Скачать 1.22 Mb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ СПб АУиЭ Кафедра экономики УТВЕРЖДАЮ Директор Якутского филиала СПБ АУиЭ С.С. Иванов «__» _____________ 2008 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛОДля специальности подготовки 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Якутск 2010 Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой экономики Протокол от «__» __________ 2010 г. №__ ^ – к.э.н. Бухгалтерское дело. Учебно-методический комплекс. – Якутский филиал СПб АУиЭ, 2010. – 43 с. Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации к практическим занятиям, по выполнению контрольных работ, контрольно-измерительные материалы. Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по данной дисциплине. Основная задача учебно-методического комплекса заключается в выявлении и изучении особенностей организации бухгалтерского учета на различных стадиях функционирования компании, в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения, обосновании учетной политики организации, специфики бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных, определении статуса бухгалтерской службы. СОДЕРЖАНИЕ
^ Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Бухгалтерское дело» Утвержден министерством образования Российской федерации 3 февраля 2000 г. ^ Сущность бухгалтерского дела, его содержание; формирование профессии современного бухгалтера и аудитора; профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов; правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией; специфика бухгалтерского учета и внутреннего аудита в компьютерной среде; хозяйственные ситуации (операции) – важнейший объект бухгалтерского дела, комплексный их анализ и оценка: юридический анализ, оценка налоговых последствий, а также рисков от их проведения и влияния на финансовые результаты деятельности предприятия, выбор оптимального варианта решения хозяйственных ситуаций, порядок отражения их в учете и отчетности, проведении аудита. 1. Рабочая учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ ^ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине Целью изучения дисциплины «Бухгалтерское дело» является синтез полученных ранее знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, выработка умений и формирование навыков для использования в профессиональной деятельности бухгалтера и аудитора. Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области бухгалтерского учета, анализа и аудита по вопросам:
В результате изучения дисциплины студенты должны: знать:
уметь:
^ Дисциплина «Бухгалтерское дело» входит в цикл специальных дисциплин. Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Аудит», «Международные стандарты финансовой отчетности» и других. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курса (курсов) Международные стандарты учета и отчетности, Налоговые расчеты в бухгалтерском деле, Управленческий анализ в отраслях и других. При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции; практические занятия. Лекция является ведущей формой учебных занятий. На лекциях активная роль принадлежит преподавателю, задача которого сводится к тому, чтобы в отведенное время раскрыть содержание учебных вопросов или дать схему ответа на узловые проблемы темы. На лекциях изучаются правила ведения бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения; особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия; критерии выбора и обоснования учетной политики организации; специфику бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных; особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с внешними пользователями бухгалтерской информации. На практических занятиях студенты учатся описывать и интерпретировать роль и принципы финансового учета и аудита; регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета; представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми органами в суде и арбитражном суде; ориентироваться в международных стандартах бухгалтерского учета и аудита. Во время самостоятельной работы студенты получают углубленные знания по ключевым вопросам курса с учетом их научных интересов и практической деятельности. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, выполнения практических занятий. Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины, проводится в форме тестирования, написания контрольных работ, выполнения и защиты практических заданий по отдельным темам курса. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности. ^ Тема 1.Понятие и особенности организации бухгалтерского дела Сущность понятия «Бухгалтерское дело», его содержание и развитие. Формирование профессий современного бухгалтера, внешнего и внутреннего аудитора. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией. Концептуальные основы бухгалтерского дела. Международные организации, оказывающие влияние на развитие бухгалтерского дела. Роль Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета в совершенствовании финансового учета и отчетности. ^ Характер, принципы, и обязательность бухгалтерского учета, финансовой, статистической, налоговой отчетности организаций. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета: имущественная обособленность, непрерывность деятельности организаций, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, полнота учета, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерской отчетности. Концепция и роль правдивого и добросовестного представления финансовой отчетности. Критерии выбора и обоснования учетной политики организации. ^ Понятие хозяйственной ситуации и операции, их виды и классификация. Специфика хозяйственных ситуаций в рыночной экономике и возможностей их оптимального решения. Юридический анализ хозяйственных операций, оценка их налоговых последствий и рисков осуществления. Анализ вариантов решения хозяйственных ситуаций, их влияния на финансовые результаты деятельности организации, выбор оптимального варианта, его отражение в учете и отчетности, аудиторская оценка целесообразности их осуществления. Методика проведения бухгалтерской и налоговой экспертизы хозяйственных договоров. ^ организационно-правовых формах предпринимательской деятельности Особенности организации бухгалтерского дела в различных видах хозяйственных товариществ и обществ (полное товарищество, коммандитное товарищество, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив), в государственных и муниципальных унитарных предприятиях. ^ Толкование и анализ финансовой отчетности как совокупности показателей эффективности деятельности коммерческих предприятий. Оценка качества информации в финансовой отчетности. Анализ и оценка альтернативных схем финансовой реорганизации предприятия для конкретных ситуаций. Графическое представление результатов анализа финансовых показателей деятельности предприятия с применением компьютерной графики. Современные системы автоматизации бухгалтерского дела. Основные направления автоматизации бухгалтерского дела. Стандартизация программных продуктов. Задачи автоматизации. Организация АРМ бухгалтера. Выбор информационных технологий и программ. Основные факторы эффективности автоматизации бухгалтерского дела. Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета. Совершенствование методики бухгалтерского учета на основе автоматизации учетного процесса. ^ Особенности бухгалтерского дела в начальной стадии функционирования предприятия. Взаимодействие и взаимоотношения бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами, кредиторами и инвесторами. Статус профессионального бухгалтера. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Этическое регулирование деятельности профессионального бухгалтера и аудитора. Заключение Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену. ^ (очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)
(Очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
(Заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
(Заочная форма обучения, срок обучения – 3,5 лет)
^ Контрольные работы предусматриваются рабочим учебным планом. Контрольная работа № 1. Выполняется после изучения (в ходе изучения) тем № 1 и № 2. Время на выполнение контрольной работы – 16 часов из бюджета времени самостоятельной работы. Рекомендуемые темы контрольной работы:
Контрольная работа № 2. Выполняется после изучения (в ходе изучения) тем № 3, № 4, № 5, № 6. Время на выполнение контрольной работы – 32 часов из бюджета времени самостоятельной работы. Рекомендуемые темы контрольной работы:
^ |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины комплексный экономический... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины учет, анализ и аудит... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Платёжные системы... Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов. Протокол от 29 июня 2007 г. №10 |
![]() | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Дисциплина федерального компонента «Бухгалтерское дело» включена в цикл специальных дисциплин учебного плана подготовки специалистов... | ![]() | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Дисциплина по выбору «История бухгалтерского учета» включена в цикл специальных дисциплин учебного плана подготовки специалистов... |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины налоговые расчеты в бухгалтерском деле Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины лабораторный практикум... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита |