МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ Факультет международных отношений
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УТВЕРЖДАЮ
Проректор по программному развитию
МГИМО (У) МИД России
________________ А.Д.Богатуров
«______»_____________ 2009 г.
Рабочая программа курса «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Москва-2009 г.
Программа курса « История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра государственного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению
521600 «ЭКОНОМИКА»
522000 «КОММЕРЦИЯ»
по специальностям:
351300 «КОММЕРЦИЯ»
^
060400 «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
Авторы программы: д.э.н. профессор Холопов А.В.,
к.э.н. доцент Буташина Н.В.,
к.э.н., доцент Ермилова С.В.
к.э.н., доцент Артамонова Л.Н.
Программа курса утверждена на заседании Кафедры экономической теории .
Факультета международных экономических отношений МГИМО (У) МИД России.
Протокол заседания № ___ от «____» ________________ 2009 г. Подпись зав. кафедрой: _________ /Ивашковский С.Н../ Ивашковский С.Н., 2009
МГИМО (У) МИД России, 2009
^
Место курса в образовательной программе.
Курса «История экономических учений» предлагается в качестве основного курса для студентов 3 курса факультета МЭО, института ИВЭС Для успешного прохождения курса «История экономических учений» студент должен обладать необходимыми знаниями по истории экономики России и зарубежных стран, микроэкономики и макроэкономики. Курс «Истории экономических учений» является основным , обучающимся в рамках международно-политической образовательной траектории. Курс является дополняющим для таких дисциплин как «Мировая политика», «Современные международные отношения» «Коммерция», «Финансы и кредит». ^ В соответствии с назначением основной целью курса является изучение студентами основных проблем истории экономических учений, экономической теории, формирование у них общенаучных и профессиональных компетенций, определенных профилем бакалаврской подготовки. Целью курса является развитие у студентов знаний, умений и навыков, необходимых при осуществлении научно-исследовательской и экспертной работы, умением анализировать потенциальные или актуальные проблемы экономики и предлагать варианты их решения.
^
Модуль «История экономических учений» ориентирован на формирование общенаучных и профессиональных компетенций, определенных профилем бакалавриата по направлению «Экономика».»Финансы и кредит».»Мировая экономика». Необходимо выработать умение и навыки ,необходимые для экспертной и научно-исследовательской работы умением анализировать потенциальные и актуальные проблемы, опираясь на знание различных экономических теорий.
Образовательные результаты курса. ^
знать, как развивалась экономическая теория, и какие основные экономические школы сформировались в процессе ее развития.
понимать принципы формирования основных направлений развития экономических учений
уметь использовать полученные знания по истории развития экономической теории в для анализа современных проблем экономики.
знать основные школы, в том числе и современные, их представителей.
Знать содержание главных работ основных экономических школ, в том числе классической политэкономии, маржинализма, кейнсианства, неолиберализма, институционализма.
знать, как взаимосвязаны между собой основные экономические школы, их взаимовлияние.
понимать место, роль науки истории экономических учений в современной рыночной экономике;
иметь представление об основных нобелевских лауреатах и их направлениях работы.
^
| Знание и понимание:
В качестве образовательных результатов выступают полученные слушателями знания, умения и навыки по истории экономических учений, а также сформированные на их базе компетентности.
Слушатели приобретут интеллектуальные умения:
- будут знать ключевые категории по проблемам экономических школ
- научатся понимать тенденции развития проблем современной экономических теорий
- смогут анализировать актуальные проблемы современной экономики используя исторический опыт Слушатели получат практические, профессиональные навыки и умения :
- научатся самостоятельно анализировать современные экономические процессы.
| ^ Лекционные и семинарские занятия, групповые и индивидуальные презентации по темам занятий, доклады и статьи, информационно-аналитическая справка, интерактивное обсуждение изученного самостоятельно и изложенного на лекциях материала, система обязательных письменных работ, междисциплинарный подход, работа в группе
статистический обзор.
|
| ^ Контрольные работы (в количестве трех)
Письменные контрольные работы (в количестве трех), домашние задания, устные опросы на семинарах, итоговый экзамен.
|
КОМПЕТЕНЦИИ
| ^ Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученными званиями.
Умение просчитывать последствия принимаемых решений, вырабатывать рекомендации по снижению потенциальных рисков.
Способность к комплексному и ситуационному анализу экономических, социально-экономических и политических процессов в международной среде.
Способность к системному видению.
Способность к сравнительному анализу и синтезу экономических процессов.
Способность к общению ( устному и письменному), умению выносить аргументированные суждения в профессиональной области на основе неполной и противоречивой информации.
Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретных задач.
Умение строить формализированные и графические модели конкретных ситуаций, видеть причинно-следственные связи.
| ^ Работа на семинарских занятиях в т.ч. устные опросы, выступлении, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям.
Групповые презентации, с предварительной работой на
Интернет-форуме с участием преподавателей.
Предоставление конспектов статей .
|
| ^
Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций.
Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager
Итоговый зачет.
Итоговый экзамен.
|
^ Способность демонстрировать самостоятельное обучение
Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований
Знание основ экономического поведения
Овладение инструментарием экономического анализа
Умение корректно выбирать, применять, сочетать и модифицировать общенаучные , качественные и количественные методы исследования, исходя из конкретных теоретических и практических задач.
Способность модулировать теоретический язык к языку конкретной ситуации.
Умение использовать на практике
результаты научных исследований.
| ^ Работа на семинарских занятиях выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям.
Групповые презентации, с предварительной работой на
Интернет-форуме с участием преподавателей.
Предоставление конспектов статей.
|
| ^
Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций.
Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager
Итоговый экзамен.
|
^
Владение логико-лингвистическими и логико-графическими методиками обработки информации, в т.ч. методом функционального анализа.
Способность к восприятию и документированию мультимедийной информацией в режиме реального времени.
Способность к одинаковому пониманию темы и терминологию, в том числе и на иностранных языках.
Способность представить результаты анализа проблем, изучаемых в рамках модуля, в устной и письменной форме.
| ^ Работа на семинарских занятиях, устный опрос,выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям.
Групповые презентации, с предварительной работой на
Интернет-форуме с участием преподавателей.
Предоставление конспектов статей
^
Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций.
Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager
Итоговый экзамен.
| ^
Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций
Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью программы Mindmanagar Итоговый экзамен.
|
^
Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
^
| Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы
| Доля вида работы в итоговой оценке
| Контрольная №1
| Знание литературы и основного материала лекций, в том числе и дополнительной, основных концепций и теоретического материала по курсу
Способность демонстрировать самостоятельное обучение.
Способность к восприимчивости.
| 10%
| Контрольная №2
| Знание основной литературы, основных концепций и теоретического материала по курсу.
Способность демонстрировать самостоятельное обучение.
Способность к сравнительному анализу. Способность к решению ситуационных задач.
Способность к восприимчивости
| 15%
| Контрольная № 3
|
Знание основополагающей литературы, основных концепций и теоретического материала по курсу.
Способность к сравнительному анализу и синтезу.
Способность демонстрировать самостоятельное обучение.
Способность к восприимчивости.
| 25%
| Работа на семинаре
| Формулирование предложений по решению наиболее актуальных проблем истории экономических учений.
Способность к эффективному поиску информации в интернете, периодической и научной литературе, включая поисковые системы и базы данных.
Способность к сравнительному анализу и синтезу.
Способность к делегированию обязанностей.
Способность управлять разработками, ресурсами и командами в трудовых и учебных контекстах, являющихся непредсказуемыми.
Способность демонстрировать самостоятельное обучение.
Умение применять знания и умение к анализу ситуации.
Умение редактирования материала.
Способность к восприятию и документированию мультимедийной информации на иностранных языках в режиме реального времени, использование сайтов ведущих экономистов, в т.ч. нобелевских лауриатов.
| 10%
| Ответ на экзамене
| Знание основного теоретического и практического материала по курсу истории экономических учений.
Способность к сравнительному анализу и синтезу.
Умение использовать конкретные знания и умение анализировать ситуацию.
| 40%
| Итог
|
| 100%
|
^ 2.1. Организационно-методические данные курса.
Вид работы
| Трудоемкость (в акад. часах)
| ^
| 104
| Аудиторная работа
| 72
| Лекции
| 36
| Практические занятия/семинары
| 36
| ^
| 108
|
|
| Курсовые работы
|
| Рефераты
|
| Внеаудиторные самостоятельные работы
| 72
| Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)
| 72
| ^ (перечислить)
| Три контрольные работы, проведение презентаций, подготовка конспекта статей, домашние задания.
| ^
| Устный экзамен.
|
Данный модуль рассчитан на 108 контактных часа, включая 2 часа ориентации, часов аудиторных занятий и часа аттестации. Аудиторные занятия состоят из лекций ( 36 часа) и семинарских занятий ( 36 часа), разбитых на 12 тем.
Семинарские занятия включают тем для обсуждения, связанные с прочитанными лекциями и предусматривают комплексный и всесторонний анализ обсуждаемых в них проблем. Он способствует повышению эффективности самостоятельной работы студентов и укреплению взаимодействия с преподавателем, помогают максимально глубокому усвоению содержания обучения, а также позволяют осуществлять текущий контроль образовательных результатов.
^
Наименование разделов и тем
| очная форма обучения
|
| Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
|
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| ^
| РАЗДЕЛ 1. Введение история экономических учений
|
|
|
|
| Тема 1.Предмет и метод истории экономических учений
(наименование раздела)
|
1
|
1
|
1
|
3
| РАЗДЕЛ 2.История экономических учений зарубежных стран
|
|
|
|
| Тема 2 .1Экономическая мысль античного мира и средневековья
|
1
|
1
|
1
|
3
| Тема 2.2 .Меркантилизм. Особенности меркантилизма в России
.
|
2
|
2
|
2
|
6
| Тема2.3.Зарождение,становление и эволюция классической политэкономии
|
6
|
6
| 6
|
18
| Тема 2.4 Становление и развитие критической школы
|
2
|
2
22.3. Содержание курса.
После изучения курса студенты должны:
знать, как работает рынок и почему рыночная система наиболее эффективно распределяет ограниченные ресурсы;
понимать принципы и мотивы поведения покупателей и фирм на рынке;
уметь анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
знать, как осуществляется управление фирмой на разных типах рынков;
понимать, почему в отдельные периоды времени в экономике сохраняется низкая занятость ресурсов и высокий темп роста цен;
знать, как взаимосвязаны между собой основные макроэкономические переменные;
понимать место, роль и границы государства в современной рыночной экономике;
иметь представление о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, используемой государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого хозяйственного роста;
знать также следующие графики:
микроэкономика
кривую производственных возможностей (КПВ);
спроса, предложения, рыночного равновесия;
равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах;
равновесие абсолютной монополии;
равновесия фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах;
равновесия конкурентной и монопольной фирмы на рынке ресурсов;
рынка труда;
рынка капитала;
рынка земельных ресурсов.
макроэкономика
макроэкономического равновесия (AD-AS);
«кейнсианский крест»;
равновесия товарных рынков (модель «IS»);
краткосрочная и долгосрочная кривые Филлипса;
кривую стагфляции;
предложение денег, спроса на деньги, рынка денег, а также равновесия на рынке денег (модель «LM»);
двойного равновесия рынка денег и товарных рынков (модель «IS-LM»);
кривую Лаффера;
кривую Лоренца.
|
2
|
6
| Тема 2.5. Зарождение и развитие социалистической экономической мысли. Марксизм.
|
2
|
2
|
2
|
6
| Тема 2.6.Маржинализм и формирование неоклассической школы
|
4
|
4
|
4
|
12
| Тема 2.7. Пересмотр неоклассических традиций: проблемы нерыночного равновесия монополии и конкуренция
|
4
|
4
|
4
|
12
| Тема 2.8. Кейнсианство и его эволюция.
|
4
|
4
|
4
|
12
| Тема 2.9. Неолиберализм .Современных консерватизм.
|
4
|
4
|
4
|
12
| Тема 2.10. Социально-институциональное направление и развитие экономической мысли.
|
4
| 4
| 4
|
12
| Раздел 3. Русская экономическая мысль
|
|
|
|
| Тема 3.1 .Развитие экономической мысли в России – ХХ век.
|
2
|
2
|
2
|
6
| Итого по курсу
|
36
|
36
|
36
|
108
|
^
|