Скачать 344.73 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бийский государственный колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией 080501 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" Председатель__________ Ф.А. Жихаренко ^ . Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Заместитель директора по учебно-методической работе ______________ Е.В.Фанта ^ Автор: Корчагин В.П., преподаватель ФГОУ СПО «БГК» Рецензенты: 1.Воробьева М.Б. преподаватель «Экономики организации» ФГОУ СПО « БГК») 2. Брыксина.Н.А.председатель ПЦК экономических дисциплин Бийский филиал ФГОУ СПО ГАГПК Содержание
^ Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика и социология труда предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям)». Экономика и социология труда изучает многообразную совокупность социально-трудовых отношений и социальных процессов в сфере труда. Исследования социологии труда служат для выявления социальных резервов повышения эффективности трудовой деятельности наряду с обеспечением условий развития работников, удовлетворения их потребностей, формирования позитивных внутриколлективных отношений. Цель изучения дисциплины «Экономика и социология труда» - предоставить возможность студентам ознакомиться с наиболее важными явлениями в социально-трудовой сфере; показать те изменения, которые происходят в развитии рынка труда и занятости, в организации и регулировании заработной платы. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Помимо решения общеобразовательных задач, в процессе обучения должны быть достигнуты воспитательные цели:
С этой целью могут использоваться различные формы и методы обучения: урок-лекция, комбинированный урок, самостоятельная работа с учебником, обсуждение актуальных проблем страны на основе экономических и социальных показателей ее развития, практические занятия. Для проверки знаний можно применять индивидуальный, тестовый и письменный вид опроса, самостоятельные и контрольные работы. Рабочая программа рассчитана на 78 часов для повышенного уровня среднего профессионального образования. Завершающей формой обучения является зачёт. ^
^ Введение Студент должен: иметь представление: - о трудовых ресурсах и трудовом потенциале, - о формировании рынка и его регулировании; - о сущности занятости и регулировании заработной платы; - о создание системы социальной защиты. знать:
Связь с другими дисциплинами и практикой рыночной экономики. Экономика труда -поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, прибыли. Социология труда - часть общей социологии, предметом изучения которой является многообразная совокупность социально-трудовых отношений и социальных процессов в сфере труда. Цель дисциплины - предоставить возможность ознакомиться с наиболее важными явлениями в социально-трудовой сфере; показать изменения, которые происходят в развитии рынка труда и занятости, в организации и регулировании заработной платы. Самостоятельная работа «Содержание социологии и экономики труда и ее задачи» ^ Тема 1.1 Сущность и функции труда, его социальные аспекты Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Основные формы проявления затрат труда. Творческий характер труда. Социальные взаимодействия в сфере труда. Задачи социологии труда. Конфликтные ситуации в сфере труда. Научная организация труда. Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ Тема 2.1 Структура трудовых ресурсов. Трудовой потенциал. Студент должен: иметь представление:
знать: - сущность трудовых ресурсов; - возрастные границы трудовых ресурсов; - трудовой потенциал: сущность, показатели и структура. уметь:
иметь навык:
Реальные и потенциальные работники - состав трудовых ресурсов. Экономически активное и неактивное население. Уровень образования трудовых ресурсов. Трудовой потенциал предприятия. Фонд рабочего времени производственного коллектива. ^ Раздел 3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Тема 3.1 Рынок труда. Предложение и спрос на рынке труда. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Сущность рынка труда и его особенности. Открытый и скрытый рынки труда. Занятость населения. Уровень жизни людей. Сегментация рынка труда. Предложение рабочей силы. Безработица – предложение труда превышает спрос. Типы безработицы. Тема 3.2. Государственная политика в области занятости Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Активная и пассивная политика занятости. Мобильность рабочей силы: социально-профессиональная и территориальная. Причины миграции: природно-климатические, социально-экономические. Регулирование рынка труда. ^ Раздел 4. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Тема 4.1 Сущность заработной платы; функции, элементы и принципы организации заработной платы Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Новые отношения оплаты труда в рыночных условиях. Методы регулирования заработной платы: централизованный и локальный. Принципы организации заработной платы: дифференциация, стимулирование, равная оплата за равный труд, государственное регулирование оплаты труда. Организационные основы заработной платы: обеспечение роста заработной платы, выбор форм и системы оплаты труда. Тема 4.2 Элементы тарифной системы. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Тарифная сетка - шкала разрядов. Тарифная ставка - абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Тарифно-квалификационный справочник. Показатели оценки деятельности работника при установлении разряда оплаты. ^ Тема 4.3 Организация заработной платы на основе тарифной системы. Формы оплаты труда. Повременная сдельная оплата труда. Система премирования. Студент должен: иметь представление:
знать:
иметь навык:
Формы оплаты труда. Повременная система заработной платы. Сдельные системы заработной платы. Система премирования работников. Элементы премиальной системы: размеры премий, периодичность премирования, круг премиальных показателей, источники выплаты премий. Доплаты и надбавки к заработной плате. Тема 4.4 Расчет заработной платы отдельных категорий работающих. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Понятие «мотивация» труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. Рекомендации и пути использования ЕТС (единой тарифной системы) заработной платы в бюджетных и коммерческих структурах. Принцип и практика разработки внутрипроизводственных тарифных систем, «бестарифных вариантов» организации заработной платы. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы механизма организации премирования. Особенности выбора показателей премирования в условиях рынка. ^ Тема 5.1 Методы измерения производительности труда. Резервы повышения производительности труда. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Производительность труда. Классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов организации (предприятия) в условиях рыночной экономики. ^ Тема 5.2 Натуральные и стоимостные показатели производительности труда. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Прибыль предприятия – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность- показатель эффективности работы предприятия. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Путь повышения рентабельности. ^ Тема 6.1 Разделение и кооперация труда. Организация и обслуживание рабочих мест. Виды разделения труда: общее, частное, единичное. Классификация рабочих мест. Условия труда, их оценка. Дисциплина и стимулирование труда. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Виды разделения труда: общее, частное, единичное. Рабочее место - первичное звено любого производственного и трудового процесса. Классификация рабочих мест. Обслуживание рабочих мест. Условия труда, их оценка. Дисциплина и стимулирование труда. ^ Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Нормирование труда как область экономической, инженерной и социальной деятельности на предприятии. Классификация нормативов по труду: по видам затрат времени, по сфере применения, по назначению, по укрупнению. Взаимосвязь и взаимозависимость норм времени и норма выработки. ^ Тема 6.3 Норма выработки. Взаимосвязь и взаимозависимость нормы времени и нормы выработки. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Нормирование труда. Нормы труда различают в зависимости от единицы измерения труда: норма времени, норма выработки, норма численности, норма штучного времени. Нормированное задание. Технически обоснованная норма. Опытно-статистическая норма. Дифференцированные нормы. Укрупненные нормы. Комплексные нормы. По сроку действия нормы труда могут быть разовые, сезонные, временные. Основными методами нормирования труда являются опытно-статический и аналитический. ^ Тема 7.1 Структура и состав работников предприятия. Профессиональная подготовка рабочих. Характеристика структуры и состава работников предприятия. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
Характеристика структуры и состава работников предприятия. Определение среднесписочной численности работников на предприятии. Явочная, списочная, среднесписочная численность работников. Методы обучения работников предприятия: самосовершенствование, наставничество, обучение на рабочих местах, плановые курсы совершенствования, дистанционное обучение, консультирование. Движение кадров на предприятии. ^ Структура и состав работников предприятия. Профессиональная подготовка рабочих. Характеристика структуры и состава работников предприятия» Тема 7.2 Планирование персонала предприятия. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Штатное расписание предприятия. Источники привлечения персонала: внутренние, внешние. Номинальный фонд рабочего времени. Эффективный фонд рабочего времени. Определение численности рабочих-повременщиков, специалистов. ^ Тема 8.1 Основные социальные процессы и явления в трудовой организации. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
Трудовая и производственная организация. Социальная структура трудовой организации. Разновидности социальной структуры: функционально-производственная, национальная, профессионально-квалификационная, демографическая, социально-психологическая. Раздел 9. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 9.1 Структура мотивов трудового поведения. Студент должен: иметь представление:
знать: - основные функции мотивов в сфере труда. уметь:
Группы мотивов в зависимости от доминирующих потребностей: физиологические, социальные, личностные, престижные. Структура мотивационного ядра: выбор специальности или места работы, повседневная работа по данной профессии на предприятии, конфликтная; перемена места работы или смена профессии. Тема 9.2 Виды мотивов Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Мотивационные структуры. Классификация мотивов. Мотивационный процесс. Схемы формирования мотивов деятельности человека. Мотивы существования и мотивы достижения целей жизни. Тема 9.3 Теории мотивации Студент должен: иметь представление:
знать:
Теория мотивации Маслоу, Герцберга, Фрейда, Шета-Гросса, Швирца, М.Рокича. Классификация потребностей. Тема 9.4 Матрица «Цели – средства» Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Взаимосвязь мотивационных процессов между элементами мотивации. Модель У. Принципиальная схема мотивации эффективной производственной деятельности. Раздел 10. ТРУДОВОУ ПОВЕДЕНИЕ Тема 10.1 Трудовое поведение в рыночных условиях хозяйствования. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
Трудовое поведение - процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающий определенный уровень личностной идентификации. Виды трудового поведения: индивидуальное, коллективное, исполнительское, управленческое, нормативное. Регулирование трудового поведения. Новые требования к работникам в условиях рыночной экономики. ^ Трудовое поведение в рыночных условиях хозяйствования» Раздел 11. ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИМ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА Тема 11.1 Социальная сущность удовлетворенности трудом. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
Отношение работников к труду в зависимости от факторов, оказывающих на него влияние: внешнее, внутреннее. Влияние удовлетворенности на эффективность и качество труда работников. Раздел 12. ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ РАБОТНИКОВ Тема 12.1 Сущность и структура трудовой адаптации. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык: - анализа эффективности видов адаптации. Трудовая адаптация первичная и вторичная. Стадии адаптации: ознакомление, приспособление, идентификация (личные цели отождествляются с целями трудовой организации). Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации. Квалификационное продвижение на предприятии. Раздел 13. ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ Тема 13.1 Трудовой конфликт. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Открытый и закрытый тип трудового конфликта. Негативные последствия трудового конфликта. Позитивные функции трудового конфликта. Разрешение трудового конфликта. Раздел 14. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В СФЕРЕ ТРУДА Тема 14.1 Социальные гарантии и механизм социальной защиты работника. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Социальная защита – необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Основные направления социальной защиты. Социальные гарантии – основа социальной защиты. Тема 14.2 Основные направления социальной защиты. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Основные направления социальной реформы в РФ и их соотношения с главными направлениями социальной защиты. Проблемы отчуждения . Теоретические основы и предпосылки социального партнерства. Социальные гарантии на предприятии. ^ Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навык:
Основные направления социальной защиты в современных развитых странах и в РФ. Современные характеристики понятия «справедливость». Принцип равных свобод. Принцип равных возможностей. Принцип обеспечения достойного существования бедных. Экономическое понятие «социальной справедливости». 4. Перечень средств обучения
Литература: Основная литература:
Дополнительная литература:
|
![]() | Рабочая программа дисциплины (практики) Бухгалтерский учет для специальностей... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ![]() | Рабочая программа Дисциплины «Маркетинг» для специальностей 080110.... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
![]() | Рабочая программа Дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ![]() | Рабочая программа Дисциплины «Экономическая теория» для специальностей... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
![]() | Рабочая программа дисциплины Стажировка (практика квалификационная)... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ![]() | Рабочая программа Дисциплины «Бюджет Российской Федерации» для специальностей... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура для специальностей... Для специальностей спо: 080110 «Банковское дело», 100401 «Туризм», 080110 «Банковское дело», 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт... | ![]() | Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
![]() | Рабочая программа дисциплины Информатика для специальностей 080110... Рецензенты: Кайгородов Е. В., заместитель директора по информатизации и инновациям фгоу спо «Бийский государственный колледж» | ![]() | Рабочая программа Дисциплины «Государственное регулирование экономики»... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |