Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг




Скачать 247.77 Kb.
НазваниеГосударственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг
Дата публикации10.04.2013
Размер247.77 Kb.
ТипАвтореферат
litcey.ru > Экономика > Автореферат


На правах рукописи
МИХАЙЛОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА


Государственное регулирование

качества обслуживания населения

на рынке потребительских товаров и услуг

Специальность - 08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами: сфера услуг)


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Новосибирск 2006

Работа выполнена на кафедре экономики потребительской кооперации Сибирского университета потребительской кооперации


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор,

^ Бернвальд Арнгольд Рейнгольдович
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор,

академик РАСХН

Першукевич Петр Михайлович

доктор экономических наук, профессор,

^ Бакаева Вера Владимировна

Ведущая организация: Красноярский государственный

торгово – экономический институт

Защита состоится 25 октября 2006 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 513.003.01 при Сибирском университете потребительской кооперации по адресу: 630087, Новосибирск – 87, пр. К.Маркса,26/2, зал заседаний диссертационных советов.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского университета потребительской кооперации.
Автореферат разослан 22 сентября 2006 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук,

профессор З. А. Капелюк



^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Потребительский рынок играет важную роль в экономике нашей страны, повышении благосостояния граждан.

Население заинтересовано в том, чтобы качество обслуживания на рынке потребительских товаров и услуг было высоким, что предполагает для потребителя вложение материальных средств в товар или услугу надлежащего качества, обеспечение возможности реализовать свои права.

Существует сложная проблема массовых нарушений на рынке товаров и услуг, которая затрагивает интересы миллионов потребителей, и это предопределяет государственное регулирование качества обслуживания населения.

Проблема государственного регулирования качества обслуживания населения возникла в связи с ослаблением государственного контроля и переходом на рыночные методы регулирования потребительского рынка, вследствие чего качество обслуживания населения осуществляется на низком уровне: реализуются товары и услуги ненадлежащего качества, массово нарушаются и ущемляются права потребителей. Действующая система государственного контроля не эффективна, нуждается в дополнительных исследованиях с учетом экономических аспектов.

Формирование системы государственного регулирования качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг является чрезвычайно актуальной проблемой.

Кроме того, не изучен вопрос с социально-экономической точки зрения. Реализация экономических требований – важный момент осуществления прав потребителей. Именно возможность их реализации позволяет сохранить финансовые ресурсы потребителей, и как следствие дает возможность снижения социальной напряженности.

Развитию отношений участников потребительского рынка в области реализации прав потребителей посвящены научные исследования и публикации В.В Богдан, Т.В. Дерюшевой, С.В. Липатова, И.Б. Цимбалистова, А.М. Эрделевского, А.Е. Шерстобитова и др., но все они затрагивают юридические аспекты реализации прав потребителей. Материалов, комплексно раскрывающих экономические и организационные стороны практически нет.

Изменения в системе экономических отношений потребовали формирования новых взглядов, более детального осмысления положения потребителя, его прав и интересов. Нуждаются в совершенствовании формы и методы реализации прав потребителей с экономических, организационных и юридических позиций.

В основу данного исследования положен социально-экономический подход к формированию системы государственного регулирования с позиций повышения качества обслуживания населения на потребительском рынке.

Цель исследования – разработать теоретические и методические основы государственного регулирования качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг.

Для достижения намеченной цели поставлены и решены следующие задачи:

– исследованы и обобщены теоретические положения формирования потребительской политики России и зарубежных государств;

– классифицированы факторы, принципы, формы и методы, совокуп-ность которых определяет эффективность системы качества обслуживания потребителей;

– проведено исследование количественных параметров состояния потребительского рынка региона, в том числе развития розничных торговых сетей;

– определены факторы, влияющие на поведение хозяйствующих субъектов в отношениях с потребителями;

– обобщено состояние государственной политики в регулировании качества обслуживания населения на территории субъекта Российской Федерации – Новосибирской области;

– предложены основные направления по совершенствованию государственного регулирования качества обслуживания населения на рынке товаров и услуг;

– обоснована значимость координации деятельности различных ведомств на основе создания межведомственного совета как органа, обеспечивающего совместные действия по реализации функции, влияющей на повышение качества обслуживания населения.

^ Предмет исследования – состояние, процессы и тенденции государственного регулирования качества обслуживания населения на потребительском рынке региона.

^ Объект исследования – экономические отношения по поводу процесса регулирования качества обслуживания населения на рынке товаров и услуг, методы работы компаний с потребителями, способы разрешения конфликтов между потребителями и коммерческими предприятиями на примере Новосибирской области.

^ Область исследования. Содержание диссертации соответствует областям исследования 15.108 «Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг», 15.114 «Соотношения рыночных регуляторов в развитии отраслей и комплексов сферы услуг» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

^ Методическая, теоретическая и информационная основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили принципы и методы комплексного анализа экономических явлений, логического моделирования, статистического анализа и экспертных оценок, а также монографическое исследование прикладных разработок в области государственного регулирования качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов: Р. Алана, М. Альберта, В. Бакаевой, О. Беем – Баверка, А. Бернвальда, Ф. Визера, Г. Госсена, У. Джевонса, Ф. Котлера,

К. Маркса, К. Менгера, М. Мескона, Д. Милль, В. Парето, А. Пикулькина,

П. Першукевича, Д. Рикардо, А. Рогачева, Е. Слуцкого, А. Смита, Д. Хикса, Ф. Хедоури и др.

Материалы диссертационного исследования, выводы и рекомендации, основаны на экономическом анализе данных статистических органов России и Новосибирской области, материалов территориальных управлений Роспотребнадзора, Ростехрегулирования и комитета по защите прав потребителей мэрии г. Новосибирска, а также собственных наблюдений автора.

Исследование базируется также на прикладных экономико- статистических методах: сводке и группировке данных, изучении динамики и взаимосвязей и др., что позволило обеспечить необходимую глубину, достоверность результатов исследования и обоснованность выводов. Для обработки исходной информации и графического представления результатов исследования использована программа обработки электронных таблиц «Microsoft Excel».

^ Научная новизна диссертации заключается в развитии методологических положений и методического инструментария комплексного исследования качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг в системе государственного регулирования. Наиболее существенными научными результатами являются:

– сущностная характеристика понятия «основы комплексной системы государственного регулирования качества обслуживания потребителей», включающая системность, комплексность, многогранность, целенаправленность, рациональность экономических, организационных и правовых аспектов;

– авторская классификация форм и методов реализации потребительской политики регулирования качества обслуживания населения на рынке товаров и услуг;

– обобщение аспектов исследования качества обслуживания населения в условиях развития розничных торговых сетей, в увеличении видов услуг, ассортимента, повышении качества товаров, современных технологиях продаж, совершенствовании системы урегулирования вопросов с потребителями;

– поведенческие аспекты хозяйствующих субъектов различных организационно – правовых форм при реализации прав потребителей;

– методика двухконтурного анализа качества обслуживания потребителей, позволяющая исследовать факторы первого контура, формирующие особенности его функционирования, и факторы второго контура, на которые влияет на качество обслуживания потребителей;

– новации форм и методов повышения качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг в системе государственного регулирования, в частности по экономическому, организационному и правовому блокам.

^ Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные теоретические выводы и методические положения доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и использованы в дальнейших научно-теоретических исследованиях, также и в практической деятельности организаций для повышения качества обслуживания населения на рынке товаров и услуг.

Отдельные результаты диссертационной работы могут служить методической основой для разработки типовых документов, используемых изготовителями (исполнителями, продавцами) в своей деятельности, повышающих качество обслуживания потребителей и с целью исключения условий, снижающих качество товаров и услуг населения, ущемляющих их права.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования используются мэрией г. Новосибирска (акт о внедрении от 21.01.2005 г.

№ 01/1; акт о внедрении от 20.12.2005 г. № 01/2), Материалы исследования применены в розничной торговой сети ООО «Аскания» (акт о внедрении от 14.10.2005 г. №25), а также в Новосибирском филиале Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» (акт внедрения от 21.04.2006 г. № 65/5-206).

Публикации. По результатам исследования опубликовано четыре научных статьи общим объемом ­­ 1,8 п.л., в том числе одна статья объемом

0,6 п.л. в ведущем рецензируемом журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.

^ Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 136 наименований. Объем работы – 169 страниц основного текста, в том числе 14 таблиц и 14 рисунков.
Диссертационная работа содержит:

Введение

Глава 1. Теоретические основы эволюции потребительской политики на основе государственного регулирования качества обслуживания населения

1.1. Развитие и формирование потребительской политики

1.2. Формы и методы обеспечения качества обслуживания потребителей в системе государственного регулирования рынка товаров и услуг

^ Глава 2.Реализация политики качества обслуживания населения на потребительском рынке в субъекте Российской Федерации- Новосибирской области

2.1.Состояние потребительского рынка региона

2.2.Методические основы анализа поведения хозяйствующих субъектов, влияющих на качество обслуживания населения

2.3.Анализ процесса государственного регулирования качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг

^ Глава 3.Совершенствование системы государственного регулирования качества обслуживания населения на потребительском рынке в регионе

3.1. Координация деятельности органов власти – как основа повышения качества обслуживания населения на рынке товаров и услуг

3.2.Совершенствование форм и методов качества обслуживания населения на потребительском рынке

Заключение

Библиографический список

^

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ



1.Теоретические основы потребительской политики – как основа повышения качества обслуживания населения на потребительском рынке

Опыт зарубежных стран и сложившаяся ситуация на потребительском рынке 90-х годов способствовали совершенствованию и развитию государственной политики данной области в России. Государство обратило внимание на вопросы качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг, определив их на законодательном уровне и сформировав систему. Однако организация такой системы на практике выявила ее несовершенство, выразившееся в низкой эффективности реализации экономических и правовых вопросов, в отсутствии реальных и равных условий в обслуживании потребителей в виду не сбалансированности функций органов, занимающихся вопросами данной области.

Реализация прав потребителей является комплексным фактором внешней среды, как отрицательные, так и положительные стороны оказывают прямое воздействие на качество обслуживания населения хозяйствующими субъектами, а также на виды форм, методов и принципов посредством которых происходит удовлетворение интересов и обеспечение прав потребителей.

В связи с этим возникла необходимость в создании «комплексной системы государственного регулирования качества обслуживания потребителей», которая является стержнем формирования разносторонних отношений между производителем – продавцом – потребителем, включающие многогранные экономические, организационные и правовые аспекты, позволяющие повысить качество обслуживания потребителей. Такая система позволит установить общие правила и порядок, ответственность за их исполнение, которая основывается на методе правового принуждения, экономических интересах хозяйствующих субъектов и социально-экономических интересах потребителей.

В работе классифицированы формы и методы качества обслуживания потребителей, которые по своей сути выстраивают всю цепь реализации экономической мотивации и прав потребителей от момента производства (реализации) товара (работы, услуги) и до получения удовлетворения его требования (рис. 1).

Рис. 1. Классификация форм и методов качества обслуживания потребителей
Сущность каждого метода качества обслуживания потребителей сосредоточена на достижении результата, позволяющего: обеспечить безопасность качества реализуемых товаров (работ, услуг), повысить просвещенность потребителей, обеспечить необходимую защиту интересов потребителей; реализовать экономические требования потребителей.
^ 2. Методические основы анализа поведения хозяйствующих субъектов, влияющих на качество обслуживания населения
Исследование состояния потребительского рынка Новосибирской области показывает, что в настоящий момент идет активное его формирование. Появление многоформатных предприятий торговли определило их влияние на других участников потребительского рынка. Увеличение продаж товарной массы объясняется развитием рынка товаров и услуг, применением современных форм продаж, увеличением покупательной способности населения, предлагаемого ассортимента торгующими предприятиями и пр.

Определена важность организационных принципов регулирования деятельности потребительского рынка, влияющих на качество обслуживания потребителей, выявлены основные задачи управления данной сферой.

Рассматривая взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами рынка товаров и услуг, при обращении потребителя для реализации своих законных прав и интересов, выявили необходимость в рассмотрении поведенческих аспектов хозяйствующих субъектов (рис. 2).

Рис. 2. Классификация факторов поведения хозяйствующих субъектов, по отношению к потребителю

Данное исследование показало, что основная часть участников потребительского рынка имеют конфликты с потребителями на основе неосознанных факторов. Это подтверждает высокий показатель удовлетворения требований потребителей.

Осознанные факторы поведения предприятий свидетельствуют о том, что они ведут целенаправленную деятельность по достижению одномоментной выгоды. Права и интересы потребителей не учитываются в такой практике, что является одним из факторов, снижающим качество обслуживания населения.

Кроме того, исследования показали, что на поведенческие аспекты хозяйствующих субъектов оказывает влияние их организационно – правовая форма.

По оценкам экспертов, в качестве которых выступали специалисты, занимающиеся реализацией прав потребителей районных администраций Новосибирской области, в 2004 г. из 521 составленного искового заявления в 98 % случаев, в качестве ответчика выступает наиболее многочисленный сегмент рынка – малое предпринимательство. В Доволенском и Кочковском районах Новосибирской области составлено по 1 исковому заявлению, где потребительская кооперация привлечена в качестве ответчика.

Деятельность потребительской кооперации, отличается от других субъектов рынка статусом некоммерческой, социально-ориентированной системы, имеющей основной целью своей деятельности – удовлетворение потребностей пайщиков, сельского населения в товарах и услугах, их социальную защиту от негативных последствий рыночной экономики, отвлекая на эти цели значительные средства для снижения социальной напряженности населения.

Малый бизнес строит свою деятельность исходя из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса. Он занимает те ниши на рынке, которые могут быть наиболее рентабельными и прибыльными, что и является главной целью. Организация бизнеса малого предпринимательства направлена на минимум предполагаемых издержек и убытков в виде удовлетворения требований потребителей, возмещение им стоимости недоброкачественных товаров, работ, услуг.

Развитие потребительского рынка определяется влиянием множества факторов, формирующих спрос населения на товары и услуги, результатами деятельности хозяйствующих субъектов, их эффективностью и качеством обслуживания населения. Осуществление деятельности отдельного хозяйствующего субъекта оказывает воздействие на развитие других отраслей экономики, вовлекая их в обслуживание потребителей. Очевидность эффекта воздействия данной системы на экономику и социальную сферу заключается в необходимости подконтрольном стимулировании деятельности участников рынка в продаже и предоставлении наиболее качественных товаров и услуг, что позволит обеспечить поступательное и планомерное развитие предприятий и снизить социально-экономическую напряженность населения.

Целью анализа качества обслуживания потребителей является исследование, во-первых, входных параметров на функционирование системы и, во-вторых, воздействия качества обслуживания потребителей на прочие отрасли экономики. Такая двойственность требует особых методических подходов к исследованию данной области.

В процессе исследования разработана и применена двухконтурная схема анализа качества обслуживания потребителей (представленная на рис. 3), которая позволила: проанализировать комплекс факторов, влияющих на качество обслуживания потребителей (первый контур), и блок факторов, формируемый потребительским рынком и влияющий на экономику (второй контур). Связующим элементом двух контуров выступает область качества обслуживания потребителей.


^

Рис. 3. Схема двухконтурного анализа качества обслуживания потребителей



Первый и второй контуры являются внешними по отношению к качеству обслуживания потребителей. Отличия между ними заключаются в направлении воздействий: факторы первого контура служат входами для системы качества обслуживания потребителей и изменяют поведение системы в благоприятном и неблагоприятном направлении, а факторы второго контура отражают влияние качества обслуживания потребителей на внешнюю среду. Между факторами первого и второго контура могут существовать сложные взаимодействия, которые при определенной ситуации в экономике минуют связующий блок и не оказывают влияния на его функционирование.

Двухконтурная схема анализа качества обслуживания потребителей позволяет выявить факторы взаимодействий с внешней средой, в которой функционирует система качества обслуживания потребителей.

При данном подходе к исследованию учитывалось, что качество обслуживания потребителей имеет различные направления (организационно -просветительская деятельность, консультационная, образовательная, досудебное решение вопроса потребителей, представление интересов потребителей в суде и пр.), которые в разной степени связаны с факторами первого контура и дифференцированно влияют на прочие отрасли экономики. Более того, связующий блок двухконтурной системы – «качество обслуживания потребителей» может рассматриваться как адаптивная, конструктивная система, включающая в себя совокупность взаимосвязанных отношений потребитель – продавец (изготовитель, исполнитель).

Гипотеза о взаимодействиях и взаимосвязях внутри каждого контура и между контурами проверялась с помощью методов математической статистики, для чего рассчитывалась полная матрица коэффициентов парной корреляции между всеми показателями, включая первый и второй контуры, а также связующий блок.

После структурирования всех взаимосвязей на основе корреляционных сетей осуществлялась интерпретация полученных результатов, описание важнейших взаимодействий и сопоставление их с логической гипотезой о функционировании качества обслуживания потребителей.
^ 3.Анализ процесса государственного регулирования качества обслуживания населения на рынке товаров и услуг
Глобализация рынков товаров и услуг может способствовать улучшению положения потребителей, но и вместе с тем, необходимо учитывать, что эти процессы могут привести к возникновению серьезных проблем (проникновение на рынок опасных и некачественных товаров, деловая мошенническая практика и пр.), если не обеспечена реализация прав потребителей и доступ к такому механизму.

Деятельность органов по обеспечению прав потребителей характеризуется установлением урегулированных отношений между хозяйствующими субъектами и потребителями при разрешении возникающих спорных вопросов и претензий, соблюдением и исполнением потребительского законодательства хозяйствующими субъектами, осуществления восстановления нарушенных прав потребителей, удовлетворением их материальных, моральных требований. Количество потребителей, которые обращаются в органы, занимающиеся проблемами потребителей, увеличивается. Это подтверждается данными структурного подразделения органа местного самоуправления г. Новосибирска.

Общее количество обращений граждан в период с 1999 по 2005 г г. увеличилось с 24400 до 36325, что составило прирост в 49%. В числе основных причин, вызвавших увеличение обращений потребителей являются: продажа товаров с недостатками, предоставление услуг ненадлежащего качества, а также не предоставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах), нарушение сроков исполнения услуг. Увеличение количества обращений потребителей свидетельствует о том, что потребительский рынок еще насыщен некачественными товарами и услугами, появляются новые хозяйствующие субъекты, современные формы торговли, происходит увеличение объемов продаж и предлагаемого ассортимента. Очень важным моментом в увеличении количества обращений потребителей является их непросвещенность. Кроме того, определенное влияние на данные показатели оказала возросшая покупательская способность населения.

Если анализировать динамику по группам товаров, то в 2005 г. наблюдалась тенденция к увеличению роста обращений по качеству аппаратов мобильной связи на 37%, качеству телевизоров на 48%.

В сфере услуг в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 140% выросло число обращений на качество услуг ремонта бытовой техники (нередко продавцы навязывают потребителю проведение ремонта в гарантийные сроки); на 88% – качества изготовления и установки окон, на 72% – по установке дверей (объясняется востребованностью услуги населением и увеличением на рынке фирм с низким качеством выполнения работ). При этом на 22% снизилось количество обращений по качеству предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Всего в структурные подразделения органа местного самоуправления г. Новосибирска обратилось в 2005 г. за консультацией, оказанием помощи 36325 граждан по фактам нарушений потребительского законодательства. При этом 35235 обращений решено положительно. Из общего количества обращений 11813 потребовали более длительного и детального рассмотрения, связанного с привлечением других организаций и служб, подключением надзорных и судебных органов. Качества товаров касалось 7931 обращение потребителя, из них, 1663 обращения на качество электробытовых машин и приборов (в т.ч. 354 – холодильника, 377 – стиральных машин), 1214 обращений на радиоэлектронные аппараты (в т.ч. 493 – телевизора), 2388 – на аппараты мобильной связи, 1642 – на обувь, 702 – одежду, 212 – продукты питания и др. По поводу некачественно оказанных услуг (выполненных работ) обратилось 3882 человека, из них: по жилищно-коммунальным услугам – 1599, ремонту бытовой техники – 312, пошиву-ремонту одежды – 109, медицинским услугам – 111, изготовлению окон – 767, дверей – 191 , мебели – 326 и др.

Возвращено потребителям за некачественно оказанные услуги и проданные товары с недостатками 14,9 млн.руб.

Из 2540 проанализированных договоров в 1563 выявлены условия, ущемляющие права потребителей. Составлено 399 исковых заявлений, что на 10 % больше чем за предыдущий период. Органами местного самоуправления в досудебном порядке разрешены споры между хозяйствующими субъектами и потребителями в 97,7% случаев.

Проведенное структурирование нарушений по статьям нормативных документов и установлено, что основным нарушением является отказ в предоставлении и предоставлении неполной информации о товарах, что составило 41,6 % от общего количества правонарушений, второе место занимают нарушения Правил продажи отдельных видов товаров и составляют 32,1%.

При предоставлении услуг населению основным нарушением является также как и в торговле отказ в предоставлении и предоставлении неполной информации о работах, услугах и в зависимости от вида услуг колеблется, например, в медицинских услугах – 4,6%, а услугах связи – 88,4%, следующим нарушением является низкое качество предоставления услуг и сроки их исполнения, например, жилищно – коммунальные услуги – 51,0 %, услуги транспорта – 100%.

Основные сферы деятельности, на которые наиболее сконцентрированы усилия органов, занимающихся проблемами качества обслуживания населения всех уровней – это торговля и общественное питание, жилищно-коммунальные и бытовые услуги. Выбор приоритетов связан анализом жалоб потребителей, которые чаще всего поступают на эти сферы деятельности.

В процессе анализа проведена оценка косвенного экономического ущерба потребителей при покупке товаров, находящихся в реализации (таблица). При проведении проверок Новосибирским отделом госнадзора Сибирского межрегионального территориального управления Ростехрегулирование выявленные нарушения обязательных требований к непродовольственным товарам составили 86% от числа проверенных. Так, при продаже электротехнических товаров бытового назначения, где из общего числа выявлено 93,1% нарушений обязательных требований к непродовольственным товарам. За 2005 год продажи только холодильников и цветных телевизоров в Новосибирской области составили 2570,4 млн. рублей.

Процент нарушений выявленного контролирующим органом по данной группе товаров, можно переложить на суммарный показатель в виде косвенного экономического ущерба потребителей и он составляет 2393,04 млн. рублей. Такая оценка дает основания предположить о том, что потребитель подвергается высокому риску приобрести товар ненадлежащего качества, получить ущерб, понести различные убытки и пр.


Таблица

Оценка косвенного экономического ущерба потребителей Новосибирской области при приобретении некачественных товаров в 2005 году (по данным территориального управления Роспотребнадзор по Новосибирской области)

Группы товаров

Продажа в 2005 году млн. руб

Доля забракованных и сниженных в сортности товаров, %

Косвенный экономический ущерб потребителей млн. руб

Телевизоры

1610,6

36,4

586,3

Холодильники

959,8

28,2

270,7

Обувь

3835,1

5,9

222,44




Пиво

(импортного производства)
Пиво (отечественного производства)


9171,3


100,0

10,2



5053,39*


Мясо птицы (отечественного производства)

4543,0

17,6

799,57

Рыба и рыбопродукты (отечественного производства)

1852,2

7,1

131,51

Кондитерские изделия (отечественного производства)

3498,0

8,2

286,84

Цельномолочная продукция (отечественного производства)

2062,4

12,5

257,8

Яйцо птицы (отечественного производства)

690,7

1,4

9,67

*от среднего показателя по пиву импортного и отечественного производства; равного (100+10,2):2=55,1
Потребительский рынок Новосибирской области заполнен в своей массе недоброкачественными товарами, предоставляются не качественные работы, услуги и их реализация приносит громадный экономический ущерб потребителю и как следствие он распространяется на всю цепочку: потребитель – продавец – производитель – государство.

^ 4. Новации форм и методов, способствующих повышению обслуживания населения на рынке товаров и услуг
Для создания цивилизованного рынка, то есть рынка ориентированного на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей, всемерную охрану прав и законных интересов потребителей, необходима целостная система мер экономического, организационного и правового характера.

Оценивая достигнутый уровень, государственного регулирования качества населения на рынке потребительских товаров и услуг, можно сделать вывод, что в дальнейшем необходимо наращивать темпы в более качественном наполнении основных направлений потребительской политики. На наш взгляд, сюда необходимо отнести:

1. Своевременное обновление и расширение потребительского законодательства;

2. Усиление координации и взаимодействия всех государственных органов, в выработке единых решений для осуществления обще направленной деятельности в регулировании качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг;

3. Повышение роли межведомственных советов по качеству обслуживания потребителей, как на федеральном уровне, так и субъектах Российской Федерации в целях повышения качества обслуживания населения и определении приоритетных направлений формирования потребительской политики;

4.Реформирование технического законодательства. Отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений, классификации, методов испытаний, маркировки и идентификации продукции затрудняет контроль за качеством реализуемых товаров и услуг;

5. Установление более жестких экономических санкций в отношении производителей и продавцов, которые производят и реализуют товары и услуги низкого качества;

6. Усиление роли органов местного самоуправления, занимающихся проблемами потребителей. Они являются связующим звеном между потребителем и контролирующим органом и несут в себе, две важные функции: информирование, помощь, консультирование населения, и аналитико-информационную функцию, которая заключается в получении и передаче информации в соответствующие государственные органы для принятия мер, способствующих повышению качества обслуживания населения;

7. Реализация непрерывного потребительского образования в Российской Федерации на базе основных образовательных учреждений по изучению основ потребительского законодательства.

Реализация указанных направлений может оказывать воздействие на применяемые формы и методы качества обслуживания потребителей. Осуществление всех направлений представлено на рис. 4.

Качество обслуживания потребителей

Экономические

Организационные

Правовые


Пополнение бюджета за счет штрафных санкций к правонарушителям
Налоговые льготы для добросовестных товаропроизводителей, поставляющих качественные товары, услуги
Условия равных конкурентных возможностей для всех производителей и импортеров



Меры координации и взаимодействия всех органов на уровне государства в выработке единых решений в сфере повышения качества обслуживания потребителей
Межведомственные советы по управлению качеством обслуживания населения
Увеличение штата специалистов органов местного самоуправления в области реализации прав потребителей
Повышение квалифика-ции специалистов потребительского

рынка


Санкции к недобросовестным производителям и продавцам
Реформирование технического законодательства по обеспечению качества и безопасности товаров
Расширение полномочий органов местного самоуправления по реализации прав потребителей
Приведение потребительского законодательства с нормами ВТО


Рис. 4.Новации экономического, организационного и правового характера, способствующие повышение качества обслуживания потребителей
Оценивая деятельность системы в целом, можно сделать вывод о том, что такая деятельность, дает свои ощутимые результаты, однако она недостаточна для решения всех сложившихся проблем. В связи с этим, необходимо создание системы, способной регулировать качество обслуживания потребителей рынка товаров и услуг, и которая была бы максимально адаптирована к процессам, происходящим и влияющим на развитие потребительского рынка Новосибирской области. Такая система должна быть гибкой и пластичной в зависимости от того, какие вскрываются проблемы и какие методы необходимо оперативно применить в рамках существующей правовой базы. Данный подход может быть назван как адаптивная и конструктивная система. Систематизация государственного контроля и усиление влияния экономического, организационного и правового воздействия на потребительский рынок стимулируют к установлению цивилизованных форм взаимоотношений между государством и бизнесом. Государственное регулирование потребительского рынка является формой повышения качества обслуживания и усиления положения потребителя. Принятие нормативно-правовых актов, создание государственных и общественных организаций в этой сфере является одним из видов государственного регулирования качества предоставления услуг населению в условиях рыночной экономики. Государственная политика в данной области должна осуществлять обеспечение равновесия экономических интересов потребителей, предпринимателей и государства. Поэтому, необходим всемерный контроль органов управления качеством обслуживания населения за деятельностью участников рынка товаров и услуг, применение жестких экономических санкций в отношении нарушителей.
^ Основные работы, опубликованные по теме диссертации:
1.Михайлова Е.Н. Координационный совет как одна из форм управления защитой прав потребителей на местном уровне // Качество и полезность в экономической теории и практике: материалы международной научно-практической конференции 25-26 ноября 2004г.- Новосибирск. -0,3 п.л..

2.Михайлова Е.Н. Ассортимент, качество и конкурентоспособность непродовольственных товаров в третьем тысячелетии // Проблемы формирования ассортимента, качества и конкурентоспособности товаров: материалы международной научно-практической конференции 15-16 апреля 2004г.- Гомель.- 0,5 п.л.

3.Михайлова Е.Н. Факторы, влияющие на повышение эффективности защиты прав потребителей на потребительском рынке // Налоги и экономика. – Новосибирск, 2006. – № 2. – 0,4 п.л.

4.Михайлова Е.Н. Защита прав потребителей в регионе // ЭКО. – Новосибирск, 2006. – № 8. – 0,6 п.л.


С авторефератом можно ознакомиться на сайте НОУ ВПО «Сибирский университет потребительской кооперации» (http:www.sibupk.su/New/05/dis_1.htm).


Похожие:

Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг iconФорма мониторинга реализации Плана мероприятий ("дорожной карты")...
Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения
Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг iconНа второе полугодие 2012 года Конференция «Франчайзинг на рынке потребительских...
Дирекция выставок потребительских товаров и здравоохранения, Школа профессионального франчайзинга
Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
«Методология экономических наук», «Инвестиции на рынке товаров и услуг», «Инновационные маркетинговые коммуникации», «Рекламный менеджмент...
Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг iconРабочая программа производственной практики (преддипломной) 100801...
Пцк специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Дисциплина «Формирование ассортимента потребительских товаров» входит в междисциплинарный курс вариативной части дисциплин цикла...
Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг iconГосударственное регулирование занятости населения
Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество...
Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг iconРоль качества обслуживания населения в повышении конкурентоспособности предприятий сферы услуг

Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг iconПродвижение товаров и услуг
Система сбыта товаров как важнейший элемент системы продвижения товаров и услуг на рынке 6
Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по специальности...
Программа государственной итоговой аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы специальности 100801...
Государственное регулирование качества обслуживания населения на рынке потребительских товаров и услуг iconмероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества...
Сахалинской области (2013 2018 годы)» призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница