), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса




Скачать 157.18 Kb.
Название), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса
Дата публикации10.04.2013
Размер157.18 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Экономика > Лекция
17. Стабилизационная политика и ее методы

Стабилизационная политика представляет собой управление уровнем совокупного спроса в экономике при помощи бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики с целью смягчения или даже устранения колебаний уровня экономической активности (реального ВВП и занятости), связанных с экономическим (деловым) циклом.

Рис. 4.6

ВВП


Смягчение цикла Фактический ВВП

Потенциальный ВВП

годы
Главная цель стабилизационной политики состоит в «точной настройке» совокупного спроса для того, чтобы не допустить:

  1. недостаточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (чтобы избежать потери в выпуске продукции и безработицы);

  2. избыточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (для предотвращения инфляции);

Конечно, идеальной была бы политика, которая обеспечивала бы такой рост совокупного спроса, который точно соответствовал бы росту потенциального ВВП (сплошная прямая линия на рисунке 4.6). Однако разработка и осуществление стабилизационной политики сталкиваются с рядом проблем, связанных с точностью прогноза экономического развития, точным определением времени и объёма осуществляемых мероприятий. Действительные результаты этой политики выглядят скромнее: в лучшем случае государству удается смягчить спады и бумы (пунктирная кривая на рисунке 4.6).

В качестве методов стабилизационной политики выступают инструменты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, которые будут проанализированы в лекциях 6 и 7.

Стабилизационная политика представляет собой один из аспектов макроэкономической политики государства. Другими важными направлениями являются политика предложения, воздействующая на темпы роста потенциального ВВП (лекция 10), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11).

23.Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса.

Стабилизационная политика не ограничивается бюджетно-налоговыми инструментами. Она, как известно, включает в себя использование инструментов денежно-кредитной политики. Кстати, Дж. М. Кейнс скептически относился к возможностям денежно-кредитной политики, однако, его последователи включили денежно-кредитные инструменты в арсенал стабилизационной политики государства.

^ Денежно-кредитная политика как составная часть стабилизационной политики включает в себя регулирование предложения денег, кредита и процентных ставок с целью контроля над совокупным спросом в экономике для стабилизации экономической активности.

Использование конкретных инструментов этой политики Центральным банком страны предусматривает решение двух главных проблем: недопущение или хотя бы минимизацию безработицы и инфляции.

Предложение денег зависит:

^ 1. От политики Центрального банка, который

  • Определяет объем наличных денег: наличность на руках у населения (C) и наличность в банковских резервах (R). В сумме они составляют денежную базу (B), или деньги высокой силы (ДВС). B = C+R.

  • Устанавливает резервные требования (rr0).

2. От величины денежного мультипликатора (m), который показывает зависимость объема денежной массы (M) от величины денежной базы (B):

M = m * B

(ДЕПОНИРОВАНИЕ - передача денег и ценных бумаг на хранение в кредитные и другие учреждения. )^ Таким образом, Центральный банк может изменять денежную массу (M), воздействуя либо на денежную базу (B), либо на денежный мультипликатор (m). Эти возможности воплощаются в трех конкретных инструментах денежно-кредитной политики.

^ Три инструмента денежно-кредитной политики:

1. Изменение нормы обязательных резервов (rr0) воздействует на денежный мультипликатор (считается самым грубым инструментом): Если ЦБ сокращает норму обязательных резервов, он способствует росту кредита (объема предоставляемых ссуд коммерческими банками) и, следовательно, росту денежной массы.Если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, он способствует сокращению кредита и денежной массы.

2. Изменение учётной ставки процента – процентной ставки, под которую ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам – воздействует на денежную базу (довольно грубый инструмент): Уменьшение учетной ставки способствует увеличению спроса коммерческих банков на кредиты ЦБ, что увеличивает банковские резервы, а, следовательно, растет кредит и денежная масса.Увеличение учетной ставки способствует сокращению спроса со стороны коммерческих банков на кредиты ЦБ, вызывая сокращение кредита и денежной массы.

3. Операции на открытом рынке - покупка или продажа ЦБ государственных ценных бумаг – наиболее часто используемый инструмент (воздействует на денежную базу):

Если ЦБ покупает у населения государственные ценные бумаги, растут резервы коммерческих банков, следовательно, увеличивается кредит и растет денежная масса.Если ЦБ продает государственные ценные бумаги населению, то сокращаются резервы коммерческих банков, сокращается кредит и денежная масса.

Так как использование перечисленных инструментов воздействует на предложение денег, оно воздействует и на процентные ставки Если предложение денег растет, ставка процента падает и наоборот. Поэтому денежно-кредитная экспансия (политика, направленная на увеличение предложения денег, то есть стимулирующая политика) называется политикой «дешевых» денег. Сдерживающая денежно-кредитная политика (политика, направленная на уменьшение предложения денег) называется политикой «дорогих» денег.

Следует, однако, отметить, что возможности денежно-кредитной политики ограниченны.

  1. Снижение нормы обязательных резервов (rr0) могут не привести к снижению фактической нормы резервирования (rr), которая зависит от политики каждого коммерческого банка и от спроса на ссуды.

  2. Снижение учетной ставки может не привести к росту заимствований коммерческих банков.

  3. Коэффициент депонирования находится вне контроля Центрального банка.

24. Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса.

Темп инфляции и уровень безработицы – два основных показателя макроэкономической нестабильности. Возникает вопрос: существует ли между ними какая-либо взаимосвязь? На первый взгляд такой взаимосвязи не может быть, так как причины естественной безработицы обусловлены особенностями рынка труда, а причины инфляции не в последнюю очередь связаны с деятельностью Центрального банка по контролю над денежной массой.

  • Циклическая безработица возникает вследствие недостаточного совокупного спроса.

  • Инфляция спроса возникает вследствие избыточного совокупного спроса.

Таким образом, можно предположить, что какая-то связь между безработицей и инфляцией все-таки существует, по крайней мере, с точки зрения краткосрочного анализа.

Кривая Филлипса. Шоки предложения. Стагфляция.

В 1958 году британский экономист А.В. Филлипс опубликовал работу, в которой на основе эмпирических данных за достаточно длительный период времени показал существование обратной связи между темпом прироста номинальной заработной платы и уровнем безработицы (u).

Была разработана концепция обратной связи между динамикой уровня безработицы (u) и темпа инфляции (π), получившая название кривой Филлипса.

На рисунке 9.1 представлена кривая Филлипса (Pc), которая показывает, что, например, в точке А высокому уровню безработицы uA соответствует низкий темп инфляции πА. Точка В, наоборот, характеризуется низким уровнем безработицы uВ в сочетании с высоким темпом инфляции π В.

Рис.9.1.

π Кривая Филлипса
πB В
А

π A

Pc

0 uB uA u
Отсюда можно сделать вывод, что задача стабилизационной политики сводится к поиску «правильной» точки на кривой Филлипса. Однако кривая Филлипса демонстрирует невозможность достижения оптимального состояния, которое характеризуется низким темпом инфляции и низким уровнем безработицы.

Очевидна связь между движением вдоль кривой Филлипса и движением кривой совокупного спроса (AD) вдоль кривой совокупного предложения (AS) в модели совокупный спрос – совокупное предложение (рисунок 9.2).

Рис. 9.2 А Б

P π

AS

PB B πB B
AD1 A

PA A π A

AD Pc
0 QA QB Q 0 uB uA u
Когда совокупный спрос растет с AD до AD1, равновесие перемещается из точки А в точку В (рисунок 9.2.А), что сопровождается ростом уровня цен (PB > PA), ростом равновесного уровня реального ВВП (QB > QA) и соответственно снижением уровня безработицы (uB < uA) (рисунок 9.2.Б).

*стагфляция: падение производства (следовательно, рост безработицы), сопровождающееся ускорением инфляции. Современная кривая Филлипса утверждает, что темп инфляции – изменение уровня цен по сравнению с предшествующим периодом – зависит от трех факторов:

  1. ожидаемая инфляция;

  2. циклическая безработица;

  3. шоковые изменения предложения.


25. Понятие экономического роста. Показатели экономического роста.

Строго говоря, экономический рост имеет место, когда растет уровень потенциального объема производства во времени. (Графически это может быть представлено как сдвиг кривой производственных возможностей вправо, или как сдвиг вправо кривой совокупного предложения в модели AD – AS.)билет 9)Однако обычно под экономическим ростом понимают рост реального объема производства во времени.

Экономический рост можно определить двумя способами:

  1. как увеличение реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства);- Если хотят сравнить экономический и военно-политический потенциал различных стран

  2. как увеличение реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства) на душу населения. Этот показатель рассчитывается как отношение суммарного выпуска (дохода) к численности населения.

Однако какой бы способ не использовался, измеряется экономический рост годовыми (среднегодовыми) темпами роста (точнее, прироста), в %:

^ Темп экономического роста = р. ВВП текущего года – р. ВВП предыдущего года *100%

р. ВВП предыдущего года или

Темп экономического роста = р. ВВП текущего года – р. ВВП предыдущего года *100%

р. ВВП предыдущего года (на душу населения)

В качестве основных показателей используется:

  • Коэффициент роста- отношение показателя изучаемого периода к базисному

  • Темп роста- коэфф. Роста умноженный на 100%

  • Темп прироста- темп роста – 100%

Достижение высокого темпа экономического роста выступает одной из основных целей макроэкономической политики. Значение экономического роста заключается в его вкладе в экономическое процветание общества. Чем выше темп экономического роста, тем (при прочих равных условиях) больше благосостояние населения. Однако прежде чем использовать показатель экономического роста необходимо помнить о следующих ограничениях в связи с тем, что ВВП (а также ВНП, ЧНП, НД) недостаточно адекватно отражает жизненный уровень населения, так как:

  • включает в свой состав лишь объем продукции, измеряемый деньгами, и не отражает, например, рост свободного времени;

  • включает в себя затраты на оборону и полицию, рост которых сокращает долю ВВП, идущую на потребление;

  • появление новых товаров и услуг затрудняет долгосрочные сравнения.

Критики экономического роста признают, конечно, что он дает возможность обществу потреблять больше товаров и услуг, а также увеличивает объем предоставляемых общественных благ (медицина, образование и т.д.), повышая реальный уровень жизни. В то же время они подчеркивают, что экономический рост приводит к исчерпанию невоспроизводимых природных ресурсов и обострению проблемы загрязнения окружающей среды.

Факторы экономического роста.

  1. рост количества и качества капитальных благ (основного капитала);

  2. рост количества и качества рабочей силы;

  3. рост количества и качества природных ресурсов;

  4. эффективное использование факторов производства с тем, чтобы, повышая их производительность, максимизировать их вклад в расширение выпуска продукции;

  5. разработка и внедрение технически прогрессивных методов производства и новых продуктов (технологическая прогрессивность).

  6. уровень совокупного спроса должен быть достаточно высок, чтобы полностью использовать растущие производственные возможности экономики.

^ Источники экономического роста.

Увеличение реального продукта и дохода может быть осуществлено двумя основными способами:

  1. вовлечением большего количества ресурсов, что выражается в росте трудозатрат;

  2. более производительным использованием имеющихся ресурсов, что выражается в росте производительности труда.

В зависимости от того, каким способом осуществляется экономический рост, различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.

Если источником экономического роста является вовлечение в производство большего количества ресурсов, то имеет место экстенсивный тип экономического роста.

Если источником экономического роста выступает рост производительности труда, имеет место интенсивный тип экономического роста.

Однако эти два типа скорее выступают как идеальные модели. В реальной действительности экономический рост может быть определен как преимущественно экстенсивный, если преобладающую роль в увеличении продукта играют экстенсивные факторы. Если же преобладают интенсивные факторы, то экономический рост характеризуют как преимущественно интенсивный.

26. Теория общественного выбора, ее сущность.
^
Основатель теории К. Эрроу "Социальный выбор и индивидуальные ценности" (1951), в которой проводилась аналогия между государством и личностью

Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. В своей Нобелевской лекции Дж. Бьюкенен сформулировал три основные предпосылки, на которые опирается теория общественного выбора: методологический индивидуализм, концепция "экономического человека" и анализ политики как процесса обмена.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция "экономического человека". Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все – от избирателей до президента – руководствуются в своей деятельности, в первую очередь, экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений).

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа интересующей нас теории являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.( виды принятия решения: простого большинства( референдум), квалифицир. Большинства, единогласие( консенсус), идеологические соображ., религиозные,диктатура, демократия)

^ Парадокс голосования (Кондорсе)– это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. На самом деле ошибочна процедура голосования. Более того, довольно часто эта процедура не позволяет сделать согласованный вывод.

Парадокс голосования не только дает возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам большинства, но и наглядно показывает, почему результат голосования поддаются манипулированию. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

^ Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они в свою очередь – обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Таким образом, избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открыли бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов.

Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства. Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду из государственных программ.
27. Политика как разновидность рынка

Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. (19 век Эрроу)

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой.

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа интересующей нас теории являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.Парадокс голосования – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Группы со взаимными и значительными интересами могут с лихвой компенсировать свои затраты, если законопроект, который они отстаивают, будет принят. Дело в том, что выгоды от принятия закона будут реализованы внутри группы. А издержки распределятся на все общество в целом. Концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому относительное влияние групп с особыми интересами гораздо больше их доли голосов.

Влияние концентрированных интересов объясняет массу парадоксов экономической политики государства. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной кампании и политической деятельности. В еще большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических решений.

К данным выводам приводит также анализ системы логроллинга – практики взаимной поддержки депутатов путем "торговли голосами".

Сторонники теории общественного выбора не считают всякую "торговлю голосами" отрицательным явлением. Иногда с помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов. Однако не исключен и прямо противоположный эффект.

Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они в свою очередь – обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Таким образом, избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов. Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает, прежде всего, интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открыли бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов.Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата – людей, занятых поиском политической ренты.

^ Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. (А. Крюгер в 1974 г.) Правительственные чиновники стремятся получить материальную выгоду за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.Логическим завершением теории общественного выбора является поэтому постановка вопроса о "провалах" государства (правительства). Указанные провалы – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Похожие:

), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса iconКонтрольная работа №1 по дисциплине «Финансы»
Современная финансовая политика государства: бюджетная и денежно-кредитная политика 8
), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса icon4. Кредитная политика организаций. Кредитная политика предприятия включает
Кредитная политика предприятия включает комплекс мероприятий по управлению дебиторско-кредиторской задолженностью, т е определяются...
), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение...
Финансовая система. Государственные финансы. Органы управления финансами страны. Государственный бюджет. Сфера государственных и...
), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса iconФинансовая и денежно-кредитная система в россии в XIX веке. Денежная реформа с. Ю. Витте
Во время русско-турецкой войны 1877 1878 гг правительство выпустило в обращение значительное количество кредитных билетов, вследствие...
), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса icon“ Международная денежно-кредитная политика”
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса icon"Денежно-кредитная политика Банка Англии"
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «денежно-кредитная политика государства»
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса icon“международные сберегательные институты”. По курсу “денежно-кредитная политика зарубежных стран”
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса iconРеферат на тему: «денежная система российской федерации»
Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного...
), и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок (лекция 11). 23. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Денежная база и денежная масса iconВнешнеторговая политика государства, её основные направления. Политика...
Еская политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница