Скачать 0.65 Mb.
|
«Управление качеством» – изучение систем управления качеством, факторов, влияющих на их функционирование и развитие, показателей оценки и контроля их деятельности. Предметом курса является изучение параметров, определяющих потребительские свойства продукции и социально-экономические и организационно-технические характеристики процессов ее создания, потребления (эксплуатации) и утилизации, а также деятельность по совершенствованию таких свойств и процессов. Задачи курса «Управление качеством»:
Понятие качества В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества. Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1). ![]() Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы ведущих фирм мира. Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, определяемых техническими условиями (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции, т.е. ее оценка на соответствие требованиям. Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:
Усиление конкуренции требует от руководителей всех уровней целенаправленного решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используются идеология и положения международных стандартов серии ИСО 9000. Основными аргументами в пользу такого подхода является то, что указанные стандарты ориентированы:
^
Поэтому при создании систем качества необходимо исходить из целей, которые ставятся при её создании, и конкретизировать понятие качества. При этом обязательно нужно учитывать требования общества. ^ Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка. ^ соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще. С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании. Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
П ![]() Рис. 1.2. Параметры конкурентоспособности продукции араметры конкурентоспособности продукции (рис. 1.2) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.). |
![]() | Курсовой работы. Практической основой данной работы является бухгалтерская отчетность ООО Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности организации. В процессе анализа рентабельности... | ![]() | Ранжирование факторов влияющих на конкурентоспособность предприятия,... Бности предприятий все чаще ставится перед специалистами по маркетингу на промышленных предприятих. При этом в качестве основной... |
![]() | Сертификация продукции и систем качества Сертификация продукции представляет собой один из факторов повышения ее конкурентоспособности, т к является определенной гарантией... | ![]() | 28 Понятие о статистических индексах,их значение и задачи в изучении коммерческой деятельности Ое значение в статист исследованиях коммерческой деятельности имеет индексный метод. Полученные на основе этого метода показатели... |
![]() | Методические основы оценки системы показателей рентабельности 9 3... Рентабельность как показатель эффективности производственно-хозяйственной деятельности 6 | ![]() | Лабораторная работа №1 по дисциплине: «Моделирование систем» На тему:... Освоение навыков разработки документации по алгоритмическому обеспечению систем автоматизированного проектирования систем управления,... |
![]() | Лекция 6 Тема 4 Качество – один из основных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции в условиях рыночной экономики. В современных условиях... | ![]() | Содержание введение 2 Целью данной работы является изучение методики мониторинга финансовых показателей деятельности предприятия в контексте формирования... |
![]() | Зарубежный опыт управления качеством продукции Охарактеризуйте организацию деятельности по управлению качеством продукции на международном, национальном, отраслевом и общефирменном... | ![]() | 1. 6 Виды экономических систем. Функционирование рыночной системы Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции. Характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием... |