Скачать 39.37 Kb.
|
Обратный франчайзинг как инструмент развития розничной торговли России Колинченко Михаил Владимирович Аспирант 3 г.о. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, экономический факультет, Москва, Россия E–mail: KolinchenkoM@mail.ru На современном этапе развития экономики управление большинством компаний сетевого бизнеса осуществляется в рамках трех основных стратегией: развитие корпоративной сети, партнерские или клиентские отношения, а также франчайзинг [1]. В условиях выхода из мирового финансово-экономического кризиса крупные компании сталкивались с такими проблема при развитии своих сетей, как отсутствие возможности органического роста (т.е. развития за счет собственных средств) и трудности с получением кредитов [2]. Наличие данных проблем заставило многие сетевые компании проявить интерес к привлечению инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. перейти к третьей стратегии развития – франчайзингу – как к одному из способов привлечения подобных инвестиций. На данный момент франчайзинговая система активно используется на российском рынке розничной торговли пищевыми продуктами (или продовольственного ритейла). Это связано с тем, что в последние несколько лет розничная торговля в России начала активно развиваться и демонстрировать высокие темпы роста. Торговля в целом является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. По данным Федеральной службы государственной статистики, в структуре валового внутреннего продукта торговля занимает лидирующие позиции: по итогам 2011 года доля оптовой и розничной торговли составила в основных ценах 19%. В I полугодии 2012 года оборот розничной торговли увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,3 % в сопоставимых ценах (за аналогичный период 2011 года – 5,4 %). Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 3,2 % [3]. Современные форматы, такие как сетевая торговля, развиваются опережающими темпами. Так, в I полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот розничной торговли торговых сетей составил 113,9 % против 107,1 % по общему объему оборота розничной торговли. Доля продажи через сетевые форматы торговли в общем обороте розничной торговли в 2011 году составила 18,5 % против 17,5% в 2010 году (в I полугодии 2012 года – 20,1 %) [3]. Ведущей компанией на рынке продуктовой розничной торговли России объективно является «X5 Retail Group N.V.», владеющая на начало 2012 года более 3 тыс. магазинов с объемом продаж более 15 млрд. долл. США и чистой прибылью боле 300 млн. долл. США [4]. С 2001 года «X5 Retail Group» реализует ряд франчайзинговых проектов, добившись существенных успехов на этом рынке и став одним из ведущих франчайзеров в ритейле. По данным на декабрь 2010 года число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 665 единиц [5]. На начальном этапе своего развития компания «X5 Retail Group» применяла классический прямой франчайзинг. Данная формы была выбрана в связи с таким её преимуществом, как возможность быстрого развития сети при отсутствии достаточных финансовых и кадровых ресурсов. Развитие сети позволило компании в дальнейшем выйти на IPO. В качестве основной стратегии развития франчайзинга «Х5 Retail Group» с 2009 года принят обратный франчайзинг, который может предоставляться под брендами «Пятерочка», «Пятерочка-мини», «Перекресток» и «Перекресток-экспресс». Кроме того весной 2010 года запущен проект «облегченной франшизы» «СитиМаг» (магазин у дома). При обратном франчайзинге франчайзер передает франчайзи права пользования товарным знаком и коммерческим обозначением, а также поставляет полный ассортимент товаров по агентскому договору (за исключением алкоголя, который поставляется по договорам поставки с распределительных центров и от сторонних поставщиков). По итогам реализации товара, франчайзер оставляет себе выручку магазина, выплачивая франчайзи агентское вознаграждение в размере порядка половины показателя EBITDA магазина или 13-18 % от совокупной его выручки. Франчайзи, в свою очередь, необходимо выплатить паушальный платеж и роялти, предусмотренные франчайзинговым договором. В ноябре 2010 года в России состоялось открытие первого магазина по проекту обратного франчайзинга компании «Перекресток». С 2003 году эту модель успешно использовала сеть магазинов «Копейка», приобретенная «X5 Retail Group» в конце 2010 года, а в дальнейшем – сеть «Пятерочка» [7]. В настоящее время одной из основных целей «X5 Retail Group», как публичной компании, является увеличение ее рыночной стоимости. При прямом франчайзинге оборот франчайзи не учитывался в отчетах головной компании по МСФО. В свою очередь, при обратном франчайзинге, оборот франчайзи включается в общий оборот сети. Таким образом, одной из основных причин отказа от прямого франчайзинга в пользу обратного стала необходимость консолидации оборота самой «X5 Retail Group» и её франчайзи. Другая проблема ожидаемо была связана со сложностью контроля деятельности прямых франчайзи. По оценкам представителей компании, в кризис в партнерских магазинах резко упали продажи – по сравнению с сопоставимыми собственными торговыми точками «Х5» выручка у франчайзи была в два раза меньше [8]. В связи с этим, в частности, в 2010 году «Х5» приобрела операционный контроль над франчайзинговой сетью «Перекресток-Экспресс». На 31 марта 2012 года число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 434 единицы [6]. Литература
|
![]() | Актуальные вопросы развития современных форматов розничной торговли Розничная торговля является динамично развивающимся сектором экономики и приобретает все большее экономическое и социальное значение.... | ![]() | К вопросу о размещении предприятий розничной торговли в городе Местоположение предприятий розничной торговли – одна из наиболее значимых составляющих успеха розничного продавца |
![]() | Инвентаризация товары и тары на предприятиях розничной торговли:... Теоретические основы инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли 4 | ![]() | Зав кафедрой «Менеджмент и маркетинг» Современное состояние и перспективы развития инфраструктуры розничной торговли в условиях переходной экономики |
![]() | Исследование показателей деятельности организаций розничной торговли... В настоящее время отмечается тенденция реструктуризации и реформирования хозяйствующих субъектов. И в значительной мере это относится... | ![]() | Тематика ... |
![]() | Факторы развития торговли в россии в условиях экономических реформ Согласно рейтингу компании at kearney за 2010 год Россия вошла в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором... | ![]() | Тимур Ниязбекович предлагает рассмотреть вопросы и обсудить следующие... Поддержка индивидуального прогресса школьников как инструмент преодоления кризисов |
![]() | Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент... Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт фундаментального образования, Екатеринбург,... | ![]() | Руководство по эксплуатации Сделано в россии Обмен неисправных приборов осуществляется в течение 14 дней со дня продажи и предъявления полной комплектации в соответствии с действующими... |