Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики




НазваниеВысшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики
страница1/7
Дата публикации15.05.2014
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»
Факультет мировой экономики и международной торговли

Кафедра Экономики

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

ПРАКТИКУМ
Разработана в соответствии с ФГОС ВПО
Рекомендуется для направления подготовки

080100.62 – «Экономика»
Профили подготовки

«­­Мировая экономика»

Для студентов заочного отделения

Квалификации (степени) выпускника - бакалавр экономики

Москва

2013
УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета ИМЭС

Протокол № 1 от 22.08.2013 года

Данную программу разработал ^ Лебедев Игорь Юрьевич - к.ф.н., доцент кафедры Международной торговли НОУ ВПО ИМЭС.


Предназначена для студентов заочного отделения. Разработана в соответствии с ФГОС ВПО.

Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

Экономики НОУ ВПО ИМЭС

Протокол № 1 от 22.08.2013 года.

^ Экономические взгляды мыслителей Древнего мира.

Общая черта экономической мысли Древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов морали и этики торгово-ростовщического уклада операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разуму и охраняемому гражданскими законами естественному порядку.

Древние документы, в которых были зафиксированы правила и нормы экономического поведения граждан, отношения между ними и государством, между рабом и господином, денежные отношения, можно считать законами. К первым законам, возникшим в государствах Дальнего Востока (колыбели мировой цивилизации), относятся к XX в. до н.э. Наиболее известным ранним памятником древневосточной экономической мысли является Кодекс законов Вавилонии, принятый в XVII в. до н.э. царем Хаммурапи, царствующим с 1792г. по 1750 г. до н. э. В этих законах обнаруженных на черном базальтовом столбе, заполненном с двух сторон текстом, установлены экономические правила и нормы рабовладельческих отношений и денежного обращения, аренды земли, арендной платы, оплаты труда наёмных работников натуральным продуктом и серебром. К числу памятников экономической мысли цивилизации Дальнего Востока, правомерно отнести разработки ценностных систем государственного регулирования натурального хозяйства, сформировавшиеся с VI-III вв. до н. э. в Древнем Китае и в IV-III вв. до н. э. – в Древней Индии. Центральной фигурой древнекитайской экономической философской мысли является Конфуций (551-479гг. до н.э.). Автор записанного его учениками сборника Лунь Юй («Беседы и суждения»). Он изложил взгляды на умственный и физический труд, отношения между рабовладельцами и рабами. В его хозяйственных воззрениях обращает на себя внимание «обоснование» необходимости государственной защиты экономического благополучия родовой знати всех вышестоящих. По Конфуцию труд приумножает богатство народа и государства и вполне оправдано сосуществование «великой общности» (т.е. коллективной собственности крестьянской общины) и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

В древнеиндийских трактатах, принадлежащих перу мудрецов, содержатся описания государственных и хозяйственных устройств Древней Индии, правил купли-продажи, найма работников, заключения сделок осуществления торговых операций, даже ценообразования. Так, древнеиндийскую экономическую мысль IV –III вв. до н.э. достойно представляет трактат Артхашастра, автором которого считается советник царя Чендрагупты I (конец IVв. до н.э.) Кауптилий.

В Древней Греции и Древнем Риме экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный характер. Своих вершин экономическая мысль античного (классического) рабства достигла в (V-IVвв. до н.э.). Самыми известными представителями этого периода являются древнегреческие философы Ксенофонт, Платон и Аристотель, ориентировавшейся в своих воззрениях на «достоинства» натурального хозяйства и «естественный» характер рабовладельческого устройства государства.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) - автор таких работ, как «О доходах» и «Экономикос» - учение о хозяйстве, дал старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли сельского хозяйства, ремесленничества, торговли. Одним из первых в истории экономической мысли он обратился к всестороннему изучению проблем разделения труда в обществе.

В числе первых Ксенофонт был и в осмыслении двух сторон товара, выраженных в его полезных свойствах (потребительская стоимость) и способности к обмену (меновая стоимость). Кроме того, будучи сторонником натуральной хозяйственной концепции и противником ростовщичества он признавал необходимость и полноценность денег, указывая на присущие им в обиходе функции средства обращения и средства накопления.

Платон (428-347 гг. до н.э.) развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности, анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом.

Суждения Платона отличаются направленностью их на упрочение основ натурально-хозяйственной политики, что нашло отражение в двух его проектах идеального типа государственного устройства.

Один из проектов государственного устройства мыслителем – философом представлен в его известном произведении «Государство». В другом своем произведении «Законы» великий мыслитель. Как бы развивает и углубляет содержание первого произведения в части параметров «материальной обеспеченности граждан высших сословий, т.е. тех, кто должен находиться на государственном довольствии. В данной работе философ практически предвосхитил характеристики отдельных параметров социально-экономического устройства общества на коммунистических принципах. В частности все граждане, по Платону, смогут в идеальном государстве получать (по жребию) дом и земельный участок. Причем последний предполагается выделить лишь с предоставлением права владения и пользования (т.е. с неполным правом собственности), хотя и с возможностью последующей передачи одному из детей по наследству. На тех же условиях (опять-таки примечательно), что две с половиной тысячи лет назад античный мыслитель предлагал для общества обустройство, зафиксированное, по сути, в Конституции Российской Федерации.

Ученик ^ Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) наиболее значительная фигура среди представителей экономической мысли Античного мира. Он впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления с целью обнаружения в них общих закономерностей. Аристотель обосновал науку о человеческом обществе – социологию, которая непосредственно примыкает к экономической науке. Он приблизился к пониманию стоимости вещей, как их ценности с позиций потребления и как денежной стоимости выявил экономическую стоимость обмена и предложил трактовку цены, как денежной меры стоимости. Аристотелем высказаны соображения о происхождении и функции денег, об их превращении в капитал, как в особую форму денег, приносящей собственнику новые дополнительные деньги. Аристотеля с полным основанием относят к числу зачинателей экономической науки, именуют первым ученым-экономистом.

Аристотель, будучи убежденным идеологом сложившихся натурально-хозяйственных отношений, смог значительно больше других современников углубиться в конкретные экономические проблемы. Он в своих работах, особенно в «Никоманова этика», «Политика» и других, разработал оригинальный по тому времени проект идеального государства. При этом с Ксенофонтом и Платоном он солидарен в целесообразности деления общества на свободных и рабов, и разделении их труда на умственный и физический (в связи с «законами природы»). Оригинальность построения аристократического проекта обусловлена тем, что все виды хозяйства и деятельности людей (будь то свободные граждане, выполняющие управленческие – контрольные функции или земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы), характеризуются в нем, с точки зрения используемых каждым человеком способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере – экономике, либо к неестественной сфере – хрематистике.

В учениях Аристотеля экономика представлена, прежде всего, важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель – удовлетворение насущных жизненных потребностей человека и поэтому она должна быть объектом заботы государства.
^ 6. Экономические взгляды мыслителей эпохи средневековья.
Экономические воззрения средневековья (феодального общества), судя по дошедшим до нас литературным источникам, носят ярко выраженный богословский характер. Первое тысячелетие новой эры характеризуется, прежде всего, переходом от рабовладельческого строя к феодальному и от языческой религии к монотеизму. В этот период не происходит революционных изменений в экономических взглядах и экономических теориях. Главным признаком движения экономической мысли является переход от оправдания рабства к его осуждению.

Наиболее сильное влияние на экономические воззрения этого периода оказывает церковь. Религиозные заповеди трактуются и как правила экономического поведения. Отрицательное отношение к рабовладельческой системе было обусловлено, прежде всего, низкой эффективностью рабского труда, но значительную роль сыграли, и решительные воззрения того времени. Влияние религии на экономическую теорию осуществлялось, прежде всего, через Библию. Евангелие не содержит сколько-нибудь систематизированных взглядов на ведение хозяйства, но оно сыграло большую роль в становлении кодекса экономической морали.

В целом христианское учение наложило значительный отпечаток на экономические представления первого тысячелетия нашей эры. В крупных Восточных странах феодальный тип натурально-хозяйственных отношений стал формироваться в III-VIII вв. В Западноевропейских странах – в период так называемого раннего Средневековья – V-XI вв. На протяжении многих столетий идет усиление сословного характера и иерархической структуры общества, рост концепции политической власти и экономического могущества феодалов, включая и церковных. Идет двусмысленное толкование необходимости расширения и неявное одобрение ростовщичества вплоть до зарождения подлинно демократических принципов государственного устройства с преобладанием в хозяйстве рыночных экономических отношений, но это не означает, что средневековая экономическая мысль не имеет по тем временам крупных прогрессивных доктрин и взглядов.

Воздействие региональных верований на экономические взгляды и процессы наблюдалось не только со стороны кулейского и христианского вероисповедания, но и со стороны ислама. Уже в начальной стадии формирования ислама пророк – Мухаммед провозгласил, что мусульманин не может быть рабом мусульманина и потому должен быть освобожден от рабства без выкупа.

Мухаммед установил правила наследования имущества и распределения средств, поступающих в виде обязательного внесения милостыни (закята), годовая норма которой не превышала 2-3% стоимости имущества лица, вносившего милостыню. Закят – своеобразная форма налогообложения.

Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических взглядов является видный мыслитель арабского Востока Иби-Хальдун (1332-1406), который жил в Северо-Африканских странах. К тому времени здесь к унаследованным традициям древности, позволяющим государству сохранять угодья за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, привились еще и всесильные постулаты Корана, лежащего в основе, зародившейся в начале VII в. новой религии - Ислама.

В концепции Иби-Хальдуна не отвергается Богоугодность торговли и провозглашаемое Исламом в Коране возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, а также то, что Аллах дал преимущество одним людям перед другими. Основным достижением концепции Иби-Хальдуба является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности к цивилизации». Последняя на его взгляд к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и скотоводстве прибавила такие прогрессивные формы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, утверждает мыслитель, позволит многократно преумножить богатство, сделать роскошь достоянием каждого человека. Наиболее значимым автором Западно-Европейской экономической мысли средневековья, является итальянский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Он стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августа Блаженного (Святого Августина 354-430), который в конце IV в. – начале V в., будучи епископом, во владениях Римской Империи в Северной Африке, заложил догматические принципы религиозно-эпического подхода к экономическим проблемам. Эти принципы оставались почти незабываемыми вплоть до позднего Средневековья, достигшего своего расцвета в рамках школы поздних канонистов в XIII –XIV вв.

В период раннего средневековья господствовавшая экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильности обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным при условии установления «справедливых цен».

В период позднего средневековья, когда усилилось сословная дифференциация общества, возросли число и экономическая мощь городов, в которых наряду с земледелием стали процветать промыслы, ремесла и ростовщичество, т.е. товарно-денежные отношения приобрели большое значение. Поздние канонисты как бы расширили круг аргументов, объясняющих проблемы и причины социального неравенства. Методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были, прежде всего, авторитарность доказательств (посредством ссылок на священное писание и труды церковных теоретиков) и морально-этическая характеристика экономических категорий (включая положение о справедливости цен). К этим принципам позже канонисты прибавили действительность оценок, позволяющих, посредством комментариев, уточнений и оговорок к конкретному хозяйственному явлению или экономической категории, преподнести их в ином или даже в противоположном смысле.

Сказанное выше вполне очевидно из суждений Ф.Аквинского по многим экономическим проблемам, актуальным в средние века в странах Западной Европы и которые нашли отражение в его трактате «сумма теологии». Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами занимает Ф. Аквинского в частности, по поводу трактовки экономических категорий, таких как богатство, обмен, стоимость, торговля, прибыль, ростовщичество.

Богатство времен Августина рассматривалось канонистами, как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, но в то же время считалось греховным, если создано оно было другими средствами, чем труд, прилагаемый для этого. В соответствии с этим каноном (постулатом) приумножения (накопления) золота и серебра, считавшихся по природе своей «искусственным богатством», не соответствующим нравственным и прочим нормам тогдашнего общества, по Ф. Аквинскому при соблюдении так называемых, справедливых цен» они могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания общественного богатства, что не является грехом.

«Справедливая цена» - это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категорию: стоимость, рыночная цена. Она устанавливалась и закреплялась феодальной знатью на той или иной территории. Ранние канонисты уровень цены объясняли, как правило, ссылкой на трудовые и материальные затраты в процессе производства. Взгляды Аквинского не совсем совпадают с концепцией канонистов на предмет «образования цены». По его замыслу, наряду с этим следует признать, что продавец может попытаться продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе, при этом она не будет продана дороже, чем стоит владельцу, в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу и покупателю.

Ростовщический процент и торговая прибыль осуждались канонистами, как небогоугодные, т.е. нечестные, грешные явления. С определенными оговорками и уточнениями осуждал их и Ф. Аквинский. Согласно взглядам Ф. Аквинского, торговая прибыль и процент за ссуду должны присваиваться торговцами, купцами и ростовщиками соответственно, если они совершают вполне благопристойные действия, т.е. необходимо, чтобы такие доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой, вознаграждением за труд и транспортные и прочие материальные издержки, имеющие место в торговых и ссудных операциях.

Из вышеизложенного ясно, что древность, античность и средние века ознаменовали собой начальные этапы становления экономического знания, возможности этих этапов были ограничены.

История экономической науки началась с того периода, когда из отдельных представлений об экономических явлениях стало складываться системное теоретическое знание о них.

Основой формирования экономической науки явилось, с одной стороны, разложение феодальных аграрно-натуральных отношений, а с другой стороны, развитие новых буржуазных индустриально-рыночных производственных отношений.

Возникновение целостных стройных экономических теорий относится к приходу полутора тысячелетия новой эры, т.е. в XVI в. новой эры. В этот период зарождается мануфактура, прорастают зачатки капиталистического общественного строя, приходящего на смену феодализму. В возрастающей степени в развитых странах происходит разделение труда, сопровождаемое углублением обмена, торговых отношений, созданием и расширением рынков. Интенсификацией денежного обращения. Такая реальная экономическая почва становится благоприятной для становления и развития экономической теории.

Развитие экономической теории, ознаменовало появление науки, получившей название Меркантилизм.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики iconМетодические рекомендации по написанию рефератов Москва
Мировой экономики и международной торговли ноу впо «Институт международных экономических связей» к э н. Богомоловой Ю. И. с использованием...
Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики iconЭкономические отношения между
В. С. Паньков, д э н., профессор, зав кафедрой международных экономических отношений факультета мировой экономики и мировой политики...
Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики iconСобранием Учредителей негосударственного образовательного учреждения...
Огрн №1037739259051, инн 7716104187, решение об изменении наименования которого на негосударственное образовательное учреждение высшего...
Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики iconВысшего профессионального образования «московский институт мировой...
Бухгалтерский учет оборотных средств предприятия на примере ООО «дмв экспо» 4
Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики iconНоу впо «Институт международных экономических связей» Система качества Института Версия 0
Отдел кадров (в дальнейшем – «Отдел») является структур­ным подразделением негосударственного образовательного учреждения высшего...
Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики iconРоссийской Федерации «Российский университет кооперации»
Понятие мировой экономики. Становление и сущность мирового хозяйства. Сущность международных экономических отношений и их формы....
Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики iconC082B6C60001 Реквизиты вуза Полное наименование образовательного учреждения
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт международных экономических связей"
Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики iconТ. П. Богомолова 24 августа 2009 года
Положение о бухгалтерии Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт международных...
Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики iconФакультет экономики и финансов Кафедра «Финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс (умк) разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей» Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики iconПрограмма курса «Мировая экономика»
Программа предназначена для студентов Инсти­тута международных экономических связей и посвящена рассмотрению ос­новных вопросов,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница