Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации»




Скачать 248.09 Kb.
НазваниеУчебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации»
Дата публикации10.03.2013
Размер248.09 Kb.
ТипСамостоятельная работа
litcey.ru > Экономика > Самостоятельная работа
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ


УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________Н. И. Безлепкин
«____»______________2005 г.

УЧЕБНО-МЕОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

МЕНЕДЖМЕНТ


Для специальности 080507 – «Менеджмент организации»
Факультета «Менеджмента»
Кафедра «Менеджмент»


Вид учебной работы

Всего

часов

Общая трудоемкость дисциплины

272

Аудиторные занятия

136

Лекции

94

Семинарские занятия

42

Самостоятельная работа

136

Вид итогового контроля

экзамен


Санкт-Петербург

2005

Учебно-методический комплекс (УМК) составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507- «Менеджмент организации».


УМК составил:

Смешко О.Г., к.э.н.

Новик Е.В., к.э.н., доцент

УМК рассмотрен на заседании кафедры «Менеджмента»

«___»_________________ 2005 г.

Заведующий кафедрой д.э.н., доцент Голубецкая Н.П.
УМК одобрен учебно-методической комиссией факультета «Менеджмента»

Протокол № _________________

«___»_________________2005 г.

^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предметом курса является освещение вопросов развития менеджмента в прошлом и настоящем, концептуальных основ теорий управления и менеджмента, форм организации системы менеджмента, а также наиболее важных вопросов практического менеджмента в организациях.

Данный предмет изучает основные проблемы управления современными организациями, внедрение новых принципов, форм, структур и методов управления коллективами людей для достижения более высоких социально-экономических результатов.

Курс «Основы менеджмента» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Философия», «Психология», «Педагогика», «Культурология», «Экономика организаций (предприятий)», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Деловое общение» и др.

^ Цель курса состоит в подготовке специалиста, легко ориентирующегося в рыночной среде, способного на основе глубоких знаний творчески, оперативно, обоснованно и с минимальным риском принимать решения по различным вопросам, руководствуясь принципами права, высокой морали и этики.

^ Основной задачей курса «Основы менеджмента» является обеспечение обучаемых теоретическими знаниями и профессиональными практическими умениями и навыками в области менеджмента, получение высокой профессиональной подготовки в соответствии с квалификационными требованиями специальности.

Менеджмент – наука, интегрирующая в себе достижения многих отраслей знаний: системного анализа, научной организации производства, программно-целевого планирования и т.д. Поэтому особенность данной программы состоит в интегрированном подходе к изложению вопросов концептуальной теории управления и менеджмента, собственно теории менеджмента и практики менеджмента в организациях различных форм собственности.

В целях более глубокого усвоения материала предусматривается использование в лекционном курсе анализа мирового и отечественного опыта управления; самостоятельное изучение студентами обязательного книжного минимума, анализ литературных источников и фактических материалов по отдельным темам программы, а также изучение дополнительной литературы при подготовке докладов и рефератов; использование на практических занятиях деловых, ролевых и организационно-деятельностных игр, «кейс-стади» - анализа конкретных ситуаций.

С целью интенсификации и повышения эффективности всех видов учебных занятий рекомендуется применять технические средства обучения, электронно-вычислительную технику, постоянно обновлять содержание учебно-методических документов, повышать степень самостоятельности слушателей в освоении программного материала.

Помощь слушателям оказывается во время консультаций. Изучение программы заканчивается сдачей экзамена.
В результате изучения дисциплины выпускник института
должен знать:

  • исторический и мировой опыт организации управления и менеджмента, методологические и теоретические основы менеджмента, истоки и традиции предпринимательства в России для решения научных и практических задач;

  • систему методов управления в социально-экономических системах и их использование в практической деятельности;

  • современные концепции внутрифирменного развития, основы теории лидерства и руководства коллективом;

  • основы организационно-правовой и финансово-хозяйственной деятельности организации.


должен уметь:

  • использовать на практике методы и принципы системного анализа, прогнозировать и выявлять взаимосвязи и взаимозависимости в управленческом процессе, проводить ситуационный анализ возможностей фирмы, оценивать степень риска по каждому проекту или нововведению;

  • организовывать работу и оперативное взаимодействие всех функциональных служб, отделов и других структурных подразделений организации;

  • выполнять основные функции управления;

  • применять методы научного прогнозирования, оптимального распределения и экономного расходования ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

иметь представление:

  • об основах психологии человека;

  • об основах психологии управления;

  • об особенностях поведения человека в конфликтной ситуации.


Программа очного курса обучения рассчитана на 272 часа, из которых лекции составляют - 94 часа, семинарские и практические занятия – 42 часа, самостоятельная работа – 136 часов.

3. Содержание ^ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. Историческое развитие и концептуальные основы управления

Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
Задачи изучения дисциплины. Предмет и содержание курса, его место в системе общепрофессиональных и специальных дисциплин. Управление в социально-экономических системах. Связь теории управления с другими науками и научными дисциплинами. Сущность и задачи менеджмента. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики. Менеджмент в условиях рыночной экономики России.
^ Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента

Значение исторического опыта организации систем управления в развитии теории управления.

Эволюция управленческой мысли. Древние организации. Становление и развитие управления как науки. Управление как универсальный метод жизни человеческого общества. Развитие теории управления и менеджмента в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Милла (три источника богатства: труд, земля, капитал).

Четыре школы управленческой мысли: классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа научного управления, школа науки управления (количественная школа).

Научное управление (1885-1920 гг.). Работы Ф.У. Тейлора, Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет, Г. Гантта по совершенствованию и стимулированию труда.

Классическая или административная школа в управлении (1920-1950 гг.). Работы А. Файоля, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда, Л. Гьюлика, Д. Муни и др. об эффективности управления организацией в целом. Универсальные принципы управления: выделение функций управления, построение структуры организации. Работы О. Шелдона и Д. Макгрегора по развитию философии менеджмента и обоснованию его принципов. Академик С.Г. Струмилин и его фундаментальные работы по математической статистике, управлению и прогнозированию экономики.

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) и поведенческие науки (с 1950г. по настоящее время). Работы М. Фоллетт и Д. Мейо. Движение за человеческие отношения и развитие поведенческих наук. Представители бихевиористского направления – К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг и другие исследователи.

Наука управления или количественный подход (1950-по настоящее время). Наиболее видные представители школы науки управления или “новой школы” – Р. Акофф, Л. фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л. Клейн, Р. Люс, Д. Форрестер и другие. Формирование главных принципов количественного подхода на основе кибернетики, общей теории систем и исследования операций.

Вклад научных школ в методологию управления. Эволюция менеджмента как научной дисциплины.
^ Тема 3. Развитие отечественной теории и практики управления

Этапы развития отечественной теории и практики управления. Послереволюционный период до начала 30-х годов и основные концепции управления: организационно-административная и экономическая. Реформирование органов управления и использование рыночных аспектов в системе хозяйствования. Формирование первых отечественных школ управления и их представители: П.М. Керженцев, А.К. Гастев, Н.А. Витке и другие.

Период 30-х и середина 50-х годов и развитие целостной хозяйственной системы тоталитарного общества. Восстановление народного хозяйства, развитие исследований по конкретным наукам управления, укрепление жесткой иерархической структуры управления военного образца.

Вторая половина 50-х годов и конец 80-х годов – период реформ, направленных на реорганизацию системы управления и повышение ее эффективности. Развитие организационных форм; автоматизация процессов управления; совершенствование методов планирования и стимулирования деятельности предприятий, организационных структур управления; нормирование потребностей в управленческом персонале.

Формирование теории управления общественным производством как науки и учебной дисциплины (1960-1970 гг.). Работы Д.М. Гвишиани, В.Г. Афанасьева, О.В. Козловой, В.Н. Лисицина, С.Е. Каменицера, В.И. Терещенко, Г.Х. Попова и других отечественных ученых в области развития комплексной теории управления.
^ Тема 4. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.

Характеристика современной модели американской менеджмента. Традиционный, командный, рыночный подходы. Корпоративный менеджмент. Стратегический менеджмент. Доктрина «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»). Партисипативное управление. Программы повышения «качества трудовой жизни». Основные принципы современного менеджмента

Особенности японской модели менеджмента. Сущность японского менеджмента. Модель, ориентированная на человеческий фактор. Модель, ориентированная на «социального человека». «Корпоративный дух» фирмы как средство мотивации. Сущность системы «пожизненного найма». Кружки качества. Система организации туда «Канбан».

Особенности западноевропейской модели менеджмента. Эксперименты «по обогащению труда». Привлечение работников к «участию в управлении». Концепция государственного регулирования Дж. М. Кейнса. Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда. Шведская модель социализма. Система социальной защиты населения. Финская модель менеджмента. Управление по результатам.

^ РАЗДЕЛ 2. Теоретические и методологические основы менеджмента
Тема 5. Методологические основы управления и менеджмента

Природа отношений управления. Характер и структура отношений управления: технико-экономические, организационно-экономические, политические, правовые, социологические, психологические, отношения культуры и морали.

Предмет теорий (науки) управления и менеджмента – отношения, отражающие социально-экономическое содержание управления и отношения, отражающие его технологию. Методы теории (науки) управления и менеджмента: историко-социологическое и социально-экономическое прогнозирование, системность, анализ и синтез, операционные методы (математические методы, методы кибернетики и теории систем, моделирования, экономико-статистические методы, органализ и другие).

Содержание и структура теории управления. Виды управления. Субъект управления, уровни управления, сферы и функции управления. Категории теории управления: цели, задачи, принципы, функции.
^ Тема 6. Основные формы организации системы менеджмента

Концепция системы менеджмента. Научное обоснование системы менеджмента. Целевая, функциональная и обеспечивающая подсистемы системы менеджмента. Управляющая подсистема системы менеджмента. Внешняя среда системы менеджмента.

Компоненты менеджмента: экономика, организация и логистика, структура, маркетинг и бизнес-план, учет, финансы, человеческие ресурсы.

Виды менеджмента и его роль в развитии предпринимательской деятельности. Виды специального менеджмента: инновационный, производственный, финансовый, менеджмент социальной среды, банковский менеджмент, международный менеджмент и др.
^ Тема 7. Цели, принципы, функции и методы управления

Содержание и особенности целей управления. Многокритериальность целей управления. Структура целей управления.

Принципы управления: системность, индукция и дедукция, логичность, исторический подход (принцип историзма) и т.д.

Понятие и классификация функций управления. Общие (основные) специфические функции управления. Понятие о функциональном управлении (управление финансами и кредитом, ценообразованием, капитальным строительством и т.п.).

Общая характеристика методов управления. Содержание, направленность и организационная форма методов управления. Экономические, организационные, технические, социальные и правовые методы управления.
^ Тема 8. Интеграционные процессы в менеджменте

Интеграция как увеличение потенциальной эффективности организации. Интеграция структуры. Методы интеграции для различного типа окружающей среды.

Влияние интеграции на достижение целей организации. Методы достижения эффективной интеграции.
^ Тема 9. Инфраструктура менеджмента

Понятие о внутренних переменных как ситуационных факторах организации. Основные характеристики внутренних переменных организации (цель, структура, задачи, технология и персонал). Классификация технологии по Д. Вудворт и Д. Томпсону. Специализированное разделение труда.

Взаимосвязь внутренних переменных. Системная модель внутренних переменных. Социотехнические подсистемы.

Внешняя среда организации. Характеристики внешней среды: взаимосвязанность факторов, сложность, подвижность, неопределенность. Среда прямого воздействия: поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, профсоюзы. Среда косвенного воздействия: научно-технический прогресс (технология), состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, международные события. Модель влияния внутренних и внешних факторов на организацию.

Влияние среды косвенного воздействия на развитие международного бизнеса: экспорт, импорт, лицензирование, совместные предприятия, транснациональные корпорации ТНК и другие формы. Факторы международной среды: экономика, культура, законы и госрегулирование, политическая обстановка.

Коммуникации между организацией и ее средой. Межуровневые информационные коммуникации в организациях. Неформальные коммуникации. Коммуникационный процесс. Межличностные коммуникации. Семантические барьеры и невербальные преграды. Значение обратной связи в организации межличностного обмена информацией. Методы преодоления коммуникационных барьеров.

Сущность процесса принятия решений. Подходы к принятию решений: интуитивный, рациональный.

Модели и методы принятия решений. Критерии эффективности принятия решений.


^ Тема 10. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)

Статическая и динамическая характеристики субъекта и объекта управления. Структура управляющей и управляемой подсистемы, органы управления, кадры управления, техника управления.

Понятие организации: системный подход к организации, поведенческий подход к организации. Общая характеристика формальных, неформальных и сложных организаций. Зависимость от внешней среды.
^ РАЗДЕЛ 3. Менеджмент организации

Тема 11. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
Элементы и основные понятия функции “планирование”. Миссия организации. Цели и задачи управления фирмой. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования. Прогнозирование как основной элемент планирования. Стратегическое планирование как средство достижения цели.

Процесс стратегического планирования. Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации при разработке стратегий. Планирование и успех организации.

Перспективное и текущее внутрифирменное планирование. Тактика фирмы. Виды планов. Бизнес-план.

Реализация стратегического плана.

Виды стратегий, их характеристика. Стратегические альтернативы.
^ Тема 12. Организационные отношения в системе менеджмента

Суть и содержание функции «организация». Понятия «организационная структура производства», «организационная структура управления».

Основы проектирования (построения) оргструктур.

Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Виды полномочий. Делегирование полномочий. Права, обязанности, ответственность. Должностные инструкции.

Закономерности организации: понятие закономерностей, целевое управление, единство распорядительства, ориентация на норму управляемости при минимальной звенности, соответствие объема прав объему полномочий, единонаправленность целей формальных и неформальных структур.

Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе. Типы организационных структур. Бюрократические и органические структуры управления. Дивизиональные, международные и адаптивные структуры управления.

Организационные структуры управления во внутрифирменном управлении: по продукту, по региону, смешанные.

Принцип выбора и тенденции изменения организационных структур как одна из стратегических функций менеджмента.
^ Тема 13. Мотивация деятельности в менеджменте

Понятия «потребность», «мотивация». Потребности и мотивационное поведение. Теории мотивации. Содержательные теории мотивации Маслоу, Альдельфера, МакКлелланда, Герцберга. Процессуальные теории мотивации Врума, Адамса, Портера и Лоулера.

Методы стимулирования труда. Системы стимулирования труда на предприятии.

Самомотивация. Мероприятия по обеспечению собственной мотивации к работе, жизни.
^ Тема 14. Регулирование и контроль в системе менеджмента

Сущность и смысл контроля (предупреждение возникновения кризисных ситуаций). Цели и принципы контроля. Виды контроля. Процесс контроля за деятельностью подчиненных. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. Масштаб допустимых отклонений и принцип исключения. Процесс регулирования.

Внутрифирменный контроль: его формы, методы и средства реализации. Система внутрифирменного учета и отчетности. Элементы экономического анализа хозяйственной деятельности фирмы.

Поведенческие аспекты контроля.
^ РАЗДЕЛ 4. Основы управления коллективом

Тема 15. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

Понятие группы и ее значение. Управление неформальной организацией. Методы повышения эффективности групп.

Сущность лидерства. Теория лидерства в науке управления. Модель эффективного руководителя (лидера) в теории лидерства. Лидерские действия в современном менеджменте. Макиавеллизм в управлении.

Диапазон стилей лидерства и развитие лидерского потенциала.
^ Тема 16. Управление человеком и управление группой

Неформальные лидеры. Специфика человеческих ресурсов. Управление человеческими ресурсами. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе. Задачи менеджеров в управлении группой.
^ Тема 17. Руководство: власть и партнерство

Руководство в менеджменте. Влияние и власть. Виды власти. Проблемы власти. Стиль руководства и производительность. Ситуационные подходы к эффективному лидерству. Адаптивное руководство.


^ Тема 18. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера

Роль и навыки управляющего с точки зрения организационной культуры. Культура в деятельности корпораций. Элементы «корпоративной культуры» – ролевая модель менеджера, видимый менеджмент, лозунги, легенды ритуалы, символический менеджмент. Привлекательный имидж. Имидж организации и менеджера.
^ Тема 19. Социальная ответственность и этика менеджмента

Понятие юридической и социальной ответственности организации. Аргументы в пользу социальной ответственности и против нее. Социальная ответственность на практике. Смысл “железного закона” социальной ответственности.

Этика в современном управлении. Повышение показателей этичности поведения. Обучение этичному поведению.
^ Тема 20. Конфликтность в менеджменте

Природа конфликта в организации. Организационный конфликт. Функции организационного конфликта. Управление конфликтной ситуацией и задачи менеджера. Природа организационных изменений (нововведений) и управление ими. Организационное развитие: предпосылки, факторы и ценности.
^ Тема 21. Факторы эффективности менеджмента

Влияние законов рыночных отношений на эффективность менеджмента. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента.

Факторы эффективности менеджмента: повышение качества товаров и услуг, реализация политики ресурсоснабжения, увеличение программы выпуска конкурентоспособного товара, реализация программы организационно-технического и социального развития фирмы. Методики расчета экономического эффекта по различным факторам.

Стратегии эффективного менеджмента. Идеальная модель менеджера. Реализация эффективного менеджмента.

Природа организационных изменений (нововведений). Управление процессом изменений в организации. Организационное развитие.
^ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«МЕНЕДЖМЕНТ (ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА)»

  1. Определение понятий «менеджмент», «управление».

  2. Менеджмент как теория, практика и искусство управления.

  3. Понятия о цели и ценностях высшего руководства.

  4. Определение миссии организации и ее значение в практической деятельности.

  5. «Жизненный цикл» организации и его практическое значение.

  6. Сравнительная характеристика американского, европейского и японского менеджмента.

  7. Формы организации системы менеджмента.

  8. Концепция системы менеджмента и ее прикладные значения.

  9. Общая характеристика видов менеджмента.

  10. Понятие организации: системный и поведенческий подходы к организации.

  11. Общая характеристика формальных, неформальных и сложных организаций.

  12. Понятие успешного управления организацией. Составляющие успешного управления.

  13. Понятие об интеграционных процессах в менеджменте.

  14. Характеристика внутренних переменных организации.

  15. Формирование системной модели внутренних переменных. Понятие о социотехнических подсистемах.

  16. Характеристика внешней среды организации.

  17. Понятие о коммуникационном процессе в менеджменте.

  18. Методы преодоления коммуникационных барьеров.

  19. Модель принятия управленческих решений.

  20. Общая характеристика моделей и методов принятия решений.

  21. Понятия о функциональной структуре менеджмента.

  22. Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента.

  23. Понятие об основных производственных функциях менеджмента.

  24. Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента.

  25. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования.

  26. Назначение, особенности и структура бизнес-плана.

  27. Значение функции организации в менеджменте.

  28. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе: дивизиональные, международные и адаптивные структуры управления.

  29. Закономерности организации, их определение и состав.

  30. Единство распорядительство и объем полномочий: определение и практическое значение.

  31. Практическое значение «дерева целей» организации и методика построения.

  32. Определение нормы управления и делегирование полномочий.

  33. Смысл и эволюция понятия «мотивация».

  34. Краткая характеристика содержательных теорий мотивации.

  35. Краткая характеристика процессуальных теорий мотивации.

  36. Понятие регулирования и контроля в менеджменте.

  37. Внутрифирменный контроль: его формы, методы и средства реализации.

  38. Эволюция стратегии руководства в современных условиях: основные стили организации поведения.

  39. Классификация и оценка деловых качеств менеджера.

  40. Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничений.

  41. Ситуационные подходы к эффективному лидерству в менеджменте.

  42. Управление неформальной организацией и методы повышения эффективности групп.

  43. Диапазон стилей руководства. Адаптивное руководство.

  44. Управление конфликтной ситуацией. Функции организационного конфликта.

  45. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе.

  46. Понятие юридической и социальной ответственности организации.

  47. Понятие этики в современном управлении.

  48. Понятие «корпоративной культуры». Имидж менеджера и организации.

  49. Краткая характеристика основных организационных форм менеджмента.

  50. Обзор менеджерских функций в различных видах хозяйственной деятельности.

  51. Основные направления в управлении предприятием в условиях рыночной экономики.

  52. Стратегия и тактика организации как факторы конкурентного преимущества. Типовые стратегии фирмы.

  53. Понятие партнерства. Работа с партнером на внутреннем и внешнем рынке.

  54. Возникновение хозяйственных споров и методы их решения. Этикет предпринимателя.

  55. Сущность корпоративного управления в современных экономических условиях.

  56. Характеристика основных факторов эффективности менеджмента.

  57. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента.

  58. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики.

  59. Менеджмент в условиях рыночной экономики России.


^ ТЕМЫ КУРСОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ

«МЕНЕДЖМЕНТ (ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА)»

  1. Проблема лидерства в бизнесе (анализ зарубежной печати).

  2. Истоки и традиции предпринимательства в России.

  3. Современный руководитель в системе управления фирмой (стиль и методы работы, взаимосвязи с подчиненными).

  4. Тенденции развития и совершенствования организационных структур управления.

  5. Управление предприятием (фирмой) в условиях рыночной экономики.

  6. Социально-психологические аспекты управления производственным коллективом.

  7. Управление конфликтами в организации (на конкретном примере).

  8. Этика бизнеса.

  9. Корпоративная культура, источники и традиции.

  10. Сущность и смысл контроля как предупреждение возможных кризисных ситуаций.

  11. Процесс регулирования и управление по отклонениям.

  12. Концепция жизненного цикла организации.

  13. Особенности неформальной организации и возможности управления неформальными группами.

  14. Механизм воздействия неформальной организации на развитие формальной организации.

  15. Проблема межличностных отношений в трудовом коллективе.

  16. Имидж менеджера и организации.

  17. Корпоративная культура.

  18. Этика в современном управлении.

  19. Конфликт и методы его разрешения.

  20. Современный руководитель в системе управления фирмой.

  21. Социальный прогресс и его влияние на развитие менеджмента.

  22. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие менеджмента.

  23. Новые информационные технологии в управлении.

  24. Морально-психологический климат в коллективе организации.

  25. Организационные структуры управления: формирование и особенности.

  26. Руководитель: власть и личное влияние.


^ РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература


  1. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М: Банки и биржи, 2003.

  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М: Дело, 2002.

  3. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу “Менеджмент”. – М: Финансы и статистика, 2001.

  4. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «Финпресс», 2002.

  5. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. М.: -ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2004.

  6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник.- М.: Изд-во МГУ, 2003.

  7. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2002.

  8. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2003.

  9. Коротков Э.М. Концепция Российского менеджмента.- М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004.

  10. Менеджмент./Под ред. В.П. Галенко, А.И.Рахманов, О.А.Страхова/. – СПб.: Питер,2003.
^

Дополнительная литература


  1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. - М: «ЮНИТИ», 1997

  2. Брэддик У. Менеджмент в организации: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997

  3. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху.

  4. Весник В.Р. Основы менеджмента (учебник). - М.: «Триада Лтд», 1996

  5. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996

  6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент (учебник). - М.: «Фирма Гардарика», 1996

  7. Герчикова И.Н. Менеджмент (учебник. 3-е издание). - М.: «Банки и биржи», 1997

  8. Дункан Д. У. Основополагающие идеи в менеджменте: Пер. с англ. - М.: Дело. 1996

  9. Коротков Э.М. Концепция менеджмента (учебное пособие). - М.: ИКК «ДЕКА», 1997

  10. Красовский Ю.Д.. Управление поведением в фирме. - М.: ИНФРА-М, 1997

  11. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996

  12. Менеджмент организации (учебное пособие)/ Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М., 1996

  13. Мескон М. Х., Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1996;

  14. Нельсон Б. Экономика. Управление для «чайников»: Пер. с англ. - Киев: Диалектика, 1997

  15. Основы менеджмента (учебное пособие)/ Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 1997

  16. Семь нот менеджмента/ Под ред. В.Красновой и А.Привалова. – 2-е изд. - М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997.

  17. Словарь-справочник менеджера./ Под ред. М.Г.Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 1996

  18. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. - М.: Экономика. 1995.

  19. Управление персоналом организации (учебник)/ Под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997

  20. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. - М.: «АКАЛИС», 1997

  21. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: «АКАЛИС», 1996

  22. Фатхутдинов Р.А.. Разработка управленческого решения (учебное пособие) - М.: Зао «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997

  23. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. - М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1996

  24. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент (учебное пособие). - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997


История развития управленческой мысли

  1. Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. Институт. проблем управления АН СССР. М.: Наука, 1973.

  2. Бобрышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли. 2-е изд., доп. М.: АНХ СССР, 1989.

  3. Гвишиани Д.М. Организация и управление. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1972.

  4. Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.

  5. Артемов О.Ю., Буланова М.В., Ш. Грин и др. История развития управленческой мысли: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Овчинниковой. М.: РГГУ, 1994.

  6. Корицкий Е.Б., Лавриков Ю.А., Маров А.М. Советская управленческая мысль 20-х годов. М.: Экономика, 1990.

  7. Маршев В.И. История управленческой мысли. 2-е изд., доп. М.: АНХ СССР, 1987.

  8. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

  9. Артемов О.Ю., Ермакова И.Н., Овчинникова Н.В. Фирма: управление, кадры и документы / Под ред. Н.И. Архиповой. В 2-х частях. М.: Атлант-Центр, 1993.

  10. Архипов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. М.: Инфра-М, 1998.

  11. Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М.: Экономика, 1981.

  12. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: Управление предприятиями на уровне высших стандартов: Теория и практика эффективного управления. М.: Экономика, 1997.

  13. Вершигора Е.Е. Основы менеджмента: Учебник. Минск, 1998.

  14. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. Центральный институт непрерывного образования. М., 1996.

  15. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 1994.

  16. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и экономики. Тирада Лтд, 1996.

  17. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994.

  18. Глангард К., Джонсон С. “Сиюминутный” менеджер. Нижний Новгород: Школа менеджеров, 1991.

  19. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. Железнодорожный: ТОО НПЦ “Крылья”, 1996.

  20. Гольянов В.П. и др. Краткий курс менеджмента. Самара, 1992.

  21. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. СПб.: Специальная литература, 1995.

  22. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП “Сувенир”, 1993.

  23. Дороховский И.С., Черноиванов И.П. Прехул Т.В. Бизнес и менеджер. М.: Азимут-центр, 1992.

  24. Жигалкин А.М. Менеджмент: Анализ управленческих функций. М., 1993.

  25. Зазыкин В.Г., Чернышов А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1991.

  26. Зайцева О.А., Радугин А.А. и др. Основы менеджмента. М.: Центр, 1997.

  27. Зотов В.В., Ленский Е.В. Задачи и организационные основы менеджмента. М.: ТОО “Корона-принт”, 1996.

  28. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. Мн.: НПЖ “ФУА”, ЗАО “Экономпресс”, 1997.

  29. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М: Советское радио, 1974.

  30. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ, 1998.

  31. Корлофф Д. Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1990.

  32. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1997.

  33. Корпоративное управление. М.: Джон Уайли энд САНЗ, 1996.

  34. Кохно Л.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.

  35. Коуно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.

  36. Крутиков Ф.А. Современный менеджмент. М.: Фининвест, 1991.

  37. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. М.: Дело, 1993.

  38. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. СПб.: Олбис, 1998.

  39. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992.

  40. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ. М., 1982. Т. 1,2.

  41. Ладанов И.Д. Практический менеджмент: Пособие для руководителей менеджеров и предпринимателей. М.: Ника, 1992. Ч. 1, 2.

  42. Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. СПб: ИД “М и М”, 1997.

  43. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1995.

  44. Майталь Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей. М.: Дело, 1996.

  45. Менеджмент (современный Российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. М.: Пресс, 1998.

  46. Мильвор Р.Г. Менеджмент: достижение цели. СПб., 1992.

  47. Организация управления: Учебное пособие / Под ред. А.И. Наумова. М.: МГУ, 1991.

  48. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997.

  49. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М. Осипова. М.: МГУ, 1992.

  50. Основы управления: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.П. Радукина. М.: Высшая школа, 1986.

  51. Питерс, Уотермен Р. В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986.

  52. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. М.: МГУ, 1991.

  53. Поуст Э. Американский этикет. Киев, 1991.

  54. Сацков Н.Я. Практический менеджмент: методы и приемы деятельности руководителя. Донецк: Сталкер, 1998.

  55. Седегов Р.С. Основы менеджмента и маркетинга. Минск, 1995.

  56. Семь нот менеджмента. М.: Дедал Арт, 1996.

  57. Современное управление: Энциклопедический справочник. М.: Издатцентр, 1997.

  58. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996.

  59. Сульповар Л.В., Маннапов Р.Г. Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом. Тольяти: Современник, 1992.

  60. Уткин Э.А. Профессия менеджер. М.: Экономика, 1990.

  61. Уткин Э.А. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. М., 1996.

  62. Фахитдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1997.

  63. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: Наука, 1992.

  64. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд-во СПБУ, 1997.

  65. Шепель В.М. Управленческая этика. М.:Экономика,1989.

  66. Шкута А.А. Практическое мышление менеджера. М.: Финпресс, 1998.

  67. Шонбергер Р. Японские методы управления производством (девять простых уроков). М.: Экономика, 1988.

Похожие:

Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины стратегический менеджмент...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины организационное поведение...
Для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины бизнес планирование...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета «Менеджмент»
Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Менеджмент организации», специализации «Управление конкурентоспособностью организации»
Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации» iconПрограмма менеджмент-практики для специальности 080507. 65 “Менеджмент организации”

Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации» icon«антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антикризисное управление» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины финансовый менеджмент...
Учебно-методический комплекс (умк) разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации»...
Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины социальный менеджмент...
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-меодический комплекс учебной дисциплины менеджмент для специальности 080507 «Менеджмент организации» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Риск-менеджмент включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебного плана подготовки магистров по направлению...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница