Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош»




НазваниеПояснительная записка Статус моу «Алцакская сош»
страница1/12
Дата публикации25.02.2013
Размер1.46 Mb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Пояснительная записка

Статус МОУ «Алцакская СОШ» как базовое  образовательное учреждение предусматривает преемственность программ, методов и форм организации предшкольного и начального общего образования.

Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты поселка, района в сохранении и развитии традиций, как научного и культурного потенциала России.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

•    с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•            с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•             с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•             с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

•             с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

•      с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером  сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

•      центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно - логическое мышление, произвольная
смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ,
рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и
умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление,
осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

Образовательная программа начального общего образования МОУ Алцакской СОШ» создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что большенство из них не были  воспитанниками дошкольных учреждений, но они  имеют начальный уровень сформированности УУД за счет занятий в школе «Подготовка к школе»: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий.

Специфика кадров МОУ Алцакской СОШ определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли курсовое обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Статус МОУ Алцакской СОШ  как базовое  образовательное учреждение предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.

^ Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника школы: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.

^ Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья путем изменения и обновления содержания образования,  целенаправленной работы с  обучающимися с высоким уровнем образовательных потребностей.

^ Задачи программы:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжать создание в МОУ развивающей предметной среды.

6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры,  художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизациии др).

7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

8. Обеспечить выполнение новых подходов к  системе оценки планируемых результатов  освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 ^ Основная   образовательная  программа   содержит следующие разделы:

•           пояснительную записку;

•     планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

•           базисный учебный план образовательного учреждения;

•     программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

•           программы отдельных учебных предметов, курсов;

•     программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

•           программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

•           программу коррекционной работы;

            •систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования


^ Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

^ Ведущие технологии, используемые в образовательном процессе в начальной школе:

  1. Информационно-коммуникационные технологии

В учебном процессе  используются как проникающие технологии  для реализации отдельных дидактических задач,  способствуют формированию умений работать с информацией, развитие коммуникативных способности обучающихся, формируют исследовательские умения.

Предполагают использование в учебном процессе аудио-, видео - материалов, компьютера для представления образовательных электронных ресурсов.

     ^ 2. Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии рассматриваются  как совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития.  Они способствуют формированию и укреплению здоровья обучающихся, воспитания у них культуры здоровья и безопасного образа жизни.

^ 3. Технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов ) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  обучающихся, способствует развитию умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;  обеспечивает мотивацию  на успех.  Данная технология направлена,  прежде всего, на формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий и способствует  личностному развитию обучающихся.

^ 4. Технология личностно-ориентированного обучения

Позволяет:

                                 сохранить и поддержать индивидуальность ребенка;

                                 предоставить возможность каждому ребенку работать в присущем ему темпе;

                                 создать условия для обязательной успешной деятельности;

                                 простроить обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечить своевременную помощь каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;

                                 создать условия для реализации творческих возможностей школьника.

^ 5. Проблемно-диалогическая технология

Предполагает творческое овладение знаниями, умениями и навыками усвоение способов самостоятельной деятельности развитие познавательных и творческих способностей.

^ 6. Игровые технологии

Создают  условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся, способствуют формированию  универсальных учебных действий.

^ 7.Технологии уровневой дифференциации

Позволяют создать условия для обучения детей с разным уровнем сформированности познавательной сферы, в том числе  как  для одарённых обучающихся, так и обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Используемые технологии ориентированы на:

         активизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса;

  • развитие творческого потенциала личности каждого ученика;

  • развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых им не только в учебе, но и в обычной жизни;

  • развитие навыков коллективного взаимодействия;

  • привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе;

  • адаптацию ребенка в условиях социума;

  • на решение проблемы социализации ученика в учебном коллективе и в условиях школы как системы.

        Использование любой технологии проходит преимущественно с использованием активных форм обучения: обучение в сотрудничестве с использованием групповой и парной формы работы.

       Ведущими методами обучения являются  частично – поисковый и исследовательский, метод проектов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

•     воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

•          переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

•      ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

•      признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

•       учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения;

•              обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

•        разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Деятельностный подход позволяет:

                    варьировать методами и средствами познания;

                    осуществлять не только репродуктивную, воспроизводящую познавательную  

            деятельность, но и продуктивную, созидательную;

                    развивать способность самостоятельно добывать знания;

                    применять приемы познавательной деятельности и способы контроля своих действий;

                    формировать универсальные учебные действия.

     Поставленные программой цели и задачи реализуются через образовательную систему ««Школа России».

 

 

Выбор УМК обоснован тем, что:

        учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний;

        особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;

        учебный материал способствует формированию учебной деятельности и направлен на развитие универсальных учебных действий обучающихся.

Данные УМК позволяют:

      обеспечивать вариативность, уровневый подход в осуществлении образовательного процесса, тем самым создавая условия для освоения программы начального общего образования всем детям, в том числе одаренным и детям с ограниченными возможностями здоровья;

        развивать  познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируют основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

      В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:

 первый этап - предъявление ученику системы заданий поискового характера с целью раскрытия понятия, правила, действия;

 второй этап - сличение результатов самостоятельной работы с определениями, правилами, описаниями действий;

 третий этап - применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях и во взаимосвязи с изученным ранее;

Для обеспечения преемственности  между дошкольным  и начальным образованием в группе дошкольного образования используется программа подготовки детей к школе «АБВГДЕйка» Т.В. Калининой, а так же Интегрированного курса подготовки дошкольников к школе Н.А. Завьяловой, Е.В. Лукиной, Н.К. Живолуповой, Н.И. Билых «Первые шаги» Н.А. Лемяскина, которая позволяет продолжить обучение по любому УМК. Программа  разработана на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» и нацеливает педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

      Выбор других УМК может осуществляться на основе решения педагогического совета, согласованного с Советом школы по итогам анкетирования родителей.

Используемые УМК позволяют достичь планируемых результатов. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

-                     личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

-                     метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

-                     предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность.

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

-          закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

-          формируются универсальные учебные действия;

-          развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное), которые подробно отражены в программах школы.

 

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош» iconРезультаты игры – конкурса «Компьютеры – информатика – технологии 2011» в районе
В конкурсе приняли участие 152 учащихся из 8 школ района (моу – сош с. Логиновка, моу – сош с. Карпенка моу – сош с. Ямское, моу...
Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош» iconОбразовательная программа начального общего образования моу сош №8...
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом...
Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош» iconПояснительная записка. Статус документа
На заседании М. О. Зам директора по увр директор мобу «Цвиллингская сош» Жулкашева К. Т таржанова Ж. Д кураисова К. К
Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош» iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 2011 год
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош №4
Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош» iconС русским этнокультурным компонентом согласовано
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош
Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош» iconС русским этнокультурным компонентом согласовано
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош
Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош» iconПояснительная записка к учебному плану моу «сош №14 города Пугачева Саратовской области»
Моу «сош №14 города Пугачева Саратовской области» является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого...
Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош» iconПояснительная записка к перспективному учебному плану начального...
Моу «сош №13» г. Воркуты является нормативным документом, определяющим максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных...
Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош» iconПояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год Учебный план мкоу «сош №1»
Пояснительная записка 3
Пояснительная записка Статус моу «Алцакская сош» icon1. Общие положения
Интернет моу сош №8, в дальнейшем – «Положение», в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет статус, основные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница