Диалог с экраном




НазваниеДиалог с экраном
страница1/17
Дата публикации24.02.2013
Размер2.59 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Юрий ЛОТМАН. Юрий ЦИВЬЯН

ДИАЛОГ С ЭКРАНОМ




О чем эта книга

Настоящую вводную главу можно было бы назвать «Экран как собеседник». Вы приходите в кинозал, свет гаснет, и перед вами появляется собеседник, который голосами актеров и диктора, игрой теней, мелькающих на белом полотне, старается вам что-то сообщить — что-то, что он считает важным, — и стремится убедить вас, что и для вас знать это исключительно существенно. У Герберта Уэллса есть фантастический рассказ о том, как художник написал на полотне портрет дьявола и дьявол с рисунка немедленно вступил в диалог со своим «создателем», пытаясь его соблазнить. История кончается тем, что художник, схватив банку краски, тщательно замазывает все пространство полотна ровным слоем, но долго еще на том месте, где был рот, эмаль пузырится — соблазнитель пытается что-то сказать, быть понятым, договориться ... Нам кажется, что рассказ этот мог бы быть вступлением к любому разговору о природе кино. Осмелимся даже высказать предположение, что, если бы Уэллс никогда не сидел в кинозале, подобный сюжет, быть может, не пришел бы ему в голову. Не только режиссер, по в определенной мере и зритель, глядя на экран, оказывается наедине со своим собственным созданием. И этот рукотворный и отчасти воображаемый собеседник вдруг проявляет самостоятельность, пытается говорить, соблазнить, а главное — быть понятым.

Каждый собеседник стремится быть понятым, ищет общий язык. Когда-то, на заре кинематографии, кино называли «Великий немой». Это очень точно: немой — не молчальник, не тот, кто говорит, а тот, кто жаждет быть понятым, говорит жестами и мимикой, самой своей немотой. Кинематограф говорит и жаждет быть понятым.

Но для того, чтобы понять собеседника, надо знать его язык. И эта книга может быть определена как букварь киноязыка, первые уроки языка кинематографа. И как всякий букварь состоит из изложения основ азбуки и рассказов для чтения, предполагаемая книга также включает в себя элементы азбуки киноязыка и рассказы из истории кинематографа. Это начальная книга для тех, кто хочет говорить с экраном и понимать его язык.

Но у читателя могут возникнуть недоуменные вопросы. Например, если экран собеседник, то он должен вести со мной — лично со мной—диалог, отвечать на мои вопросы. Что ж это за собеседник, который всю свою речь заранее записал и повторяет ее безо всяких изменений каждые два часа? На этот вопрос мы хотели бы ответить примером из собственного опыта. Однажды один из авторов этой книги смотрел со своим близким другом, крупным лингвистом, фильм Роб-Грийе и Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде». Выйдя, мы стали обмениваться впечатлениями и неожиданно убедились, что, сидя рядом в одном и том же зале, мы видели два совершенно различных фильма, даже сюжеты совершенно не совпадали. Таков эффект каждого большого произведения искусства, но в кинематографе он проявляется с особенной силой: экран говорит не каким-либо одним голосом, а, как сама жизнь, говорит многими голосами, и каждый зритель слышит тот из них, который отвечает его внутреннему камертону. Разумеется, это относится к подлинным произведениям киноискусства. И в этом случае экран выступает как истинный собеседник, не мертвый исполнитель одних и тех же жестов и слов, а участник диалога, вступающий в обратную связь с каждым из зрителей в отдельности.

Понимать — это значит любить, стремиться к пониманию. Не случайно один из исследователей первого данного людям языка общения — языка жестов, касаний, мимики и восклицаний, с помощью которого грудной младенец общается с кормящей его матерью, — отмечал, что стимулом к возникновению такого языка являются любовь и порыв к общению. И любовь к кинематографу — важное условие понимания киноискусства. Но одной любви мало: необходимы еще и знания. Можно любить кино, часто посещать сеансы и при этом получать удовольствие от средних, не требующих умственного напряжения, бездумных комедий и детективов с привычными штампами, героями и сюжетами. В этом нет ничего предосудительного. Но высокое искусство — будь то серьезная музыка, серьезная литература или серьезный кинематограф — требует понимания, которое дается знанием законов данного искусства, и вкуса, приобретаемого ценой художественного воспитания.

Вероятно, многие читатели согласятся с тем, что понимание симфонической музыки требует специальной подготовки, но необходимость чему-то учиться, чтобы понимать фильм, да и само существование какого-то особого «киноязыка» может показаться поисками сложности там, где все просто и очевидно. Кинематограф, ну хотя бы документальный, — это ведь сама жизнь. Какой тут особый «язык» и какое особое «зрение»?! Просто смотри и понимай. Ведь не учимся же мы особому пониманию, «умению видеть» все, что мы встречаем в жизни вокруг себя — дома, на улице. Какая разница: смотреть на экран или смотреть через окно? Окно и экран так тесно сплелись в нашем сознании, что один из владельцев старого петербургского кинотеатра решил оформить занавес в виде ставней, а просцениум — в форме гигантского подоконника. Чем отличаются хроникальные фильмы от художественных? — рассуждали газеты в эпоху немого кино. Только тем, что хроника — это когда смотришь в окно из квартиры на улицу, а художественный — когда тайком заглядываешь в чужие окна. В 1914 году Валерий Брюсов, сидя у окна, написал: Мир шумящий, как дался он, Как мне чужд он! но сама Жизнь проводит мимо окон, Словно фильмы синима.

Ответить на эти рассуждения можно многое. Прежде всего, так ли мы хорошо умеем видеть и в обыденной жизни? Вспомним слова Гоголя о том, «что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи». Смотреть и видеть — не одно и то же, и именно искусство дает человеку то истинное глубокое зрение, о котором писал Гоголь. А вот вопрос о том, как соотносятся киножизнь, жизнь на экране, и бытовая реальность — та каждодневная жизнь, которую мы видим на улице или наблюдаем' через окно, — требует специального рассмотрения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Диалог с экраном iconКоммуникативная история россии 3
Диалог это истасканное слово, но с тчк зрения науки диалог должен отвечать следующим требованиям
Диалог с экраном iconСпособы представления субъекта речи в воспоминаниях и письмах
Материал исследования мемуарная проза (воспоминание как внутренний диалог по М. М. Бахтину, письма как диалог внешний) конца XIX...
Диалог с экраном iconКнига 1 Беседы с Богом. Необычный диалог 1 «Нил Дональд Уолш. Беседы...
«Нил Дональд Уолш. Беседы с Богом (необычный диалог) Часть 1»: София; Москва; 2001
Диалог с экраном iconЭти настройки автоматически выключены, когда диалог закрыт
Следующая настройка Show 1d plots. Когда она включена, диалог высветит красные графы горизонтальных и вертикальных пересекаемых секций...
Диалог с экраном iconДиалог состоится. Чиновники и предприниматели встретятся на VI форуме малого предпринимательства
Орум малого бизнеса стал доброй традицией встречи малого бизнеса и власти – открытого обсуждения вопросов развития малого предпринимательства...
Диалог с экраном iconРоль работы педагога-психолога по профилактике наркомании и других...
Роль школы в воспитании у учащихся толерантного отношения к представителям других национальностей // Безопасность Ставрополя: диалог...
Диалог с экраном iconКомпьютерная зависимость (информация для родителей)
Остановить приход компьютерной эпохи невозможно, уменьшить опасности, подстерегающие ребенка перед экраном монитора, необходимо!
Диалог с экраном iconКак звучит по-французски диалог: "У вас куры денег не клюют" "А вы-то их поклюете"?
Как звучит по-французски диалог: "У вас куры денег не клюют" "А вы-то их поклюете"? Как это звучит по-английски я знаю ("Chickens...
Диалог с экраном iconОсобые условия проведения работ
Комплект защиты от электрической дуги (каска термостойкая с защитным экраном для лица, костюм термостойкий, подшлемник термостойкий,...
Диалог с экраном iconОсобенности новой версии дефектоскопа уиу «сканер+» (модель «скаруч»)
В новой версии предлагается восьми канальный дефектоскоп с цветным экраном с возможностью регулировки яркости

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница