Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян»




НазваниеМетодические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян»
страница1/31
Дата публикации18.03.2013
Размер3.67 Mb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Астрономия > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Методические рекомендации по проведению
единого классного часа по теме:


«ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ
РОССИЯН»


Москва
МИОО


УДК 373.016:323.1(470+571)
ББК 74.266
М 54

Авторы-составители - сотрудники МИОО:

А.Э. Безносов, Л.А. Иляшенко, Е.Г. Каткова, И.В. Козленко,
С.И. Козленко, Т. А. Круглова, О.Н. Мельникова, Т. С. Орлова,
Е.В. Саплина, В.В. Тороп, Е.В. Чухина, И.В. Щеглова,
учитель школы № 218 САО И.Ю. Силина

^ Руководитель авторского коллектива - зав. каф. социально-
гуманитарных дисциплин, ведущий научный сотрудник, директор
центра исторического образования, профессор МИОО,
к.п.н., заслуженный учитель РФ С.И. Козленко

Методические рекомендации по проведению первого урока 2010/2011 учебного года по теме: «Великие Победы россиян». - М.: МИОО, 2010. - 272 с.

Под редакцией А.Л. Семенова - ректора МИОО, член-кор. РАН
и член-кор. РАО, д.ф-м.н., профессора, заслуженного работника
высшей школы РФ

Подписано в печать 02.08.2010.
Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 17,0. Тираж 3000 экз. Заказ №

МИОО

125167, Москва, Авиационный пер., д. 6

Отпечатано в ОАО «Московские учебники и Картолитография»
125252, Москва, ул. Зорге, д. 15

18БМ 978-5-94898-384-4

© МИОО, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Козленко С. И.

О первом уроке 2010/2011 учебного года «Великие победы россиян»... 5

^ УРОК «ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ РОССИЯН» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Т.А. Круглова

Вариант 1. (Урок для учащихся первого класса) 24

Е.Г. Каткова

Вариант 2 34

И.В. Щеглова

Вариант 3 43

Л.А. Иляшенко

Вариант 4 «Покорители космоса» 51

^ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ «ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ РОССИЯН» В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

А.Э. Безносое

М.В. Ломоносов как явление русской науки и образования 64

И.Ю. Силина

«Опустела без тебя Земля...»

(К 50-летию первого полета человека в космос) 100

  1. Э. Безносов, О.Н. Мельникова, Т.С. Орлова, Е.В. Саплина Сценарий конкурса знатоков истории

Великой Отечественной войны 138

И.В. Козленко

К 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова 158

О.Н. Мельникова

Андрей Рублев 181

С.И. Козленко

Иван Федоров - русский первопечатник 194

Е.В. Чухина

Софья Васильевна Ковалевская 202

  1. В. Тороп

Материалы для проведения урока-беседы о жизни Н.И. Пирогова 206

О.Н. Мельникова

Исаак Ильич Левитан 221

В.Б. Брушлинский

Ему нужна была Великая Россия 221

^ 3




Н.Н. Ченцов


М. В. Келдыш - человек и ученый

(малоизвестные страницы биографии) 221

В.В. Келдыш

Семья Келдышей 221

^ 4

Козленко С.И.

Предлагаемые цели классного часа:

воспитание и развитие у уча­щихся:

  • патриотизма, уважения к истории нашей Родины, граж­данственности; мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторически сложившихся культурных, рели­гиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;

  • осознания себя как представителей исторически сложив­шегося гражданского, этнокультурного сообщества;

  • понимания своего статуса как гражданина России, члена московского сообщества;

  • способности определять собственные позиции по отно­шению к явлениям современной российской жизни;

  • умения анализировать социальную информацию, пред­ставленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

Примерные вопросы урока (предполагается, что их но­менклатура, степень и глубина раскрытия выбираются учителем; он может и дополнять их):

    1. Победы России - Победы россиян.

    2. Качества человека-победителя.

    3. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как непреходящая ценность России.

    4. Наука: современное развитие и традиции.

    5. Великие россияне - победители.

6




      1. По первому вопросу классного часа целесообразно обсудить с уча­щимися следующее:

  • Что такое победа?

  • В каком случае можно говорить о Победе с большой бук­вы?

  • Что такое Победы национальные и личные?

  • Как они взаимосвязаны?

  • Почему для развития страны, для формирования нацио­нальной идентичности так важны Победы?

  • Перечислите примеры того, что в истории нашей страны можно назвать выдающимися Победами россиян.

  • Дайте свое предложение о том, как их можно классифици­ровать.

    1. Какими качествами должен обладать человек, который хо­чет стать победителем? В уже упомянутой выше разработке на основе мнения ряда педагогов и психологов даются такие реко­мендации:

1) Человеку, рассчитывающему стать в жизни победителем, прежде всего, целесообразно определить: что он считает жизнен­ной победой. Ведь для одного это будет исполнение желания произвести впечатление на весь мир любой ценой или создание для себя самых комфортных условий жизни. А для другого - это служение Родине, людям, когда свои личные победы становятся частицами общей победы Отечества. Если обратиться к воспоми­наниям тех людей, которые стали символами побед, умения пре­одолевать трудности жизни, то можно сформулировать такое правило успеха: не отвлекайтесь на пустое, внешне броское и яр­кое, займитесь добрым, важным, нужным не только вам, но и другим людям. Настоящие победители выбирают себе дело, в ко­тором они смогут очень многого добиться, но не чураются и мел­ких дел, выполнения повседневных обязанностей, без которых

7




жизнь невозможна. В этом проявляются такие важные человече­ские черты, как ответственность и надежность.

      1. Для достижения цели надо уметь концентрировать внима­ние, стараться не отвлекаться на дела посторонние, внешние сти­мулы. Речь идет о своеобразной «помехоустойчивости». Эта «помехоустойчивость» прямо пропорциональна концентрации внимания. Характерным примером такого соотношения является стереотип о рассеянности великих ученых, который поддержива­ется массой забавных примеров. Но ведь рассеянность этих лю­дей чаще всего результат их крайней сосредоточенности.

      2. Необычайно важно быть настойчивым в достижении цели. Это тем более необходимо, что, как правило, успех не приходит быстро. А когда он пришел, то это не гарантия от возможного поражения в дальнейшем. Отсюда вывод о важности умения пе­реносить неудачи. Это неотделимо от умения осуществлять над собой самоконтроль. Нужны привычка анализировать успехи и неудачи, их причины, умение из неудач извлекать пользу в соче­тании с желанием не останавливаться на достигнутом, долго на­слаждаясь успехом. Предлагая стратегию отношения к неудачам, психологи дают совет: считайте жизнь своим учителем. Рассмат­ривайте неудачи, как уроки, приближающие вас к успеху. Каж­дый день в школе под названием «жизнь» вы получаете возмож­ность выучить новые уроки, некоторые из которых являются ра­достными и приятными, а некоторые приносят разочарования, боль. Правильное отношение к неудачам формирует еще одно важное умение - побороть страх перед ними. Страх приходит к каждому человеку: и в действительно критических ситуациях между жизнью и смертью, и в обычных житейских, например, страх показаться смешным в глазах одноклассников. Уменьшить его влияние, взять себя под контроль - непременное требование для достижения успеха в большом и малом деле.

      3. Очень важным для достижения победы является чувство собственного достоинства. Настоящие победители - всегда лич­ности. А без чувства собственного достоинства личности быть не может. Именно оно позволит правильно оценить свои поступки,

8




сделать все возможное, чтобы не допустить поругания собствен­ной чести: ни собой, ни другими.

      1. Как ни банально это прозвучит, но победы во многом обеспечивает состояние здоровья. Конечно же, не надо забывать, что множество людей добивалось их не благодаря, а вопреки этому состоянию. Честь им и хвала! Но если здоровье, к счастью, есть, сделайте все, чтобы его сохранить и преумножить.

      2. Никогда не поздно начинать борьбу за победу, но чем раньше ее начнешь, тем выше шанс победить. Обсуждая эти ка­чества с учащимися, можно совместно выявить их сложность, диалектичность, иногда взаимную и внутреннюю противоречи­вость, несогласие учащихся. Все это является ценным элементом обсуждения.

3. Каждый учебный год в школе знаменуется выбором тем, которые являются своеобразной доминантой в определении того, что называется воспитательной составляющей. Среди них есть те, которые в последние годы традиционно выдвигаются не просто на первые места, но и в значительной степени определяют общие подходы к рассмотрению истории Отечества в образовательных учреждениях: «История Великой Отечественной войны 1941­1945 гг.», «Победы России».

Обе темы органично взаимосвязаны, они объединены не только содержательно, но и по духу того, что и как раскрывается в них.

Прошли юбилейные торжества, посвященные Ве­ликой Победы. Важно, чтобы работа, достойно проведенная в их рамках образовательными учреждениями, не была ослаблена, те организационные и методические находки, которые использова­лись при рассмотрении центральной темы истории России XX в. активно применялись и обогащались бы и впредь. Обращение к теме истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Пер­вом уроке нового учебного года вполне объяснимо. Другое дело, что обращение к Победам россиян на нем нельзя сводить только к этому событию, как и к исключительно военным Победам вообще.

9




Для планирования всей воспитательной работы в новом учебном году важно исходить из идеи: Победа в Великой Отече­ственной войне - непреходящая ценность россиян!

Для тех педагогов, которые найдут нужным актуализировать знания учащихся по истории Великой Отечественной войны на Первом уроке, рекомендуем использовать разработку сотрудни­ков центра исторического образования МИОО, включенную в данные методические рекомендации: «Сценарий конкурса знато­ков истории Великой Отечественной войны» и соответствующие материалы книги» Методические рекомендации по проведению первого урока 2009/2010 учебного года по теме: «ЭТО ГОРДОЕ СЛОВО «ПОБЕДА!» - М.: МИОО, ОАО «Московские учебни­ки», 2009.

Прошедший учебный год стал характерным для развития еще одного направления работы школ - вопросов критики фаль­сификаций истории.

Известно, что Президент России Д. А. Медведев создал Ко­миссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, поскольку свою безопасность, судьбу Родины сможет защитить только образованное и здравомыслящее общество.

Фальсификациям подвергаются многие страницы истории России, прежде всего, те, которые являются узловыми, определи­ли ход ее развития, оказали заметное влияние на мировую исто­рию. Среди них, прежде всего, Великая Отечественная война как важнейшая и решающая часть Второй мировой войны.

Тема противоборства фальсификациям предвоенных, воен­ных и послевоенных событий Великой Отечественной постоянно была представлена в нашей исторической литературе (см., на­пример, генерал армии М.А. Гареев. «История Великой Отечест­венной войны: предотвращение ее искажения и фальсификации». - Военно-исторический журнал, 2006, № 11-12), но в последнее время масштаб и сила фальсификаций резко возросли, что за­ставляет уделить этому вопросу в преподавании истории в школе особое внимание.

10




В 2009 г. в России были обнародованы результаты уникаль­ного исследования - «Освещение общей истории России и наро­дов постсоветских стран в школьных учебниках новых независи­мых государств». Творческий коллектив выявил, частично пере­вел на русский язык и проанализировал 187 учебников и учебных пособий из 12 бывших союзных республик (за исключением Таджикистана и Туркмении). В целях обеспечения объективно­сти, анализу подвергались наиболее массовые, либо вообще един­ственные учебники в каждом из новых независимых государств.

Результаты исследования см. в: «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках новых независимых государств». /Под ред. А.А. Данилова и А.В. Филиппова. - М., 2009.

Авторы исследования подчеркивают, что во всех странах, кроме Белоруссии и частично Армении, преподавание общего с Россией периода истории строится на концепции русской окку­пации и многовековой национально-освободительной борьбы титульного этноса: «Основным содержанием национальной исто­рии в период нахождения в составе Российской империи и СССР оказывается национально-освободительная борьба» (с. 7).

Главный вывод авторов исследования выражен так: «Если существующие тенденции продолжатся, то через 15-20 лет <...> в сознании народов бывшего СССР будет сформирован образ России как зловещей империи, которая веками уничтожала, по­давляла и эксплуатировала их» (С. 12).

Вопросы истории Великой Отечественной войны - в центре попыток фальсификации.

Искажение истории Великой Отечественной войны 1941­1945 гг. имеет конкретные и далеко идущие цели. В работе ин­ститута Военной истории МО РФ «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: ключевые проблемы истории в вопросах и отве­тах» - М., 2010, авторы так определили их (С. 4):

« - посредством принижения исторической роли России как гаранта стабильности в Евразии ограничить ее влияние на миро­вые процессы;

11






















































































































  • используя фальсификации истории России (в том числе военной составляющей) - разрушить общее стремление государств бывшего Союза к единению, проведению ско­ординированной внутренней и внешней политики;

  • искажая устоявшиеся представления о нашей истории, - подорвать чувство собственного достоинства россиян, лишив самого главного, того, что российский народ вынес из прошлого, - гордости за свое Отечество, за наши вели­кие свершения и вклад в мировую цивилизацию».

Это обязывает учителя при обращении к истории Отечества, организации внеурочной работы с учащимися:

  • создавать условия формирования у школьников научных взглядов на события, явления, процессы истории Великой Отечественной;

  • обучать учащихся анализировать сущность фальсифика­ций, уметь противоборствовать им, прежде всего, в своей голове, находить нужные аргументы для доказательства своей точки зрения;

  • усиливать внимание к вопросам, которые стали объектом фальсификаций.

Специалисты института Военной истории МО РФ в уже ци­тируемой работе: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: ключевые проблемы истории в вопросах и ответах» так опреде­лили в качестве примеров распространенные направления фаль­сификаций и искажаемые исторические события истории Вели­кой Отечественной войны 1941-1945 гг. в системе информацион­ного противоборства (С. 41-42):

1. Возложение на СССР (Россию) равной с Германией ответ­ственности за развязывание Второй мировой войны 1939­1945 гг.:

  • замалчивание аншлюса Австрии, захвата Чехословакии, Мюнхенского сговора, «странной/сидячей войны» в Европе, ис­кажение их причинно-следственной связи с советско- германскими договорами 1939 г., в том числе пактом Молотова- Риббентропа;

12




  • «захватническая политика СССР в отношении Польши и Прибалтики»;

  • «подготовка Сталиным упреждающего удара по Германии в 1941 г.»;

  • уравнивание фашизма и сталинизма посредством призна­ния подобия внутригосударственных явлений в Германии и СССР, а также сходства управленческих подходов Сталина и Гитлера во внешнеполитической деятельности.

    1. Развенчание характера Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как народной, освободительной, отечественной:

  • преувеличение масштабов коллаборационизма на террито­рии СССР, оккупированной нацистским агрессором;

  • депортация советских народов как «месть за национально- освободительную борьбу»;

  • причисление предателей Родины к «борцам за независи­мость народов, борцам со сталинским большевистским режимом».

  1. Лишение России статуса победителя, сыгравшего решаю­щую роль в Победе над фашизмом в Европе:

  • «слабость советского военного искусства, советских полко­водцев и военачальников» (посредством преувеличения потерь, масштабов репрессий накануне войны);

  • «экономическую основу Победы Советского Союза в Вели­кой Отечественной войне составили поставки по ленд-лизу»;

  • занижение «цены» Победы, заплаченной советским наро­дом (потери), в том числе се влияния на современную демогра­фическую ситуацию в России.

  1. Лишение России, ее Вооруженных Сил и народа ранее все­мирно признанного статуса Освободителя:

  • замена понятия «освободительная миссия» СССР на - «ок­купация» Советским Союзом;

  • «экспорт социализма из СССР в страны Восточной и Цен­тральной Европы».

4. Данный вопрос звучит особенно актуально в начале ново­го учебного года.

13




Вопросы развития науки, современных технологий в центре внимания российского общества, руководителей государства.

Президент России Д.А. Медведев подчеркнул: «Националь­ная конкурентоспособность была и остается нашей стратегиче­ской целью....Развитие страны по инновационному пути, внедре­ние передовых технологий, увеличение производительности тру­да никакой альтернативы не имеют.».

Сегодня нашей стране необходима победа над бедностью и коррупцией, над экономической и технологической отсталостью. Результатом этой победы станет достойное место России в меж­дународном разделении труда и распределении доходов.

Нам необходимы: повышение конкурентоспособности эко­номики через выход на инновационный путь развития, поддерж­ку науки, развитие инфраструктуры, наращивание инвестиций в первую очередь в высокие технологии, в отрасли - локомотивы экономического роста.

Выделено пять приоритетных направлений модернизации:

  • энергетика,

  • информационные технологии,

  • телекоммуникации,

  • биомедицинские технологии,

  • ядерные технологии.

Предполагается, в частности, что этих направления станут основными для научно-технологического комплекса по разработ­ке и коммерциализации новых технологий в Сколково в Подмос­ковье, где будут филиалы и лаборатории ведущих университетов и компаний России и других стран. Новый инновационный центр станет прообразом города будущего, испытательным полигоном новой экономической политики.

Сегодня перед Россией стоят задачи не менее важные, чем 70 или 50 лет назад. Это задачи - больших и малых побед в со­хранении, воссоздании, более всего - в создании заново отечест­венной науки и технологии. Об этом постоянно говорят руково­дители страны, это лучше других понимают сами ученые и инже­неры. Помимо политической воли руководства и желания

14




старшего поколения стране сегодня необходима молодежь, для которой карьера ученого, инженера, организатора и менеджера инновационных технологий является достойной и привлекатель­ной. Поэтому столь важно дать нашим школьникам примеры по­бедителей именно из области науки и технологии. Именно эти фигуры для нас сегодня наиболее важны, именно их образцы мо­гут помочь школьник принять решение о дальнейшем жизненном пути, важном для страны, решение о поступлении на математиче­ский или естественнонаучный факультет университета, на инже­нерный факультет технического вуза.

Одним из таких победителей является^ Мстислав Всеволо­дович Келдыш, столетие со дня рождения которого мы отмечаем в 2011 году. Выходец из дворянской семьи, он с детства столк­нулся с несправедливостью власти по отношению к человеку. Талантливый математик, получивший первоклассные результаты, стал заниматься прикладными вопросами, которые вскоре оказа­лись центральными для российской военной промышленности и политики, стал Главным теоретиком космонавтики. В качестве организатора научных исследований и технологических разрабо­ток стал одним из «трех К» - Келдыш - Королев - Курчатов, ко­торые и создали «ракетно-ядерный щит Родины». Келдыш руко­водил Институтом прикладной математики (который сейчас но­сит его имя и расположен в Центральном и Юго-Западном округах Москвы), большая часть деятельности которого была по­священа построению математических моделей для задач, ключе­вых в области современных вооружений. Ответственность сле­дующего уровня, которую М. В. Келдыш нес в течение 14 лет - Президент Академии наук СССР. О жизни М. В. Келдыша много можно прочитать на сайте Института прикладной математики им. М. В. Келдыша: Ьир://кеЫу8Ь.ги/тетогу/кеЫу8Ь/ Часть информа­ции с этого сайта мы разместили в приложении к данному посо­бию, чтобы дать возможность учителю, пролистав это приложе­ние, принять решение о том, как именно использовать информа­цию из него на своих уроках. На доме в Москве, где жил Келдыш

15




(Воробьевское шоссе, 8), на здании МГУ установлены мемори­альные доски, бюсты установлены на Аллее Космонавтов и у Ин- ституа прикладной математики имени М. В. Келдыша (Миусская пл. д.4). Именем академика Келдыша названа площадь на пересе­чении улиц Профсоюзной и Обручева в ЮЗАО.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» iconМетодические рекомендации по проведению 1 сентября 2013 г. Урок знаний...
Торжественной линейки 1 сентября. Продолжительность – 45 мин. Необходимо обеспечить явку всего класса. Рекомендуется привлечь при...
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства...
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного...
О методических рекомендациях по организации и проведению единого государственного экзамена (егэ) для лиц с ограниченными возможностями...
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного...
Министерство образования Московской области информирует, что в 2011-2012 учебном году при подготовке и проведении единого государственного...
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» iconПрезентация, детали поделки «Цветик семицветик»
Разработка Единого Всекубанского классного часа «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященного Дню матери для начальной школы
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» iconКлассный час для учащихся 7 класса по теме: «Олимпийское движение, наше время»
Данный материал подготовлен для учащихся 7 «б» класса. В виде наглядности классным руководителем Чурсиной Н. В предоставлена презентация...
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня здоровья общие положения
Методические рекомендации разработаны кафедрой здоровьесбережения в образовании (зав кафедрой проф. О. С. Гладышева) и кафедрой теории...
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» iconМетодические рекомендации по проведению соревнований по спортивному...
Пср, а также при подготовке участников к этим соревнованиям рекомендуется ис­пользовать данные Методические рекомендации, которые...
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» iconМетодические рекомендации по проведению занятий в образовательных...
Етодические рекомендации для учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга по проведению занятий с учащимися I, II, III ступеней...
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» iconМетодические рекомендации по проведению занятий в образовательных...
Етодические рекомендации для учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга по проведению занятий с учащимися I, II, III ступеней...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница