Скачать 0.82 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Утвержден на заседании кафедры логопедии Протокол № от________200 г. Зав.кафедрой_________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Специальности 050715 Логопедия, 050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика 050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715 Логопедия факультет коррекционной педагогики Составитель: Д.м.н., профессор Ю.В.Первова ![]() Самара - 2010 СОДЕРЖАНИЕ I РАЗДЕЛ 1. Выписка из стандарта 2. Пояснительная записка 3. Объем дисциплины и виды учебной работы 4. Учебно-тематический план дисциплины 5. Содержание разделов дисциплины 6. Планы проведения семинарских занятий: 7. Методические рекомендации для преподавателей 8.Контрольные работы (для заочного обучения) 9. Контрольно-измерительные материалы 10. Тематика рефератов 11. Вопросы к зачету (экзамену) 12.Список основной литературы по дисциплине 13. Список дополнительной литературы 14.Краткий словарь терминов ^ Рабочая программа РАЗДЕЛ I 1.Выписка из стандарта Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Соотношение структуры и функции, онтогенез нервной системы. Баланс тормозных и возбудительных процессов. Саморегуляция. Гомеостаз. Прямые и обратные связи. Координация реакций организма. Законы раздражения. Рефлексы и рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы. Нервная ткань. Классификация связей отделов мозга. Структура и функции отделов мозга. Иерархия функций отделов мозга. Системы мозга (лимбическая система, ретикулярная формация; специфические, неспецифические и ассоциативные системы). Латерализация функций. Интегративные механизмы. Функциональные системы. Гетерохрония. Динамическая локализация функций. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка принцип доминанты. Нейрофизиологические механизмы психических процессов. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Нервная система и высшая нервная деятельность. Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы. Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней среды. Динамический стереотип. Учение о доминанте. Значение биоритмов. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка. ^ Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (2-й семестр) и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Нейрофизиология необходима для понимания механизмов психофизиологических процессов, развития коммуникативных функций, таких как речь, мышление, внимание. Содержание курса базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Генетики», «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены человека», «Анатомии центральной нервной системы», «Психологии» и подготавливает студентов к изучению таких дисциплин как «Невропатология», «Логопедия». Большое внимание уделяется изучению сенсорной и корковой организации нервных процессов в связи с психической деятельностью человека, что помогает понять механизмы протекания психических процессов, взаимосвязь психического и физиологического компонента в поведении. Такое понимание особенно актуально в связи с тем, что оно позволяет студенту осознать сложную иерархическую структуру функционирования нервной системы и принципы контроля ею разнообразных функций организма. Основными понятиями курса являются следующие: процессы возбуждения и торможения, безусловные и условные рефлексы, интегративная деятельность мозга, психофизиологические основы поведения. Данный курс базируется на теоретических позициях двух отечественных физиологических школ – И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Курс знакомит студентов с основными принципами работы нервной ткани, функционирования различных структур центральной нервной системы, а также ознакомить студентов с основными физиологическими закономерностями организации высшей нервной деятельности (ВНД). В рамках курса студенты овладевают современным понятийным аппаратом , что позволяет им ориентироваться в специальной психофизиологической литературе, необходимой при овладении дисциплинами старших курсов: «Невропатология», «Неврологические основы логопедии», «Клиника интеллектуальных нарушений». В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения:
Навыки:
Воспитание:
Курс рассчитан на 14 часов лекционных, 24 часа лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Написание рефератов. ^
|
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины маркетинг (основы маркетинга) Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой коммерции. Протокол от 15 июня 2007 г. №8 | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «теоретические основы... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Экономики предприятия и предпринимательства» |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины «компьютерные информационные... Учебно-методический комплекс содержит материалы, определяющие содержание и порядок изучения дисциплин, связанных с применением информационных... | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины комплексный экономический... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение... Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методический рекомендации по изучению дисциплины, планы семинарских... | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов. Протокол от 29 июня 2007 г. №10 |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины эконометрика рок Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов. Протокол от 29 июня 2010 г. №10 |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины статистика рок Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» |