Пояснительная записка. Актуальность




Скачать 95.71 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Актуальность
Дата публикации26.03.2013
Размер95.71 Kb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Биология > Пояснительная записка
Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения № 15.

«Утверждаю»

Директор ГОУ ЦПМСС №15

В.А. Кондратьев

30.08.2011г.



Программа индивидуальной коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи средней степени 2011-2012 учебный год.

Ведёт: учитель-логопед ГОУ ЦПМСС №15 С.Е. Карелина.

^ Пояснительная записка.

Актуальность:

У детей с системным недоразвитием речи средней степени наблюдается нарушение всех компонентов речи: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя.

Для них характерны неречевые расстройства: моторные, сенсорные, психопатологические симптомы. Имеют место нарушения психических процессов (мышления, памяти), нарушены соотношения отдельных этапов речевой деятельности.

Артикуляционные нарушения прослеживаются в связи с затруднениями из-за недоразвития определенных зон коры мозга. обуславливающих затруднения тонких артикуляционных дифференцировок и приводящих к несформированности звуковой и слоговой структуры слова. Отмечаются трудности плавного переключения от одной артикуляции к другой, что приводит к перестановке звуков и слогов к упрощению и искажению структуры слова. Ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов по фразе, не может переключиться с одного слова на другое. Как следствие всего этого у ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени при хорошем слухе, при отсутствии параличей и грубых парезов артикуляционной мускулатуры не развивается самостоятельная речь. Долгое время речь остается на уровне отдельных звуков.

Понимание речи тоже страдает от нечеткости звукового восприятия. Словарный запас развивается медленно, искаженно. Трудно активизируется словарь.

У детей данной категории наблюдаются трудности в формировании пространственно - временных отношений. Не сформирован достаточный уровень абстрактного логического мышления.

^ Научная обоснованность:

В основу программы легли приёмы работы по коррекции системного недоразвития речи тяжелой степени Н.И.Кузьминой, В.И. Рождественской «Воспитание речи у детей с моторной алалией», «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авт. Л.Б. Боряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколов.

Цель: Формирование предпосылок понимания и развития речи.

Задачи программы:

Стимулирование звуковой активности;

Развитие зрительного и слухового восприятия;

Развитие речевого дыхания;

Формирование и развитие подражательной речевой деятельности;

Расширение объема понимания речи, обогащение пассивного и активного словаря;

Развитие сенсорных и общедвигательных возможностей у ребенка (занятия логоритмикой);

Развитие мелкой и крупной моторики;

Адресат: ребенок, 2004 г.р., системное недоразвитие речи средней степени.

Форма проводимой работы: индивидуальная;

Длительность программы: октябрь-январь, 2 занятия в неделю продолжительностью 20-30 мин; февраль-май 1 занятие в неделю, продолжительность 20 - 30 мин;

Условия реализации: отдельный кабинет с зеркалом, необходимыми методическими пособиями.

Требования к результату реализации программы:

У ребёнка должен сформироваться интерес к логопедическим занятиям, выработаться потребность к необходимости общения, развиться слуховое внимание, память, фонематическое восприятие и артикуляционная моторика до уровня минимальной достаточности для постановки звуков

Ребёнок должен овладеть комплексом пальчиковой гимнастики.

Методы и средства оценки результативности программы: первичная и итоговая диагностика (см речевую карту).

Тематический план занятий


№п/п

Тема

Содержание занятий.

Виды деятельности.

Кол-во занятий

1

Диагностика




1

2 - 7

Активизация и

выработка

дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.


Развитие подвижности артикуляционного
аппарата, массаж, закрепление имеющихся у ребенка непроизвольных движений (пассивная гимнастика), выполнение активных самостоятельных движений. Устранение слюнотечения.


6

8 -13

Выработка дифференцированных движений органов

артикуляционного аппарата.


Активная гимнастика артикуляционного аппарата: для нижней челюсти, для выработки движений губ, для развития подвижности языка

6

14 - 19

Развитие моторики:

а) общей

б) мелкой

^ Части тела, лица.



Совершенствование ручной умелости. Координированные движения с крупными предметами, затем с мелкими. Общеразвивающие физические упражнения. Основные движения: ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание. Общеразвивающие упражнения с музыкальным сопровождением: для рук и мышц плечевого пояса, для ног, для мышц туловища, для осанки с предметами и без предметов (флажками, обручами, мячами, палками)

Подвижные игры: «Река и ров», «Быстро возьми и быстро положи», «Перемени предмет».

Работа с пальчиками, с карандашом. Овладения навыками самообслуживания.


6

20 - 25

Развитие моторики:

а) общей

б) мелкой

^ Части тела, лица.
Зима. Зимние забавы.

Преодоление речевого негативизма. Активизация компенсаторных возможностей ребенка. Развитие познавательных интересов.

  • Дыхательные упражнения;

  • Диафрагмальное дыхание;

  • Голосовые упражнения.

Игры на развитие речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата.

Лото «Части тела», «Дорисуй», «Узнай предмет», «Загадки», «Один - много», разрезные картинки. Картинка «Зима», игры «Зимние забавы», пальчиковая игра «Снежный ком», разучивание стишков о зиме, разрезные картинки о зиме, настольная игра «Времена года».

6

26 - 31

Формирование

подражательной

деятельности.

^ Фрукты: яблоко, груша, лимон, апельсин, слива, виноград, банан.

Овощи: лук, помидор, капуста, огурец, картофель, чеснок, морковь, свёкла, репа.


Продолжается вся вышеуказанная работа. Дыхательная гимнастика. Подражания пискам, крикам животных, подзывы и управления животными, подражания музыкальным инструментам, играм, эмоциональные восклицания.

Развитие более тонких движений пальцев рук. Восприятие контурных изображений знакомых предметов.

Общеразвивающие движения с предметами, отличающимися по величине, форме, цвету. Развитие тактильно-кинестетических ощущений при узнавании свойств предмета: мягкий - твердый; веса: тяжелый - легкий; вкуса: сладкий - кислый и др. Ориентировка в пространстве (вперёд - назад, вверх - вниз).

Домино «Фрукты», «Овощи», «Что в корзине?», «Соберем фрукты в саду», «Овощи в огороде», Магазин «Фрукты», «Овощи», разрезные картинки, исключение предметов.

6

32 -37

Игрушки: кукла, мишка, машина, мяч, самолет, кораблик, юла, пирамидка, поезд, кубики.

Продолжается вся вышеуказанная работа. Массаж артикуляционного аппарата. Расширить объем понимания речи. Игры - «Чего не хватает?», «Чего не стало?», «Узнай игрушку», разрезные картинки, игра «Один - много».

Формирование слухового и зрительного внимания и памяти. Развивать дыхательно-голосовые возможности с артикуляционными упражнениями в играх. Слушание музыки - связь между звукоподражанием и определенной мелодией (качание куклы «а», гудок игрушечного паровоза - «у» и др.)


6

38 - 42

Семья. Наша мама. Мамин праздник.

Продолжается работа по развитию

артикуляционной моторики,

физиологического и речевого дыхания.

Развитие слухового внимания, речевого слуха, голоса.

Слушание музыки - (танец, колыбельная,

полька). Научить в пассивной форме различать некоторые признаки предметов, их количество, величину (много - мало, большой - маленький).

Музыкально – дидактические игры

Оригами - «Цветы для мамы», аппликация «Портрет мамы».

5

43 – 47

^ Домашние животные: Кошка с котёнком; собака со щенком, корова с телёнком, лошадь с жеребёнком, овца с ягнёнком, свинья с поросёнком, петух, утка, гусь, индюк с семьей.

Продолжается вся вышеуказанная работа. Проводится вся вышеуказанная работа по развитию движений пальцев рук: «Игры пальчиков - мальчиков», «Стрельба» ватными шариками.

Подражания пискам, крикам животных, подзывы и управления животными. Игры: «Давай познакомимся», «Кто с кем?»» Где мы были, кого видели?», «Кто, где спрятался», «Кто, где живет?». Двигательные упражнения со звукоподражанием: «Мяуканье кошки», «Лай собака», «Петушок кукарекает», «Гусь гогочет», «Утка крякает». Развитие точности и плавности движений, нужных для письма: «Обведи по контуру», «Нарисуй по точкам», «Заштрихуй», «Лабиринты», «Шнуровка», «Театр теней» и другие пальчиковые игры с речевым сопровождением.

5

48 – 52

^ Дикие животные: Лиса, медведь, заяц, волк, ёж, белка и их детеныши


Продолжается вся вышеуказанная работа. Движения на координацию для развития зрительной и слуховой памяти. Двигательные упражнения со звукоподражанием. Игры - «Давай познакомимся», «Кто с кем?», «Где мы были, кого видели?», «Кто, где спрятался». «Кто чем питается?», «Лабиринты», «Шнуровка», «Театр теней» и другие пальчиковые игры с речевым сопровождением. Ориентировка в пространстве. Логоритмические упражнения (на знакомом речевом материале.) Развитие общей и мелкой моторики.

5

53 - 54

Диагностика




2


В итоге логопедической работы ребенок должна научиться:
Дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Правильно артикулировать изученные звуки речи.

Четко дифференцировать все изученные звуки.

Понимать и выделять из речи названия окружающих предметов (в соответствии с изученными лексическими темами): «Части тела, лица», «Зима. Зимние забавы», «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Семья», «Домашние животные, птицы и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши».

Показывать части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши, плечи и т.д.)

Устанавливать связь между словом и предметом, исключать четвертый лишний.

Понимать и выполнять простые речевые инструкции.

Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию:

  1. Л.С.Волкова. Логопедия. -Москва, «Просвещение», 1989.

  2. Л.С.Волкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Методическое наследие. - Москва,«Владос», 2003.

  3. Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова. Дидактический материал по обследованию речи детей. - Москва, «Аркти», 1998.

  4. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. - Москва, «Владос», 2008г.

  5. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования речи. - Москва, «Карапуз», 2006.

  6. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина Основы логопедии.-Москва, «Просвещение», 1989

  7. Руденко В.И.-«Логопедия. Практическое пособие» Ростов-на-Дону ,2006г

  8. Е. Л.Крутий «Волшебная логопедия» «Сталкер», 1999г.

  9. Г.П.Волкова «Логопедическая ритмика», М.: 1985г.

  10. В.И.Селиверстов «Речевые игры с детьми», М.: 1994г.

  11. Т.Б.Филичева «Нарушение речи у детей», М.1993г.

  12. Н.И.Кузьмина, В.И. Рождественская. «Воспитание речи у детей с моторной алалией», М.Просвещение, 1979г.

Похожие:

Пояснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка Актуальность курса химии 9 класса
Предлагаемая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой О. С. Габриеляна и реализуется с использованием учебника...
Пояснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка Актуальность курса географии
Сегодня, в связи с необходимостью решения новых задач, стоящих перед системой школьного образования (гуманизация, личностно-ориентированное...
Пояснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка Актуальность курса географии 6 класса
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в...
Пояснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год Учебный план мкоу «сош №1»
Пояснительная записка 3
Пояснительная записка. Актуальность iconСодержание пояснительная записка к основной
Пояснительная записка к основной (обще)образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка к выполнению расчетной работы по дисциплине
Целью данной работы является создание шаблона "Пояснительная записка" и использование его при создании текстового документа, оформляемого...
Пояснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка. Актуальность проекта
Родине, в воспитании гражданина. Особая роль здесь должна принадлежать изучению военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее...
Пояснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального...
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования Лицея №12, рассмотрена и принята Педагогическим...
Пояснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка Актуальность курса химии
Химические знания составляют основу современной науки и техники, химические методы используются в самых разных отраслях промышленности,...
Пояснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка Актуальность курса химии
Химические знания составляют основу современной науки и техники, химические методы используются в самых разных отраслях промышленности,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница