 родилась Жанна Д'арк (1412 30 1431), национальная героиня Франции....
Но светский суд пошел дальше и вынес новый приговор — сожжение на костре как еретика. Казнь состоялась 30 мая 1431 года, пепел Жанны...
Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного iconРаскрыть ее пытается в своем новом документальном фильме воронежский режиссер Владимир Паршиков
Ря в гостинице «Англетер». Автор фильма «Сергей Есенин. 1925-2010» Владимир Паршиков предлагает зрителю послушать, что было и есть...
Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного iconПресс-релиз зима 284 дня в году, средняя температура самой холодной пятидневки 47 о
Лето 35 дней, среднесуточная температура июля +10о +14оС… такой вот не совсем курортный климат в Новом Уренгое – городе, в котором...
Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного iconАнтон Павлович Чехов и его произведения
А. П. Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Чехов был 4’м ребенком в семье
Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного iconАнтон Павлович Чехов и его произведения
А. П. Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Чехов был 4’м ребенком в семье
Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного iconС. В. Ковалевская замечательная русская женщина- математик, родилась...
Ведущий 1: С. В. Ковалевская замечательная русская женщина- математик, родилась 15августа 1850г в семье богатого помещика генерал-...
Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного iconБерковец Евдокия Константиновна родилась на хуторе Байровском в семье...
Абзаново. Старшая дочь Евдокия Константиновна окончила 10 классов Петровской школы в 1942 году. Поступила учиться в Свердловский...
Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного iconАлёна Фролова «вокзал для двоих»
Алёна родилась в июне 1980 года в г. Фрунзе в семье фотографа. Там же пошла в школу
Искра Федоровна Уткина родилась в 1925 году в городе Харькове в семье кадрового военного iconАвтор: Екатерина Скрипник
Галина родилась в Москве, в конце шестидесятых годов, в простой рабочей семье. Ее родители коренными москвичами не были. Они приехали...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница