Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие»




Скачать 87.08 Kb.
НазваниеУрока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие»
Дата публикации07.04.2014
Размер87.08 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Астрономия > Урок
Русский язык. 7 класс
Тема урока:

Повторение и обобщение изученного

по теме «Деепричастие»
Тип урока: повторительно-обобщающий

Технологтия: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Задачи: - повторить, изученное по теме

«Деепричастие»;

- показать роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях;

- воспитывать любовь к родному слову;

- готовить учащихся к новой форме итоговой аттестации.

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь: находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать в речи деепричастия, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Оборудование: распечатанные для каждого ученика разноуровневые задания, , плакат со ст-нием, рабочие тетради, проектор, экран, ноутбук
^ Ход урока


1. Организация класса


Слайд №1

11. Сообщение темы урока и его задач. (Записать в рабочую тетрадь дату и тему.)


111. Актуализация опорных знаний
Задачи : мы закончили изучение темы «Деепричастие». Теперь нам предстоит обобщить все сведения и систематизировать. Но на этом уроке мы повторим пройденный материал и выясним, что еще осталось непонятным.

Слайд №2

Давайте ответим на вопросы. Учебником пользоваться можно, но отвечать нужно, не подсматривая.
-^ Дайте определение деепричастия.

-Назовите его морфологические признаки.

-Какова синтаксическая роль деепричастия.
Слайд №3

Перед вами 3 предложения (на стене и у каждого карточка). Найдите в них деепричастие. По каким признакам вы его определили?
^ Уровень А (базовый)

В небе раскинув розовы крылья парила одинокая чайка.

Уровень Б (повышенный)

Шумит размахивая вершинами деревьев старый лес подступивший к берегам.

^ Уровень В (высокий)

Лось выбежал на опушку заросшую кустарником и (не) останавливаясь направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.
А теперь выберите одно из них и произведите морфологический разбор.

(У доски 3 человека.)
Какие трудности были при разборе?
Слайд №2

- Что называется деепричастным оборотом?
Слайд №4

- Как выделяются деепричастные обороты и одиночные деепричастия на письме?

- Какими членами предложения являются деепричастные обороты и одиночные деепричастия?
Слайд №3

Найдите в указанных выше предложениях деепричастный оборот. Расставьте знаки препинания и произведите полный синтаксический разбор.
Перед вами предложения разного уровня сложности. Базовый уровень должны знать все. Подумайте и выберите самостоятельно свой уровень, разберите только одно предложение. (3 чел. у доски .Вслух разбираем предложение высокого уровня. Как пишется НЕ с деепричастием?)
Слайд №5

Уч-ся сверяют свои работы со слайдом.

- Кто выбрал высокий уровень?

- Повышенный?

- Высокий?

- Какие трудности были в работе?

- Как можно проверить, правильно ли вы выделили д/п оборот?

А теперь посмотрим, какую роль выполняет деепричастие в речи.







^ 2.Работа с текстом.

Цель: показать возможности деепричастия как средства выразительности.
а)Чтение ст-ния «Лодорский водопад» английского поэта Роберта Саути (перевод

А. Шмульяна)

^ Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросая, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
б) Беседа по вопросам:

- В чем необычность ст-ния?
-В форме пирамиды

-Одно предложение.

-48 деепричастий

-1 деепричастный оборот
- Деепричастия какого вида? Почему?

-Как одиночные деепричастия и деепричастный оборот выделены?
-Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (^ Водопад мы видим, слышим … )

В) Работа в группах

- Найти в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия:
1 группа – по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
2 группа – по зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
3 группа – по движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь);
4 группа – по аналогии с человеческими качествами; как называется такое средство выразительности? (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя; олицетворение).
(Один из группы зачитывает. Один маркером вычеркивает в ст-нии на плакате названные деепричастия.)
-К какой группе можно отнести оставшиеся слова
Слайд №6

Вывод. Какие художественные приемы для создания образа водопада использует поэт?
Звукопись, олицетворение.
3. Однако деепричастия употребляются не только в художественных произведениях. В разговорной речи часто можно услышать фразеологические обороты с деепричастиями. Фразеологизмы – одно из самых ярких средств выразительности.
- Какие фразеологизмы с деепричастиями вы знаете? Объясните их смысл.
Слайд №7

- Найдите во фразеологизмах деепричастия.

- Выделяются ли запятыми фразеологизмы с деепричастиями?

Делать что-либо спустя рукава.

Еле волоча ноги.

Сидеть сложа руки. Выбрать 2 фразеологизма, составить

Жить припеваючи. предложения

Работать не покладая рук.

Бежать не чувствуя под собой ног.

Положа руку на сердце

-Прослушать 3 предложения.

-Выделяется ли фразеологизм запятыми?
^ 4. Довольно часто, употребляя в речи деепричастие, мы допускаем грамматические ошибки. Наша задача научиться видеть такие ошибки и уметь их исправлять.

Слайд №8

Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложении.

А) Глядя в даль, у нее возникают грустные мысли.
Слайд №9

-Вам нужна подсказка?

Уч-ся читают 3 предложения
Слайд №10

Возможные варианты предложения:

Глядя вдаль, она грустит.

Когда она глядит вдаль, у нее возникают разные мысли.
Слайд №11

Б) Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.
Слайд №12

-Нужна подсказка?
Слайд №13

Возможные варианты предложения.:

Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.

Когда она думает о прошлом, ей вспоминаются счастливые дни.
Вывод.

- Над какой проблемой работали?

- Как можно исправить грамматическую ошибку в предложении?
^ 4. Подведем итоги.

- Что нам удалось повторить о деепричастии?

(Общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; НЕ с деепричастиями; виды деепричастия, употребление в речи; поработали над исправлением грамматических ошибок.)

^ 5. Еще раз проверим, что усвоили. Тест.

(У каждого на столе лист А-4; работа в парах)

Задания:

  1. Какие морфемы указывают на деепричастие?

^ А. –Л-; Б. ЯВ; В. –ЯВШИЙ; Г. –НУТЬ

2. Найдите словосочетание с деепричастием

А. проложенный геологами; Б. написал письмо

В. Запер на замок Г. Закрыв книгу

^ 3. В каком случае НЕ следует писать слитно?

А. (не)построив дом; Б. (не)навидя

В. (не)рассчитывая Г. (не)освещая

4. Укажите деепричастие совершенного вида.

А. расплетая косы; Б. увлекая за собой;

^ В. думая об этом Г. остановившись на ночлег

Уч-ся обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга.
Слайд №14

Тетради возвращают друг другу. Проверяют по слайду.
-Кто не допустил ошибки в 1 задании?

во 2, 3 и 4?
Слайд №15

- Теперь проверим, усвоили ли постановку знаков препинания при деепричастном обороте.

^ После обеда она (Каштанка) разлеглась среди комнаты, протянула ноги и , чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом.
- Прочитать со знаками препинания.

-Кто справился с этим заданием?

- Кто правильно выделил деепричастный оборот и правильно поставил знаки препинания? Кто не увидел Д/О?

- Кто в начале урока выбрал предложение базового уровня?

А это предложение уже не базового уровня.
^ 5. Подведем итоги урока в целом.

-Оцените мою и свою работу.
Слайд №16

Домашнее задание (по вариантам):

1 вариант: п. 26, 27. Составить опорный сигнал «Деепричастие как часть речи»

2 вариант: п. 29, 30. Составить опорный сигнал «Словообразование деепричастия»
Слайд №17

Фамилия, имя_______________________________________________
Тест


Задания:

1

1.Какие морфемы указывают на деепричастие?

^ А. –Л-; Б. -ЯВ; В. –ЯВШИЙ; Г. –НУТЬ

2. Найдите словосочетание с деепричастием

А. проложенный геологами; Б. написал письмо

В. запер на замок Г. закрыв книгу

^ 3. В каком случае НЕ следует писать слитно?

А. (не)построив дом; Б. (не)навидя

В. (не)рассчитывая Г. (не)освещая

4. Укажите деепричастие совершенного вида.

А. расплетая косы; Б. увлекая за собой;

^ В. думая об этом Г. остановившись на ночлег

11
Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте знаки препинания в предложении. Выделите деепричастный оборот.


После обеда она (Каштанка) разлеглась среди комнаты прот..нула ноги и чу..ствуя во всем теле пр..ятную истому зав..ляла хвостом.
111

  • Оцените урок (понравилось или нет) ___________________________________

  • Оцените свою работу на уроке_________________________________________

  • Что осталось непонятным из того, что повторили на уроке (подчеркните): понятие деепричастия, морфологические признаки деепричастия, синтаксическая роль деепричастия, деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте, роль деепричастий в речи, работа с грамматическими ошибками, НЕ с деепричастиями.



Похожие:

Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» iconУрок «Повторение и обобщение по теме «Углеводороды»
Обобщение предполагает повышение теоретического уровня ранее изученного материала. Повторение основ изученного материала предусматривает...
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» iconУрока русского языка, проведённого в 6 б классе по теме «Правописание...
Данный урок – второй в теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5-ом классе». Он тесно связан с материалом предыдущего...
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» iconУрока по страноведению (элективный курс) в 11 классе по теме: «Страны Соединенного Королевства»
Цель урока: обеспечить в ходе урока повторение и обобщение пройденного материала по теме, вывести на самостоятельное высказывание...
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» iconУрок русского языка в 6 классе «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Вступительное слово учителя о целях урока. Обращение к эпиграфу. Эмоциональный настрой учеников. Ребята! Посмотрите все на свои весёлые...
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» iconПлан-конспект урока английского языка в 4 классе по теме "Одежда"
Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний с использованием информационных технологий
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» iconУрока: дать знания по теме «Деепричастие. Образование деепричастий»
...
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» iconКонспект открытого урока По теме:”Свойства элементарных функций”...

Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» iconУрока. Класс 5 класс Тема урока
Первый урок в новой теме «Разнообразие живого», на котором происходит повторение пройденного и изучение нового материала, который...
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» iconУрок математики в 3 классе
Цель урока: повторение и закрепление ранее полученных знаний и умений учащихся по теме «Решение уравнений»
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» iconУрока Обобщение по теме «Лексика»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница