И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна




Скачать 53.41 Kb.
НазваниеИ в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна
Дата публикации11.05.2013
Размер53.41 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Астрономия > Документы
и в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит!

К 80-летию со дня рождения первого генерального директора ПО «Полет» С.С. Бовкуна
Приняв участие в производстве двигателей РД-170, РД-171 для ракет «Энергия» и «Зенит», ПО «ПОЛЕТ» сыграло важную роль в выполнении национальной программы по созданию многоразовой космической системы «Энергия-Буран». А для генерального директора объединения С.С. Бовкуна 4-е производство стало и любимым детищем, и лебединой песней. О трудностях и достижениях того периода рассказал 1-й заместитель главного инженера завода В.А. Клименко.

Организацию с нуля 4-го производства можно считать делом грандиозным. Владимир Алексеевич, расскажите о памятных для вас событиях того времени. Что происходило на производственных площадках «Полета», чем дышал завод, как мобилизовывал свои силы?

– Тогда мне пришлось поработать в разных цехах, и везде жесткая была работа! В 39-м цехе предстояло организовать производство медных электродов для прожига лопаток на роторе. Эти лопатки требовали особой точности и чистоты обработки, их геометрические параметры измерялись в микронах. Пришел я в новый цех, а там ничего нет, кроме огромной кучи мусора… А через неделю директор на совещании с меня спросил: «Когда же будут электроды?» И дал нам на «все про все» неделю. За это время мы приняли в цех мастера, технологов. Моим заместителем по подготовке производства стал Ю.В. Кривошеин. Заказ распределили по разным цехам и участкам, поскольку своего оборудования в цехе еще не было. Справились! А вскоре в 39-м появились свои станки. Мы расширили номенклатуру, «обросли» коллективом и уже через месяц закрыли тот объем, который был необходим 36-му цеху для двигательного производства.

Через год по представлению начальника четвертого производства Ю.Г.Тимакова я был назначен начальником 33-го, сборочного цеха. Там тогда тоже все было «на нуле». Через два месяца мы подготовили помещение под сборку первого двигателя. На том месте, где сейчас ведется чистовая сборка 67-го цеха, был организован участок балансировки шнеков. А потом Тимаков перебросил меня в 32-й цех, изготовлявший насосы и бустеры. Из Химок в наш цех приходило титановое литье, не отличавшееся хорошим качеством. Его разделывали, подваривали, потом – испытывали… Много времени на все это уходило. В двигательном производстве вообще все было очень трудоемко, детали требовали длительного времени обработки. Шнек насоса стоял на станке месяц! И материалы, применявшиеся для изготовления жидкостных ракетных двигателей – высокопрочные, жаростойкие – были нам незнакомы. Приходилось примеряться к новому инструменту. Даже Р-18, вольфрамовые твердосплавные сверла, не брали те новые материалы, которые мы начали применять.

Позже на базе 32-го цеха был создан комплекс, куда вошел и 36 цех, занимавшийся термообработкой и маляркой. Там я отработал семь месяцев, пока С.С. Бовкун не предложил другую работу – подтянуть 21-й цех…

^ Но вы ведь и начальником 4-го производства были. Что на этом месте удалось сделать?

– Ушел я в отпуск начальником 7-го отдела, а вернулся уже начальником 4-го производства. Только появился в своем кабинете – тут же вызвали к директору. Сергей Степанович сначала спросил, коммунист ли я, а потом сообщил: «А ты знаешь, что уже четыре дня возглавляешь четвертое производство?!» И благословил на новые дела. За год работы мы сделали первую макетную машину, собрали первый двигатель. Начали собирать штатные изделия. Но в запросы министерства мы, конечно, не укладывались. Сверху поставили задачу выпустить 60 (!) этих сложнейших в изготовлении машин. Но трудоемкость изделий была большая. Не могли сразу перестроиться, были серьезные проблемы с запуском новых деталей. Цикл изготовления, к примеру, насоса длился пять месяцев, то же – по ряду других узлов. Любые промахи заготовительного производства, поставок приводили к провалу сроков выпуска продукции.

Все работали тогда «на износ», и прежде всего сам директор. С главным инженером Василием Кирилловичем Цыганковым они разбились на смены, и Сергей Степанович часто выходил на работу с 8 вечера. Он был в составе «ночной бригады» главных специалистов, курировавших 4-е производство: сборка первых двигателей велась в присутствии и при непосредственном участии первых заводских руководителей. Мы вообще в то время сутками с завода не выходили, спали по 2–3 часа… Все службы были укомплектованы и крутились, как могли: любое наше замечание учитывалось и тут же принималось к исполнению. Оперативно решал свои вопросы А.С. Калинин, занимавшийся зарплатой, нарядами по 4-му производству. Все специалисты с полуслова понимали друг друга, сложилась замечательная команда руководителей и исполнителей. А заражал всех своим энтузиазмом, заставлял буквально крутиться волчками Сергей Степанович Бовкун, обладавший большой силой эмоционального убеждения. Так что первые двигатели со скрипом, но пошли…

В должности начальника 4-го производства я отработал год. Накопил огромную усталость, наверное, как и все, кто в разное время там работал: А.Н. Пугачев, Ю.Г. Тимаков, Г.М. Мураховский, В.М. Хромов, П.М. Степанов, А.В. Долженко, Ю.В. Жуков. Все достойно себя проявили и, если уходили, – с чувством выполненного долга (Ю.Г.Тимаков, один из самых талантливых заводских руководителей, скончался на рабочем посту – ред.).

^ Владимир Алексеевич, вот вы все об убеждении, кадровых «вливаниях», контроле со стороны директора рассказываете. А как же материальный стимул?

– Этот стимул тоже работал, например, у нас в 21-м цехе. Когда я туда пришел, Бовкун поставил перед нами задачу за три месяца освоить три узла автоматики для двигателя. В их числе был регулятор командного давления (РКД) – сложнейший агрегат! Коллективу пришлось разбиться на две смены, которые работали по 12 часов. И через три месяца с огромными трудностями мы первый РКД отдали на испытания.

Серьезный вклад внесли А.А. Анохин, Н.И. Сердюк, Н.М. Сидоренко: толковые были цехе кадры! В дальнейшем 21-й вошел в ритм и стал изготавливать по одному РКД в месяц. И, самое главное, коллектив теперь не зависел от невыполнения номенклатуры каким-то одним разгильдяем. Поначалу некоторые, конечно, «рыдали», но система выстроилась жесткая. Каждый отвечал за себя на своем месте. И народ подтянулся, начал следить за запуском деталей в работу, отслеживать, чтобы соблюдались сроки. В первый месяц мы вошли в заводской план, потом – в цеховой, а через три месяца каждому мастеру был выдан план мастерской. За счет этого цеху удалось выйти на заданные 7-м отделом плановые рубежи. Роль Сергея Степановичи была во всем этом существенная. Поначалу он меня не трогал, не «давил», потому что чувствовал тенденцию к улучшению ситуации. На совещаниях было тяжело. Но директор поддерживал – это чувствовалось. Система работы была такая, что после 6 часов вечера к нему можно было просто попасть и решить любую возникшую проблему. Сергей Степанович тут же поднимал трубку, выяснял ситуацию, принимал соответствующие меры. И обмануть, ввести в заблуждение его было невозможно.

…Как-то утром Бовкун позвонил в 21 цех: «Почему не сдан клапан 2557?!» Я объяснил, что машина закрыта, но переходящего задела у нас нет. Он – к Крюкову в 66 цех… Оказалось, сорвали на нашем клапане штуцер, а узлы срочно необходимы, чтобы закрыть сборку и вовремя, до конца месяца обеспечить «товар завода». Мы мобилизовали все силы, нашли выход и уже на следующий день собрали эти злополучные узлы. Ночью их испытали, утром отдали клапан по акту – начала работать сборка. Бовкун сразу же позвонил и поблагодарил, а уже через полчаса главный бухгалтер пригласил меня в кассу для получения премии…

Сергей Степанович вообще умел быть благодарным. Он отмечал отличившихся на своем участке людей, ценил их вклад в общее дело и все хорошее держал в памяти.

^ Говорят, Сергей Степанович и пошутить любил. Помните?

– Расскажу один из эпизодов, которых бывало много.

…Идет совещание, директор обращается: «Почему это цех 39 электроды не сдает?! Сидите, как в краю непуганых воробьев!» Напряжение в зале: все замерли, действительно сидят – боятся. Один начальник 60-го цеха громко рассмеялся. Бовкун поднял очки (была у него такая манера), внимательно посмотрел в зал. И надо было случиться, что следующим по протоколу был как раз вопрос того самого засмеявшегося начальника цеха. В ответ на очередное «Почему не сделал?» тот ничего толкового ответить не смог. «Лишить начальника 60-го цеха премии на 10 процентов! А за то, что смеялся над товарищем – на 100 процентов!» – выдал в зал директор. И тут все буквально легли со смеху! Напряжения как ни бывало. Так что умел Сергей Степанович и к стенке «припереть», и вовремя расслабить. Потому и любили его. Потому и помнят.

Похожие:

И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна iconНе забыть нам эти годы! Мы продолжаем публиковать серию материалов,...
Мы продолжаем публиковать серию материалов, посвященных 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С....
И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна iconПо горам, по долам продолжаем публиковать к 80-летию со дня рождения...
Продолжаем публиковать к 80-летию со дня рождения первого генерального директора «Полета» С. С. Бовкуна воспоминания его друзей и...
И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна iconРд-170 – вершина «полета» XX века
По «Полет» Сергея Степановича Бовкуна, под руководством которого объединение достигло высшей точки развития в XX веке, стало крупнейшим...
И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна iconМинистерством здравоохранения республики башкортостан гоу впо «башкирский...
Рб проводят 24-25 марта 2011 года I Международную научно-практическую конференцию по истории медицины, посвящённую 120 летию со дня...
И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна iconИнформация о проведении торжественных мероприятий, посвященных 100-летию...
Научная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения академика Л. А. Арцимовича 18 февраля 2009 г. (среда), 11 часов г. Москва
И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна iconПлан мероприятий молодежного клуба краеведов «Наследники»
К 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки и техники РФ алексея Фёдоровича Уткина и 15-летию со дня основания Музея братьев...
И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна iconИз Москвы с Победой!
...
И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна iconКонкурс методических материалов по русскому языку, литературе, риторике,...
Конкурс методических материалов по русскому языку, литературе, риторике, посвящённых 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова
И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна iconЦ ентральная детская библиотека
«Виват, библиотека! Виват, книга» районный Фестиваль чтения (в дальнейшем Фестиваль) посвящен 100-летию со дня рождения С. Михалкова,...
И в сердцах пуск родного «Бурана» лебединою песней звенит! К 80-летию со дня рождения первого генерального директора по «Полет» С. С. Бовкуна icon2012 год назвали Годом истории
Рязанской области. Также в 2012 году исполняется 155 лет со дня рождения основоположника космонавтики Константина Циолковского и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница