Тема: «Служебные части речи»




Скачать 153.95 Kb.
НазваниеТема: «Служебные части речи»
Дата публикации12.04.2014
Размер153.95 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Астрономия > Урок
Урок русского языка в 7 классе

«Лингвистические открытия времени вьюг и метелей»

Тема: «Служебные части речи»

Цели урока:

  • Повторить изученные самостоятельные части речи. Систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей речи.

  • Развивать речь, орфографическую и пунктуационную зоркость, чувство языка.

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка, чувство прекрасного.

Форма урока: интегрированный урок.
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков уч-ся.
^ Применяемые технологии: модульное, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии.
Ход урока:


  1. ^ Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на уроке. Мы продолжаем изучать части речи. Сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!

- О каких частях речи идёт речь? Правильно, о служебных.


слайд 1

Итак, мы приступаем к изучению служебных частей речи. На эту тему у нас отведено __ уроков: ПРЕДЛОГ - ___ , СОЮЗ - ____, ЧАСТИЦА - ___

Модульная программа по курсу «Служебные части речи. Предлог»

Предлог. Понятие о предлоге

Модуль 1

Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов.

Модуль 2

Употребление предлогов

Модуль 3

Производные и непроизводные предлоги.

Модуль 4

Правописание производных предлогов

Модуль 5-7

Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог»

Модуль 8

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Модуль 9





Части речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Местоимение

Наречие

Причастие

Деепричастие

Предлог

Союз

Частица



слайд 2

- Тема сегодняшнего урока: «Понятие о служебных частях речи».

- Наша задача – знать основные признаки самостоятельных и служебных частей речи и уметь отличать их друг от друга в тексте.

- Мы c вами говорили, что все части речи делятся на две группы. Вспомним, какие это группы.

- Какие самостоятельные части речи вам известны?

-По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой. (По вопросам и по тому, что они обозначают.)

- Какие части речи мы относим к служебным? (Предлог, союз, частицу)

- Чтобы выяснить роль служебных частей речи, проведём

^ Лингвистический эксперимент. (текст на слайде)

На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием. … Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю.

- Эти строки мною взяты из повести А. С. Пушкина «Метель», вам ещё только предстоит с ней познакомиться.

- Уберём все служебные части речи. Посмотрите, что получилось. Что теряется при этом? Нужны ли служебные части речи? (измененный текст на слайде)

__ дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись __ стучали; всё казалось ей прозой __ печальным предзнаменованием. … ___ ___ Владимир выехал ___ околицу __ поле, ____ поднялся ветер __ сделалась такая метель, ____ он ничего __ взвидел. __ одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла __ мгле мутной __ желтоватой, ___ _____ летели белые хлопья снегу; небо слилось ___ землёю.

(повторить слайд с целым текстом)
На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием. … Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю.


слайд 3


слайд 4

слайд 5

слайд 6

(изм.)
слайд 7

Объяснение нового материала.

- Давайте посчитаем, сколько в нашем тексте слов служебных и самостоятельных частей речи.

- Служебных – 16 (27%), самостоятельных – 43 (73%). Всего – 59 слов. Соотношение: примерно 3: 1.

- В «Повестях … Белкина» А. С. Пушкина обнаружено именно такое соотношение: из 18759 слов самостоятельных – 14213 (75%), служебных -4546 (25%).

- А почему служебные части речи называются служебными?

- По меткому определению В. А. Богородицкого, предлоги вместе с другими служебными частями речи являются «словечками отношений». Обозначают они отношения между словами и предложениями. Частицы вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений.

- Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным, но по частоте употребления превосходят их. Так, в некоторых языках, (например, во французском) предлоги и артикли составляют до 40% всего текста. Установлено, что среднее количественное соотношение самостоятельных и служебных слов в русском языке 3: 1.

- В чём же отличие самостоятельных и служебных частей речи? Сделайте вывод.

- А теперь посмотрим на таблицу. (Интерактивная таблица)

- Какие признаки имеют самостоятельные части речи? Служебные?

слайд 8


слайд 9

- А сейчас давайте проверим наши знания на практике. Откройте тетради, подпишите число, Классная работа, тему урока.

слайд 10

^ Перед вами Технологическая карта обучающегося с первым модулем по теме и лист контроля. Смотрим УЭ – 1. Работаем по нему вместе. Читаем задание.

слайд 11


УЭ-1

Цель УЭ: актуализация знаний, входной контроль.

Задание № 1. Прочитайте ряд слов: Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит; прозрачный, лес, один, чернеет, ель, иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.

Вопросы и задания:

  1. Можем ли мы назвать прочитанное текстом? Почему?

  2. Из какого стихотворения эти строки и кто автор?

  3. Восстановите отрывок стихотворения. С помощью каких слов это сделать?

Выводы:

Справка:

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин, «Зимнее утро»

слайд 12 (проверка)

Если справился с заданием, поставь в «Листе контроля» напротив задания № 1 значок +, если не справился - .

^ Задание второго УЭ выполняем самостоятельно. Читаем внимательно руководство по выполнению.

слайд 13

УЭ-2

Цель УЭ: научиться различать самостоятельные и служебные части речи.

^ Задание №2. Распределите слова в две колонки.

Обратите внимание на правописание. Не ошибайтесь при списывании!

Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания по ответу на доске.

Смотрю на снег – и взгляд не оторвать!

На что ещё так можно засмотреться?!

Так начинаешь бренность понимать

Всего…

Сильнее грусть. Сильнее бьётся сердце.

Грусть оттого, что время так бежит,

Что ни один пейзаж не изменился.

Как изменился мир! Как изменился быт!

Как изменились мы!..

Как снег не изменился!





Самостоятельные части речи

Служебные части речи

















  • Сформулируйте, как различать самостоятельные части речи от служебных. См.

Если затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь подсказкой:

^ Самостоятельные части речи:

1 можно задать вопрос;

2 являются членами предложения;

3 между непроизводным предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить слово (например, на это подобие).

Служебные части речи:

1 нельзя задать вопрос;

2 нельзя вставить слово;

3 можно заменить другим предлогом (синонимом).

4 не являются членом предложения

слайд 14 (проверка)

Правильный ответ на слайде

Не забудь поставить нужный значок в «Листке контроля»!

Начни так:

Самостоятельные части речи обозначают ……, к ним можно …., они являются ……. .

Служебные части речи не …, не отвечают …, не бывают …. Употребляются в речи только с …….

^ Молодцы! С заданием справились успешно. Пришло время отдохнуть. Встаньте пожалуйста.

Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. Следуйте инструкциям на экране.

слайды 15, 16, 17

^ Садитесь. Продолжаем работу. Третий УЭ. Это дифференцированный вид работы: вы можете выбрать и выполнить одно из заданий (№3 или №4) или два, если успеете.

слайд 18


УЭ -3

Цель УЭ: формировать умение видеть служебные части речи в тексте.

Задание № 3. Проанализируйте предложения, найдите служебные части речи и подчеркните их. Сколько в предложении слов самостоятельных частей речи? Служебных?

Солнце садилось в травы, в туманы, в росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна.

Задание № 4. Какая часть речи перед вами? Поставьте карандашом + напротив слова в 3 или в 4 колонке. ^ Правильно пишите!

1

2

3

4



^ Части речи

Самостоятельные

Служебные

1

Скажем

+




2

Через




+

3

Оглядываемся

+




4

Не




+

5

Школа

+




6

Вернись

+




7

Бы




+

8

Заметил

+




9

Красивый

+




10

Как будто




+

11

Раздаётся

+




12

Вблизи

наречие

предлог

13

Четырнадцатый

+




14

Земля

+




15

Когда

местоимение

союз

16

Принесут

+




17

У




+

18

Этот

+




19

Приехали

+




20

Из-за

+




^ Какие слова вызвали у вас затруднение? Почему?

Это дифференцированный вид работы: вы можете выбрать и выполнить одно из заданий (№3 или №4) или два, если успеете.
(В предложении 23 слова, служебных – 8. В текстах служебные части речи составляют 25 % от общего числа слов).
При затруднении обращайтесь к учителю.

слайд 19 (проверка)
Приготовьтесь к проверке задания (правильные ответы – на слайде), после сделайте отметку в «Листке контроля».

^ А сейчас экспертный контроль. Перед вами в четвертом УЭ ТЕСТ ПО ТЕМЕ. Читаем внимательно руководство по выполнению и приступаем к работе.

слайд 20

УЭ-4

Цель УЭ: экспертный контроль. Тест по теме:

  1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
    А) предлогом;
    Б) союзом;
    В) наречием.

  2. Как правильно написать:
    А) по вас;
    Б) по вам;
    В) по вами.

  3. В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
    А) частица;
    Б) местоимение;
    В) союз.

  4. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
    А) частица;
    Б) союз;
    В) наречие.

  5. В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:
    А) частица;
    Б) предлог;
    В) союз.


слайд 21 (проверка)

Проверьте сами себя по ключу (ключ на доске).

  1. А

  2. Б

  3. Б

  4. В

  5. А



Оцените свою работу: сколько верных ответов, такая и оценка

Поставьте отметку в «Лист контроля» (по пятибалльной системе).

Пятый УЭ. Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала. Оцените свою работу на уроке, используя приложение №4, поставьте себе оценку в «Лист контроля». Не забудьте его подписать!

слайд 22

УЭ-5

Цель УЭ: оценить полноту усвоения учебного материала.

Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку в «Лист контроля». ^ Не забудь сдать учителю!

- Почему я назвала урок «Лингвистическим открытием времени вьюг и метелей»?

Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала
(смотрите приложение № 4 на листе контроля).






УЭ-6

  • Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:

а) прочитаю по учебнику § 146, выполню упражнение № 795;
б) сделаю творческое задание: составьте небольшой связный текст (5 – 6) предложений на тему «Для чего нужны служебные части речи».

слайд 23

Сдайте учителю технологические карты и листы контроля!

Спасибо!








Похожие:

Тема: «Служебные части речи» iconУрок: русский язык Класс: 3 Тема: «Части речи»
Оборудование: листы с текстами для работы учащихся, толковый словарь, презентация «Части речи», цветик- семицветик, цветные карандаши,...
Тема: «Служебные части речи» icon7 класс Зачет №2 по темам «Наречие», «Категория состояния», «Служебные части речи»
Укажите наречие в предложении и определите его разряд Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой
Тема: «Служебные части речи» iconТема урока: Наречие как часть речи (1-ый урок)
...
Тема: «Служебные части речи» iconУрок русского языка в 7 классе Тема: «Наречие»
Теоретическая группа: какие в русском языке есть части речи? Какое место среди них занимает наречие. Сходство и различие наречия...
Тема: «Служебные части речи» iconЗаклинание Гроа
Эдды. Однако по форме «Речи Свипдага» подобны поэмам Старшей Эдды («Рунатал», «Речи Вафтруднира» и «Альвиса»). К тому же мифологическая...
Тема: «Служебные части речи» iconСписок вопросов к экзамену по 1
Части речи как лексико-грамматические классы слов. Принципы выделения частей речи
Тема: «Служебные части речи» iconУрок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7»
Цели: познакомить с существенными признаками имени прилагательного, как части речи, показать, каким второстепенным членом предложения...
Тема: «Служебные части речи» iconТема урока: «Типы речи»
Сегодня у нас урок развития речи. А что значит – развивать речь? Как вы понимаете?
Тема: «Служебные части речи» iconТема урока: Текст и его строение. Абзац. Типы речи
Текст (лат textum- связь, соединение) произведение речи (высказывание), воспроизведённое на письме
Тема: «Служебные части речи» iconТема урока: Официально-деловой стиль речи и сфера его применения
Обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся об официально-деловом стиле речи и его подстилях
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница