Скачать 3.86 Mb.
|
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и научной работе Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации ____________ З.Н. Мирзагалямова ______________ Учебное пособие по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» (торговля и общественное питание) для студентов всех форм обучения Казань 2010 Составитель: Ахметзянова С.С. Учебное пособие по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» (торговля и общественное питание). Учебное пособие. - Казань: Казанский кооперативный институт, 2010.- 306 с. Обзорные лекции предназначены для выпускников специальности «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)», которые осуществляют подготовку к государственному аттестационному экзамену. Пособие содержит сокращенные ответы на примерные вопросы государственного аттестационного экзамена, а также примерные схемы решения задач, наиболее часто встречающихся в заданиях на государственных аттестационных экзаменах по специальности «Экономика и управление на предприятии». Рецензент: д.э.н., профессор Л.Н. Сафиуллин к.э.н., доцент З.Н. Мирзагалямова обсуждено и рекомендовано к изданию решением кафедры «Экономика и управление на предприятии» от 03.09.2010, протокол №1. Зав. кафедрой С.С. Ахметзянова одобрена Методическим советом института от 05.10.2010, протокол №2 Председатель З.Н. Мирзагалямова ©Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2010 ©Ахметзянова С.С. 2010 ^ Итоговый междисциплинарный экзамен является формой итоговой государственной аттестацией выпускников Российского университета кооперации по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание). Итоговый междисциплинарный экзамен направлен на выявление теоретической подготовки и умений выпускников решать профессиональные задачи с учетом знаний, полученных по дисциплинам «Экономика и планирование на предприятии», «Маркетинг», «Финансы предприятия»,«Финансовое планирование». Программа междисциплинарного экзамена содержит перечень основных вопросов по указанным дисциплинам, критерии оценки знаний и список рекомендованной литературы. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования выпускники специальности 080502 по циклу специальных дисциплин должны: ^ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080502 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИИ (ТОРГОВЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ) Требования к профессиональной подготовленности специалиста Специалист должен:
знать:
уметь: - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; - систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты; - использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии; владеть: - специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке; - навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; - навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности; - методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия; - методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии; - методами исследований затрат рабочего времени и анализа качества норм; методами нормирования труда, разработки нормативов по труду; - методами финансового планирования на предприятии; - методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления; а также уметь решать следующие задачи по видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая • организовывать производственные процессы на предприятии отрасли; • разрабатывать организационно управленческие структуры предприятия, положения о подразделениях; должностные инструкции; • проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли; • рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства; • разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат планово-экономическая • разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений; • разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов (создание или реорганизация предприятия, освоения производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств); • составлять калькуляции себестоимости продукции; • определять доходы и расходы предприятия; • разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги); • рассчитывать сметы комплексных расходов; • осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия проектно-экономическая • проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов; • осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций финансово-экономическая • разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств; • формировать планы инвестиций; • осуществлять финансовый анализ; • контролировать управление оборотными средствами; • обосновывать потребность и выбор источников финансирования; • осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций аналитическая • проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия различных организационно-правовых форм; • проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия; • определять тенденции развития предприятия; • проводить анализ бюджетов (сметы) внешнеэкономическая • планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия; • оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены; • определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности предпринимательская • создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития; • разрабатывать маркетинговую политику предприятия; • определять конкурентоспособность предприятия; • рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги; научно-исследовательская деятельность • проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; • основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; научных основ организации производства и труда. ^ Раздел 1. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Функции и виды предприятий торговли и питания, государственное регулирование их деятельности. Содержание и организация экономической работы на предприятиях торговли и питания. Планирование деятельности предприятий торговли и питания: задачи, организация, виды планов, плановые показатели. Экономический анализ в системе управления предприятием. Экономические ресурсы предприятий торговли и питания: формирование, эффективность использования. Экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятия. Основные фонды предприятий торговли и пути повышения эффективности их использования. Воспроизводство основных фондов в торговле. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятий. Управление оборотными средствами в торговых предприятиях. Ресурсы рабочей силы предприятий торговли и питания: состав, особенности формирования, эффективность использования. Оборот розничной торговли: экономическое содержание, современные подходы к анализу и планированию. Товарное обеспечение оборота розничной торговли: анализ и планирование. Показатели по труду: экономическое содержание, анализ и планирование. Издержки обращения: экономическая сущность, классификация, факторы, влияющие на издержки обращения предприятий торговли. Управление издержками на предприятиях торговли и питания. Доходы на предприятиях торговли и питания, их содержание, виды, пути увеличения. Ценовая политика предприятий торговли и питания, экономическое обоснование размеров торговых надбавок (наценок). Экономическая сущность, значение, виды прибыли, управление формированием прибыли на предприятиях торговли и питания. Рентабельность деятельности предприятий торговли и питания: сущность, показатели, значение в условиях конкуренции, пути повышения. Финансовые ресурсы предприятий торговли и питания: формирование и использование. Оценка финансового состояния предприятий торговли и питания: значение, задачи, показатели. Экономическое обоснование финансового плана торговой организации. Разработка стратегии развития организаций торговли: значение, задачи, этапы, целевые ориентиры и индикаторы. Эффективность и конкурентоспособность предприятий торговли, оценка, пути повышения. ^ Понятие отрасли, основные признаки существования отрасли. Отраслевая структура экономики и её влияние на эффективность использования ресурсов. Отрасль и рынок, их соотношение. Экономические границы отрасли. Сущность торговли, ее место и роль в национальной экономике, современные тенденции развития. Оптовая и розничная торговля: сущность, функции, тенденции развития. Интеграционные процессы в торговле. Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговой отрасли. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Отраслевая и региональная структура экономики, их взаимосвязь и противоречия. Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов. ^ Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Понятие о маркетинговых исследованиях, их виды. Информационное обеспечение маркетинговых исследований. Характеристика источников информации о рынке. Методы сбора информации о рынке. Анкетные опросы, наблюдение, имитация, эксперимент. Методы анализа маркетинговой информации. Характеристика методов прогнозирования элементов рынка. Маркетинговая среда и ее структура. Сегментирование рынка и выбор целевого рынка. Позиционирование товара на рынке. Управление маркетингом: ситуационный анализ, маркетинговый синтез, стратегическое планирование, тактическое планирование, маркетинговый контроль. Понятие о конкуренции и конкурентоспособности товара и фирмы. Виды конкуренции. Маркетинговая оценка конкурентоспособности товара. Модель покупательского поведения, факторы, влияющие на покупательское поведение. Процесс принятия решения о покупке. Понятие о стратегическом планировании. Виды стратегии. Планирование маркетинга как одна из функций управления маркетингом. Маркетинговый контроль. ^ На итоговом междисциплинарном экзамене проверяются и оцениваются: 1) Теоретические знания по вопросам экономики и планирования на предприятии, Экономика отрасли, маркетинг. 2) Умение применять теоретические знания при выполнении ситуационных задач. «Отлично» - правильное решение ситуационной задачи, верные выводы и объяснение полученных результатов, полные ответы на теоретические вопросы. «Хорошо» - верное решение ситуационной задачи, правильные ответы на теоретические вопросы. Допускаются незначительные погрешности в трактовке теоретических положений или неточности в решении задачи. «Удовлетворительно» - ход выполнения ситуационной задачи правильный, но допущены ошибки в расчетах, выводы неполные. Ответы на вопросы изложены схематично и недостаточно конкретны. |
![]() |
Программа итогового междисциплинарного экзамена для студентов специальности... Итоговый междисциплинарный экзамен является формой итоговой государственной аттестацией выпускников Российского университета кооперации... |
![]() |
Программа производственной практики для студентов 4 курса очной формы... Вахитов Г. З. Программа производственной практики для студентов 4 курса очной формы обучения и 5 курса заочной формы обучения специальности... |
![]() |
Программа производственной и преддипломной практики для студентов... Шевелева Я. Ф. Программа производственной и преддипломной практики для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика... |
![]() |
Расписание занятий студентов 3 курса специальности 080502. 65 «Экономика... |
![]() |
Центросоюза российской федерации Специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» |
![]() |
Итоговый междисциплинарный экзамен специальность 080502. 65 «Экономика... Вопросы по дисциплинам «Экономика, анализ и планирование на предприятиях торговли и питания» и «Экономика отрасли» |
![]() |
Высшего профессионального образования центросоюза российской федерации... Об утверждении тем выпускных квалификационных работ и научных руководителей студентам 3 курса очной формы сокращенного срока обучения... |
![]() |
Высшего профессионального образования центросоюза российской федерации... Об утверждении тем выпускных квалификационных работ и научных руководителей студентам 5 курса очной формы полного срока обучения... |
![]() |
Высшего профессионального образования центросоюза российской федерации... Об утверждении тем выпускных квалификационных работ и научных руководителей студентам 5 курса очной формы полного срока обучения... |
![]() |
ЭК4- 81с график учебного процесса студентов-заочников 4 курса по специальности «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» (на базе спо) |