Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет»




Скачать 156.71 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет»
Дата публикации02.03.2014
Размер156.71 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Экономика > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Бийский государственный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины (практики) Менеджмент
для специальностей (группы специальностей) 080110.51 «Экономика и бухгалтерский учет»

(код и наименование специальности)


2010

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией 080110.51
Председатель______________

Ф.А. Жихаренко

_____________________2010 г.

Составлена в соответствии

с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника

по специальности
Заместитель директора

по учебно-методической

работе ______________
Е.В.Фанта

_____________________2010 г

Автор: Шиц Е.А., преподаватель ФГОУ СПО « БГК»
Рецензенты: 1. Емельянова Т.Г., (преподаватель экономических дисциплин ФГОУ СПО «БГК»)
2. Мищенко О.Г., (преподаватель экономических дисциплин ГОУ СПО «БЛТ»)

Содержание



1

Пояснительная записка

4

2

Тематический план

6

3

Содержание учебной дисциплины

7

4

Перечень средств обучения

12




Литература

13



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент» составлена на основе примерной программы и ГОС СПО № 04-0201-Б от 01.09.2002г. и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности 080110.51 «Экономика и бухгалтерский учет» средними специальными учебными заведениями.

Учебная дисциплина "Менеджмент" является единой для всех форм обучения, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.

Одним из главных направлений подготовки специалистов и повышения управленческих знаний является внедрение методов активного обучения студентов. Такие методы приучают к самостоятельному мышлению, ориентации в сложной и быстро меняющейся обстановке, приобретению навыков сбора и анализа материала, умению сделать самостоятельный анализ и дать рекомендации.

Рабочая программа рассчитана на 82 часа ( из них 22 часа - практические занятия)

Изучение этой дисциплины позволяет получить конкретные знания и практические навыки в постановке и обосновании целей управления и в мобилизации усилий персонала для достижения этих целей, дает возможность принимать научно обоснованные решения, систематизировать работу кадров, управлять предприятиями и организациями, как целостными системами.

Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, деловые игры, разбор производственных ситуаций, проведение дискуссий по актуальным проблемам менеджмента, работа с методическими и справочными материалами.

При изучении программного материала необходимо учитывать междисциплинарные связи с такими дисциплинами как «Маркетинг», «Экономика организации», «Основы технологии отрасли» и др.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных работ по проблемам менеджмента в виде докладов, сообщений.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:

- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

- о личности и её структуре;
знать:

- сущность, цели, задачи, функции, методы управления, принципы и закономерности управления;

- сущность, фазы принятия управленческих решений;

- управление конфликтами и стрессами;

- виды и формы власти;

- стили управления;

- требования, предъявляемые к личностно- деловым качествам менеджера.
уметь:

- применять различные методы управления;

- создавать эффективную структуру управления;

- принимать управленческие решения;

- мотивировать деятельность сотрудников;

- решать конфликтные ситуации и находить пути предупреждения стрессовых

ситуаций;

- применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения.
иметь навык:

- использовать методы управления в практической деятельности;

- определять тип организационной структуры управления;

- оценивать компетентность сотрудника при выполнении работы;

- строить эффективные коммуникации;

- использовать методы и технологию проведения деловых переговоров;

Для проверки знаний студентов, по окончании изучения курса проводится экзамен.


  1. ^ Тематический план





Наименование разделов и тем


Макс. учеб. нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения


Самостоя-тельная

работа студента


Всего

Лабораторные работы

Практические

занятия

1

2

3

4

5

6

Тема 1. Предмет, цели и задачи менеджмента

2

2










Итого

2

2










Тема 2. Сущность и характерные черты современного менеджмента, история их развития


18


14





6


4

Итого

18

14




6

4

Тема 3. Система методов управления

4

2




2

2

Итого

4

2




2

2

Тема 4. Принятие решений

22

18




6

4

Итого

22

18




6

4

Тема 5. Коммуникации в организации

6

4




2

2

Итого

6

4




2

2

Тема 6. Управление конфликтами и стрессами


15


12





2


3

Итого

15

12




2

3

Тема 7. Деловое и управленческое общение

15

11




4

4

Итого

15

11




4

4

Всего

82

63




22

19




  1. ^ Содержание учебной дисциплины


Тема 1. Предмет, цели и задачи
Студент должен
иметь представление:

- о назначении и задачах менеджмента;

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения профессиональной образовательной программы по специальности;
знать:

- основные понятия в области менеджмента;

- основные категории менеджмента;
Предмет, цели и задачи дисциплины. Роль и место знаний по дисциплине в подготовке руководителей и специалистов. Связь менеджмента с другими дисциплинами. Основные категории менеджмента: субъекты и объекты управления, прямые и обратные связи, окружающая среда, их взаимосвязь.

^ Тема 2. Сущность и характерные черты современного менеджмента,

история его развития
Студент должен
иметь представление:

- о различных школах и концепциях менеджмента;
знать:

- сущность современных подходов в менеджменте;

- сущность стратегического и тактического планирования;

- виды и правила контроля;

- общие и частные закономерности и принципы управления;


уметь:

- определять миссию организации;

- планировать деятельность организации;

- мотивировать деятельность персонала;

- составлять схему организации контроля;
История развития менеджмента. Основные этапы формирования менеджмента. Школа научного управления, развитие менеджмента в трудах Ф. Тейлора, А.Файоль, Э.Мэйо. Закономерности и принципы управления: общие и частные, понятие и характеристика. Функции управления: понятие и классификация. Общие функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Частные функции: маркетинг, инновация. Стратегическое планирование: понятие, назначение. Этапы стратегического планирования: определение миссии и целей, анализ внешней и внутренней среды (сильных и слабых сторон организации), выбор, реализация, оценка стратегии. Сущность и назначение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Организация и проведение контроля.
^ Практическая работа №1: Решение ситуационных задач по определению функций управления.
Практическая работа №2: Разработка стратегии и её планирование.
Практическая работа №3: Решение ситуационных задач.
^ Самостоятельная работа студентов: Подготовить доклад по теме: Функции управления: понятие и классификация.

Подготовить сообщение по теме: Сущность и назначение контроля, виды контроля.

^ Тема 3. Система методов управления
Студент должен
знать:

- характеристику методов управления.
уметь:

- применять различные методы управления;
иметь навык:

- использовать методы управления в практической деятельности;
Методы управления: классификация, взаимосвязь и взаимозависимость. Экономические методы управления: планирование, государственное регулирование, материальное стимулирование, их сущность, назначение, область применения. Организационно-распорядительные методы управления: организационное нормирование, регламентирование, распорядительное воздействие, их сущность и назначение. Социально-психологические методы управления: понятие, назначение, особенности их применения.
^ Практическая работа № 4: Методы управления.

Самостоятельная работа студентов: Подготовить сообщение по теме: Методы управления: классификация, взаимосвязь.

^ Тема 4. Принятие решений
Студент должен
знать:

- типы управленческих решений;

- виды организационных структур управления;

- основные категории работников аппарата управления;

- методы подбора управленческих кадров;
уметь:

- принимать эффективные решения;

- осуществлять подбор управленческих кадров;
иметь навык:

- определять тип организационной структуры управления;

- оценивать компетентность сотрудника при выполнении работы;
Управленческое решение: понятие, сущность, классификация; требования, предъявляемые к управленческим решениям. Основные типы организационных структур управления: линейная, функциональная, комбинированная.

Организация труда в аппарате управления Основные категории работников аппарата управления и характер их труда. Методы подбора управленческих кадров: изучение личных документов, личная беседа, тестирование или анкетирование, испытательный срок. Оценка компетентности сотрудника при выполнении работы.
^ Практическая работа № 5:Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Практическая работа № 6: Принятие управленческих решений.

Практическая работа № 7:Упражнения по составлению заданной структуры управления
^ Самостоятельная работа студентов: Подготовить сообщение по теме: Основные типы организационных структур управления: линейная, функциональная, комбинированная.

Подготовить сообщение по теме: Основные категории работников аппарата управления и характер их труда.

Работать с периодической печатью по теме: Организация труда в аппарате управления.

^ Тема 5. Коммуникации в организации
Студент должен
знать:

- виды и уровни коммуникаций;
иметь навык:

- строить эффективные коммуникации;

Коммуникация: понятия, виды, роль в организации. Помехи в развитии коммуникаций (искажение сообщений, информационные перегрузки). Эффективные коммуникации.
^ Практическая работа № 8: Оценка влияния неудовлетворительных коммуникаций на систему управления.
Самостоятельная работа студентов: Подготовить сообщение по теме: Коммуникация: понятия, виды, роль в организации.

^ Тема 6. Управление конфликтами и стрессами
Студент должен
знать:

- виды и причины конфликтов;

- методы управления конфликтами;

- сущность, природу стресса;

- формы власти;

- лидерские качества;

- стили управления;

- признаки и функции трудового коллектива;
уметь:

- разрешать конфликтные ситуации;

- находить пути предупреждения стрессовых ситуаций;

- применять стили управления;

- определять признаки трудового коллектива;

Конфликты в организации: понятие, природа. Виды конфликтов: межличностный, групповой, между личностью и группой, межгрупповой. Стресс: понятие, природа и причины возникновения. Понятие власть, формы власти. Авторитет руководителя. Коллектив и личность. Формирование трудового коллектива. Признаки и функции трудового коллектива. Формальные и неформальные группы.
^ Практическая работа № 9 : Упражнения по выявлению индивидуальных лидерских качеств.
Самостоятельная работа студентов: Подготовить доклад по теме: Психология руководства. Управление стрессами и конфликтами.

^ Тема 7. Деловое и управленческое общение
Студент должен
знать:

- правила ведения деловой беседы;

- условия эффективного общения;

- формы построения взаимоотношений;

- функции управленческого общения;
уметь:

- - планировать и регулировать организационную культуру фирмы;

- использовать распорядительную информацию;

иметь навык:

- использовать методы и технологию проведения деловых переговоров;
Деловое и управленческое общение: понятие и назначение. Распорядительная информация и её виды. Особенности и правила ведения деловых бесед, совещаний и переговоров. Служебные контакты и беседы. Понятие и содержание организационной культуры фирмы.
^ Практическая работа № 10 : Планирование и регулирование организационной культуры фирмы.
Практическая работа №11: Стили руководства.
Самостоятельная работа студентов: Подготовить сообщение по теме: Стили руководства.

Работать с периодической печатью по теме: Понятие и содержание организационной культуры фирмы .
^ 4 Перечень средств обучения


  1. Раздаточный материал по теме: Методы управления: классификация, взаимосвязь (схемы).

  2. Раздаточный материал по теме: Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений.

  3. Раздаточный материал по теме: Организационные структуры управления (схемы).

  4. Раздаточный материал по теме: Коммуникация: понятие, роль в организации.

  5. Раздаточный материал по теме: Стили руководства.


Литература

Основная



  1. Максименко Г.Б. Менеджмент.Уч.пособие.-2-ое изд.,М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2007.

  2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие. – Ростов-на Дону: Феникс,2000.



Дополнительная


  1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА, 2001.

  2. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Ч.1. Менеджер и менеджмент. ч.2.

  3. Менеджерское искусство. – М., 1992.

  4. Юкаева В.С. Управленческое решение. Учебное пособие – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

  5. Вершигора О.С. Наумов Л.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1996.

  6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Юнити, 2000.

  7. Лукашевич В.В. Управление персоналом. Учебное пособие, М.: «Экономика», 2001.


Нормативная


  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – ИПК. Издательство стандартов, 2001.




Похожие:

Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет» iconРабочая программа дисциплины (практики) Бухгалтерский учет для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет» iconРабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет» iconРабочая программа Дисциплины (практики) Маркетинг для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет» iconРабочая программа дисциплины (практики) Управление качеством для...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет» iconРабочая программа дисциплины (практики) «Экономическая статистика»...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет» iconРабочая программа дисциплины (практики) «Бизнес-планирование» для...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет» iconРабочая программа дисциплины Основы права для специальностей (группы...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет» iconРабочая программа дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет» iconРабочая программа дисциплины Налоги и налогообложение для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей (группы специальностей) 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет» iconРабочая программа дисциплины Основы права для специальностей (группы...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница