Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46»




НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46»
страница1/14
Дата публикации28.04.2014
Размер2.24 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
litcey.ru > Экономика > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»


СОГЛАСОВАНО

Совет Учреждения

__________ _________

«03» мая 2011 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «ООШ № 46»

________ Н.С.Дьяченко

«04» мая 2011 г.


БЮДЖЕТНОЕ ЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 90"

Основная образовательная программа

начального общего образования

на период 2011 – 2015 годы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа №46»

Содержание

  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка……………………………………………………………3

1.2. Планируемые результаты начального общего образования…………………..12

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования ………..32

2. Содержательный раздел

2.1.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………41

2.2.Программа отдельных учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности……………………………………………………………………………..62

2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………..80

2.4.Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………………….104

2.5.Программа коррекционной работы……………………………………………….111

^ 3. Организационный раздел

3.1.Учебный план начального общего образования…………………………………116

3.2.План внеурочной деятельности…………………………………………………...122

3.3.Система условий реализации основной образовательной программы…………125


Целевой раздел


    1. Пояснительная записка


В соответствии со ст.7 Закона РФ «Об образовании» (редакция 2010 года) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) определяет главным объектом стандартизации

-Основную образовательную программу ступени образования;

-Образовательная программа основывается на нормативно-правовой базе:

- Закон РФ « Об образовании»; ст. 9, гл. 2.

-Постановление Правительства РФ « Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03. 01,№ 196.(редакция 10.03.2009 г).

- Федеральный Государственный образовательный стандарт 2009 года.

-Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002.№393)

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. Постановление Правительства РФ № 61 от 7.02.2011.

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010, №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012год».

-Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 06.0.2009 года №373» от 22.09.2011 №2357, зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации 12 декабря 2011г. № 22540.

Образовательная программа определяет содержание образования начального общего образования, направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для успешного обучения на следующих ступенях. Образовательная программа реализует программы начального общего образования.

Общеобразовательная программа основного общего образования с приоритетным осуществлением интеллектуального и гуманитарного развития обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта и образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Образовательная программа включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает: пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностнх, предметных и метопредметных результатов:

- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

-программу отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

-программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

-программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни, которая должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и на природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование установок на использование здорового питания; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей

-программу коррекционной работы.

Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования учитывает особенности образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами. Программа содержит описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; контроль за состоянием системы условий реализации основной образовательной программы.

Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательная программа является основным документом, который определяет идеологию школы, организацию образовательного процесса и предъявляет требования к педагогическому коллективу в реализации ФГОС НОО. Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК «Перспективная начальная школа».

Образовательная программа направлена на предоставление качественных образовательных услуг. Основная образовательная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Образовательная программа школы разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Для достижения планируемых результатов обучения, заложенных в ФГОС, образовательная программа школы нацелена на:

· обеспечение качественного образования и развития потенциала ребенка в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями на основе образовательного выбора ученика и родителя.

· создание условий для развития личности ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, с собой с целью успешности, самореализации учащихся во всех видах деятельности и поддержки индивидуальности каждого ребенка.

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение безопасности учащихся и их эмоционального благополучия.

· овладение учащимися основами грамотности (учебной, языковой, математической, естественнонаучной, гражданской, технологической).

· формирование у учащихся ключевых компетентностей (учебной, коммуникативной, информационно-коммуникационной, эстетической и технологической),

· создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

· формирование у учащихся самостоятельности, ответственности и инициативности.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

· обеспечить содержание образования государственных стандартов начальной школы, способствующее накоплению социального опыта решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем,

· создать условия для развития у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального и собственного опыта.

· создать места пробного действия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных проблем.

· создать условия для формирования оценочной деятельности у учащихся, основанной на самооценке ребенка, качественном анализе уровня достижений учащихся,

· создать педагогические условия для индивидуальной траектории развития личности учащегося,

· обеспечить использование современных технологий обучения: технология деятельностного метода, технология безотметочного обучения, технология обучения в ИКТ-насыщенной и предметной среде, технология тьюторского сопровождения, технология проектной деятельности, технология критического мышления через чтение и письмо.

Образовательная программа школы опирается на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка.

На ступени начального школьного образования происходит формирование новых психологических новообразований: словесно- логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия, способы действий, планирование и умение действовать по плану, знаково-символическое мышление.

В этом возрасте происходит развитие целенаправленной и мотивированной активности учащихся, направленной на овладение учебной деятельностью. Основой учебной деятельности выступает устойчивая система учебно-познавательных, социальных мотивов и личностного смысла учения.

В период обучения в начальной школе у ученика формируются качества и свойства личности, которые являются ведущими в учебной деятельности и достигаются на протяжении всего младшего школьного возраста:

· смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально-организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей, на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

· принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.

· формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели, следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.

·выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

·эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

·приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

· усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы качеств и свойств личности учащегося зависит от профессионализма учителя, построения образовательного процесса, выбора условий и методик обучения.

Профессионализм учителя проявляется в способности к обучению, в умении работать в системно - деятельностной парадигме, овладении методиками развивающего обучения.

Успешную деятельность учителя школы мы видим в решении следующих задач:

·помочь школьнику овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, языковой, математической, естественнонаучной, технологической, художественной)

·создать условия каждому ребенку для приобретения опыта социализации, которая обеспечит успешную самореализацию в образовательных и других видах деятельности,

·замечать и поддерживать индивидуальное проявление инициативы ученика,

·создавать условия для формирования инициативной и ответственной личности

·организовать тьюторскую поддержку ребенка в образовании.

Успешную деятельность ученика школы мы видим в решении следующих задач:

·формирование собственных образовательных целей и задач,

·умение принимать учебную задачу,

·определять учебные операции,

·производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

·проявлять инициативу в учебной и внеучебной деятельности.

·приобретать социальный опыт,

· ответственно относиться к любому делу.

Условием достижения планируемых результатов является организация учебного процесса, в основе которого - компетентностный подход.

Под компетентностным подходом мы понимаем совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов мы относим:

·смысл образования заключается в развитии у ребенка способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт,

·содержание образования – это социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем,

·смысл организации образовательного процесса заключается в создании мест пробного действия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных проблем.

·оценка образовательных результатов основывается на качественном анализе уровня достижений учащегося, включая самооценку ребёнка.

Компетентность мы понимаем как способность самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для учащихся проблем: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить способы добиваться цели, отбирать информацию, оценивать полученные результаты, решать познавательные проблемы, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, ориентироваться в мире духовных ценностей.

Процесс учения мы понимаем не только как усвоение системы знаний умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретение духовно- нравственного и социального опыта, который основывается на теоретических положениях системно-деятельностного обучения отечественных ученых (А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина).

Системно -деятельностный подход в обучении мы понимаем как организацию системы учебных действий, которая позволит сформировать универсальные способы учебных и познавательных действий на основе выбора содержания образования и форм образовательной деятельности.

Под «индивидуализацией» мы понимаем создание условий каждому ребенку для проявления своей индивидуальности, права выбора, возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории.

Построение учебного процесса, учитывающего интерес ученика и создающего условия для становления позиции ученика, стремящегося к постоянному самообразованию, являются для нас ценным.

Для нас является ценным формирование у учителя тьюторской компетенции. Позиция учителя – организатор образовательной деятельности учащихся. Учитель создает места для проявления интереса ребенка на основе осмысленного выбора, создает творческие и предметные проектные задачи, формирует культурное образовательное пространство школы.

Для становления позиции ученика учитель использует технологии совместного проектирования, деятельностного метода, безотметочного обучения, обучения в ИКТ-насыщенной и предметной среде и методы организации учебного процесса – индивидуальные, групповые, коллективные. Учитель создает и применяет программы, предполагающие формирование умения «читать, писать, считать», не только как навыка, но и как процесса познания, а также создает условия для исследования в предмете.

Образовательное пространство школы дает возможность каждому ребенку пробовать себя в различных местах действия и проигрывать разные роли. Формирование у школьников ключевых компетенций (учебно-познавательных, коммуникативных, информационных), мы рассматриваем не только при изучении учебных предметов, но и через организацию мест пробного действия для осуществления основных этапов формирования компетентности. Образовательный процесс включает в себя урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование и социальную практику.

Концептуальные и научно-методические основы разработки технологии достижения планируемых результатов.

Концептуальным ядром нового стандарта является общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы образования, когда происходит выявление и согласование потребностей личности, общества и государства, закладывается иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, основанных на принципе их взаимного согласия. Проецируя это положение на учебный процесс и педагогические технологии, можно казать, что подходы стандарта предопределяют и аналогичный тип отношения между учителем и учащимся, и закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Педагогика сотрудничества предполагает реализацию принципа вариативности образования, в основе которого - свобода выбора для всех участников образовательного процесса и разделение прав и ответственности между ними.

Проецируя это положение на организацию учебного процесса, возникает необходимость признания права ученика на полный или частичный выбор изучаемого содержания и уровня его освоения, его ответственности за сделанный выбор, что становится возможным при реализации дифференцированного подхода к построению учебного процесса и индивидуализации обучения.

В стандартах нового поколения отличительной особенностью является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода к образованию. Это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, раздела, темы – до этапа итогового контроля должен ориентироваться на развитие личности обучающегося на основе овладения способами деятельности и освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала предметов.

Это подразумевает как специальную организацию учебного процесса (организацию учебной деятельности, учебного материала, учебной среды), так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения. Ориентация образовательных стандартов на достижение планируемых результатов образования особе место в учебном процессе отводит оценке.

Оценка выступает одновременно как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальны прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

В соответствии с требованиями Стандарта неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная деятельность обучающихся.  Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие, в количестве не менее 10 часов в неделю.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как занятия в объединениях, секциях, клубах, проектная деятельность, развивающие занятия, олимпиады, экскурсии, посещение театра, конференции, конкурсы, творческие коллективные дела, соревнования, общественно- полезные практики, социальное проектирование и т.д. Внеурочная деятельность обучающихся (работа секций, мастерских, групповые занятия и.др.) может быть организована для подгруппы в рамках одного класса. Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывается при поддержке  классного руководителя. Время посещения обучающимися музыкальных, художественных, спортивных школ, учреждений дополнительного образования может учитываться при организации внеурочной деятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46» iconПрограмма начального общего образования янега 2012г. Целевой раздел...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казённого образовательного учреждения «Янегская основная...
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46» iconОсновная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 пгт Новокручининский
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46» iconПрограмма начального общего образования принята педагогическим советом...
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Абрамовская основная общеобразовательная школа» разработана...
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – «Средняя...
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №46» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница