«Новая архитектура национальной платежной системы»




Скачать 85.44 Kb.
Название«Новая архитектура национальной платежной системы»
Дата публикации14.04.2014
Размер85.44 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Банк > Документы
Резолюция

Межрегионального банковского совета

«Новая архитектура национальной платежной системы»
Москва, 21 октября 2010 года
В условиях необходимости модернизации российской экономики, обеспечения международных стандартов в связи с членством России в Комитете по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, развития современных информационно-коммуникационных технологий, а также с учетом перспективы создания в России международного финансового центра, особо важное значение приобретает развитие национальной платежной системы, которое невозможно без современного, комплексного и сбалансированного правового регулирования.

Министерством финансов Российской Федерации и Банком России разработаны проекты федеральных законов «О национальной платежной системе» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее — Законопроекты), в которых были учтены предложения министерств и ведомств, участвовавших в рабочей группе по разработке указанных проектов, а также банковского сообщества и участников рынка электронных платежей. В том числе в Законопроектах учтены многие предложения, сформулированные в Рекомендациях парламентских слушаний «О национальной платежной системе», проводившихся в Совете Федерации 29 марта 2010 года.

По результатам обсуждения ситуации, сложившейся на рынке платежных услуг, члены Межрегионального банковского совета считают, что необходимо в кратчайший срок сформировать правовую базу для регулирования национальной платежной системы, ускорив принятие данных проектов федеральных законов.

Члены Совета отмечают, что концептуальными являются следующие положения Законопроектов.

1. Закрепление нового понятийного аппарата. Данное обстоятельство
является необходимым условием для должного правового обеспечения
платежных инноваций, появившихся вследствие современного
технологического развития.

2. Четкое формулирование специальных требований к различным
субъектам национальной платежной системы.

При этом Законопроекты требуют определенной доработки. В частности, необходимо уточнить понятие «оператор платежной системы», которое определено лишь через перечисление формальных функций. Члены Совета отмечают, что необходимо избежать исключения из правового регулирования деятельности лиц, которые фактически выполняют ключевые функции операторов платежных систем, но формально не попадают под определение «оператор платежной системы».

  1. Определение правовых основ института «электронных денег» и подробная регламентация отношений, связанных с их функционированием и использованием. Операторами электронных денег должны быть кредитные организации, причем действующим организациям, выпускающим электронные деньги (обязанным по электронным деньгам) должна быть предоставлена возможность продолжения деятельности в статусе небанковских кредитных организаций либо возможность уступки прав требований и перевода долга по принятым денежным обязательствам (по электронным деньгам) кредитным организациям, имеющим право обязываться по электронным деньгам.

  2. Урегулирование вопросов функционирования отдельных типов платежных систем, в частности, значимых платежных систем и трансграничных платежных систем.

  1. Создание законодательных условий для построения комплексного механизма обеспечения стабильности и бесперебойности функционирования системы платежей и расчетов в Российской Федерации (национальной платежной системы), а также защиты прав потребителей платежных услуг. Основными элементами данного механизма являются:

                  1. требования о создании системы управления рисками в платежной системе и обеспечении исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств;

положения, наделяющие Банк России полномочиями по осуществлению надзора и наблюдения в национальной платежной системе, а также устанавливающие перечень предупредительных и принудительных мер воздействия.

Вместе с тем члены Совета считают, что при определении порядка надзора за участниками платежной системы, необходимо прямо исключить участников, в отношении которых надзор за их деятельностью по переводам денежных средств, осуществляется в соответствии со специальным законодательством (законодательством о банках и банковской деятельности, законодательством о рынке ценных бумаг). Этот подход позволит исключить двойной надзор за одной и той же деятельностью одних и тех же участников платежных систем (прежде всего, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг).

6. Введение в Гражданский кодекс Российской Федерации базового понятия «перевод денежных средств, определение условий его безотзывности и окончательности, приведение базовых формы расчетов в соответствие с современной банковской практикой, более подробное регулирование расчетов по поручениям без открытия банковского счета, в том числе с использованием электронных средств платежа, более детальное регулирование вопросов ответственности банков и распределения рисков убытков при осуществлении расчетов.

Однако члены Совета отмечают необходимость дополнительной проработки вопросов распределения ответственности участников расчетов при использовании электронных средств платежа (в частности, исключить возможность заведомого оспаривания плательщиками совершенных операций с использованием электронных средств платежа с целью последующего необоснованного возложения убытков на банки (в т.ч. путем осуществления мошеннических действий)).

7. Обеспечение гармонизации положений законодательных актов в целях устранения возможных противоречий и пробелов в правовом регулировании формирования и функционирования национальной платежной системы в Российской Федерации.

Члены Совета выражают особую озабоченность внесением в Государственную Думу законопроектов, противоречащих концепции проекта федерального закона «О национальной платежной системе». Так например, необходимо концептуально переработать проект федерального закона №405325-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 45 Федерального закона «О связи», принятый Государственной Думой в первом чтении 6 октября 2010 года и регулирующий так называемые «мобильные платежи». Вопросы предоставления финансовых и банковских услуг населению средствами мобильных коммуникаций должны быть урегулированы в рамках проекта федерального закона «О национальной платежной системе» или, по крайней мере, в законопроектах, гармонизированных с ним.

Члены Совета поддерживают предложенный в Законопроектах постепенный отказ от существующей схемы приема платежей через платежных агентов, не являющихся банковскими платежными агентами. Использование для приема платежей только конструкции банковских платежных агентов может позволить существенно повысить защищенность потребителей таких услуг, а также обеспечить надлежащей контроль за деятельностью по приему платежей. Члены Совета констатируют, что правоприменительная практика Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» выявила существенные недостатки приема платежей через платежных агентов, не являющихся банковскими платежными агентами, при этом совершенствование указанного закона вызывает серьезное противодействие.

Члены Совета подчеркивают необходимость учета положений Законопроектов в части создания и функционирования платежных систем при разработке и внедрении системы универсальных электронных карт (далее - УЭК) в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ). Члены Совета отмечают, что регулирование УЭК в Законе № 210-ФЗ имеет отсылочный характер и является не достаточно прозрачным, поскольку полномочия по регулированию отношений по выпуску и обслуживанию УЭК и ее электронных приложений предоставлены многочисленным органам власти, а также организациям, не являющимся органами власти (федеральной уполномоченной организации и уполномоченным организациям субъекта Российской Федерации). При этом прямыми норами Закона № 210-ФЗ устанавливается только распределение компетенции и практически не конкретизируются принципы и ключевые подходы к регулированию.

В связи с этим члены Совета в целях единообразия правового регулирования платежных систем считают необходимым при реализации Закона № 210-ФЗ обеспечить соблюдение следующих подходов к регулированию УЭК.

Необходимо определить критерии, по которым будет осуществляться выбор уполномоченной организации субъекта Российской Федерации (УОС). Это позволит обеспечить привлечение в качестве лиц, осуществляющих основные функции по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК на территории субъекта Российской Федерации, органов или организаций, обладающих необходимым опытом и компетенцией.

Необходимо предусмотреть возможность заключения федеральной уполномоченной организацией (ФУО) договоров с операторами платежных систем, правила которых соответствуют требованиям, установленным ФУО в соответствии с Законом, №210-ФЗ без заключения отдельных договоров с каждым банком, входящим в эту платежную систему. Это позволит упростить порядок установления отношений между ФУО и банками и соответственно снизить необоснованную нагрузку на ФУО по контролю за соответствием банков установленным требованиям с одновременным обеспечением возможности привлечения в систему УЭК небольших региональных банков.

Необходимо определить статус и порядок организации платежной инфраструктуры УЭК (операционные, расчетные и клиринговые центры), обеспечивающей информационную безопасность по внутрироссийским расчетам с использованием карт.

Необходимо дополнить Закон № 210-ФЗ положениями, предоставляющими полномочия по определению порядка выдачи и обслуживания УЭК на территории всей Российской Федерации ФУО (по согласованию с Минфином России, Минэкономразвития России и Банком России). Этот порядок должен будет соблюдаться в субъектах Российской Федерации при разработке региональных порядков. Это обеспечит единство национальной платежной системы и позволит снизить затраты на организацию предоставления услуг в рамках федеральных приложений (в том числе банковского приложения), связанных с необходимостью построения различных порядков разработки, подключения и обслуживания этих приложений с учетом существенных различий в подходах к выдаче и обслуживанию карт на территории различных субъектов Российской Федерации.

Необходимо определить порядок регламентирования отношений между УОС и банками по поводу выпуска, выдачи и обслуживания УЭК, а также по подключению и обеспечению функционирования банковского приложения УЭК. В принятой редакции Закона № 210-ФЗ указанный порядок не определен, что может усложнить процедуру установления банками отношений с пользователями и привести к удорожанию подключения и обеспечения функционирования банковского приложения УЭК.

Необходимо предусмотреть, что при определении технических требований к банковскому приложению УЭК должна обеспечиваться их совместимость с соответствующими международными стандартами, а также предусмотрена возможность нанесения логотипов международных платежных систем на УЭК, Это позволит использовать УЭК в абсолютном большинстве банкоматов и терминалов на территории Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

Использование возможностей существующей в Российской Федерации платежной инфраструктуры позволит минимизировать затраты на разработку и обеспечение функционирования банковских приложений УЭК, а возможность использования УЭК за рубежом повысит конкурентоспособность УЭК.

Необходимо в Правилах разработки, подключения и функционирования банковского приложения более детально определить порядок подключения банковского приложения УЭК с точки зрения соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок открытия и использования банковских счетов, а также порядок выпуска и осуществления операций с использованием банковских карт (банковского законодательства, законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма). К требованиям законодательства Российской Федерации, в частности, относятся: требование об открытии счета при личном присутствии клиента, порядок идентификации клиента; обязанность отказать в открытии банковского счета, необходимого для подключения и обеспечения функционирования банковского приложения УЭК.

Необходимо нормировать расходы на обеспечение выпуска (в том числе изготовления), выдачи и обслуживания УЭК. При этом затраты на выпуск УЭК, компенсируемые банками не должны превышать затраты на выпуск карт международных платежных систем. Это позволит обеспечить конкурентоспособность системы УЭК как национальной системы платежных карт.

Участники Совета подчеркивают необходимость обеспечения комплексного и сбалансированного правового регулирования вопросов функционирования национальной платежной системы на основе единообразных подходов, отражающих как практические потребности национальной экономики, так и требования по защите прав граждан и организаций.

Похожие:

«Новая архитектура национальной платежной системы» iconПравила Платежной системы blizko
Порядок взаимодействия между Оператором Платежной системы blizko, Участниками Платежной системы blizko, Партнерами Платежной системы...
«Новая архитектура национальной платежной системы» iconПравила Платежной системы blizko
Порядок взаимодействия между Оператором Платежной системы blizko, Участниками Платежной системы blizko и Операторами услуг платежной...
«Новая архитектура национальной платежной системы» iconОпределения. Архитектура
Архитектура — это концептуальное описание структуры системы, включающее описание элементов системы, их взаимо­действия и внешних...
«Новая архитектура национальной платежной системы» iconДоклад администрации Киржачского района «О реализации Национальной...
Распоряжение правительства Российской Федерации от 27. 02. 2010 №246-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша...
«Новая архитектура национальной платежной системы» iconУтверждено: утверждаю
Целью введения выплат является реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обеспечивающая повышение качества...
«Новая архитектура национальной платежной системы» iconПрограмма развития оу в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Моу дпо римц 18-19 января 2010 года была проведена муниципальная научно-практическая конференции педагогических работников «Основные...
«Новая архитектура национальной платежной системы» icon3-уровневая архитектура
...
«Новая архитектура национальной платежной системы» icon3-уровневая архитектура
...
«Новая архитектура национальной платежной системы» iconМетодическая библиотека «Реализуем национальную образовательную инициативу...
...
«Новая архитектура национальной платежной системы» icon1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации...
Федерации Д. А. Медведева от 03 февраля 2010 №Пр-259 муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение мобу сош №64» в 2012...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница