Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент»




Скачать 101.72 Kb.
НазваниеАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент»
Дата публикации07.03.2014
Размер101.72 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Экономика > Документы


АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина ОПД.Ф.9 «Менеджмент»
Семестр: 9

Количество часов: 205

Промежуточная аттестация: экзамен
Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина федерального компонента «Менеджмент» включена в общепрофессиональный цикл дисциплин учебного плана подготовки специалистов по специальности 080401.65 Товароведение и экспертиза товаров (в области товароведения, экспертизы и оценки товаров во внутренней и внешней торговле). Она базируется на теоретических основах и практических навыках, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Философия», «Социология», «Психология и педагогика», «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Правоведение», «Хозяйственное (торговое) право», «Маркетинг», «Информатика» и других, является основой для изучения управленческих дисциплин («Риск менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент» и др.), позволяет студентам получить знание и умения по руководству предприятием и сбытом продукции.

В условиях развития рыночных отношений специалистам в области товароведения, экспертизы и оценки товаров во внутренней и внешней торговле необходимы современные знания по вопросам эффективного управления формированием и функционированием производственных, торговых и иных организаций, их трудовых коллективов при производстве и реализации товаров; собственной деятельностью, исходя из требований конкретной ситуации.


Теоретические и практические знания и навыки по указанным и другим, связанным с этим вопросам, позволяют сформировать рациональное управленческое мышление, необходимое специалисту для достижения как собственного успеха в деловой конкурентной среде, так и успеха руководимого им коллектива и организации в целом.
^ Цель дисциплины:

Сформировать у студентов современное мировоззрение в области менеджмента, профессиональные навыки и знания, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения при организации торгово-коммерческой деятельности, товароведения, экспертизы и оценки товаров, решении хозяйственных, социальных и иных проблем в условиях рыночной экономики.
Задачи:

– обучить студентов теоретическим основам менеджмента, позволяющим им овладеть современными методами управления организацией, ее структурными подразделениями; комплексному, многофакторному подходу к рассмотрению проблем организации и принятию управленческих решений, учитывая социально-экономические аспекты управления;

  • развить у студентов самостоятельность мышления при разра-ботке миссии, целей и задач хозяйственной организации; творческий подход при анализе конкретных практических ситуаций хозяйственной деятельности в современных рыночных условиях; гибкое реалистичное мышление, опирающееся на современные тенденции развития хозяйственных организаций.


^ Содержание дисциплины:

Раздел 1. Теоретико-методологические основы дисциплины

Тема 1. Введение в менеджмент

Общая характеристика учебной дисциплины. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном плане. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами. Объем дисциплины и виды учебной работы. Краткое содержание и особенности изучения дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Оценка результатов обучения. Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента (функции, методы, субъект и объект, звено, структура, система управления, другие). Управление, бизнес, менеджмент. Менеджер и предприниматель, бизнесмен.

Качества, необходимые менеджеру при производстве и реализации товаров в современных рыночных условиях.

^ Тема 2. Возникновение и развитие менеджмента

Исторические предпосылки возникновения науки управления.

Эволюция концепций менеджмента: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа человеческих отношений и науки поведения. Основные представители и их вклад в развитие науки управления.

Современные концепции и учения об управлении: использование экономико-математических методов, подход к управлению как процессу, стратегический подход, системный подход, ситуационные теории.

Проблемы современного менеджмента в развитых зарубежных странах.

Особенности развития российского менеджмента.

Проблемы российского менеджмента в условиях становления рыночных отношений.

Раздел 2. Организация в условиях рыночной экономики

^ Тема 3. Организация как система

Понятие и экономическая сущность организации. Организация как открытая система. Системные принципы и законы организации. Миссия, цели, задачи, ресурсы, жизненный цикл организации.

Понятие, сущность и виды собственности. Классификация организаций в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм, видов деятельности и других признаков.

Коммерческие и некоммерческие организации. Особенности создания организаций и управления ими в зависимости от правовых форм.

^ Тема 4. Внутренняя и внешняя среда организации

Основные элементы внутренней среды организации и их взаимосвязь. Анализ внутренней среды с точки зрения достижения целей и задач организации, функционирования производства, использования ресурсов, организации управления, маркетинга, финансов и учета, другого. Сильные и слабые стороны организации.

Внешняя среда организации. Факторы прямого, условно-прямого и косвенного воздействия. Анализ факторов внешнего воздействия. Особенности анализа внешнего воздействия при производстве и реализации товаров, организации внешнеэкономической деятельности.

Взаимосвязь внешней и внутренней среды организации. Современные методы анализа.

^ Тема 5. Организационная структура управления и типы организаций

Организационная структура управления: понятие и основные подходы к ее формированию. Факторы проектирования организации: внешняя среда, технология работы, стратегический выбор. Элементы проектирования организации: разделение труда и специализация; департаментизация и кооперация; связи в организации и их координация; масштаб управляемости и контроля; иерархия в организации и ее звенность; распределение прав, обязанностей и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция. Типы структур управления, их достоинства и недостатки.

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой: механистический, органический. Типы организаций по взаимодействию подразделений: традиционная (бюрократическая) с комбинацией линейной и функциональной схем организационных структур, дивизионная (отделенческая) схема, проектная и матричная схемы организационных структур. Типы организаций по взаимодействию с человеком: корпоративная, индивидуалистская.

Новые типы организаций: эдхократическая, многомерная, партисипативная, предпринимательская.

Формальные и неформальные группы в организации.

Раздел 3. Механизмы и процессы менеджмента

^ Тема 6. Функции менеджмента

Функции менеджмента: общие, частные, вспомогательные.

Понятие, сущность, основные особенности общих функций: прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации и стимулирования, учета, контроля, руководства.

Влияние целей, задач, стратегии организации, внешней и внутренней среды, отраслевых особенностей на содержание функций менеджмента в организации.

Профессиональная направленность частных функций управления.

Вспомогательные функции – техническая основа для повышения эффективности выполнения общих функций управления.

Взаимосвязь и динамичность общих, частных и вспомогательных функций в системе управления.

Правильное распределение функций между структурными подразделениями, исполнителями – важный фактор повышения эффективности управления в организации.

^ Тема 7. Методы управления

Понятие, сущность и классификация методов управления.

Правовые методы управления: дисциплинарно-правовые и нормативно-правовые методы управления, их сущность и содержание.

Организационно-распорядительные (административные) методы управления: организационные – регламентирование, нормирование, методическое инструктирование, их сущность и содержание; распорядительные – приказ, распоряжение, указание, резолюция, предписание; их особенности, содержание, значение.

Экономические методы управления на макро- и микроуровне: виды, сущность и содержание.

Социально-психологические методы управления: виды, особен-ности, сущность и содержание. Воздействие на поведение людей. Методы формирования и развития трудового коллектива, методы гуманизации отношений, психологического побуждения, другие.

Особенности управления в организациях зарубежных стран.

^ Тема 8. Информационное обеспечение и коммуникации
в системе управления


Информационное обеспечение процесса управления. Понятие, сущность, виды и свойства информации. Требования, предъявляемые к информации для обеспечения процесса управления в организации.

Коммуникации в системе управления. Общее понятие коммуни-кации, элементы, этапы. Виды коммуникаций и их характеристика. Коммуникационные связи, сети, стили. Невербальная коммуникация. Коммуникационные барьеры и способы их преодоления.

^ Тема 9. Управленческие решения

Понятие и сущность управленческих решений. Проблемы как предпосылки принятия решений. Требования к управленческим решениям. Классификация управленческих решений. Типовые процедуры подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений. Методы подготовки, оценка вариантов и принятие решений. Организация выполнения принятых решений и контроль.

^ Тема 10. Мотивация деятельности

Сущность понятий: мотивация, потребности, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование. Связь мотивации с целенаправленным поведением человека. Мотивационный процесс: возникновение потребностей, поиск путей устранения потребности, определение целей (направления) действия, осуществление действия, получение вознаграждения, устранение потребности. Методы мотивации.

Содержательные теории мотивации, их сущность и особенности: теория иерархии потребностей Маслоу; теория Альдерфера; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации, их сущность и особенности: теория справедливости; теория ожидания; теория постановки целей; концепция партисипативного управления.

Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.

Раздел 4. Основы руководства трудовым коллективом

^ Тема 11. Управление персоналом

Персонал организации: производственный, управленческий; понятие, особенности, характеристика, состав, структура.

Профессия и квалификация. Должность и ее разновидности. Регламентация должностных прав и обязанностей.

Основные методы и направления работы с персоналом: планирование персонала, формирование штатного расписания, подбор и расстановка кадров, адаптация сотрудников, развитие персонала, служебно-профессиональное продвижение, формирование команды, управление дисциплиной, аттестация сотрудников, высвобождение. Особенности подбора, адаптации, подготовки и развития управленческого персонала.

Зарубежный опыт подготовки персонала.

^ Тема 12. Формы власти и влияния

Понятие, сущность и цели власти и влияния. Основы власти: организационная, личностная, их виды, источники. Основные черты и особенности эталонной, экспертной, харизматической, рациональной власти, других. Сильные и слабые стороны различных форм власти.

Способы реализации власти. Делегирование полномочий.

^ Тема 13. Основные теории лидерства и стили руководства

Природа и содержание понятия лидерства. Лидер и менеджер. Эффективное лидерство. Подходы к изучению лидерства. Одномерные и многомерные стили управления.

Традиционные теории лидерства: лидерских качеств; лидерского поведения; ситуационного лидерства.

Современные концепции лидерства: атрибутивного лидерства; харизматического лидерства; преобразующего лидерства.

Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Органические функции руководителя.

^ Тема 14. Управление конфликтами, стрессами и изменениями

Понятие конфликтов, основные причины, классификация, этапы конфликтов, способы профилактики и методы преодоления конфликтов.

Стресс, его причины и пути преодоления.

Процесс изменений в организации: причины, возможность, основные направления.

Инновационные изменения: понятие, сущность, управление, формирование инновационного климата. Особенности инновационного менеджмента при производстве и реализации товаров.

Реинжиниринг – радикальное изменение в деятельности организации: сущность, условия, основные этапы.

Основные принципы и этапы управления изменениями.

^ Тема 15. Самоменеджмент

Понятие и сущность самоменеджмента, его необходимость и возможность, цель, функции, основные составляющие, методы и техника самоменеджмента.

Самоменеджмент руководителя, его особенности, методы и техника.

Раздел 5. Качество и эффективность управления

^ Тема 16. Эффективность менеджмента организации

Понятие и сущность эффективности менеджмента. Экономическая эффективность управления организацией. Критерии и показатели экономического эффекта и эффективности управления.

Социальная роль и эффективность менеджмента.

Повышение эффективности руководства.

Критерии эффективности зарубежных компаний.
^ Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Менеджмент» товаровед должен:

знать: теорию менеджмента: сущность, содержание, закономерности, принципы и функции менеджмента, ключевые цели организации по функциональным подсистемам; виды организаций; организационную структуру управления организацией; методы управления; процесс подготовки и принятия решений по различным аспектам деятельности; управление персоналом; теории мотивации и принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда; формы власти и влияния, основные теории лидерства и стили руководства; управление конфликтами, стрессами и изменениями; самоменеджмент; основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем;

уметь: прогнозировать, планировать, организовывать, координировать, мотивировать, учитывать и контролировать работу отдельных специалистов, трудовых коллективов, организации в целом и ее структурных подразделений; проектировать организационную структуру управления; разрабатывать систему мотивации персонала; выбирать стиль управления, профессионально управлять дисциплиной, управления организацией; осуществлять инновационную деятельность;

владеть навыками: в области формирования организации, ее функций, видов деятельности, выбора организационно-правовой формы, проектирования организационной структуры управления, комплексного использования методов управления, принятия управленческих решений, мотивации трудовой деятельности, преодоления конфликтных ситуаций в производственной среде, самоменеджмента.


Похожие:

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 2 «Менеджмент» Семестр
Дисциплина «Менеджмент» включена в цикл общепрофессиональных дисциплин федерального компонента учебного плана подготовки специалиста...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 «Логистика» Семестр
«Экономическая теория», «Менеджмент», «Коммерческая деятельность», «Экономика предприятия», «Основы маркетинга», «Товароведение,...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Менеджмент, профиль «Менеджмент организаций». Дисциплина «Информационный менеджмент» содержательно дополняет дисциплину базовой части...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Менеджмент. Дисциплина «Менеджмент делового взаимодействия» содержательно дополняет дисциплину базовой части «Теория организации...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Дисциплина по выбору «Методы экономического анализа» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебных планов...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. В1...
Дисциплина по выбору «Педагогические коммуникации» включена в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана подготовки специалистов...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Риск-менеджмент включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебного плана подготовки магистров по направлению...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Общепрофессиональная дисциплина «Менеджмент» включена в дисциплины профессионального цикла учебного плана подготовки специалистов...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф....
Дисциплина федерального компонента «Международное частное право» включена в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана подготовки...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Дисциплина по выбору «Формирование педагогического мастерства» включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница