Скачать 424.81 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯУПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛОДля специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Санкт-Петербург 2007 Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Протокол от 26 июня 2007 г. №10. Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и управления. Протокол от 29 июня 2007 г. № 10. Пономаренко Т.В. Бухгалтерское дело. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 37 с. Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации к практическим занятиям, по выполнению контрольных работ, контрольно-измерительные материалы. Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по данной дисциплине. Основная задача учебно-методического комплекса заключается в выявлении и изучении особенностей организации бухгалтерского учета на различных стадиях функционирования компании, в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения, обосновании учетной политики организации, специфики бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных, определении статуса бухгалтерской службы. СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ ^ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине Целью изучения дисциплины «Бухгалтерское дело» является синтез полученных ранее знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, выработка умений и формирование навыков для использования в профессиональной деятельности бухгалтера и аудитора. Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области бухгалтерского учета, анализа и аудита по вопросам:
В результате изучения дисциплины студенты должны: знать:
уметь:
^ Дисциплина «Бухгалтерское дело» входит в цикл специальных дисциплин. Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Аудит», «Международные стандарты финансовой отчетности» и других. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курса (курсов) Международные стандарты учета и отчетности, Налоговые расчеты в бухгалтерском деле, Управленческий анализ в отраслях и других. При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции; практические занятия. Лекция является ведущей формой учебных занятий. На лекциях активная роль принадлежит преподавателю, задача которого сводится к тому, чтобы в отведенное время раскрыть содержание учебных вопросов или дать схему ответа на узловые проблемы темы. На лекциях изучаются правила ведения бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения; особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия; критерии выбора и обоснования учетной политики организации; специфику бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных; особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с внешними пользователями бухгалтерской информации. На практических занятиях студенты учатся описывать и интерпретировать роль и принципы финансового учета и аудита; регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета; представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми органами в суде и арбитражном суде; ориентироваться в международных стандартах бухгалтерского учета и аудита. Во время самостоятельной работы студенты получают углубленные знания по ключевым вопросам курса с учетом их научных интересов и практической деятельности. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, выполнения практических занятий. Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины, проводится в форме тестирования, написания контрольных работ, выполнения и защиты практических заданий по отдельным темам курса. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности. ^ Тема 1.Понятие и особенности организации бухгалтерского дела Сущность понятия «Бухгалтерское дело», его содержание и развитие. Формирование профессий современного бухгалтера, внешнего и внутреннего аудитора. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией. Концептуальные основы бухгалтерского дела. Международные организации, оказывающие влияние на развитие бухгалтерского дела. Роль Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета в совершенствовании финансового учета и отчетности. ^ Характер, принципы, и обязательность бухгалтерского учета, финансовой, статистической, налоговой отчетности организаций. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета: имущественная обособленность, непрерывность деятельности организаций, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, полнота учета, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерской отчетности. Концепция и роль правдивого и добросовестного представления финансовой отчетности. Критерии выбора и обоснования учетной политики организации. ^ Понятие хозяйственной ситуации и операции, их виды и классификация. Специфика хозяйственных ситуаций в рыночной экономике и возможностей их оптимального решения. Юридический анализ хозяйственных операций, оценка их налоговых последствий и рисков осуществления. Анализ вариантов решения хозяйственных ситуаций, их влияния на финансовые результаты деятельности организации, выбор оптимального варианта, его отражение в учете и отчетности, аудиторская оценка целесообразности их осуществления. Методика проведения бухгалтерской и налоговой экспертизы хозяйственных договоров. ^ Особенности организации бухгалтерского дела в различных видах хозяйственных товариществ и обществ (полное товарищество, коммандитное товарищество, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив), в государственных и муниципальных унитарных предприятиях. ^ Толкование и анализ финансовой отчетности как совокупности показателей эффективности деятельности коммерческих предприятий. Оценка качества информации в финансовой отчетности. Анализ и оценка альтернативных схем финансовой реорганизации предприятия для конкретных ситуаций. Графическое представление результатов анализа финансовых показателей деятельности предприятия с применением компьютерной графики. Современные системы автоматизации бухгалтерского дела. Основные направления автоматизации бухгалтерского дела. Стандартизация программных продуктов. Задачи автоматизации. Организация АРМ бухгалтера. Выбор информационных технологий и программ. Основные факторы эффективности автоматизации бухгалтерского дела. Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета. Совершенствование методики бухгалтерского учета на основе автоматизации учетного процесса. ^ Особенности бухгалтерского дела в начальной стадии функционирования предприятия. Взаимодействие и взаимоотношения бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами, кредиторами и инвесторами. Статус профессионального бухгалтера. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Этическое регулирование деятельности профессионального бухгалтера и аудитора. Заключение Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену. ^ (очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)
(Очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
(Заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
(Заочная форма обучения, срок обучения – 3,5 лет)
^ Контрольные работы предусматриваются рабочим учебным планом. Контрольная работа № 1. Выполняется после изучения (в ходе изучения) тем № 1 и № 2. Время на выполнение контрольной работы – 16 часов из бюджета времени самостоятельной работы. Рекомендуемые темы контрольной работы:
Контрольная работа № 2. Выполняется после изучения (в ходе изучения) тем № 3, № 4, № 5, № 6. Время на выполнение контрольной работы – 32 часов из бюджета времени самостоятельной работы. Рекомендуемые темы контрольной работы:
^ 5.1. Основная литература:
20. Соколова Е.С. Бухгалтерское дело. М., 2003. ^ 21. Байгозин К.И. «Юридическая ответственность главного бухгалтера». // Приложение к журналу "Налоги и финансовое право", 2002, № 6. 22. Блейк Д., Амат О. Европейский бухгалтерский учет. М. «Филинъ», 1998. 23. Бухгалтерское оформление хозяйственных договоров: Практическое пособие. – М.: «Издательство Приор», 2001. 24. Карзаева Н.Н. Оценка и ее роль в учетной и финансовой политике организации. М.: Финансы и статистика, 2002. 25. Климова М.А. Бухгалтерское дело. М., ПРИОР, 2004. 26. Куприянова Г.И. Кадровое делопроизводство на компьютере: составление документов, ведение учета, организация работы. Учебное пособие. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2001. 27. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. /Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1997. 28. Николаева С.А. Учетная политика организации: принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: «Аналитика-Пресс», 2007. 29. Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учеб. пособие. Изд. 2-е. - М.: ФБК-Пресс, 2005. ^ При использовании учебно-методического комплекса следует, прежде всего, изучить рабочую учебную программу дисциплины для того, чтобы составить общее представление о структуре и содержании курса. Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельная работа, которую рекомендуется посвятить глубокому изучению нормативной базы, регламентирующей ведение бухгалтерского учета в организации. ^ Работа на лекции – первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
2. ^ Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции.
^ Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. ^ составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения. Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты. Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений. ^ составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора. Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции. ^ дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений. Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный “багаж”. Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный. ^ Цель проведения семинарских и практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также рассмотрение деловых ситуаций и конкретных задач из практической деятельности студентов. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
^ |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело... Бухгалтерское дело. Учебно-методический комплекс. – Якутский филиал спб ауиЭ, 2010. – 43 с |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение... Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методический рекомендации по изучению дисциплины, планы семинарских... |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины статистика рок Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов. Протокол от 29 июня 2010 г. №10 |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины эконометрика рок Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов. Протокол от 29 июня 2007 г. №10 |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности подготовки Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Социологии и управления персоналом» |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины гражданское право санкт-Петербург Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права и процесса |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский (финансовый) учет Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины маркетинг (основы маркетинга) Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой коммерции. Протокол от 15 июня 2007 г. №8 |