Скачать 162.18 Kb.
|
Задачи на вычисления (арифметические действия, проценты, прикладные задачи, текстовые задачи)
Задачи с процентами При наличии в задачах процентов определите:
Пример 1. Тетрадь стоила 40 руб. Цена повысилась на 15%. Какое число тетрадей можно купить на 500 рублей?
1 способ. 2 способ 40 руб. -------------------- 100% 40 руб. -------------------- 100% х руб.--------------------- 15% х руб.--------------------- 115% ![]() ![]()
![]() Так как количество тетрадей – число натуральное, а в остатке деления - 40, то тетрадей можно купить 10 и останется 40 рублей. Ответ: 10 Пример 2. 500 детей надо вывезти в оздоровительный лагерь. Сколько нужно заказать автобусов, если в автобусе должны быть 40 детей и 15% взрослых?
![]() Так как в остатке 40, то автобусов нужно 11. Ответ: 11 Решите самостоятельно.
Ответ: 8640
Ответ: 16050
Ответ: 20148 Для задач В1 надо уметь решать задачи с процентами, уметь правильно округлять значения до целых чисел в соответствии с условием задачи.
В этих задачах предлагаются варианты А, Б, В, из которых надо выбрать наиболее экономный. Пример 1. Для перевозки 4 т груза на 50 км можно воспользоваться одной из трех компаний, использующих один вид автомобиля. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый вариант перевозки?
Для решения выполним расчет по каждому варианту, определив сколько раз по 10 км укладывается в 50 км (50 :10 = 5) и сколько надо автомобиле по каждому варианту: А. 4: 2,6 - 2 автом. 130 ·5 · 2 = 1300 Б. 4: 1,6 – 3 автом. 80 · 5 ·3 = 1200 В 4 : 3,4 – 2 автом. 170 · 5 ·2 = 1700 Ответ: 1200 Пример 2. Интернет – провайдер предлагает три тарифных плана. Сколько стоит самый дешевый ежемесячный платеж, если трафик составляет 550 Мб?
Для решения выполним расчет по каждому варианту, определив на сколько Мб трафик превышает план: План «0» 550 · 0,9 = 495 План «100» 152 +450 · 0,6 = 422 План «500» 404 +50 · 0,4 = 424 Ответ: 422 Пример 3. Интернет – провайдер предлагает три тарифных плана. Сколько стоит самый дешевый ежемесячный платеж, если трафик составляет 700 Мб?
Для решения выполним расчет по каждому варианту, определив на сколько Мб трафик превышает план: План «0» 700 · 0,9 = 630 План «100» 152 +600 · 0,6 = 512 План «500» 404 +200 · 0,4 = 484 Ответ: 484
Для решения задач такого вида надо уметь подставить вместо величин в формуле значения, данные в задаче и найти неизвестное, т. е. решить уравнение. Пример1. Камнеметательная машина выстреливает камни под определенным углом к горизонту. Траектория полета описывается формулой у = ах2 + bx, где а = - 1/22500 1/м, b = 1/15. На каком наибольшем расстоянии (в метрах) от стены высотой 24 м нужно расположить машину, чтобы камни перелетали через нее? Для решения задачи нужно установить что есть что: у – высота, х – расстояние до стены. Теперь подставим в формулу значения всех величин: ![]() ^ - х2 + 1500х – 22500·24 > 0 Сложность решения заключается в нахождении дискриминанта. х2 - 1500х + 22500·24 = 0 D = 15002 - 4· 22500 · 24 Чтобы вычислить D, надо разложить слагаемые на удобные множители: D = 152 · 1002 - 4· 152 · 100 · 24 = 152 · 100 (100 – 96) = 152 · 100 · 4 ![]() ![]() х 1 = 600, х2 = 900 Набольшее – 900. Ответ: 900 4. Решение текстовых задач с составлением уравнений. Табличный способ. (В13) Оглавление А С С1 В 10 Стояч. Вода х 11 Составим пропорцию: 30 + х ------------------100% 14 Обезвож. грибы Вода Грибы с водой 15 ^ 1. Задачи на движение. S = V t; V = S / t; t = S / V, где S – путь, V – скорость, t – время. 2. Задачи на движение по реке. Vпо течению = Vcобств + Vтечен; Vпротив течен = Vcобств + Vтечен , где Vсобств – скорость в стоячей воде, Vтечен – скорость течения реки. 3. Задачи на работу. А = П t; П = А / t; t = А / П , где А – объем работы, П – производительность, т. е. объем работы, выполняемый в единицу времени, t – время. ^ С = Ц К; Ц = С / К; К = С / Ц , где С – стоимость, Ц – цена, К – количество. 5. Задачи на урожай. О = У S; У = O / S; S = O / У , где О – количество урожая, У – урожайность, т.е. количество урожая с единицы площади, S – площадь. ^ О = Г К; Г = О / К; К = О / Г , где О – количество груза, Г – грузоподъемность, т. е. количество груза в единице используемого средства ( автомобили, вагоны и т. д. ), К – количество используемых средств. ^ 8. Другие задачи, включающие зависимость между тремя величинами, например, количество мест, мест в одном ряду, количество рядов и т. д. ^ Общий алгоритм решения задач. Пункт 1. Прочесть задачу. Установить вид задачи, установить величины, входящие в задачу, зависимость между ними. Пункт 2. Записать величины с единицами измерения в вертикальные колонки по ширине тетрадного листа, оставив с слева 2 – 3 см, устаиовив следующий порядок записи величин: для задач на движение, движение по реке – скорость, время, путь; для задач на работу – производительность, время, объем работы; для задач на стоимость – цена, количество, стоимость; для задач на урожай – урожайность, площадь, количество урожая; для других задач , включающих зависимость между тремя величинами, рекомендуется в последней колонке записывать величину, получаемую умножением двух других; для задач на было, изменилось, стало – было, изменилось, стало; для задач на составы, концентрации – компоненты, общий состав ( смесь, раствор, сплав; и т. д.) . Пункт 3. Прочитать задачу второй раз, установить «действующие лица» (первый автомобиль, второй автомобиль; план, факт; первый рабочий, второй рабочий, оба вместе и т. д.) и условия их действия (до встречи, после встречи; первое условие задачи, второе условие задачи; и т. д. Записать слева в оставленном месте вертикально построчно условия действия и «действующие лица», создав таким образом горизонтальные строки. ^ По течению Против течения Стоячая вода Течение Пункт 4. Прочитать задачу третий раз и по мере чтения вносить условия задачи в соответствующую графу. Запись условий вести слева, оставляя место для выражений с неизвестным (х). Если величина одного «действующего лица» больше или меньше другого, то на сколько ( во сколько ) больше или меньше и стрелкой указывается кого ( чего ), например: на 2 бол. или в 3 раза мен. . Если данная величина суммарная для «действующих лиц», то ставится фигурная скобка и записывается величина, например: ![]() ^ Если в задачах на работу отсутствуют сведения об объеме работы, то его целесообразно принять за единицу, что позволит решать задачу в частях. Этот подход может быть использован и для других видов задач. ^ Пункт 6. В каждой строчке столбца неизвестной величины составить выражения с х по смыслу записанных условий, т. е. «отработать х по вертикали». Пункт 7. В каждой строчке выполнить действие по смыслу, используя формулу получения определяемой величины, см. «Виды задач», и записать результат в соответствующую графу, т. е. «отработать х по горизонтали». Например: скорость – х, время – 3, то путь равен 3х. Пункт 8. На основании условия по заполненной в пункте 7 величине составить уравнение. Пункт 9. Решить уравнение, отобрать корни, соответствующие смыслу задачи. Пункт 10. Определить при необходимости арифметически другие спрашиваемые в задаче величины. Краткий алгоритм. Пункт 1. Определить вид задачи; Пункт 2. Определить «действующие лица» и условия действия; Пункт 3. Записать условия задач в соответствующие графы; Пункт 4. Принять неизвестное за х; Пункт 5. Отработать х по «вертикали»; Пункт 6. Отработать каждую горизонтальную строчку; Пункт 7. Составить уравнение; Пункт 8. Решить соответствующее уравнение; Пункт 9. Найти спрашиваемые величины. Общие правила для решения задач. ^ ^ Примеры решения задач. Задачи на движение. В задачах на движение целесообразно составить схему движения. Задача 1. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 100 км, одновременно выехали 2 велосипедиста. Первый едет со скоростью на 30 км/ч быстрее, чем второй и приезжает в пункт В на 3 часа раньше. Найти скорость каждого. Пункт 1. Задача на движение: входящие величины – скорость, время, путь. Пункт 2. «Действующие лица» - 1 велосипедист, 2 велосипедист. Создаем таблицу. Пункт 3. Читаем задачу еще раз и заносим условия в соответствующие графы. Пункты 4,5. Пусть скорость первого велосипедиста – х, тогда: Пункт 6. Рассматриваем первую строку, читаем: скорость – х, путь – 100, найдем время – S/V = 100/x и заносим в таблицу. Тоже выполняем во второй строке.
Пункт 7. Смотрим только на столбец времени. Так как по условию задачи время в пути первого велосипедиста на три часа меньше, чем второго, составим уравнение: ![]() Если в задаче величина одного «действующего лица» больше или меньше другого, то целесообразно из большего вычесть меньшее ( ![]() Пункт 8. Решение уравнения. ![]() О.З.= ( х – 30 ) х Х – л. д. ч., но х 0, х 30 100х – 100х + 3000 = 3х2 – 90х, 3х2 – 90х – 3000 = 0, х2 –30х – 1000 = 0, х 1 =50; х 2 = - 20 х = - 20 не имеет смысла по условию задачи. Пункт 9. Найдем скорости каждого: 50 км/ч – скорость первого мотоциклиста; 50 – 30 = 20 (км/ч) – скорость второго мотоциклиста. Ответ. 50 км/ч; 20 км/ч. ![]() Задача 1. Автомобиль ехал по проселочной дороге и задержался на 6 мин. От предполагаемого времени. Чтобы ликвидировать опоздание, скорость была увеличена на 4 км/ч. Опоздание было ликвидировано на перегоне в 36 км. Найдите первоначальную скорость автомобиля. ^ Задача 2. Из пункта А в пункт В навстречу друг другу выезжают одновременно и с одинаковыми скоростями два автомобиля и встречаются через 5 ч 30 мин после выезда в пункте С. Если бы скорость одного автомобиля была бы на 10 км/ч больше, то они встретились бы в пункте, отстоящем от пункта С на 25 км . Найдите скорость автомобилей. С ![]() ![]() |
![]() | Решение задач «Математика абитуриенту. Версия 0» Содержит задачи для Содержит задачи для подготовки к письменному экзамену по темам: «Тригонометрия», «Простейшие уравнения и неравенства», «Алгебраические... | ![]() | Программа вступительных испытаний по математике Арифметические вычисления. Преобразование рациональных выражений. Действия над радикалами. Действие над абсолютными величинами. Действие... |
![]() | Содержание и методика преподавания школьного курса математики Замечание. Задачи необходимо решать минимальными средствами, то есть используя теоретический материал (в том числе задачи, решенные... | ![]() | Решение. Обозначим через Х= Х Задача Составить математическую модель задачи и решить её двумя способами: симплекс-методом и графически. Для полученной задачи составить... |
![]() | Задание Численное решение задачи Дирихле. Метод sor. Разработка параллельной... Дана параллельная программа, реализующая метод Якоби решения 2-мерной задачи Дирихле (файл jacoby c) | ![]() | Вопросы к экзамену по курсу лекций “Обратные задачи” IV курс, 7-ой... Задача для уравнения теплопроводности с обратным временем; единственность решения |
![]() | Задачи по теме "Позиционные системы счисления. Арифметические операции" Задания к работе Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления | ![]() | Расчет финансового левериджа Сравнительный анализ результата выполнения задачи на компьютере и тестовой задачи |
![]() | Е. Г. Григорьева Методика проведения Так, например, комплекс ору для подготовительной части урока в первую очередь должен решать задачи общеукрепляющего воздействия,... | ![]() | Цели и задачи управления персоналом Основные задачи уп: Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как |