Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)




Скачать 166.94 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Дата публикации02.03.2014
Размер166.94 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Экономика > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Бийский государственный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Менеджмент»
для специальностей (группы специальностей) 080110.52

Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

(код и наименование специальности)

2010г.


ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией 080110 Менеджмент (по отраслям)
Председатель______________

Ф.А Жихаренко_____________________2010г.

Составлена в соответствии

с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника

по специальности
Заместитель директора

по учебно-методической

работе ______________
Е.В.Фанта

_____________________2010г.





Автор: Негодина Н.Ф, преподаватель ФГОУ СПО «БГК»
Рецензенты : 1. Клюковкин В.К. профессор, заведующий кафедрой «Экономики и предпринимательства» Бийского Технологического Института.

2. Булатова Л.И

Преподаватель экономических дисциплин «БГК»




Содержание .


1

Пояснительная записка

3

2

Тематический план

5

3

Содержание учебной дисциплины

6

4

Перечень средств обучения

11




Литература

^ 1 Пояснительная записка

11


Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для

реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по спец. 080110 «Экономика бухгалтерский учёт» (по отраслям) и является единой для всех форм обучения колледжа, реализующего основные образовательные программы среднего профессионального образования .

Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятий, но и методы управления ими. В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

– о сущности и характерных чертах современного менеджмента

знать:

– цикл менеджмента;

– основные стадии планирования;

– критерии мотивации труда;

– процесс принятия и реализации управленческих решений;

– методы управления конфликтами;

– элементы самоменеджмента;

– особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

уметь:

– применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

– устранять конфликтные ситуации;

– принимать эффективные решения.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Рабочая программа рассчитана на 60 часов (в том числе 20 часов практические занятия, 18 часов - самостоятельная работа) для базового уровня профессионального образования.

Дисциплина «Менеджмент » базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении дисциплины необходимо обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе обучения целесообразно использовать лекцинно-семинарские занятия, де­ловые игры, тренинга, разбор конкретных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятие.

При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств

По окончании изучения дисциплины проводится зачётное занятие.

2 Тематический план


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения

Всего

Практические занятия

Самостоятельные работы

1

2

3

4

5

Введение

2

2







1.Сущность, характерные черты современного менеджмента.

10

6

2

4

2. Внешняя и внутренняя среда организации.

4

4

2




3. Характеристика составляющих менеджмента.

10

6




4

4. Организация. Типы структур организаций.

6

6

2




5. Планирование. Стратегические и тактические планы.

6

6

2




6. Мотивация потребностей.

8

4




4

7. Контроль.

4

4

2




8. Методы управления.

4

4

2




9. Процесс принятия решений.

2

2







10. Управление конфликтами и стрессами.

8

4

2

4

11. Руководство: власть и партнёрство.

4

4

2




12. Самоменеджмент.

4

2

2

2

13. Стили управления.

4

4

2




14. Деловое общение.

2

2







Всего по дисциплине

78

60

20

18




^ 3 Содержание дисциплины
Введение

Студент должен:

иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения ос­новной профессиональной программы по специальности.

Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплина­ми, с теорией и практикой в условиях переходной экономики. Требования, предъявляемые к менеджменту в организациях отрасли. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях равноправия различ­ных форм собственности.

^ Тема 1. Сущность, характерные черты современного менеджмента.

Студент должен:

иметь представление:

– о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

знать:

– этапы развития менеджмента;

– сущность современных подходов в менеджменте.

Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Ис­тория развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента. Современные подходы в менедж­менте: количественный процессный, системный, ситуационный. Их сущность и основные отличия; Национальные особенности менеджмента.

Практическая работа №1

Реализация функций менеджмента
Самостоятельная работа.

Современные школы становления и развития менеджмента развитых стран мира.

^ Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации.

Студент должен:

знать:

– факторы внешней и внутренней среды;

уметь:

– характеризовать влияние факторов внешней среды на деятельность организации.

Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, профсоюзы, законы, государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, НТП.

Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внеш­ней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. ' Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.
Практическая работа №2

Определение влияния факторов внешней среды на деятельность организации.


^ Тема3. Характеристика составляющих менеджмента.

Студент должен:

Иметь представление:

- об организации процесса управления по фирме

- о классификации фирм по принципам

- о сущности классификации фирм

-об особенностях классификации фирм

Знать:

Особенности классификации фирм по принципам:

- виду и характеру хозяйственной деятельности

- правовому положению

- характеру собственности

- принадлежности капитала и контролю

- сфере деятельности.

Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента. современные подходы в менеджменте
Самостоятельная работа.

Подобрать материал по правовому положению фирм

^ Тема 4. Организация. Типы структур организации.

Студент должен:

иметь представление:

– об организации и принципах построения организационной структуры управления; знать

– основные типы структуры организации; уметь:

– составлять заданную структуру;

– определять преимущества и недостатки каждого типа структур.

уметь:

- формировать структуру управления фирмой.

Организация. Принципы построения организационной структуры управления: цели и за­дачи организации, функциональное разделение труда, объем полномочий руководства, соответствии социально-культурной среды, целесообразность числа звеньев. Типы структур организаций:

– по взаимодействию с внешней средой: механическая и органическая;

– по взаимодействию подразделений: традиционные (линейно-функциональные ),

дивизиональные и матричные;

– по взаимодействию с человеком: корпоративная и индивидуалистическая.

Новое в типах организации:

– разработка структуры управления организации

– определение преимуществ и недостатков отдельных управленческих структур ор­ганизации.

Практическая работа №3

Разработка структуры управления фирмой.

^ Тема 5. Планирование. Стратегические и тактические планы

Студент должен:

Знать:

- сущность стратегического и тактического планирования;

уметь:

- .определить главную цель деятельности фирмы (миссию);

- составлять тактический план.

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование, процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегий, управления реализацией стратегии, оценка стратегии.
Тактическое (текущее планирование). Основные этапы тактического планирования:

- определение основных задач, необходимых для достижения целей;

- установления взаимосвязей между основными видами деятельности;

- уточнение ролей и делегирование полномочий;

- оценка затрат времени;

- определение ресурсов;

- проверка сроков и коррекция плана действий

Практическая работа №4:

Планирование деятельности фирмы.

^ Тема 6. Мотивация потребностей.

Студент должен:

знать:

– критерии мотивации;

– первичные и вторичные потребности;

– правила делегирования;

уметь:

правильно осуществлять выбор элементов мотивации.

Мотивация и критерии мотивации труда индивидуальная и групповая мотивация. Ступе­ни мотивации правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первич­ные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Полномочия и ответственность (исполни­тельская и управленческая) правила и принципы делегирования.
Самостоятельная работа.

Подготовить материал по совершенствованию уровня мотивации


^ Тема 7. Контроль.

Студент должен:

знать:

– виды и правила контроля;

– этапы контроля;

уметь:

– составить схему контроля; понятие контроля три этапа контроля:

практического осуществления контроля структурных подразделений фирмы.

иметь навыки:

-практического осуществления контроля структурных подразделений фирмы.
Выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция правила контроля «Управляющая пятерка». Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Составление схемы контроля.
Практическая работа №5.

  1. Разработка схемы организации контроля

  2. Тема 8. Методы управления.

Студент должен:

знать:

– основные методы управления, их достоинства и недостатки;

уметь:

– осуществлять выбор оптимального метода управления.

иметь навыки:

-выбора методов управления.

Понятия методов управления. Направленность, содержания и организационная форма ме­тодов. Классификация методов управления: организационно-распорядительные, эконо­мические, социально-психологические. Характер воздействия: прямое и косвенное. Система методов: моделирования, экспериментирования, экономико-математические и социологические измерения и др.
Практическая работа №6

Разработка методов управления фирмой.
^ Тема 9. Процесс принятия решения.

Студент должен:
знать:

– типы решений

– требования к решениям

– методы принятия эффективного решения
уметь:

– анализировать различные варианты управленческих решений;

– принимать эффективные решения.

иметь навыки:

-выбора правильного управленческого решения.

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матри­цы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адотеционный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.
^ Тема 10. Управление конфликтами и стрессами.

Студент должен:

знать:

– виды конфликтов;

– методы управления конфликтами;

– методы снятия стресса;
уметь:

– решить заданную конфликтную ситуацию;

– определять пути предупреждения стрессовой ситуации.

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадия развития конфлик­та. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управле­ния конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные. Стресс: природа и причины. Методы снятия стресса. Взаимосвязь конфликта и стресса. Пути предупреждения стрессовых ситуаций.
Практичесакя работа №7

Решение заданной конфликтной ситуации.
Самостоятельная работа.

Определить личностный уровень конфликтности.
^ Тема 11. Руководство: власть и партнёрство.

Студент должен:

знать:

– формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
уметь:

– анализировать свои действия во взаимоотношениях с подчиненными.

иметь навыки:

-формирования взаимоотношений с людьми.

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой. Искусство строить отношения с сотрудниками. Имидж (образ) менеджера.
Практическая работа №8

Анализ действий руководителя и подчиненных(на примере своего учебного заведения).
^ Тема 12. Самоменеджмент.

Студент должен:

Знать:

- технику личной работы руководителя;

уметь:

- планировать и организовывать личную работу;

- владеть приёмами релаксации и катарсиса.

иметь навыки:

-планирования работы менеджера.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направ­ления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий режима работы. Рабочее место руководителя, его эр­гономические характеристики. Проведение переговоров, совещаний, бесед, встреч; выбор стиля, распределение ролей, принятие решений. Анализ проводимых мероприятий.
Практическая работа. №9

Организация личной работы руководителя
Самостоятельная работа.

Подготовить материал распорядка дня.
^ Тема 13. Стили управления.

Студент должен:

знать:

– сущность и классификацию стилей управления;

уметь:

– определять стиль управления.

иметь навыки:

- выбора правильного стиля управления

Стили управления и факторы его формирования. «Решётка менеджмента». Определение стиля по «Решётке менеджмента» и характеристика каждого стиля. Виды и совмести­мость стилей. Связь стиля управление и ситуация.
Практическая работа №10

Реализация стилей управления.
^ Тема 14. Деловое общение.

Студент должен:

знать:

– правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

– условия эффективного общения;

уметь:

составить план беседы, совещания, переговоров.

иметь навыки:

-организации совещаний и переговоров.
Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
^ 4 Перечень средств обучения :

Мультимедийный проектор.

Таблицы,слайды по темам

.Методические указания.
Литература. Основная:

1. Герчикова И.Н. Менеджмент - 2-е издание, переработанный и дополненный - М : Банки и биржи, Юнити, 2005,480 с.

2. Гребцова В.Е. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/ Д, «Феникс», 2002,288 с.

3. Ходеев Ф.П. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/ Д, «Феникс», 2002,224 с.

4. Драчева Е.Л. Учебное пособие для студ. Учреждений сред. профессионального ­- 4-е издание. Издательский центр «Академия», 2004,288 с.

5. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Издательство «Зеркало», 2004,488 с.

6. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. ­М.: ИНФРА- М; Новосибирск: НГАЭиУ ,2003,180 с.

7. Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые и игры : учебное пособие 1998,176 с.

Дополнительная:

1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М., Юрист, 2004

2. Карлофф Б. Деловая стратегия. М., 2006.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия.

4. Торшина К. Тестирование при приеме на работу. //Управление персоналом NQ12, 2000.

5. Общий менеджмент. М., ИНФР А, 2005

6. Маккей. Х. Как уцелеть среди акул. М., Экономика. 2004

7. Веснин В.Р. Менеджмент. М., Юрист, 2004.

8. Новая газета N2 61, 2-8 ноября 2000г.


Похожие:

Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) iconРабочая программа дисциплины (практики) Бухгалтерский учет для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) iconРабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) iconРабочая программа дисциплины Основы права для специальностей (группы...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) iconРабочая программа дисциплины (практики) «Экономическая статистика»...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) iconРабочая программа дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) iconРабочая программа дисциплины Налоги и налогообложение для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) iconРабочая программа дисциплины (практики) «Бизнес-планирование» для...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) iconРабочая программа дисциплины Основы права для специальностей (группы...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура для специальностей...
Для специальностей спо: 080110 «Банковское дело», 100401 «Туризм», 080110 «Банковское дело», 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт...
Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы специальностей) 080110. 52 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) iconРабочая программа Дисциплины (практики) Маркетинг для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница