Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины




Скачать 258.47 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины
Дата публикации26.03.2013
Размер258.47 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Экономика > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономической теории

Примерная программа учебной дисциплины Основы экономической теории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 080110 «Банковское дело»

СОДЕРЖАНИЕ












^ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНИЫ

4



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6



^ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15



КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


^ I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 080110 «Банковское дело».

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 080110 «Банковское дело».
^ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.
^ 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

  • строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

  • анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

  • распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

  • разбираться в основных принципах ценообразования;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

знать:

  • генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

  • ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

  • рыночные механизмы спроса и предложения на
    микроуровне, сущность и значение ценообразования,
    методы ценообразовании, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

  • роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

  • задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

  • закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик.


^ 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

максимальной учебной нагрузки - 103 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 62 часов

В том числе практических занятий - 18 часов

самостоятельной работы обучающегося - 23 часов.

^ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Количество часов

1

2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

103

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

62

в том числе:




практические занятия

18

семинар

2

контрольные работы

2

^ Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23

в том числе:




внеаудиторная самостоятельная работа

23

Итоговая аттестация в форме дифференцированный

зачет

^ 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы экономической теории»


Наименование

разделов и тем

^ Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в экономику. Экономическая теория как наука.








Тема 1.1.

Основные направления развития экономической теории

^ Содержание учебного материала:

4


2

Теории Древнего мира, меркантилизм, физиократы, классическая школа (А.Смит -товарное хозяйство, теория трудовой стоимости; Д.Рикардо – идеология свободного предпринимательства), марксистская школа.

Современные школы и направления экономической теории. Теория предельной полезности, теория цены, совершенной конкуренции, монополии, макроэкономическая теория Дж. Хейнса, монетаризм М.Фридмен, П.Самуэльсон, экономическая мысль России ХХ в. А.В.Чаянов, Н.Д. Кондратьев: Учениие о «Больших циклах конъюнктуры».

^ Самостоятельная работа обучающихся:

1




Подготовка докладов по истории экономических учений.

Тема 1.1.

Сущность экономики


^ Содержание учебного материала:

2



1, 2

Экономика как система жизнеобеспечения общества. Субъекты, объекты и ресурсы экономики. Проблема ограниченности ресурсов. Понятие альтернативной стоимости.

^ Практическая работа:

2




Решение задач на тему «Альтернативная стоимость»


Тема 1.2.

Общественное производство.

^ Содержание учебного материала:

2

1, 2

Основные факторы общественного производства. Стадии движения общественного продукта. Воспроизводство. Отраслевая структура. Объем производства.

^ Самостоятельная работа обучающихся:

Конспекты по темам.

1





Тема 1.3.

Экономическая система. Отношения собственности


^ Содержание учебного материала:

4

1,2

Отношения собственности – основа экономической системы. Содержание собственности. Два типа экономических связей в обществе. Виды экономических систем. Две сферы экономической системы – микроэкономика и макроэкономика. Многообразие форм собственности в России.


^ Самостоятельная работа обучающихся

1




Конспекты по темам, анализ ситуаций.

Тема 1.4.

Эволюция общественного производства

^ Содержание учебного материала:


2


2

Натуральное и товарное производство. Условия появления товарного производства. Две формы товарного производства. Капитал.


Тема 1.5.

Товар и его свойства

^ Содержание учебного материала:

2



2

Товар. Свойства товара – единство и противоречие свойств. Двойственный характер труда.

^ Самостоятельная работа обучающихся:

1




Индивидуальные задания для более подробного изучения тем.


Тема 1.6.

Деньги и их функции


^ Содержание учебного материала:

2



2

Исторические условия возникновения денег. Существо денег. Функции денег. Структура денежной массы.

^ Самостоятельная работа обучающихся:


1




Индивидуальные задания для более подробного изучения тем.


Тема 1.7.

Труд и экономика


^ Содержание учебного материала:

4


2

Понятия: труд, рабочая сила, трудовые ресурсы. Виды, количество и качество труда. Эффективность использования рабочей силы – производительность труда. Повышение производительности труда – необходимость и основные условия. Интенсивность труда.

^ Практическая работа:

2




Решение задач

^ Самостоятельная работа обучающихся:

1


Индивидуальные задания для более подробного изучения тем.




^ Контрольная работа к разделу 1.

1

Раздел 2. Законы рынка.








Тема 2.1.

Функции рынка. Закон стоимости


Содержание учебного материала:

2

2

Функции рынка. Основной закон товарного производства. Последствия нарушения закона стоимости. Закон убывающей предельной полезности.

^ Самостоятельная работа: обучающихся:


1




Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним.

Тема 2.3.

Закон денежного обращения. Инфляция


^ Содержание учебного материала:

4


2

Денежное обращение. Уравнение И.Фишера.

Последствия нарушения закона денежного обращения. Основные причины инфляционного процесса. Инфляция и участники рыночных отношений. Виды инфляции.

^ Самостоятельная работа обучающихся:

1




Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним. Конспекты по темам.

Решение задач.


Тема 2.4.

Законы спроса и предложения

^ Содержание учебного материала:

2


2

Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена.

Закон спроса и характер его действия. Закон предложения и характер его действия.

Влияние неценовых факторов на изменения спроса и предложения.

^ Практическая работа: Решение задач, построение графиков.

2




Самостоятельная работа обучающихся:

1

Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним. Конспекты по темам.

Решение задач.

Тема 2.5.

Рыночное равновесие. Эластичность спроса


^ Содержание учебного материала:

2

2

Рыночное равновесие и равновесная цена. Эластичность спроса (предложения) по цене и по доходу. Основные функции и виды цены. Основные типы рынка и ценовая политика продавца

^ Практическая работа:

Решение задач, построение графиков.

2




^ Самостоятельная работа обучающихся:

1

Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним. Конспекты по темам.

Решение задач.


Тема 2.6.

Закон конкуренции. Монополия


^ Содержание учебного материала:

2

2

Существо экономической свободы. Объективные условия конкуренции. Основные формы конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая. Основные виды конкуренции. Монополия. Формы монополий. Условия и последствия возникновения монополий. Антимонопольная политика государства.

^ Самостоятельная работа обучающихся:

1




Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним.


Тема 2.7.

Закон убывающей предельной отдачи

^ Содержание учебного материала:

2



2

Издержки производства. Действие закона убывающей предельной отдачи. Динамика издержек.

^ Практическая работа:

Расчет динамики издержек, решение задач.

2




^ Самостоятельная работа обучающихся:

1

Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним. Конспекты по темам. Решение задач, анализ ситуаций.

Раздел 3. Структура рынка








Тема 3.1.

Товарный и денежный рынок. Их взаимосвязь

Содержание учебного материала:

2



2

Общая структура рынка. Структура товарного рынка. Структура денежного рынка. Равновесие товарного и денежного рынков.

^ Самостоятельная работа обучающихся:

1




Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним. Конспекты по темам.


^ Тема 3.2. Инвестиционный рынок


Содержание учебного материала:

2



2

Инвестиции. Основные формы инвестиций. Спрос и предложение на рынке инвестиций.

^ Самостоятельная работа обучающихся:

1




Конспекты по темам. Решение задач, анализ ситуаций.

Тема 3.3.

Рынок недвижимости и земли


^ Содержание учебного материала

Недвижимость. Особенности рынка недвижимости и земли. Цена земли.

2


2,3

^ Самостоятельная работа обучающихся:

1




Подготовка докладов по теме «Особенности рынка недвижимости и земли региона»


Тема 3.4.

Рынок ценных бумаг

^ Содержание учебного материала:

2



2

Ценные бумаги. Характеристика рынка ценных бумаг. Выгодность приобретения ценных бумаг. Экономическое значение обращения ценных бумаг

^ Практическая работа:

Решение задач.

2




Самостоятельная работа обучающихся:

1

Конспекты по темам, анализ ситуаций.

Тема 3.5.

Рынок труда


^ Содержание учебного материала:

2


2

Понятие рынка труда . Спрос и предложение на рынке труда. Цена труда.

^ Самостоятельная работа обучающихся: Конспекты по темам, анализ ситуаций.

1




^ Контрольная работа к разделам 2-3.

1




Раздел 4. Макроэкономика.







Тема 4.1.

Инфраструктура рынка. Налоговая и бюджетная система


Содержание учебного материала:

2



2; 3

Понятие макроэкономики. Понятие инфраструктуры рынка. Налоговая политика государства. Налоговая система. Принципы, цели и виды налогов. Бюджет. Бюджетная система. Группы и определение состояния бюджетной системы. Федеральный бюджет. Взаимосвязь Бюджетной и налоговой системы.

^ Самостоятельная работа обучающихся:

1




Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

Тема 4.2.

Финансовая, банковская, кредитная система


^ Содержание учебного материала:

1



2; 3

Финансы и их функции. Состав финансовой системы. Кредит. Принципы и формы кредита. Главная функция кредита. Кредитный риск. Банк. Банковская система. Основные функции центрального банка. Типы кредитно-денежной политики. Виды банков. Операции банков. Устойчивость банка.

^ Практическая работа:

Решение задач

2




Самостоятельная работа обучающихся:

1

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

Тема 4.3.

Биржевая система

^ Содержание учебного материала:

2



2; 3

Биржа. Биржевая система. Виды бирж. Основные положения функционирования биржи. Основные виды биржевых сделок.

^ Самостоятельная работа обучающихся:


1




Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации

Тема 4.4.

Валютная система

^ Содержание учебного материала:

2

2

Валюта. Характеристика валютной системы: виды валют, валютные ценности, валютные операции, валютные кредиты. Валютный курс. Экспорт, импорт. Конвертируемость валюты.


^ Тема 4.5. Макроэкономические регуляторы


Содержание учебного материала:

4


2



Национальный рынок. Национальное богатство и его состав: национальный доход, Валовый национальный продукт, совокупный общественный продукт. Цикличность экономического развития. Экономический рост. Занятость и безработица.

^ Практическая работа:

Решение задач

2





Тема 4.6.

Роль и функции государства в рыночной экономике

^ Содержание учебного материала:

2


2

Функции и формы регулирования рынка государством. Социальная экономика и доходы. Социальная политика. Уровень жизни.

^ Практическая работа: Решение задач

2




Самостоятельная работа обучающихся:


1

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

Тема 4.7.

Актуальные проблемы мировой экономики

^ Содержание учебного материала:

2


2; 3

Мировой рынок. Международное разделение труда. Мировые экономические отношения: внешняя торговля, движение капиталов , обмен в области науки, валютно-кредитные отношения, миграция рабочей силы, совместные предприятия.

^ Самостоятельная работа обучающихся:


2




Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.




^ Семинар «Структура и инфраструктура рынка»

2

3




Всего

103




^ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Основы экономической теории».
Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-методического материала: тестового материала, аутотренинга, ситуационных задач, практических упражнений.

  • раздаточный материал.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением,

  • мультимедиапроектор;


^ 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Казначевская Г.Б. Экономическая теория: учебник для колледжей - 3-е изд.,доп. и перераб. СПО – М.: Феникс, 2009. - 352 с.

  2. Слагода В.Г., Экономическая теория: учебник СПО –М.: ФОРУМ, 2010. –. 368с.



Дополнительные источники:

  1. Еремина Е.И., Щукина А.Я. Практикум по экономической теории: Учеб. пособие для СПО- М.:Академия, 2009. – 224с.

  2. Куликов Л.М., Основы экономической теории: учебник СПО – М.: ЮРАЙТ ИД ЮРАЙТ, 2011. –455с.

  3. Липсиц И.В., Экономика: учебник – М.: КНОРУС, 2011 – 312с.

  4. Басовская Е.Н., Басовский Л.Е., Экономика: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2011 – 375с.


^ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1.

2.

Умения:




-оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля


-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-разбираться в основных принципах ценообразования;


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

Знания:




-предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-рыночные механизмы спроса и предложения на
микроуровне, сущность и значение ценообразования,
методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-закономерности и модели функционирования мировой экономики, взаимосвязи национальных экономик

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины экологические основы природопользования...
...
Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории Примерная программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница