НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ» Факультет мировой экономики и международной торговли
Кафедра Экономики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Разработана в соответствии с ФГОС ВПО Рекомендуется для направления подготовки
080200.62 – «Менеджмент» Профили подготовки
«Международный менеджмент»
Для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения
Квалификации (степени) выпускника - бакалавр менеджмента
Москва
2013
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Ученого Совета ИМЭС
Протокол № 5 от 27.12.2012 года
Данную программу разработал ^ - к.ф.н., доцент кафедры Международной торговли НОУ ВПО ИМЭС.
Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения. Разработана в соответствии с ФГОС ВПО.
Обсуждена и рекомендована
к утверждению на заседании кафедры
Экономики НОУ ВПО ИМЭС
Протокол № 2 от 26.12.2012 года.
^ Дисциплина «История экономических учений» посвящена изучению основных этапов формирования и систематизации экономических знаний, а также выявлению значимости для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.
Программа учебной дисциплины «История экономических учений» предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной формы, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент».
Аннотация рабочей программы составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению 080200.62 «Менеджмент» и изучается в Гуманитарном, социальном и экономическом цикле (Б1). ^
Цель учебного курса истории экономических учений ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры менеджера.
Задачи курса: познакомить с основными этапами и направлениями развития экономической и управленческой мысли, показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки, содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической и управленческой реальности. ^
Курс истории экономических учений – неотъемлемая составная часть образовательной программы менеджера. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями институциональной экономики, знакомы с основными фактами экономической истории. Одновременно курс создает предпосылки для дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста. ^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1,2,3,4,5,8,13,14
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
этапы становления экономической мысли, характер экономических воззрений в докапиталистических обществах, особенности ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления; кейнсианства; институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России и вклада российских ученых в развитие мировой экономической мысли.
характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;
связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости;
Уметь:
на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты;
ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки такой позиции;
ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;
оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.
Владеть:
понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;
методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли.
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
^
Вид учебной работы
| Всего часов/ зачётных единиц
| очное
| очно-заочное
| заочное
| ^
| 30/0,8
| 12/0,3
| 6/0,16
| В том числе:
|
|
|
| Лекции
| 15/0,4
| 8/0,2
| 6/0,16
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
| Семинары (С) (в том числе в интерактивной форме)
| 15/0,4
| 4/0,1
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| ^
| 42/1,2
| 60/1,7
| 66/1,84
| В том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
| Реферат
| 15/0,4
| 15/0,4
| 15/0,4
| ^
|
|
|
| Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
| 27/0,8
| 45/1,3
| 51/1,44
| Вид аттестации
| зачёт
| зачёт
| зачёт
| Общая трудоемкость 72 часа
2 зачетных единиц
| 72
| 72
| 72
|
|
|
| (Виды учебной работы указываются в соответствии с ООП)
^
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Этапы становления экономической науки
| 1.1: Особенности экономических воззрений в до рыночную эпоху (отношение к труду, богатству, деньгам, проценту, Древнегреческая экономическая мысль);
1.2: Процессы систематизация экономических знаний (меркантилизм, основные предшественники классической политэкономии, школа физиократов, финансовая система Дж. Ло).
1.3: Классическая политическая экономия и её критики (теории стоимости, распределения, денег, внешней торговли А.Смита и Д.Рикард, мальтузианство, взгляды Дж. Ст. Милля, С.Сисмонди, А.О.Курно, Ж.Б. Сея).
1.4: Экономические утопии (истоки воззрений, взгляды основных представителей: К.А.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р. Оуэна, последствия их деятельности).
| 2.
| Формирование и эволюция основных направлений современной экономической мысли
| 2.1: Экономическая теория марксизма (истоки теории прибавочной стоимости, воспроизводства и накопления капитала, экономических кризисов);
2.2: Историческая школа и маржиналистская революция; (оппозиция классической школе; три поколения исторической школы; австрийская школа ; теории предельной полезности, альтернативных издержек, капитала и процента, неоавстрийская школа).
2.3: Неоклассическое направление (особенности англо-американского маржинализма и теоретическая система Маршалла, теория общего равновесия и ее развитие в 30-50-е гг ХХ в., модели экономического роста, монетаризм и «новая классика», тенденции эволюции микроэкономического анализа.).
2.4: Кейнсианство (теории эффективного спроса, денег и кредита, роли и методов государственного регулирования экономики; проявления фактора неопределенности в экономике; основные направления современного кейнсианства);
2.5: Институционализм и эволюционная экономика (американский институционализм начала ХХ в., соотношение «старого» и «нового» институционализма, теории трансакционных издержек и прав собственности, Й. Шумпетер о роли инноваций и основные направления современного экономического эволюционизма).
| 3
| Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
| 3.1: Особенности развития экономической науки в дореволюционной России.
3.2: Особенности развития экономической науки в советский период (научный вклад Н.Кондратьева, дискуссии по теории планового хозяйства в 20-е гг. ХХ в.; традиции экономико-математической школы в России и СССР).
|
^
(последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1.1
| 1.2
| 1.3
| 1.4
| 2.1
| 2.2
| 2.3
| 2.4
| 2.5
| 3.1
| 3.2
| 1.
| Теория менеджмента
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
|
| +
| 2.
| Маркетинг
|
|
|
|
| +
|
| +
|
|
|
|
| 3
| ^
|
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| 4
| ^
|
|
| +
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
| 5
| ^
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
|
|
| 6
| ^
|
|
| +
|
| +
| +
|
| +
| +
|
|
|
^ в часах)
5.3.1 Очное отделение (в часах)
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин.
| СРС
| Все-го
| 1.
| Этапы становления экономической науки
| 5
|
|
| 5
| 14
| 24
| 2.
| Формирование и эволюция основных направлений современной экономической мысли
| 5
|
|
| 5
| 14
| 24
| 3.
| Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
| 5
|
|
| 5
| 14
| 24
|
| ИТОГО:
| 15
|
|
| 15
| 42
| 72
|
^ в часах)
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин.
| СРС
| Все-го
| 1.
| Этапы становления экономической науки
| 2
|
|
| -
| 20
| 22
| 2.
| Формирование и эволюция основных направлений современной экономической мысли
| 2
|
|
| 2
| 20
| 24
| 3.
| Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
| 4
|
|
| 2
| 20
| 26
|
| ИТОГО:
| 8
|
|
| 4
| 60
| 72
|
^ в часах)
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин.
| СРС
| Все-го
| 1.
| Этапы становления экономической науки
| 2
|
|
|
| 22
| 24
| 2.
| Формирование и эволюция основных направлений современной экономической мысли
| 2
|
|
|
| 22
| 24
| 3.
| Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
| 2
|
|
|
| 22
| 24
|
| ИТОГО:
| 6
|
|
|
| 66
| 72
|
^
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Трудоемкость
(часы/зачетные единицы)
| …
| не предусмотрен
|
^
не предусмотрена 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело. 1994.
История экономических учений (современный этап). Под ред. А.Г. Худокормова. М.: Инфра-М. 1998-2007.
История экономических учений, Бартенёв С.А., М., Магистр, ИНФРА-М, 2010.
История экономических учений, Бартенёв С.А., М., Магистр, ИНФРА-М, 2013.
История экономических учений, Гловели Г.Д., М., ИД Юрайт, 2011
История экономических учений, Ядгаров Я.С., М., ИНФРА-М, 2011.
История экономических учений, Ядгаров Я.С., М., ИНФРА-М, 2013.
История экономических учений. Учебное пособие. / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009.
б) дополнительная литература
«Невидимая рука» рынка. (The New Palgrave). Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. Науч. ред. перевода – Н.А. Макашёва. М.: ИД ГУ-ВШЭ. 2009.
Samuels W., Biddle J., Davis J. A Companion to the History of Economic Thought. Oxford etc.: Blackwell. 2003.
The New Palgrave Dictionary of Economics. Second Edition. Palgrave Macmillan 2008.
Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Под ред. Г.Г. Фетисова и А.Г. Худокормова. Т.1-5. М.: Мысль. 2004.
Панорама экономической мысли конца ХХ века. Перев. под ред. В.С. Автономова и С.А. Афонцева. СПб.: Экономическая школа. 2002.
Хайлбронер Р. Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи. М.: Колибри. 2008.
Худокормов А.Г. Экономическая теория. Новейшие течения Запада. М.: Инфра-М. 2009.
Шумпетер Й.А. История экономического анализа. Перев. под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа. 2001.
Экономическая теория. (The New Palgrave). Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. Науч. ред. перевода – В.С. Автономов. М.: Инфра-М. 2004.
в) программное обеспечение
специального программного обеспечения не требуется
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http://gallery.economicus.ru
http://cepa.newschool.edu/het
http://www.ecn.bris.ac.uk/het/index.htm
Science Direct
JSTOR
ProQuest
EBSCO
^
- компьютеры с доступом в Интернет
- доступ к вышеуказанным поисковым системам
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Примерная тематика рефератов
1. Особенности древнегреческой экономической мысли.
2. «Экономическая таблица» Ф.Кэне и её значение.
3. Закон Сэя и его значение в развитии экономической науки.
4. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.
5. Истоки и значение неомальтузианства.
6. Взгляды Й. Шумпетера на предпринимательство.
7. Причины экономических кризисов в теории марксизма.
8. Теория занятости в трудах Кейнса.
9. Взгляды М.Вебера и их значение для экономической науки.
10. Особенности взглядов Д. Рикардо на внешнюю торговлю.
Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Эволюционная экономическая теория, этапы ее формирования.
Экономические взгляды Аристотеля.
Теория ренты А.Р.Ж.Тюрго.
Общее и особенное во взглядах В.Зомбарта и М.Вебера.
Экономическая мысль древнего мира.
Теория возникновения денег А.Смита.
Экономическое учение Дж.С.Милля.
Экономические учения Древней Греции.
Экономические взгляды Ж.Б.Сэя.
Финансовая система Дж.Ло.
Экономическая роль государства в трудах меркантилистов, представителей «Классической школы», Сисмонди, Сэя, Листа.
Экономические взгляды П.Л.де Буагильбера.
Экономические взгляды Ф.Аквинского и Ибн-Хальдуна.
Историческая школа Германии.
Экономические взгляды У.Петти.
Экономические взгляды физеократов.
Экономические учения феодализма.
Экономические взгляды Т.Р.Мальтуса.
Экономические взгляды А.О.Курно.
Меркантилизм.
Экономические взгляды А.Смита.
Экономические взгляды С.Сисмонди.
Экономические взгляды Д.Рикардо.
Экономические взгляды А.Р.Ж.Тюрго.
Причины негативного отношения к торговле и ростовщичеству представителей экономической мысли древнего мира.
Основные этапы развития экономической мысли.
Теория предельной полезности.
Экономические взгляды Ф.Листа.
Основные черты неолиберализма.
Теории социального рыночного хозяйства Л.Эрхарда.
Экономические взгляды К.Маркса.
Общее и особенное во взглядах Физеократов и представителей Английской классической школы политической экономии.
Кейнсианская экономическая теория.
Основные отличия теорий Дж.М.Кейнса и Ж.Б.Сэя.
Экономические взгляды В. Паретто.
Экономические взгляды Дж.Робинсон.
Экономические взгляды В.Ойкена.
Экономические взгляды Р.Оуэна.
Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.
Экономические взгляды Дж.С.Милля, теория «рабочего фонда».
Теория ренты.
Теория экономических кризисов К.Маркса.
Экономические взгляды К.А. Сен-Симона и Ш.Фурье.
Маржинализм.
Основные отличия теорий Английской классической школы политической экономии и Маржинализма.
Монетаризм.
|