Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки




НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки
страница1/5
Дата публикации25.02.2013
Размер0.95 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
litcey.ru > Бухгалтерия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ



Для специальности подготовки

080503.65 «Антикризисное управление»

Санкт-Петербург

2009

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита

Протокол от 26 июня 2009 г. №10

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов.

Протокол от 29 июня 2009 г. № 10.

^ Румянцева Л.М., Ковалева Л.Ф.

Бухгалтерский учет. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2009. – 68 с.

Учебно-методический комплекс включает рабочую учебную программу, дисциплины «Бухгалтерский учет», общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по практическим занятиям и выполнению контрольных работ и контролирующие качество обучения материалы. Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по данной специальности. Основная задача учебно-методического комплекса: дать студентам понимание места бухгалтерского учета в системе наук современного общества и его практической роли в финансово-хозяйственной деятельности организации.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………………. 5

I. Целевая установка и организационно-методические указания ……. 5

II. Содержание разделов и тем дисциплины ……………………………. 8

III. Распределение учебного времени по разделам, темам и видам

учебных занятий ………………………………………………………. 15

IV. Перечень практических занятий ……………………………………. 27

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………… 27

2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины ………. 32

3. Методические рекомендации к практическим занятиям ……………… 35

4. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ ….. 51

5. Порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по

дисциплине, содержание контролирующих материалов ……………… 64


^ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральный компонент

Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

по дисциплине

«Бухгалтерский учет»
Утвержден министерством образования Российской федерации 3 февраля 2000 г.
^ Обязательный минимум содержания
Содержание и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись. Первичное наблюдение, документация, учетные регистры; инвентаризация и инвентарь; методы стоимостного измерения. Формы бухгалтерского учета; основы бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация бухгалтерского учета; нормативное регулирование бухучета.

Пользователи бухгалтерской информации; цели и концепции финансового учета; принципы финансового учета; организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах; основное содержание и порядок ведения учета: денежных средств, дебиторской задолженности; инвестиций в основной капитал; основных средств; арендованного имущества; нематериальных активов; долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений; производственных запасов; текущих и долгосрочных обязательств; готовой продукции, работ, услуг и их реализации; финансовых результатов и использования прибыли; хозяйственных операций на забалансовых счетах; содержание и порядок составления финансовой отчетности.

Цели и концепции управленческого учета; системы учета издержек в связи с особенностями технологии и организации производства, проведением затрат; учет налоговых и приравненных к ним издержек; модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете; системы учета издержек по видам затрат; системы калькулирования и анализа себестоимости; модели формирования издержек; взаимосвязь управленческого учета и анализа.

Международные стандарты бухгалтерского учета.

Особенности бухгалтерского учета на несостоятельном предприятии.
^ 1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины «Бухгалтерский учет» является формирование у студентов умения пользоваться полной и достоверной информацией о деятельности организации, о ее имущественном состоянии для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организаций, для выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Предметом изучения дисциплины является финансово-хозяйственная деятельность организаций, состояние имущественного комплекса.

Задачи обучения по дисциплине обеспечивают:

  • изучение теоретических и методических основ бухгалтерского учета,

  • ознакомление с законодательной базой бухгалтерского учета,

  • выработку умений пользоваться различными формами организации бухгалтерского учета, методами и способами его конкретной реализации.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление:

  • о роли бухгалтерского учета в жизни общества на самых ранних этапах его развития и до настоящего времени;

  • о важности учета финансово-хозяйственной деятельности;

  • о необходимости и полезности своего участия в учетной работе организации и формировании финансового результата;

  • о нормативных документах, регламентирующих бухгалтерскую работу;



знать:

  • состав бухгалтерского баланса;

  • назначение бухгалтерских счетов и двойной записи, документацию;

  • важность инвентаризации;

  • состав и формы отчетности;

уметь:

  • читать баланс;

  • заполнять наиболее важные первичные документы;

  • ориентироваться в проблемах учета деятельности своей организации, оценивать факты хозяйственной жизни;

  • объекты учета и результаты труда;

владеть навыками:

  • учетной работы в рамках своей специальности,

  • использования данных бухгалтерского учета для аналитических целей, решения некоторых проблем.


^ 1.2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Бухгалтерский учет» входит в цикл общих экономических дисциплин.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов по математике, информатике, налогам. В свою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов по финансовому анализу, налогам и налогообложению, управлению себестоимостью.

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, контрольные работы для студентов заочного отделения и самостоятельная работа.

В ходе лекций излагается основное содержание дисциплины.

На практических занятиях студенты осваивают методику работы с учебными пособиями, где преподаватель контролирует знания обучаемых по теоретическому материалу, изложенному на лекциях и результаты самостоятельного выполнения ими задач.

На практических занятиях могут также сообщаться дополнительные сведения в виде докладов по темам рефератов.

Во время самостоятельной работы студенты выполняют домашние контрольные работы, самостоятельно осваивают кратко изложенный на лекциях материал по учебным пособиям или литературе, готовятся к экзаменам, зачетам.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию, и итоговый контроль по дисциплине.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, блиц контрольных или кратковременных тестов.

Промежуточная аттестация предусматривает учет посещаемости занятий, степень текущей подготовленности к занятиям, аккуратность записи лекций и практических задач и активное участие в лекциях (ответы на вопросы), промежуточный контроль проводится в форме экзамена.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы и тестировании на предмет остаточных знаний.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Теория бухгалтерского учета.
Тема 1. Содержание и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета

Хозяйственный учет как функция управления. Измерители, применяемые в учете (натуральные, трудовые, денежные), их особенности и значение. Бухгалтерский учет, его важнейшие задачи.

Предмет бухгалтерского учета. Важнейшие объекты учета.

Хозяйственные средства и их классификация по составу, размещению, целевому назначению.

Источники образования хозяйственных средств, их классификация. Понятие хозяйственных операций и хозяйственных процессов. Метод бухгалтерского учета и состав его элементов; их взаимосвязь: документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.
^ Тема 2. Балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись

Понятие о бухгалтерском балансе. Структура баланса. Актив и пассив баланса, разделы; группировка статей актива и пассива баланса. Изменения в бухгалтерском балансе, вызываемые хозяйственными операциями. Балансовое уравнение.

Понятие о счетах бухгалтерского учета и их назначение. Строение счетов. Дебет и кредит счетов. Счета активные и пассивные. Активно-пассивные счета. Забалансовые счета. Двойная запись операций на счетах, ее сущность и контрольное значение. Счета синтетического и аналитического учета, их значение и особенности, взаимосвязь. Контроль за правильностью ведения счетов. План счетов, его назначение и принципы построения.

^ Тема 3. Первичное наблюдение, документация, учетные регистры, инвентаризация и инвентарь; методы стоимостного измерения

Первичное наблюдение, как основа учетного процесса (учетной процедуры) и первичной информации.

Документ, как источник первичной информации, классификация, построение, требования к документу. Стандартизация и унификация. Документация и документооборот. Учетные регистры, их виды, способы исправления ошибок в них.

Понятие, цели, способы организации и периодичность проведения инвентаризации. Влияние инвентаря на качество инвентаризации.

Методы оценки разнородных объектов учета. Виды калькуляций.

Понятие объекта калькулирования и калькуляционной единицы.

Тема 4. Формы бухгалтерского учета; основы бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация бухгалтерского учета; нормативное регулирование бухгалтерского учета

Журнально-ордерная, мемориально-ордерная, автоматизированная, журнал-Главная формы организации бухгалтерского учета.

Способы организации бухгалтерского учета: бухгалтерия, приходящий бухгалтер, централизованная бухгалтерия и др.

Четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Тема 5. Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета; принципы финансового учета, организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах

Классификация пользователей. Принципы-допущения и принципы- требования.

Классификация предприятий (организаций) по видам деятельности, видам собственности, организационным формам.

Заключение. Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Рекомендации по подготовке к зачету.

^ Раздел II. Финансовый учет.

Тема 6. Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств и дебиторской задолженности

Учет кассовых операций и наличных расчетов.

Учет операций по расчетному счету и безналичных форм расчетов.

Учет переводов в пути.

Отчет о движении денежных средств.

Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету.

Учет экспортных и импортных операций. Инвентаризация денежных средств.

Понятие дебиторской задолженности, учет расчетов с покупателями и заказчиками. Классификация дебиторской задолженности, аналитический учет. Учет подотчетных сумм и прочих дебиторов.

Тема 7. Основное содержание и порядок ведения учета инвестиций в основной капитал, основных средств, арендованного имущества, нематериальных активов долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений

Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций во внеоборотные активы. Понятие, классификация, оценка основных средств. Учет наличия и движения основных средств, документальное оформление. Синтетический и аналитический учет наличия и движения основных средств. Учет амортизации основных средств. Учет ремонтов основных средств.

Особенности учета арендованных основных средств и лизинговых операций по основным средствам.

Понятие, классификация, оценка нематериальных активов. Синтетический и аналитический учет поступления и создания нематериальных активов.

Учет амортизации нематериальных активов.

Учет выбытия нематериальных активов.

Понятие, классификация, оценка долгосрочных финансовых вложений.

Понятие, классификация, оценка краткосрочных финансовых вложений.

^ Тема 8. Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов

Классификация производственных запасов по их функциональной роли в процессе производства. Оценка материальных запасов, применяемая в текущем учете и при отражении в балансе.

Документальное оформление приема материальных ценностей на склад и отпуска их в производство и на другие нужды.

Учет приобретения производственных запасов и расчетов с поставщиками. Учет отпуска материальных ценностей в производство и на другие нужды. Инвентаризация материальных ценностей.
^ Тема 9. Основное содержание и порядок ведения учета текущих и долгосрочных обязательств, капитала, фондов и резервов

Понятие кредиторской задолженности, сроки расчетов и исковой давности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, с персоналом по оплате труда и прочим операциям, с учредителями, с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами по единому социальному налогу (ЕСН), прочими кредиторами.

Понятие кредитов и займов их отличительные особенности. Учет кредитов банков, учет займов.

Учет резервов по сомнительным долгам, предстоящим платежам. Учет уставного, добавочного, резервного капиталов, учет целевого финансирования, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет.
^ Тема 10. Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции, работ, услуг и их продажи

Задачи учета затрат на производство. Основные принципы организации учета затрат на производство. Понятие расходов организации, определение их величины.

Признание расходов организации, лассификация расходов по обычным видам деятельности. Учет расходов по элементам затрат, по статьям калькуляции. Учет расходов по обслуживанию производства и управлению, учет потерь от брака, простоев и прочих расходов. Учет полуфабрикатов и их оценка. Учет затрат вспомогательного производства. Сводный учет затрат.

Готовая продукция и ее оценка. Учет поступления готовой продукции. Учет продажи готовой продукции. Определение выручки, ее признание и раскрытие в отчетности. Учет товаров. Учет расходов на продажу. Инвентаризация готовой продукции, работ, услуг. Отчетность по готовой продукции.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины учет, анализ и аудит...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Платёжные системы...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов. Протокол от 29 июня 2007 г. №10
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Финансовый учет и...
Финансовый учет и отчетность. Учебно-методический комплекс. – Якутский филиал спбАУиЭ, 2008. – 32 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело д
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский (финансовый) учет
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины налоговые расчеты в бухгалтерском деле
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины лабораторный практикум...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины комплексный экономический...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет для специальности подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерское дело...
Бухгалтерское дело. Учебно-методический комплекс. – Якутский филиал спб ауиЭ, 2010. – 43 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница