Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит»




НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит»
страница1/10
Дата публикации04.03.2013
Размер1.22 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
litcey.ru > Бухгалтерия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ


ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ СПб АУиЭ
Кафедра экономики
УТВЕРЖДАЮ

Директор Якутского филиала

СПБ АУиЭ

С.С. Иванов

«__» _____________ 2008 г.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины

БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО


Для специальности подготовки

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Якутск

2010
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой экономики

Протокол от «__» __________ 2010 г. №__


^ Скрябина И.В.к.э.н.

Бухгалтерское дело. Учебно-методический комплекс. – Якутский филиал СПб АУиЭ, 2010. – 43 с.
Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации к практическим занятиям, по выполнению контрольных работ, контрольно-измерительные материалы. Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по данной дисциплине. Основная задача учебно-методического комплекса заключается в выявлении и изучении особенностей организации бухгалтерского учета на различных стадиях функционирования компании, в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения, обосновании учетной политики организации, специфики бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных, определении статуса бухгалтерской службы.
СОДЕРЖАНИЕ





Основополагающие документы …………………………………

4

1.

Рабочая учебная программа дисциплины …………………. ……

5




I. Целевая установка и организационно-методические

указания …………………………………………………………


5




II. Содержание разделов и тем дисциплины ……………………

8




III. Распределение учебного времени по семестрам,

разделам, темам и видам учебных занятий ……….............


11




IV. Перечень контрольных работ …………...............................

13




V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………

16

2.

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

18

3.

Методические рекомендации к практическим занятиям ………

24

4.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ ……………………………………………………………….


29

5.

Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов …


32

6.

Глоссарий …………………………………………………………

45

7.

Курс лекций ……………………………………………………….

46


^ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральный компонент

Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

по дисциплине

«Бухгалтерское дело»
Утвержден министерством образования Российской федерации 3 февраля 2000 г.
^ Обязательный минимум содержания
Сущность бухгалтерского дела, его содержание; формирование профессии современного бухгалтера и аудитора; профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов; правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией; специфика бухгалтерского учета и внутреннего аудита в компьютерной среде; хозяйственные ситуации (операции) – важнейший объект бухгалтерского дела, комплексный их анализ и оценка: юридический анализ, оценка налоговых последствий, а также рисков от их проведения и влияния на финансовые результаты деятельности предприятия, выбор оптимального варианта решения хозяйственных ситуаций, порядок отражения их в учете и отчетности, проведении аудита.

1. Рабочая учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ
^ I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине
Целью изучения дисциплины «Бухгалтерское дело» является синтез полученных ранее знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, выработка умений и формирование навыков для использования в профессиональной деятельности бухгалтера и аудитора.

Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области бухгалтерского учета, анализа и аудита по вопросам:

  • правила ведения бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения;

  • особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации компании;

  • критерии выбора и обоснования учетной политики организации;

  • специфику бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных;

  • особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами и третьими лицами.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • правила ведения бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения;

  • особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия;

  • критерии выбора и обоснования учетной политики организации;

  • специфику бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных;

  • особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами и третьими лицами.

уметь:

  • описывать и интерпретировать роль и принципы финансового учета и аудита;

  • регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;

  • представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми органами в суде и арбитражном суде;

  • ориентироваться в международных стандартах бухгалтерского учета и аудита.

^ 1.2. Организационно-методические указания
Дисциплина «Бухгалтерское дело» входит в цикл специальных дисциплин.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Аудит», «Международные стандарты финансовой отчетности» и других. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курса (курсов) Международные стандарты учета и отчетности, Налоговые расчеты в бухгалтерском деле, Управленческий анализ в отраслях и других.

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции; практические занятия. Лекция является ведущей формой учебных занятий. На лекциях активная роль принадлежит преподавателю, задача которого сводится к тому, чтобы в отведенное время раскрыть содержание учебных вопросов или дать схему ответа на узловые проблемы темы.

На лекциях изучаются правила ведения бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения; особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия; критерии выбора и обоснования учетной политики организации; специфику бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных; особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с внешними пользователями бухгалтерской информации.

На практических занятиях студенты учатся описывать и интерпретировать роль и принципы финансового учета и аудита; регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета; представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми органами в суде и арбитражном суде; ориентироваться в международных стандартах бухгалтерского учета и аудита.

Во время самостоятельной работы студенты получают углубленные знания по ключевым вопросам курса с учетом их научных интересов и практической деятельности.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, выполнения практических занятий.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины, проводится в форме тестирования, написания контрольных работ, выполнения и защиты практических заданий по отдельным темам курса.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности.
^ II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.Понятие и особенности организации бухгалтерского дела
Сущность понятия «Бухгалтерское дело», его содержание и развитие. Формирование профессий современного бухгалтера, внешнего и внутреннего аудитора. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией. Концептуальные основы бухгалтерского дела. Международные организации, оказывающие влияние на развитие бухгалтерского дела. Роль Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета в совершенствовании финансового учета и отчетности.
^ Тема 2. Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России
Характер, принципы, и обязательность бухгалтерского учета, финансовой, статистической, налоговой отчетности организаций. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета: имущественная обособленность, непрерывность деятельности организаций, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, полнота учета, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерской отчетности. Концепция и роль правдивого и добросовестного представления финансовой отчетности. Критерии выбора и обоснования учетной политики организации.
^ Тема 3. Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности
Понятие хозяйственной ситуации и операции, их виды и классификация. Специфика хозяйственных ситуаций в рыночной экономике и возможностей их оптимального решения. Юридический анализ хозяйственных операций, оценка их налоговых последствий и рисков осуществления. Анализ вариантов решения хозяйственных ситуаций, их влияния на финансовые результаты деятельности организации, выбор оптимального варианта, его отражение в учете и отчетности, аудиторская оценка целесообразности их осуществления. Методика проведения бухгалтерской и налоговой экспертизы хозяйственных договоров.
^ Тема 4. Финансовый учет и отчетность при различных

организационно-правовых формах предпринимательской

деятельности
Особенности организации бухгалтерского дела в различных видах хозяйственных товариществ и обществ (полное товарищество, коммандитное товарищество, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив), в государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

^ Тема 5. Концепции анализа и оценки учетной информации
Толкование и анализ финансовой отчетности как совокупности показателей эффективности деятельности коммерческих предприятий. Оценка качества информации в финансовой отчетности. Анализ и оценка альтернативных схем финансовой реорганизации предприятия для конкретных ситуаций. Графическое представление результатов анализа финансовых показателей деятельности предприятия с применением компьютерной графики. Современные системы автоматизации бухгалтерского дела. Основные направления автоматизации бухгалтерского дела. Стандартизация программных продуктов. Задачи автоматизации. Организация АРМ бухгалтера. Выбор информационных технологий и программ. Основные факторы эффективности автоматизации бухгалтерского дела. Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета. Совершенствование методики бухгалтерского учета на основе автоматизации учетного процесса.
^ Тема 6. Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации
Особенности бухгалтерского дела в начальной стадии функционирования предприятия. Взаимодействие и взаимоотношения бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами, кредиторами и инвесторами. Статус профессионального бухгалтера. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Этическое регулирование деятельности профессионального бухгалтера и аудитора.

Заключение

Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену.

^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

^ Номера тем

Наименование темы

Всего

часов

Аудит. занятия

Самост.

работа

Лекции

Практ.

занятия

1.

Понятие и особенности организации бухгалтерского дела


16


6


2


8

2.

Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и отчетности в России


16


6


2


8

3.

Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.


16


6


2


8

4.

Финансовый учет и отчетность при различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.



18



8



2



8

5.

Концепции анализа и оценки учетной информации


14


4


2


8

6.

Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации.


16


6


2


8




Экзамен













^ Итого по дисциплине

96

36

12

48



(Очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)


Номера

тем

Наименование тем

Всего

часов

Аудит. занятия

Самост.

работа

Лекции

Практ. занятия

1.

Понятие и особенности организации бухгалтерского дела


8


2



-


6

2.

Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и отчетности в России


20


6



-


14

3.

Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.


20


4



2


14

4.

Финансовый учет и отчетность при различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.



16



4




2



10

5.

Концепции анализа и оценки учетной информации


16

4

2

10

6.

Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации.


16


4


2


10




Экзамен













^ Итого по дисциплине

96

24

8

64


(Заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)


Номера

тем

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Аудит. занятия

Самост.

работа

Лекции

Практ.

занятия

1.

Понятие и особенности организации бухгалтерского дела


16


0,5


-


15,5

2.

Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и отчетности в России


16


1



-


15

3.

Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.


16


0,5



2


13,5

4.

Финансовый учет и отчетность при различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.



18



-




2



16

5.

Концепции анализа и оценки учетной информации


14


1


2


11

6.

Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации.


16


1



2


13




Экзамен
















^ Итого по дисциплине

96

4

8

84



(Заочная форма обучения, срок обучения – 3,5 лет)


Номера

тем

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Аудит. занятия

Самост.

работа

Лекции

Практ.

занятия

1.

Понятие и особенности организации бухгалтерского дела


15,5


0,5


-


15

2.

Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и отчетности в России


15


1



-


14

3.

Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.


13,5


0,5



1


12

4.

Финансовый учет и отчетность при различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.



16



-




1



15

5.

Концепции анализа и оценки учетной информации


11


1


1


9

6.

Профессиональная деятельность бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла организации.


13


1



1


11




Экзамен
















Итого по дисциплине

84

4

4

76



^ IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольные работы предусматриваются рабочим учебным планом.

Контрольная работа № 1. Выполняется после изучения (в ходе изучения) тем № 1 и № 2. Время на выполнение контрольной работы – 16 часов из бюджета времени самостоятельной работы.

Рекомендуемые темы контрольной работы:

  1. Сущность и функции бухгалтерского учета как функция управления.

  2. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета.

  3. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации, специфика их потребностей в бухгалтерской информации.

  4. Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете.

  5. Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей.

  6. Основные принципы бухгалтерского учета (допущения и требования).

  7. Допущения бухгалтерского учета: имущественная обособленность; непрерывность деятельности организации; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления).

  8. Требования бухгалтерского учета: полнота учета; осмотрительность; приоритет содержания над формой; непротиворечивость; рациональность.

  9. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерской отчетности.

  10. Оценка активов, обязательств, доходов и расходов.

  11. Сущность и основные задачи бухгалтерского дела.

  12. Основные принципы бухгалтерского учета (допущения и требования).

  13. Полномочия и ответственность главного бухгалтера.

  14. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в организациях.

  15. Основные требования к оформлению и ведению бухгалтерской документации.

  16. Бухгалтерская отчетность и ее составляющие. Публичная бухгалтерская отчетность.

  17. Система внутреннего контроля в организации.

  18. Организационная структура бухгалтерской службы в организации.


Контрольная работа № 2. Выполняется после изучения (в ходе изучения) тем № 3, № 4, № 5, № 6. Время на выполнение контрольной работы – 32 часов из бюджета времени самостоятельной работы.

Рекомендуемые темы контрольной работы:

  1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

  2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях.

  3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

  4. Положения (стандарты) бухгалтерского учета: краткий анализ содержания и практика применения.

  5. Учетная политика организации: формирование и оформление учетной политики; раскрытие учетной политики; порядок изменения учетной политики.

  6. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

  7. Права и обязанности аудиторов.

  8. Аудиторская тайна и ответственность аудиторских организаций.

  9. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

  10. Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета.

  11. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

  12. Этическое регулирование деятельности профессиональных бухгалтеров в России и за рубежом.

  13. Характеристика бухгалтерского программного обеспечения.

  14. Автоматизация аудиторской проверки.

  15. Полномочия и ответственность главного бухгалтера.

  16. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в организациях.

  17. Основные требования к оформлению и ведению бухгалтерской документации.

  18. Организация бухгалтерского учета при различных организационно-правовых формах.

  19. Формы бухгалтерского учета.

  20. Документооборот.

  21. Учетная политика организации: формирование и оформление учетной политики; раскрытие учетной политики; порядок изменения учетной политики.

  22. Система внутреннего контроля в организации.

  23. Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета.

  24. Международные стандарты финансовой отчетности.


^ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины комплексный экономический...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины учет, анализ и аудит...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Платёжные системы...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов. Протокол от 29 июня 2007 г. №10
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Дисциплина федерального компонента «Бухгалтерское дело» включена в цикл специальных дисциплин учебного плана подготовки специалистов...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Дисциплина по выбору «История бухгалтерского учета» включена в цикл специальных дисциплин учебного плана подготовки специалистов...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины налоговые расчеты в бухгалтерском деле
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины лабораторный практикум...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д ля специальности подготовки 080109. 65 «Б ухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница