Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010




Скачать 344.73 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010
Дата публикации02.03.2014
Размер344.73 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Экономика > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Бийский государственный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Экономика и социология труда»
для специальностей 080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

2010

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией 080501 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Председатель__________

Ф.А. Жихаренко
^ 30 августа 2010г.

Составлена в соответствии

с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника

по специальности
Заместитель директора

по учебно-методической

работе ______________
Е.В.Фанта

^ 30 августа 2010

Автор: Корчагин В.П., преподаватель ФГОУ СПО «БГК»
Рецензенты: 1.Воробьева М.Б. преподаватель «Экономики организации» ФГОУ СПО « БГК»)
2. Брыксина.Н.А.председатель ПЦК экономических дисциплин Бийский филиал ФГОУ СПО ГАГПК

Содержание


1

Пояснительная записка

4

2

Тематический план

6

3

Содержание учебной дисциплины

9

4

Перечень средств обучения

23




Литература

24

^ 1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика и социология труда предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям)».

Экономика и социология труда изучает многообразную совокупность социально-трудовых отношений и социальных процессов в сфере труда. Исследования социологии труда служат для выявления социальных резервов повышения эффективности трудовой деятельности наряду с обеспечением условий развития работников, удовлетворения их потребностей, формирования позитивных внутриколлективных отношений.

Цель изучения дисциплины «Экономика и социология труда» - предоставить возможность студентам ознакомиться с наиболее важными явлениями в социально-трудовой сфере; показать те изменения, которые происходят в развитии рынка труда и занятости, в организации и регулировании заработной платы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • о формах проявления затрат труда;

  • о составе трудовых ресурсов на предприятии;

  • о фонде рабочего времени;

знать:

  • особенности рынка труда;

  • связь социологии труда с трудовым правом;

  • региональное регулирование занятости населения;

  • принципы организации заработной платы;

  • факторы повышения производительности труда;

  • сущность нормативов, их назначение и место в совершенствовании нормирования труда;

уметь:

  • рассчитывать заработную плату отдельных категорий работающих;

  • рассчитывать нормы выработки;

  • определять численность рабочих для выполнения заданного объема работ.

иметь навык:

  • расчета нормы безработицы;

  • расчета фонда рабочего времени.

Помимо решения общеобразовательных задач, в процессе обучения должны быть достигнуты воспитательные цели:

  • уметь грамотно, четко и последовательно излагать изученный материал;

  • уметь слушать ответ товарища, уважать его точку зрения на поставленные вопросы;


С этой целью могут использоваться различные формы и методы обучения: урок-лекция, комбинированный урок, самостоятельная работа с учебником, обсуждение актуальных проблем страны на основе экономических и социальных показателей ее развития, практические занятия.

Для проверки знаний можно применять индивидуальный, тестовый и письменный вид опроса, самостоятельные и контрольные работы.
Рабочая программа рассчитана на 78 часов для повышенного уровня среднего профессионального образования.

Завершающей формой обучения является зачёт.

^ 2.Тематический план

Наименование разделов и тем

Макс. учебная нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

Практические

занятия

Лабораторные работы

Введение. Содержание дисциплины и ее задачи.

6

2







4

^ РАЗДЕЛ 1. Труд как объект социологического исследования, предмет и метод социологического труда

4

4










Тема 1.1. Сущность и функции труда, его социальные аспекты.

4

4










РАЗДЕЛ 2. Население и трудовые ресурсы

4

2







2

Тема 2.1. Структура трудовых ресурсов. Трудовой потенциал.

4

2







2

Раздел 3. Функционирование рынка труда в условиях рыночной экономики

6

4







2

Тема 3.1. Рынок труда. Предложение и спрос на рынке труда

2

2










Тема 3.2. Государственная политика в области занятости.

4

2







2

РАЗДЕЛ 4. Заработная плата работников в рыночных условиях

10

8







2

Тема 4.1. Сущность заработной платы, функции и принципы организации заработной платы.

2

2










Тема 4.2. Элементы тарифной системы.

4

2







2

Тема 4.3. Организация заработной платы на основе тарифной системы. Формы оплаты труда. Повременная сдельная оплата труда. Система премирования.

2

2










Тема 4.4. Расчет заработной платы отдельных категорий работающих.

2

2










РАЗДЕЛ 5. Производительность труда, факторы и резервы ее роста

6

4







2

Тема 5.1. Методы измерения производительности труда.

4

2







2

Тема 5.2. Натуральные и стоимостные показатели производительности труда

2

2










РАЗДЕЛ 6. Организация и нормирование труда работников

8

6







2

Тема 6.1. Разделение и кооперация труда. Организация и обслуживание рабочих мест. Виды разделения труда: общее, частное, единичное. Классификация рабочих мест. Условия труда, их оценка. Дисциплина и стимулирование труда.

2

2










Тема 6.2. Нормирование труда. Нормы труда, их структура и виды. Классификация нормативов по труду.

4

2







2

Тема 6.3. Норма выработки. Взаимосвязь и взаимозависимость, норма времени и норма выработки.

2

2










Раздел 7. Персонал предприятия

6

4







2

Тема 7.1. Структура и состав работников предприятия. Профессиональная подготовка рабочих. Характеристика структуры и состав работников предприятия. Профессиональная подготовка рабочих.

4

2







2

Тема 7.2. Планирование персонала предприятия.

2

2










Раздел 8. Трудовая организация (Коллектив). Специфика социологических исследований в трудовой организации.

2

2










Тема 8.1. Основные социальные процессы и явления в трудовой организации. Трудовая и производственная организация. Разновидности социальной структуры.

2

2










Раздел 9. Мотивация трудовой деятельности

8

8










Тема 9.1. Структура мотивов трудового поведения.

2

2










Тема 9.2. Виды мотивов.

2

2










Тема 9.3. Теории мотивации.

2

2










Тема 9.4. Матрица «Цели – средства»

2

2










Раздел 10. Трудовое поведение

6

4







2

Тема 10.1. Трудовое поведение в рыночных условиях хозяйствования.

6

4







2

Раздел 11. Отношение к труду и удовлетворение им как важнейшей характеристикой трудового процесса

2

2










Тема 11.1. Социальная сущность удовлетворенности трудом.

2

2










Раздел 12. Трудовая адаптация работников

2

2










Тема 12.1. Сущность и структура трудовой адаптации.

2

2










Раздел 13. Трудовой конфликт

2

2










Тема 13.1. Трудовой конфликт.

2

2










Раздел 14. Система социальных гарантий в сфере труда

6

6










Тема 14.1. Социальные гарантии и механизм социальной защиты работника.

2

2










Тема 14.2. Основные направления социальной защиты.

2

2










Тема 14.3. Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого развитого государства.

2

2










Итого

78

60







18

Всего

78

60







18

^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Студент должен:

иметь представление:

- о трудовых ресурсах и трудовом потенциале,

- о формировании рынка и его регулировании;

- о сущности занятости и регулировании заработной платы;

- о создание системы социальной защиты.

знать:

  • связь с другими дисциплинами;

  • связь с практикой рыночной экономики;


Связь с другими дисциплинами и практикой рыночной экономики. Экономика труда -поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, прибыли.

Социология труда - часть общей социологии, предметом изучения которой является многообразная совокупность социально-трудовых отношений и социальных процессов в сфере труда. Цель дисциплины - предоставить возможность ознакомиться с наиболее важными явлениями в социально-трудовой сфере; показать изменения, которые происходят в развитии рынка труда и занятости, в организации и регулировании заработной платы.
Самостоятельная работа «Содержание социологии и экономики труда и ее задачи»
^ Раздел 1. ТРУД КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ТРУДА
Тема 1.1 Сущность и функции труда, его социальные аспекты

Студент должен:

иметь представление:

  • о формах проявления затрат труда;



знать:

  • целесообразность деятельности людей;

  • социально трудовые отношения в сфере труда;

  • связь социологии труда с психологией труда, экономикой труда, трудовым правом.

уметь:

    • разрешать конфликтные ситуации;

иметь навык:

      • решения конфликтных ситуаций;

Основные формы проявления затрат труда. Творческий характер труда. Социальные взаимодействия в сфере труда. Задачи социологии труда. Конфликтные ситуации в сфере труда. Научная организация труда.
Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
Тема 2.1 Структура трудовых ресурсов. Трудовой потенциал.

Студент должен:

иметь представление:

  • о составе трудовых ресурсов на предприятии;

  • о фонде рабочего времени;


знать:

- сущность трудовых ресурсов;

- возрастные границы трудовых ресурсов;

- трудовой потенциал: сущность, показатели и структура.

уметь:

    • рассчитывать фонд рабочего времени;

иметь навык:

      • расчета фонда рабочего времени;



Реальные и потенциальные работники - состав трудовых ресурсов. Экономически активное и неактивное население. Уровень образования трудовых ресурсов. Трудовой потенциал предприятия. Фонд рабочего времени производственного коллектива.
^ Самостоятельная работа «Структура трудовых ресурсов. Трудовой потенциал»
Раздел 3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 3.1 Рынок труда. Предложение и спрос на рынке труда.

Студент должен:

иметь представление:

  • о сущности рынка труда;

  • о безработице;


знать:

  • особенности рынка труда;

  • субъекты рынка труда;

  • сущность и формы занятости;

  • предложение и спрос на рынке труда.

уметь:

    • сегментировать рынок труда;

    • различать фонды безработицы;

иметь навык:

      • расчета нормы безработицы;


Сущность рынка труда и его особенности. Открытый и скрытый рынки труда. Занятость населения. Уровень жизни людей. Сегментация рынка труда. Предложение рабочей силы. Безработица – предложение труда превышает спрос. Типы безработицы.
Тема 3.2. Государственная политика в области занятости

Студент должен:

иметь представление:

      • о занятости;

      • о безработице;

знать:

  • региональное регулирование занятости;

  • миграция населения;

  • мобильность рабочей силы.

уметь:

    • классифицировать демографические факторы внешней среды;

    • классифицировать причины миграции;

иметь навык:

      • расчета нормы безработицы;



Активная и пассивная политика занятости. Мобильность рабочей силы: социально-профессиональная и территориальная. Причины миграции: природно-климатические, социально-экономические. Регулирование рынка труда.
^ Самостоятельная работа «Государственная политика в области занятости»

Раздел 4. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Тема 4.1 Сущность заработной платы; функции, элементы и принципы организации заработной платы

Студент должен:

иметь представление:

  • об оплате труда;

  • о механизмах премирования;


знать:

  • что представляет собой заработная плата как экономическая категория;

  • пути повышения заработной платы;

уметь:

    • применять мотивацию труда в конкретных условиях;

    • рассчитывать расценки;

иметь навык:

      • расчета фонда оплаты труда;



  • принципы организации заработной платы.

Новые отношения оплаты труда в рыночных условиях. Методы регулирования заработной платы: централизованный и локальный. Принципы организации заработной платы: дифференциация, стимулирование, равная оплата за равный труд, государственное регулирование оплаты труда. Организационные основы заработной платы: обеспечение роста заработной платы, выбор форм и системы оплаты труда.
Тема 4.2 Элементы тарифной системы.

Студент должен:

иметь представление:

      • о тарифной системе

      • о тарифной ставке;

знать:

  • элементы тарифной системы;

  • принципы разработки тарифных сеток.

уметь:

    • разрабатывать внутрипроизводственные тарифные системы;

иметь навык:

      • разбираться в тарифно-квалифицированном справочнике;



Тарифная сетка - шкала разрядов. Тарифная ставка - абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Тарифно-квалификационный справочник. Показатели оценки деятельности работника при установлении разряда оплаты.
^ Самостоятельная работа «Элементы тарифной системы»

Тема 4.3 Организация заработной платы на основе тарифной системы. Формы оплаты труда. Повременная сдельная оплата труда. Система премирования.

Студент должен:

иметь представление:

      • о тарифной системе;

знать:

  • формы оплаты труда;

  • системы премирования работников; уметь:

  • рассчитывать заработную плату отдельных категорий работающих.

иметь навык:

      • расчета заработной платы отдельных категорий рабочих;



Формы оплаты труда. Повременная система заработной платы. Сдельные системы заработной платы. Система премирования работников. Элементы премиальной системы: размеры премий, периодичность премирования, круг премиальных показателей, источники выплаты премий. Доплаты и надбавки к заработной плате.

Тема 4.4 Расчет заработной платы отдельных категорий работающих.

Студент должен:

иметь представление:

  • об оплате труда;

  • о механизме премирования.

знать:

  • формы и системы оплаты труда;

  • рекомендации и пути использования ЕТС.

уметь:

  • применять мотивацию труда в конкретных условиях;

  • разрабатывать внутрипроизводственные тарифные системы.

иметь навык:

  • расчета заработной платы различных категорий работников;

  • расчета фонда оплаты труда.


Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Понятие «мотивация» труда и ее роль в условиях рыночной экономики.

Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. Рекомендации и пути использования ЕТС (единой тарифной системы) заработной платы в бюджетных и коммерческих структурах. Принцип и практика разработки внутрипроизводственных тарифных систем, «бестарифных вариантов» организации заработной платы.

Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки, области применения.

Фонд оплаты труда и его структура.

Основные элементы и принципы механизма организации премирования. Особенности выбора показателей премирования в условиях рынка.

^ Раздел 5. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ ЕЕ РОСТА

Тема 5.1 Методы измерения производительности труда. Резервы повышения производительности труда.

Студент должен:

иметь представление:

      • о современных методах повышения производительности труда;


знать:

  • основные методы измерения производительности труда;

  • факторы повышения производительности труда;


уметь:

  • рассчитывать натуральные и стоимостные показатели производительности труда.


иметь навык:

      • расчета рентабельности производства;



Производительность труда. Классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов организации (предприятия) в условиях рыночной экономики.

^ Самостоятельная работа «Методы измерения производительности труда»

Тема 5.2 Натуральные и стоимостные показатели производительности труда.

Студент должен:

иметь представление:

  • о понятии прибыли;

  • о рентабельности предприятия.

знать:

  • источники образования прибыли;

  • виды рентабельности;

уметь:

  • выбирать направления распределения и использования прибыли;

  • выбирать приемлемый метод расчета уровня рентабельности.

иметь навык:

  • расчета прибыли и рентабельности продукции и производства;


Прибыль предприятия – основной показатель результатов хозяйственной деятельности.

Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии.

Рентабельность- показатель эффективности работы предприятия. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Путь повышения рентабельности.
^ Раздел 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ

Тема 6.1 Разделение и кооперация труда. Организация и обслуживание рабочих мест. Виды разделения труда: общее, частное, единичное. Классификация рабочих мест. Условия труда, их оценка. Дисциплина и стимулирование труда.

Студент должен:

иметь представление:

  • о международном разделении труда;


знать:

  • виды разделения труда;

  • требования, предъявляемые к организации рабочих мест.

уметь:

    • классифицировать рабочие места на предприятиях;

иметь навык:

      • применения методов стимулирования труда;


Виды разделения труда: общее, частное, единичное. Рабочее место - первичное звено любого производственного и трудового процесса. Классификация рабочих мест. Обслуживание рабочих мест. Условия труда, их оценка. Дисциплина и стимулирование труда.
^ Тема 6.2 Нормирование труда. Нормы труда, их структура и виды. Классификация нормативов по труду.

Студент должен:

иметь представление:

  • о классификации нормативов по труду;


знать:

  • объективную необходимость роли нормирования труда как одного из звеньев экономического механизма, определяющего эффективность деятельности предприятия;

  • сущность нормативов, их назначение и место в совершенствовании нормирования труда;

уметь:

  • рассчитывать нормы выработки;

  • определять численность рабочих для выполнения заданного объема работ.

иметь навык:

      • определения численности рабочих для выполнения заданного объема работ;


Нормирование труда как область экономической, инженерной и социальной деятельности на предприятии. Классификация нормативов по труду: по видам затрат времени, по сфере применения, по назначению, по укрупнению. Взаимосвязь и взаимозависимость норм времени и норма выработки.
^ Самостоятельная работа «Нормирование труда. Нормы труда, их структура и виды. Классификация нормативов по труду»
Тема 6.3 Норма выработки. Взаимосвязь и взаимозависимость нормы времени и нормы выработки.

Студент должен:

иметь представление:

  • о методах нормирования труда;

знать:

    • нормы времени ;

    • нормы выработки;

    • нормы обслуживания;

уметь:

    • рассчитывать нормы штучного времени;

    • рассчитывать нормы численности;

    • рассчитывать выработки отдельного рабочего дня;

иметь навык:

      • расчета нормы отдельного рабочего дня;


Нормирование труда. Нормы труда различают в зависимости от единицы измерения труда: норма времени, норма выработки, норма численности, норма штучного времени. Нормированное задание. Технически обоснованная норма. Опытно-статистическая норма. Дифференцированные нормы. Укрупненные нормы. Комплексные нормы. По сроку действия нормы труда могут быть разовые, сезонные, временные. Основными методами нормирования труда являются опытно-статический и аналитический.
^ Раздел 7. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
Тема 7.1 Структура и состав работников предприятия. Профессиональная подготовка рабочих. Характеристика структуры и состава работников предприятия.

Студент должен:

иметь представление:

  • о структуре составе работников предприятия.


знать:

  • определение среднесписочной численности работников предприятия;

  • основные формы обучения рабочих;

  • внутрифирменное движение кадров.

уметь:

    • определять среднесписочную численность работников на предприятии;


Характеристика структуры и состава работников предприятия. Определение среднесписочной численности работников на предприятии. Явочная, списочная, среднесписочная численность работников. Методы обучения работников предприятия: самосовершенствование, наставничество, обучение на рабочих местах, плановые курсы совершенствования, дистанционное обучение, консультирование. Движение кадров на предприятии.
^ Самостоятельная работа «Структура и состав работников предприятия. Профессиональная подготовка рабочих. Характеристика структуры и состава работников предприятия»
Тема 7.2 Планирование персонала предприятия.

Студент должен:

иметь представление:

    • о планировании персонала предприятии;

знать:

  • допустимую величину расходов на персонал –как основу для планирования всех других показателей по труду;

  • структуру баланса рабочего времени одного рабочего;

уметь:

  • рассчитать баланс рабочего времени.

иметь навык:

      • рассчитывать эффективный фонд рабочего времени



Штатное расписание предприятия. Источники привлечения персонала: внутренние, внешние. Номинальный фонд рабочего времени. Эффективный фонд рабочего времени. Определение численности рабочих-повременщиков, специалистов.

^ Раздел 8. ТРУДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (КОЛЛЕКТИВ). СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Тема 8.1 Основные социальные процессы и явления в трудовой организации.

Студент должен:

иметь представление:

      • об основных социальных процессах и явлениях в трудовой организации;

знать:

  • социальную структуру организации;

  • специфику исследований проблем трудовой организации в условиях рынка.

уметь:

    • анализировать разновидности социальной структуры;


Трудовая и производственная организация. Социальная структура трудовой организации. Разновидности социальной структуры: функционально-производственная, национальная, профессионально-квалификационная, демографическая, социально-психологическая.
Раздел 9. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 9.1 Структура мотивов трудового поведения.

Студент должен:

иметь представление:

  • о структуре мотивов трудового поведения


знать:

- основные функции мотивов в сфере труда.
уметь:

    • анализировать пирамиду А. Маслоу.


Группы мотивов в зависимости от доминирующих потребностей: физиологические, социальные, личностные, престижные. Структура мотивационного ядра: выбор специальности или места работы, повседневная работа по данной профессии на предприятии, конфликтная; перемена места работы или смена профессии.

Тема 9.2 Виды мотивов

Студент должен:

иметь представление:

  • о видах мотивов

знать:

    • мотивационные структуры

    • классификации мотивов

уметь:

    • классифицировать мотивы

иметь навык:

      • сопоставления теорий потребностей и мотивов


Мотивационные структуры. Классификация мотивов. Мотивационный процесс. Схемы формирования мотивов деятельности человека. Мотивы существования и мотивы достижения целей жизни.

Тема 9.3 Теории мотивации

Студент должен:

иметь представление:

  • о теориях мотивации;

знать:

    • теорию мотивации А.Маслоу.

    • теорию мотивации З.Фрейда.

    • теорию мотивации Герцерга.

    • теорию мотивации Шета-Гросса.

    • теорию мотивации М.Рокича.


Теория мотивации Маслоу, Герцберга, Фрейда, Шета-Гросса, Швирца, М.Рокича. Классификация потребностей.

Тема 9.4 Матрица «Цели – средства»

Студент должен:

иметь представление:

  • о матрице «цели-средства»

знать:

    • понятие «средства достижения цели»

уметь:

    • группировать «средства достижения цели»

иметь навык:

      • строить матрицу «цели-средства»


Взаимосвязь мотивационных процессов между элементами мотивации. Модель У. Принципиальная схема мотивации эффективной производственной деятельности.

Раздел 10. ТРУДОВОУ ПОВЕДЕНИЕ

Тема 10.1 Трудовое поведение в рыночных условиях хозяйствования.

Студент должен:

иметь представление:

  • о трудовом поведении в рыночных условиях хозяйствования;


знать:

  • структуру трудового поведения;

  • механизм формирования трудового поведения.

  • виды трудового поведения.

уметь:

  • эффективно применять механизм формирования трудового поведения

Трудовое поведение - процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающий определенный уровень личностной идентификации. Виды трудового поведения: индивидуальное, коллективное, исполнительское, управленческое, нормативное. Регулирование трудового поведения. Новые требования к работникам в условиях рыночной экономики.

^ Самостоятельная работа «Трудовое поведение в рыночных условиях хозяйствования»
Раздел 11. ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИМ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
Тема 11.1 Социальная сущность удовлетворенности трудом.

Студент должен:

иметь представление:

  • о социальной удовлетворенности трудом;

знать:

  • элементы, характеризующие отношение работников к труду;

  • возможные критерии удовлетворенности и неудовлетворенности работника трудом на предприятии.

уметь:

    • анализировать факторы, влияющие на удовлетворенность трудом;


Отношение работников к труду в зависимости от факторов, оказывающих на него влияние: внешнее, внутреннее. Влияние удовлетворенности на эффективность и качество труда работников.
Раздел 12. ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ РАБОТНИКОВ

Тема 12.1 Сущность и структура трудовой адаптации.

Студент должен:

иметь представление:

  • о сущности и структуре трудовой адаптации;


знать:

  • виды адаптации;

  • возможные этапы карьеры.

уметь:

    • анализировать эффективность различных видов адаптации.

иметь навык:

- анализа эффективности видов адаптации.

Трудовая адаптация первичная и вторичная. Стадии адаптации: ознакомление, приспособление, идентификация (личные цели отождествляются с целями трудовой организации). Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации. Квалификационное продвижение на предприятии.
Раздел 13. ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ

Тема 13.1 Трудовой конфликт.

Студент должен:

иметь представление:

  • о сущности трудового конфликта;


знать:

  • в каких случаях возникает трудовой конфликт;

  • основные типы разрешения.

уметь:

    • нивелировать последствия трудового конфликта;

иметь навык:

      • разрешения трудового конфликта

Открытый и закрытый тип трудового конфликта. Негативные последствия трудового конфликта. Позитивные функции трудового конфликта. Разрешение трудового конфликта.
Раздел 14. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В СФЕРЕ ТРУДА

Тема 14.1 Социальные гарантии и механизм социальной защиты работника.

Студент должен:

иметь представление:

  • о социальных гарантиях и механизмах социальной защиты работника;


знать:

  • принципы социальной защиты;

  • основное предназначение социальных гарантий.

уметь:

    • пользоваться основными социальными гарантиями;

иметь навык:

      • анализировать механизмы социальной защиты



Социальная защита – необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Основные направления социальной защиты. Социальные гарантии – основа социальной защиты.

Тема 14.2 Основные направления социальной защиты.

Студент должен:

иметь представление:

  • об основных направлениях социальной защиты;

знать:

    • общую характеристику социально-трудовых отношений;

    • сущность проблемы отчуждения;

    • принципы и опыт организации социального партнерства;

уметь:

    • анализировать основные социальные гарантии в РФ;

    • увязывать основные направления социальной защиты и конституционные права;

иметь навык:

      • применения принципов социального партнерства;


Основные направления социальной реформы в РФ и их соотношения с главными направлениями социальной защиты. Проблемы отчуждения . Теоретические основы и предпосылки социального партнерства. Социальные гарантии на предприятии.

^ Тема 14.3 Социальная защита – необходимый элемент функционирования любого развитого государства.

Студент должен:

иметь представление:

  • об основных направлениях социальной защиты в современных развитых странах и в РФ;

знать:

    • современные характеристики понятия «справедливость»;

    • принцип равных свобод;

    • принцип равных возможностей;

    • Принцип обеспечения достойного существования бедных;

    • экономическое понятие «социальной справедливости»


уметь:

    • анализировать реальные достижения в развитии социальной защиты граждан РФ;

иметь навык:

      • применения механизмов социальной защиты;



Основные направления социальной защиты в современных развитых странах и в РФ. Современные характеристики понятия «справедливость». Принцип равных свобод. Принцип равных возможностей. Принцип обеспечения достойного существования бедных. Экономическое понятие «социальной справедливости».


4. Перечень средств обучения
  1. ^

    Персональный компьютер;

  2. Мультимедийная установка;

  3. Слайды;

  4. Презентация;

  5. Наглядные пособия (схемы, таблицы).




Литература:

Основная литература:

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В. «Экономика и социология труда». Учебник для ВУЗов - М: ЮНИТИ, 2000. – 412с.

  2. Кодекс законов о труде РФ с изменениями и дополнениями - М, 2004

  3. Лапуста М.Г. «Предпринимательство. Учебник» - М: ИНФРА - М, 2003 – 292с.

  4. Паничев М.Г. «Организация и технология отрасли» - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2001 – 455с.

  5. Чечевицына Л.Н. «Микроэкономика. Экономика фирмы» - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2000. – 394с.

  6. Генкин Б. М. «Экономика и социология труда» - Издательство норма, 2007 – 471с.

Дополнительная литература:

  1. Раицкий К.А. «Экономика предприятия» Издательство норма, 2007 – 479с.




Похожие:

Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 iconРабочая программа дисциплины (практики) Бухгалтерский учет для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 iconРабочая программа Дисциплины «Маркетинг» для специальностей 080110....
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 iconРабочая программа Дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 iconРабочая программа Дисциплины «Экономическая теория» для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 iconРабочая программа дисциплины Стажировка (практика квалификационная)...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 iconРабочая программа Дисциплины «Бюджет Российской Федерации» для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура для специальностей...
Для специальностей спо: 080110 «Банковское дело», 100401 «Туризм», 080110 «Банковское дело», 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт...
Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 iconРабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 iconРабочая программа дисциплины Информатика для специальностей 080110...
Рецензенты: Кайгородов Е. В., заместитель директора по информатизации и инновациям фгоу спо «Бийский государственный колледж»
Рабочая программа Дисциплины «Экономика и социология труда» для специальностей 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2010 iconРабочая программа Дисциплины «Государственное регулирование экономики»...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница