Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д




Скачать 424.81 Kb.
Название Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д
страница 1/3
Дата публикации 28.02.2013
Размер 424.81 Kb.
Тип Учебно-методический комплекс
litcey.ru > Бухгалтерия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ


УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО



Для специальности 080109.65

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Санкт-Петербург

2007
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Протокол от 26 июня 2007 г. №10.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и управления.

Протокол от 29 июня 2007 г. № 10.

Пономаренко Т.В.

Бухгалтерское дело. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 37 с.
Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации к практическим занятиям, по выполнению контрольных работ, контрольно-измерительные материалы. Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по данной дисциплине. Основная задача учебно-методического комплекса заключается в выявлении и изучении особенностей организации бухгалтерского учета на различных стадиях функционирования компании, в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения, обосновании учетной политики организации, специфики бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных, определении статуса бухгалтерской службы.

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Рабочая учебная программа дисциплины

4

2.

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

18

3.

Методические рекомендации к практическим занятиям

21

4.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

26

5.

Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов

29


1. Рабочая учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ
^ I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины «Бухгалтерское дело» является синтез полученных ранее знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, выработка умений и формирование навыков для использования в профессиональной деятельности бухгалтера и аудитора.

Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области бухгалтерского учета, анализа и аудита по вопросам:

  • правила ведения бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения;

  • особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации компании;

  • критерии выбора и обоснования учетной политики организации;

  • специфику бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных;

  • особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами и третьими лицами.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • правила ведения бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения;

  • особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия;

  • критерии выбора и обоснования учетной политики организации;

  • специфику бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных;

  • особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами и третьими лицами.

уметь:

  • описывать и интерпретировать роль и принципы финансового учета и аудита;

  • регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;

  • представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми органами в суде и арбитражном суде;

  • ориентироваться в международных стандартах бухгалтерского учета и аудита.


^ 1.2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Бухгалтерское дело» входит в цикл специальных дисциплин.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Аудит», «Международные стандарты финансовой отчетности» и других. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курса (курсов) Международные стандарты учета и отчетности, Налоговые расчеты в бухгалтерском деле, Управленческий анализ в отраслях и других.

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции; практические занятия. Лекция является ведущей формой учебных занятий. На лекциях активная роль принадлежит преподавателю, задача которого сводится к тому, чтобы в отведенное время раскрыть содержание учебных вопросов или дать схему ответа на узловые проблемы темы.

На лекциях изучаются правила ведения бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения; особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия; критерии выбора и обоснования учетной политики организации; специфику бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных; особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с внешними пользователями бухгалтерской информации.

На практических занятиях студенты учатся описывать и интерпретировать роль и принципы финансового учета и аудита; регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета; представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми органами в суде и арбитражном суде; ориентироваться в международных стандартах бухгалтерского учета и аудита.

Во время самостоятельной работы студенты получают углубленные знания по ключевым вопросам курса с учетом их научных интересов и практической деятельности.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, выполнения практических занятий.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины, проводится в форме тестирования, написания контрольных работ, выполнения и защиты практических заданий по отдельным темам курса.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности.
^ II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.Понятие и особенности организации бухгалтерского дела

Сущность понятия «Бухгалтерское дело», его содержание и развитие. Формирование профессий современного бухгалтера, внешнего и внутреннего аудитора. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией. Концептуальные основы бухгалтерского дела. Международные организации, оказывающие влияние на развитие бухгалтерского дела. Роль Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета в совершенствовании финансового учета и отчетности.
^ Тема 2. Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России

Характер, принципы, и обязательность бухгалтерского учета, финансовой, статистической, налоговой отчетности организаций. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета: имущественная обособленность, непрерывность деятельности организаций, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, полнота учета, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерской отчетности. Концепция и роль правдивого и добросовестного представления финансовой отчетности. Критерии выбора и обоснования учетной политики организации.
^ Тема 3. Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности

Понятие хозяйственной ситуации и операции, их виды и классификация. Специфика хозяйственных ситуаций в рыночной экономике и возможностей их оптимального решения. Юридический анализ хозяйственных операций, оценка их налоговых последствий и рисков осуществления. Анализ вариантов решения хозяйственных ситуаций, их влияния на финансовые результаты деятельности организации, выбор оптимального варианта, его отражение в учете и отчетности, аудиторская оценка целесообразности их осуществления. Методика проведения бухгалтерской и налоговой экспертизы хозяйственных договоров.
^ Тема 4. Финансовый учет и отчетность при различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности

Особенности организации бухгалтерского дела в различных видах хозяйственных товариществ и обществ (полное товарищество, коммандитное товарищество, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив), в государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
^ Тема 5. Концепции анализа и оценки учетной информации

Толкование и анализ финансовой отчетности как совокупности показателей эффективности деятельности коммерческих предприятий. Оценка качества информации в финансовой отчетности. Анализ и оценка альтернативных схем финансовой реорганизации предприятия для конкретных ситуаций. Графическое представление результатов анализа финансовых показателей деятельности предприятия с применением компьютерной графики. Современные системы автоматизации бухгалтерского дела. Основные направления автоматизации бухгалтерского дела. Стандартизация программных продуктов. Задачи автоматизации. Организация АРМ бухгалтера. Выбор информационных технологий и программ. Основные факторы эффективности автоматизации бухгалтерского дела. Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета. Совершенствование методики бухгалтерского учета на основе автоматизации учетного процесса.
^ Тема 6. Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации

Особенности бухгалтерского дела в начальной стадии функционирования предприятия. Взаимодействие и взаимоотношения бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами, кредиторами и инвесторами. Статус профессионального бухгалтера. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Этическое регулирование деятельности профессионального бухгалтера и аудитора.
Заключение

Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену.

^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

^ Номера тем

Наименование темы

Всего

часов

Аудит. занятия

Самост.

работа

Лекции

Практ.

занятия

1.

Понятие и особенности организации бухгалтерского дела

16

6

2

8

2.

Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и отчетности в России

16

6

2

8

3.

Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.

16

6

2

8

4.

Финансовый учет и отчетность при различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.

18

8

2

8

5.

Концепции анализа и оценки учетной информации

14

4

2

8

6.

Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации.

16

6

2

8




Экзамен













^ Итого по дисциплине

96

36

12

48


(Очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)

Номера

тем

Наименование тем

Всего

часов

Аудит. занятия

Самост.

работа

Лекции

Практ. занятия

1.

Понятие и особенности организации бухгалтерского дела

8

2


-

6

2.

Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и отчетности в России

20

6


-

14

3.

Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.

20

4


2

14

4.

Финансовый учет и отчетность при различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.

16

4


2

10

5.

Концепции анализа и оценки учетной информации

16

4

2

10

6.

Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации.

16

4

2

10




Экзамен













^ Итого по дисциплине

96

24

8

64

(Заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)


Номера

тем

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Аудит. занятия

Самост.

работа

Лекции

Практ.

занятия

1.

Понятие и особенности организации бухгалтерского дела

16

0,5

-

15,5

2.

Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и отчетности в России

16

1


-

15

3.

Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.

16

0,5


2

13,5

4.

Финансовый учет и отчетность при различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.

18

-


2

16

5.

Концепции анализа и оценки учетной информации

14

1


2

11

6.

Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации.

16

1


2

13




Экзамен
















^ Итого по дисциплине

96

4

8

84


(Заочная форма обучения, срок обучения – 3,5 лет)


Номера

тем

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Аудит. занятия

Самост.

работа

Лекции

Практ.

занятия

1.

Понятие и особенности организации бухгалтерского дела

15,5

0,5


-

15

2.

Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и отчетности в России

15

1


-

14

3.

Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.

13,5

0,5


1

12

4.

Финансовый учет и отчетность при различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.

16

-


1

15

5.

Концепции анализа и оценки учетной информации

11

1


1

9

6.

Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации.

13

1


1

11




Экзамен
















Итого по дисциплине

84

4

4

76



^ IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольные работы предусматриваются рабочим учебным планом.
Контрольная работа № 1. Выполняется после изучения (в ходе изучения) тем № 1 и № 2. Время на выполнение контрольной работы – 16 часов из бюджета времени самостоятельной работы.

Рекомендуемые темы контрольной работы:

  1. Сущность и функции бухгалтерского учета как функция управления.

  2. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета.

  3. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации, специфика их потребностей в бухгалтерской информации.

  4. Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете.

  5. Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей.

  6. Основные принципы бухгалтерского учета (допущения и требования).

  7. Допущения бухгалтерского учета: имущественная обособленность; непрерывность деятельности организации; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления).

  8. Требования бухгалтерского учета: полнота учета; осмотрительность; приоритет содержания над формой; непротиворечивость; рациональность.

  9. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерской отчетности.

  10. Оценка активов, обязательств, доходов и расходов.

  11. Сущность и основные задачи бухгалтерского дела.

  12. Основные принципы бухгалтерского учета (допущения и требования).

  13. Полномочия и ответственность главного бухгалтера.

  14. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в организациях.

  15. Основные требования к оформлению и ведению бухгалтерской документации.

  16. Бухгалтерская отчетность и ее составляющие. Публичная бухгалтерская отчетность.

  17. Система внутреннего контроля в организации.

  18. Организационная структура бухгалтерской службы в организации.


Контрольная работа № 2. Выполняется после изучения (в ходе изучения) тем № 3, № 4, № 5, № 6. Время на выполнение контрольной работы – 32 часов из бюджета времени самостоятельной работы.

Рекомендуемые темы контрольной работы:

  1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

  2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях.

  3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

  4. Положения (стандарты) бухгалтерского учета: краткий анализ содержания и практика применения.

  5. Учетная политика организации: формирование и оформление учетной политики; раскрытие учетной политики; порядок изменения учетной политики.

  6. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

  7. Права и обязанности аудиторов.

  8. Аудиторская тайна и ответственность аудиторских организаций.

  9. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

  10. Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета.

  11. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

  12. Этическое регулирование деятельности профессиональных бухгалтеров в России и за рубежом.

  13. Характеристика бухгалтерского программного обеспечения.

  14. Автоматизация аудиторской проверки.

  15. Полномочия и ответственность главного бухгалтера.

  16. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в организациях.

  17. Основные требования к оформлению и ведению бухгалтерской документации.

  18. Организация бухгалтерского учета при различных организационно-правовых формах.

  19. Формы бухгалтерского учета.

  20. Документооборот.

  21. Учетная политика организации: формирование и оформление учетной политики; раскрытие учетной политики; порядок изменения учетной политики.

  22. Система внутреннего контроля в организации.

  23. Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета.

  24. Международные стандарты финансовой отчетности.


^ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Основная литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. ФЗ РФ от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 10.01.2003.) Часть вторая. ФЗ РФ от 26.01.96. № 14-ФЗ (в ред. от 26.03.2003)

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный Закон РФ от 31.07.98 № 147 –ФЗ (в ред. от 07.07.2003). Часть вторая. Федеральный Закон от 05.08.2000 № 117 –ФЗ (в ред. от 07.07.2003).

  3. Налог на прибыль организаций. – М.: “Ось-89”, 2001.

  4. "О бухгалтерском учете". Федеральный Закон РФ от 21.11.96. № 129-ФЗ (в ред. от 30.05.2003).

  5. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

  6. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. /Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 283.

  7. О плане внедрения положений по бухгалтерскому учету в практику. Утвержден 22.05.98. № 587-р

  8. Предложения о мерах по реализации в 2001-2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета.

  9. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

  10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н.

  11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000г. № 94н.

  12. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) от 09.12.98 № 60н.

  13. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) от 06 июля 1999 г. N 43н.

  14. Сборник тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих#G0. М.: Минтруд России, 1996.

  15. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.

  16. Бреславцева Н.А., Медведева О.В., Нор-Аревян Г.Г. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. М.: «Приор-издат», 2004.

  17. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. /Под ред. Н.Н. Хахоновой. М.:ИЦК «МарТ, 2003.

  18. Гиляровская Л.Т. Бухгалтерское дело. М., 2003.

  19. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерское дело. М., 2005.

20. Соколова Е.С. Бухгалтерское дело. М., 2003.
^ 5.2. Дополнительная литература:
21. Байгозин К.И. «Юридическая ответственность главного бухгалтера». // Приложение к журналу "Налоги и финансовое право", 2002, № 6.

22. Блейк Д., Амат О. Европейский бухгалтерский учет. М. «Филинъ», 1998.

23. Бухгалтерское оформление хозяйственных договоров: Практическое пособие. – М.: «Издательство Приор», 2001.

24. Карзаева Н.Н. Оценка и ее роль в учетной и финансовой политике организации. М.: Финансы и статистика, 2002.

25. Климова М.А. Бухгалтерское дело. М., ПРИОР, 2004.

26. Куприянова Г.И. Кадровое делопроизводство на компьютере: составление документов, ведение учета, организация работы. Учебное пособие. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2001.

27. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. /Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1997.

28. Николаева С.А. Учетная политика организации: принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: «Аналитика-Пресс», 2007.

29. Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учеб. пособие. Изд. 2-е. - М.: ФБК-Пресс, 2005.

^ 2. Общие методические рекомендации

по изучению дисциплины

При использовании учебно-методического комплекса следует, прежде всего, изучить рабочую учебную программу дисциплины для того, чтобы составить общее представление о структуре и содержании курса. Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельная работа, которую рекомендуется посвятить глубокому изучению нормативной базы, регламентирующей ведение бухгалтерского учета в организации.
^ 2.1. Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий
Работа на лекции – первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.

В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.

  1. ^ Выделение основных положений. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

2. ^ Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции.

    1. Постоянная готовность слушать лекцию до конца.

^ 2.2. Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

^ Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

^ Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.

^ Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений. Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный “багаж”. Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.
^ 3. Методические рекомендации к практическим занятиям
Цель проведения семинарских и практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы.

Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также рассмотрение деловых ситуаций и конкретных задач из практической деятельности студентов.

В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.


Номера тем

дисциплины

Тема практического занятия

Количество

часов

1.

Понятие и особенности организации бухгалтерского дела

2

2.

Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и отчетности в России

2

3.

Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.

2

4.

Финансовый учет и отчетность при различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.

2

5.

Концепции анализа и оценки учетной информации

2

6.

Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации.

2


^ Методические рекомендации по подготовке и проведению практических занятий

  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело...
Бухгалтерское дело. Учебно-методический комплекс. – Якутский филиал спб ауиЭ, 2010. – 43 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение...
Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методический рекомендации по изучению дисциплины, планы семинарских...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины статистика рок
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов. Протокол от 29 июня 2010 г. №10
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины эконометрика рок
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов. Протокол от 29 июня 2007 г. №10
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности подготовки
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Социологии и управления персоналом»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины гражданское право санкт-Петербург
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права и процесса
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский (финансовый) учет
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины маркетинг (основы маркетинга)
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой коммерции. Протокол от 15 июня 2007 г. №8
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница