Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану




Скачать 437.45 Kb.
НазваниеРабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану
страница1/3
Дата публикации08.03.2014
Размер437.45 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Утверждаю:

Декан агрономического

факультета, профессор

Есаулко А.Н.

«___»__________2013 г.


ДН(М).Ф.10 РАСТЕНИЕВОДСТВО
Рабочая программа по направлению

110200. 62 – Агрономия (Бакалавр сельского хозяйства)

Очный факультет


Ставрополь, 2013

Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол № 1 от 2 сентября 2013г. на методической комиссии агрономического факультета)


^ Данные по рабочему учебному плану:

часов зачетн.

единиц

Трудоемкость по Госстандарту______________ 200 5,56
из них:

самостоятельная работа____________ 100 2,78

аудиторные занятия_______________ 96 2,67

КСР ___________________________ 4 0,11

в том числе:

лекции___________________________ 46 1,28

лабораторные____________________ 50 1,39



семестр

1

2

3

4

5

6

7

8

недель в семестре
















16

15




часов в неделю
















2

2




форма контроля:

























экзамен



















Х




зачет
















Х







курсовая работа



















Х





^ Структура рабочей программы по растениеводству.

Содержание дисциплины растениеводство.

С учетом современных требований к инновационному высшему сельскохозяйственному образованию, достижений агрономической науки, потребностей производства, при подготовке агрономов внимание должно уделяться как теоретическим основам растениеводства, так и практическому приложению знаний для совершенствования технологий возделывания различных культур. Это позволит увеличить производство экологически чистой и качественной продукции, повысить продуктивность и экономичность этой важнейшей отрасли сельскохозяйственного производства.

Интеллектуальная составляющая полученного образования в области растениеводства должна обеспечить студенту в практической работе возможность глубокого понимания стоящих перед производством задач, а именно перевода его на инновационный путь развития с привлечением инвестиционного потенциала, социально-экономических, организационных и институциональных механизмов в условиях рыночной экономики.

^ Цель дисциплины: Дать студентам знания о растениеводстве как науке, а также отрасли производства, основной задачей которой является выращивание растений для получения продукции, обеспечивающей население продуктами питания, животноводство кормами, перерабатывающую промышленность сырьем. В современных условиях у студента необходимо сформировать представление о роли растениеводства в обеспечении населения продовольствием в мире, нашей стране и различных её регионах, а также дать представление о состоянии мировой торговли продовольствием и месте нашей страны в этом процессе. Необходимо показать возрастающую роль растениеводства в современном мире в связи с обострением проблем изменений климата, истощением запасов пресной воды, энергоресурсов, минерального сырья, деградацией почвенного плодородия, нарастанием негативного влияния других факторов.

Студентам необходимо дать понимание роли системного подхода и системного анализа, то есть современной методологии и методов научного анализа, необходимых как для правильного понимания теоретических положений курса растениеводства, так и важности его использования для эффективного практического их приложения.

Важнейшей задачей курса растениеводства является формирование у студентов представлений о месте растениеводства в системах земледелия и АПК, необходимости учитывать сложность всех внутренних и внешних взаимосвязей и взаимозависимостей в этой сложной иерархической системе для правильного представления о сути и значимости принимаемых в растениеводстве решений.

Студентам необходимо дать представление о растениеводстве как науке, интегрирующей знания очень многих фундаментальных и прикладных наук, а также вкладе выдающихся ученых нашей страны в развитие этой науки.

В курсе растениеводства необходимо изложить исчерпывающие знания об объектах изучения, относящихся к этой дисциплине, то есть группе культур, возделываемых в полевых условиях. Здесь важно дать знания об их происхождении, ботанической классификации, морфологическом строении, особенностях роста и развития, требованиях, предъявляемых к условиям среды.

В эволюции растений важное место занимали условия среды, поэтому необходимым в курсе растениеводства является изучение центров происхождения культурных растений, а также тех биологических особенностей, которые они в связи с этим приобрели.

Необходимо раскрыть суть учения академика Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Знание специфических биологических свойств различных групп растений в связи с ареалами их происхождения позволит студентам понять адаптивные возможности использования различных видов растений для возделывания в различных регионах страны.

Важное место в курсе растениеводства необходимо отвести изучению существующих ботанико-физиологических и производственных группировок полевых культур. Объяснить суть и значение биолого - физиологических (растения длинного и короткого дня) и ботанических (семейства, виды, роды, разновидности, сорта) классификаций. Показать значение хозяйственных группировок, используемых в производственной деятельности. При этом необходимо разъяснить суть разных подходов к выделению соответствующих групп и классификаций.

Важнейшим условием формирования высокого урожая хорошего качества у культурных растений является научно обоснованная адаптация их к различным условиям среды и используемым технологиям. Поэтому с одной стороны студентам необходимо дать представление об особенностях почвенно-климатических условий для возделывания культурных растений в различных регионах мира, у нас в стране и регионе, а с другой, сформировать у них представление о необходимости изучения требований самого растения к факторам среды.

В связи с этим, важнейшим разделом курса растениеводства является изучение требований, предъявляемых растениями к длине дня, уровню освещенности, температуре, влагообеспеченности, типу и строению почвы, уровню её плодородия. Подробного рассмотрения требуют вопросы изменения потребностей растения в факторах среды на разных этапах роста (фазы) и онтогенетического развития (этапы органогенеза), а также такие физиологические особенности растений как жаростойкость, засухоустойчивость, морозостойкость, Холодо- и солеустойчивость. Именно эти знания являются основными критериями адаптивного растениеводства, а также основой агротехники, позволяющей удовлетворить биологические потребности растений, то есть реализовать потенциальные возможности растений для получения высокого урожая с отличным качеством продукции.

Необходимо рассмотреть различные приемы совершенствования современных технологий возделывания культур в зависимости от почвенно-климатических условий, используемых сортов, систем земледелия и машин, раскрыть суть приемов экологизации и интенсификации технологий возделывания. Важное место в курсе растениеводства должны занять вопросы о сути современных инновационных ресурсосберегающих технологий на базе сельскохозяйственной техники нового поколения, а также путях и методах их использования в производстве.

Студенту необходимо дать общие представления о современных приемах использования биотехнологии в оздоровлении посадочного материала, применяемых в системах семеноводства.

Особое место в курсе растениеводства должны занимать вопросы формирования качества продукции. Студенту необходимо дать представление о химическом составе, биохимических особенностях используемого в пищу продукта, а также понятие о технологических свойствах, влияющих на переработку, хранение и потребительскую ценность продукта.

В курсе растениеводства необходимо дать представление о роли различных культур в решении проблем общебиологического и экологического порядка. Сюда относятся вопросы использования культур в различных типах севооборотов, особенности влияния культур на почвенное плодородие и круговорот азота, экологическую ситуацию в окружающей среде.
^ В результате изучения дисциплины растениеводство студент должен знать:

1. Определение растениеводства как науки и отрасли производства, основные цели, задачи и объекты изучения, относящиеся к растениеводству.

2. Значение растениеводства в решении проблем обеспечения населения продовольствием, животноводства кормами и перерабатывающей промышленности сырьем.

3. Современное состояние развития растениеводства в мире, стране, регионе. Основные проблемы, оказывающие влияние на развитие растениеводства: мировая экономика, энергетика, климат, запасы пресной воды, экология.

4. Ботанико-физиологические и производственные классификации групп полевых растений, являющихся объектами изучения в курсе растениеводства. Основы учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений и значение знаний об эволюционно приобретенных свойствах различных групп растений для обоснования их размещения по почвенно-климатическим зонам и совершенствования технологий их возделывания.

5. Особенности почвенно-климатических условий и сельскохозяйственное районирование Ставропольского края, состояние и перспективы развития растениеводства в этом регионе.

6. Народнохозяйственное значение, происхождение, ботанико-физиологическую и производственную классификацию, морфологическое строение, особенности роста и развития, химический состав биомассы, семян и плодов, требования к условиям среды следующих групп сельскохозяйственных культур: зерновые мятликовые, зерновые бобовые, масличные и эфиромасличные, корне и клубнеплодные, бахчевые, прядильные.

7.Основные показатели, характеризующие вынос элементов питания с урожаем, коэффициенты транспирации, водопотребления, фотосинтетической деятельности растений, их значение для формирования высокой урожайности.

8. Требования растений различных групп полевых культур к факторам внешней среды. Роль освещенности, температуры, структуры почвы и почвенного плодородия, влагообеспеченности, органических и минеральных удобрений в формировании урожая различных сельскохозяйственных культур.

9. Приемы и методы использования физиологических требований различных культур к факторам среды для выбора технологических приемов возделывания культур – сортов и гибридов, норм, сроков, способов посева, систем обработки почвы, доз и норм удобрений, средств защиты растений и борьбы с сорняками, способов ухода за растениями в течение вегетации, способов уборки и режимов хранения.

10. Особенности формирования качества используемой для различных целей продукции растениеводства. Знать химические, биохимические, технологические показатели качества, их физиологическую ценность в питании населения и животноводстве.

11. Состояние производства основных видов продуктов питания, на внутреннем и мировом рынке в связи с мировым кризисом продовольствия и решением продовольственных проблем в стране. Стандарты качества продовольственного сырья и семеноводческой продукции.

12. Технологии возделывания основных групп сельскохозяйственных культур на базе техники нового поколения, повышения их адаптивности, экологически и экономически оправданной интенсификации, для получения высоких урожаев и качества экологически чистой продукции растениеводства. Параметры и приемы планирования и прогнозирования (программирования) урожая основных сельскохозяйственных культур.

13. Место растениеводства в системах адаптивно-ландшафтного земледелия и необходимость учёта всех внешних и внутренних факторов, влияющих как на системы земледелия, так и растениеводство.

14. Роль биологического азота в круговороте азота в биосфере, участие зернобобовых культур и бобовых трав в этом процессе, а также их влияние на почвенное плодородие, продуктивность культур в севообороте, улучшение экологических условий среды в сельскохозяйственном производстве.
^ В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

Анализировать особенности почвенно-климатических условий, принятые адаптивно-ландшафтные системы земледелия и на научной основе оценивать правильность выбора и размещения возделываемых культур в севообороте на конкретной территории или в хозяйстве.

С учетом биологических особенностей культур и требований, предъявляемых ими к условиям среды, уметь прогнозировать и программировать возможные уровни их продуктивности при различных технологиях возделывания.

По морфологическим признакам устанавливать принадлежность семян и всходов растений к определенной культуре, семейству, роду, виду, разновидности.

Рассчитывать оптимальную густоту стояния растений в зависимости от свойств культуры, подбирать соответствующие нормы высева семян для различных культур, сортов и гибридов, в зависимости от почвенно-климатических условий, уровня интенсивности технологий и возможностей орошения.

На основе полученных знаний выбирать способы и глубину предпосевной обработки почвы для обеспечения дружных всходов и оптимальных условий на начальных этапах развития растений, а также обоснованно выбирать сроки посева, глубину и способы заделки семян.

Используя знания о закономерностях роста и развития различных видов сельскохозяйственных растений, составлять технологические схемы возделывания растений для обеспечения высокого урожая и качества продукции в разных почвенно-климатических зонах.

Разрабатывать мероприятия по управлению ходом формирования урожая, руководствуясь закономерностями формирования вегетативных и генеративных органов растений на разных этапах органогенеза, особенностями процессов фотосинтеза, накопления органического вещества по органам растения, потребления и использования элементов питания, а также в зависимости от характера складывающихся погодных условий.

Использовать методы растительной диагностики для контроля за условиями питания растений и обоснования сроков, состава и норм удобрительных средств для проведения прикорневых и внекорневых подкормок, обеспечивающих повышение урожая и качества продукции.

На научной основе планировать и подбирать технические средства для реализации ресурсосберегающих технологий, направленных на сохранение ваги в почве до посева и в течение вегетации.

Определять целесообразность использования химических, биологических или интегрированных систем защиты растений от болезней и вредителей, ядохимикатов для борьбы с сорной растительностью в посевах различных культур с обязательным соблюдением требований по охране окружающей среды и обеспечения получения экологически чистой продукции.

На основе знаний о факторах, влияющих на качество продукции, разрабатывать и осуществлять технологические мероприятия по его повышению.

На основе анализа экономических, технических и организационных возможностей хозяйства, набора культур и сортов определять состав и интенсивность технологий возделывания с учетом их ресурсосберегающей направленности, а также получения высокого уровня урожая и качества продукции.

Определять необходимость использования ресурсосберегающих систем основной обработки почвы после уборки предшественника в зависимости от запасов влаги и элементов питания, засоренности, количества органической биомассы растительных остатков, необходимости внесения органических и минеральных удобрений и других факторов среды для обеспечения высокого урожая возделываемой культуры.

На основе научных знаний выбирать правильную стратегию и тактику развития растениеводства в хозяйстве, чтобы обеспечить высокие урожаи и качество продукции, повышение конкурентоспособности и экономической эффективности этой отрасли производства в условиях рынка.

Разрабатывать и осуществлять мероприятия по организации уборки и хранения урожая, исключающие потери и снижение качества полученной продукции.

Учитывать стандарты и нормативы, регламентирующие посевные качества семян, качественные показатели товарной сельскохозяйственной продукции.

^ Учебно-тематический план

Наименование темы

^ Количество часов

всего

лекции

лабораторные

самостоятельное изучение тем

^ Раздел: Теоретические основы растениеводства

Введение. Растениеводство как научная дисциплина и отрасль сельского хозяйства

6

2




4

Классификация сельскохозяйственных культур и особенности их использования в системах растениеводства в различных почвенно-климатических условиях

10

2

4

4

Агроклиматическое и сельскохозяйственное районирование Ставропольского края, особенности возделывания культур по зонам края

6

2




4

Общая характеристика зерновых культур и их роль в повышении производства зерна и развитии растениеводства

8

2

2

4

^ Раздел: Биология полевых культур и технология их выращивания

Озимая пшеница

10

2

4

4

Озимый и яровой ячмень

8

2

2

4

Рожь, овес

8

2

2

4

Кукуруза

8

2

2

4

Рис, гречиха

8

2

2

4

Сорго, просо

8

2

2

4

Значение биологического азота в решении продовольственной проблемы

6

2




4

Зерновые бобовые культуры.

10

2

4

4

Горох, соя

8

2

2

4

Кормовые бобы, фасоль, чечевица, нут, люпин

8

2

2

4

Общая характеристика корнеплодных растений

8

2

2

4

Сахарная свекла

10

2

4

4

Общая характеристика клубнеплодов

8

2

2

4

Картофель

8

2

2

4

Общая характеристика масличных культур

8

2

2

4

Подсолнечник

8

2

2

4

Озимый и яровой рапс, клещевина

8

2

2

4

Эфиромасличные культуры

4







4

Прядильные: лен хлопчатник

6




2

4

^ Программирование урожаев полевых культур

8

2

2

4

Семеноведение

8

2

2

4

КСР

4










Итого

200

46

50

100



Содержание дисциплины

Лекционный курс (46 часов)

Раздел: Теоретические основы растениеводства

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану iconРабочая программа по дисциплине «Международные стандарты аудита»
«Международные стандарты аудита» рассмотрена и утверждена на методической комиссии факультета «Учетно финансовый» протокол №
Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану iconРабочая программа по дисциплине «Аудит банков»
«Аудит банков» рассмотрена и утверждена на методической комиссии факультета «Учетно финансовый»
Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану iconПояснительная записка к комплексному курсовому проекту №2 тема «Составление...
«Составление календарного графика по рабочему учебному плану с помощью системы TimeLine»
Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану iconКраткое описание предметной области
Наименование темы: Составление календарного графика по рабочему учебному плану с помощью системы TimeLine
Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Основы аудита»
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены (протокол №­­2 от «28» сентября 2011г.) на заседании учебно-методической комиссии...
Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану iconВведение в регионоведение
Программа курса утверждена методической комиссией факультета международных отношений
Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану iconГоувпо «удмуртский государственный университет» Филиал «УдГУ» в г....
Наименование темы: Составление календарного графика по рабочему учебному плану с помощью системы TimeLine
Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану iconРабочая программа по предмету геометрии
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике. Согласно Федеральному базисному учебному...
Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...
Рабочая программа утверждена учебно-методической комиссией Нижневартовского экономико-правового института (филиала) ТюмГУ
Рабочая программа по растениеводству рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 2 сентября 2013г на методической комиссии агрономического факультета) Данные по рабочему учебному плану iconРабочая программа спецкурса «Дизайн-технологии»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница