В управление как вид деятельности человека




НазваниеВ управление как вид деятельности человека
страница1/4
Дата публикации27.02.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4
В.1.Управление как вид деятельности человека.

Вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна. Если посмотреть на деятельность человека, то можно вдуматься, возможна ли была эта деятельность, если бы она не была организованна. А чтобы организовать ее, надо предвидеть результат, контролировать деятельность, быть заинтересованным в этом результате и видеть реальность успеха. Все это в обобщенном практическом представлении называется управлением.

Все это показывает, что управление неминуемо сопровождает деятельность человека, и всякая его деятельность нуждается в управлении.

Деятельность - совокупность действий человека, ведущих к достижению цели.

- способ существования человека, проявление его социальной активности.

Управление – это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Деятельность может быть осознанной и неосознанной.

^ Осознанная деятельность – это деятельность, построенная на основе заранее предусмотренного результата, на основе запрограммированных координированных действий, ведущих к предполагаемому результату.

^ Неосознанная деятельность – это действия рефлекторного типа, реакция на проявление потребности.

И та и другая деятельность нуждается в управлении и осуществлении на основе управления, но управление в первом и во втором случае различно, и это различие проявляется в сложности, в уровне развития управления и т.д.

Нас в рамках данной дисциплины интересует осознанная деятельность, поскольку это управление деятельностью, а не поведением человека.

Только человек имеет сознание, позволяющее ему строить планы и контролировать их реализацию, организовывать свою деятельность и деятельность других людей.

Управление – это вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль, осознание потребностей.

Оба определения управления характеризуют практическое представление этого понятия и его сущность.


В.2.Сущность управления

Это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более, совместной деятельности. Поскольку любое явление необходимо рассматривать с позиции сущности содержания и специфики, то необходимо рассмотреть содержание понятия управления.

Содержание управления можно установить посредствам анализа практической деятельности менеджера. Если спросить мен-ра, что он делает управляя организацией, какие виды деятельности составляют его работу, то ответы будут разными в силу его опыта, стиля управления , приоритетов, но общим будет содержание его деятельности, а именно любое управление предполагает необходимость:

- предвидение

- контроль

- мотивация

- стимулирование

- организация

- прогнозирование

- анализ

- координация.

Все это называется основными функциями управления. Потому что они отражают содержание понятия управления независимо от конкретных условий и сфер деятельности.

Таким образом, для того чтобы управлять всегда необходимо предвидеть(планировать), организовывать работу , контролировать ее в той или иной мере, координировать или регулировать деятельность людей , мотивировать ее и исследовать все процессы деятельности людей.

Но эти семь функций управления не характеризуют обязательную последовательность процесса деятельности, а в понимании управления необходим еще и процессуально – содержательный аспект: сначала менеджер ставит цель, позволяющую ему оценить существующее положение дел и увидеть проблему, попытаться решить ее посредством своих организационно – практических действий. Таким образом, процесс управления начинается с целеполагания, которое определяет всю последовательность действий.

Следующим этапом является определение ситуации т.е. распознавание и оценка того положении в котором находится организация или фирма, а противоречие которое оказывается главным вне соответствии цели и ситуации, которую необходимо решить в первую очередь характеризует понятие проблемы. Далее эту проблему необходимо решить (устранить).

Эти 4 этапа процесса управления характеризуют процессуально – содержательный аспект управления (целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, осуществление решения этой проблемы).

Специфику управления можно выразить понятием воздействия. Воздействие – влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

Если управление это воздействие, то существуют объекты и субъекты управлении. Иначе говоря любую управляемую систему можно представить в виде субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой систем (см. Рисунок).


В.3.Основные подходы к определению сущности менеджмента.


  1. Понимание менеджмента как искусства базируется на том что организации это сложные социально-экономические системы, управление которыми требует учета огромного числа факторов внешней и внутренней среды организации. Принятие управленческих решений в этих условиях – это действительно искусство, базирующееся на знаниях, умениях, интуиции и опыте людей управляющих организацией.

  2. Менеджмента как наука имеет свой предмет изучения (деятельность по управлению), свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний о менеджменте, накопленная за многие годы практики. На протяжении более чем вековой истории менеджмент как наука разработал свою теорию, содержанием которой является законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

  3. Менеджмент как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название "функции менеджмента". Рассмотрение менеджмента с этих позиций связано с разработкой таких вопросов как состав и содержание всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в процессе управления. Впервые состав функции был сформулирован А. Файолем.

  4. Менеджмент как процесс фокусирует внимание на взаимосвязи отдельных управленческих функций в пространстве и времени. При этом все проблемы менеджмента рассматриваются через призму управленческих процессов задачей которых является принятие решений для реализаций целей организаций

  5. Орган управления является составной частью любой организации. Данный подход к менеджменту сосредотачивает внимание на структуре организации, на связи между звеньями и уровнями управления, на степени централизации и децентрализации, на распределение полномочий и ответственности работников, занимающих разные должности . Самым оптимальным является 7 подчиненных у руководителя.

  6. Персонал управления обязан обеспечивать эффективное использование и координацию всех ресурсов организации для достижения ее целей.



В.4. Сравнительная характеристика понятий «Менеджмент» и «Управление»

ПРИЗНАКИ

УПРАВЛЕНИЕ

(в плановой экономике)

Менеджмент

(в рыночной экономике)

1. Объем понятия

Управление процессами в обществе, технике и природе

Управление фирмами, предприятиями, организациями

2. Регулятор производства

План

Рынок

3. Функции органов управления вышестоящих организаций

Контрольно-распорядительные

Регулирующие и консультативные

4. Использование методов

Преимущественно административные

Экономические, социально-психологические и административные

5. Собственность

Государственная

Многообразие форм собственности

6. Критерий оценки управленческих решений

Социальный эффект

Экономическая целесообразность

7. Интерес предприятия

Выполнение плана

Получение прибыли

8. Элементы механизма функционирования предприятия

Соревнования и гласность

Конкуренция и коммерческая тайна

9. Тип управления

Авторитарный

Демократический

10. Принцип управления

Централизация

Децентрализация

11. Человеческий фактор

Инициатива «наказуема»

Активизация человеческого фактора



В.5. Менеджер и предприниматель


Параметры сравнения

Менеджер

Предприниматель

Статус на предприятии

Наемный работник

Собственник, партнер

Задачи и функции

Постановка целей, планирование, организация, мотивация, контроль, координация, руководство

Поиск новых способов комбинации ресурсов, выдвижение новых идей по их использованию для удовлетворения потребностей населения

Ожидаемый результат работы

Сохранение, поддержка и развитие предприятия, максимилизация его способностей производить ценности

Освоение новых сфер бизнеса, продвижение идей и нового дела для выпуска продукции и получения прибыли

Личностные характеристики

Умение организовать работу в команде, критическое мышление, преданность делу, честность, умение четко выражать свои мысли и убеждать

Интуиция, новаторство, самостоятельность, индивидуализм, смелость, инициативность, ориентация на успех, готовность к риску


В.6. Этапы развития и особенности управленческого труда.

Менеджмент — это древнейшее искусство и новейшая наука. Возникновение отношений управления относится, по разным оценкам, к III—IX тысячелетиям до н. э. Так, в раз­витии теории и практики менеджмента выделяют следую­щие этапы:

1. Древнейшие века:

  • появление первых деловых людей, религиозных функ­ционеров и жрецов, собирающих дань с населения;

  • XVIII в. до н. э. — возникают элементы административ­ного менеджмента, разрабатываются законы управления го­сударством;

  • VI—II вв. до н. э. — зарождение территориального уп­равления.

  1. Индустриальный период (XVII—XIX вв. н. э.) — форми­рование промышленного менеджмента, что было обуслов­лено развитием разнообразных ремесел, мануфактурного производства.

  2. Период систематизации (вторая половина XIX — пер­вая половина XX в.) — обобщение практики и разработка научных основ управления:

  • 10—20-е гг. — зарождение научного управления, ав­тором которого стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор;

  • 20—30-е гг. — развитие идеи Тейлора. Разработка фун­кций, структуры и принципов управления французским эко­номистом Анри Файолем;

  • 30—60-е гг. — появление теории "Человеческое пове­дение и человеческие отношения", в которой уделялось вни­мание социальным вопросам.

  1. Информационный период — вторая половина XX в. по настоящее время. Это время активного развития современ­ного менеджмента:

— 70-е гг. — разрабатываются и внедряются экономико-математические методы и современная вычислительная тех­ника в практику управления;

— 80-е гг. — отличаются внедрением научных методов (системного подхода и исследования операций) в процедуру принятия управленческих решений;

— 90-е гг. — обращается внимание на организационную куль­туру, этику менеджмента, демократизацию управления (при­влечение работников к принятию управленческих решений).

Характерной чертой развития современного менеджмен­та является усиление тенденции технократизма, что прояв­ляется во внедрении безбумажной технологии, создании элек­тронных бухгалтерий, офисов, внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий.

Управленческий труд обладает специфическими особен­ностями. Они состоят в следующем:

  • предметом данного труда является информация;

  • результатом — управленческие решения;

  • средствами труда служат организационная и вычис­лительная техника;

  • управленческий труд обладает исключительной зна­чимостью для деятельности предприятия;

  • от руководителей требуется владение разносторонни­ми знаниями (экономики, права, социологии, психологии, ин­форматики и др.).


В.7. Школа научного менеджмента

Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Поня­тие «научное управление» впервые в 1910 году при­менил Луис Брандвйс.

Фредерик Тейлор полагал, что управление как осо­бая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора:

  1. Научное изучение каждого отдельного вида тру­довой деятельности.

  2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менед­жеров на основе научных критериев.

  3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабо­чие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

Он разработал систему дифференциальной оп­латы, согласно которой рабочие получали заработ­ную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна сти­мулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка зара­ботной платы.

Основная идея Тейлора состояла в том, что управ­ление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осущест­вляться специально разработанными методами и ме­роприятиями.
В.8. Административная школа.

Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826-1926).

Представители административной школы рассмот­рели управление как универсальный процесс, состо­ящий из таких функций управления, как планирова­ние, организация, мотивация, контроль и координа­ция, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие ос­новные функции — финансы, производство, марке­тинг). Основная задача административной школы — создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функ­ционировать.
  1   2   3   4

Похожие:

В управление как вид деятельности человека iconВ управление как вид деятельности человека
А чтобы организовать ее, надо предвидеть результат, контролировать деятельность, быть заинтересованным в этом результате и видеть...
В управление как вид деятельности человека iconВ управление как вид деятельности человека
А чтобы организовать ее, надо предвидеть результат, контролировать деятельность, быть заинтересованным в этом результате и видеть...
В управление как вид деятельности человека iconКультура как предмет исследования
Бенуа: "Культура это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до...
В управление как вид деятельности человека iconУправление в деятельности человека
Управление в деятельности человека: содержательный, процессуальный аспект и специфика управления
В управление как вид деятельности человека iconКак называется материк, включающий в себя две части света?
Какой вид хозяйственной деятельности человека положительно влияет на изменения в природной среде?
В управление как вид деятельности человека iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория менеджмента»
Понятие менеджмента. Управление как особый вид деятельности, его специфика. Этапы развития менеджмента
В управление как вид деятельности человека icon2. Системный дизайн как особый вид творческого проектирования
Дизайн-это вид деятельности по проектированию предметного мира. Необходимость в этетизации предмета. Появился в нач. 20 века из-за...
В управление как вид деятельности человека iconСписок рекомендуемой литературы основная: Менеджмент туризма. Туризм...
Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002
В управление как вид деятельности человека iconТема №1
Понятие, сущность и значение прокурорского надзора. Основные черты и задачи. Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности...
В управление как вид деятельности человека iconПриложение №9 к Образовательной программе
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на ступени начального общего образования получат начальные представления о материальной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница