Об утверждении региональной программы "дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год"




НазваниеОб утверждении региональной программы "дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год"
страница1/3
Дата публикации11.04.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
ГУБЕРНАТОР ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ

от 28 декабря 2009 г. N 561-у
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

"ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ

НА РЫНКЕ ТРУДА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД"
С целью предупреждения роста социальной напряженности на рынке труда области и сохранения имеющегося кадрового потенциала, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2010 год" (далее - Программа).

2. В целях реализации Программы определить управление занятости населения Воронежской области (Бай) уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

3. Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области (Сафонова), управлению занятости населения Воронежской области (Бай) разработать механизм прохождения финансовых средств в рамках реализации Программы.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований Воронежской области оказывать содействие органам службы занятости в организации общественных работ и временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, безработных граждан и граждан, ищущих работу.

5. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Губернатор Воронежской области

А.В.ГОРДЕЕВ
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ

^ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
1.1. Ситуация на рынке труда Воронежской области

и прогноз ее развития
В Воронежской области по итогам 2008 года сохранялась положительная динамика важнейших макроэкономических показателей. Были достигнуты более высокие темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства, чем в среднем по Российской Федерации (индекс промышленного производства области - 104,6%, Российская Федерация - 102,1%; рост объема продукции сельского хозяйства области - 126,2%, Российская Федерация - 110,8%). С августа - сентября 2008 года в экономике области, как и в целом в Российской Федерации, начали проявляться негативные тенденции, свидетельствующие о распространении последствий экономического кризиса на уровень региона.

Падение в основных сферах экономики продолжалось до мая 2009 года. Рост демонстрировали только рынки производства и переработки сельскохозяйственной продукции, розничной торговли и платных услуг. Сохранялась положительная динамика объемов жилищного строительства.

С июня 2009 года стали наблюдаться позитивные тенденции в экономике области, однако пока они не приняли устойчивого характера.

Так, объемы производства промышленной продукции по итогам 9 месяцев 2009 года снизились на 9,5% к уровню соответствующего периода 2008 года, строительных работ - на 7,5%.

По итогам первого полугодия 2009 года инвестиции в основной капитал по предприятиям и организациям Воронежской области в сопоставимых ценах соответствовали уровню предыдущего года, в то же время объемы привлеченных в экономику инвестиционных ресурсов по кругу крупных и средних организаций сократились на 18,3% (за январь - август т.г. - на 9,7%). Почти в 2 раза сократился внешнеторговый оборот. Объем продукции, экспортируемой предприятиями региона, сократился на 35,9% против 30-процентного роста по итогам соответствующего периода прошлого года.

Сальдированный финансовый результат за январь - август составил только 35,6% от уровня прошлого года и к январю т.г. снизился в 2,1 раза.

Спад в экономике и ухудшение финансового положения организаций повлекли за собой сокращение рабочих мест и реальных располагаемых доходов населения (располагаемых доходов - на 4,7%, заработной платы - на 5,4%).

С целью стабилизации социально-экономической ситуации и поддержки граждан в условиях финансово-экономического кризиса правительством Воронежской области начиная с октября 2008 года реализуется комплекс антикризисных мер:

- создан координационный совет при правительстве Воронежской области по разработке механизмов государственного регулирования, направленных на предупреждение и минимизацию возможных негативных последствий мирового финансового кризиса;

- организована система еженедельного и ежемесячного мониторинга социально-экономической ситуации в области;

- реализуется программа антикризисных мер правительства Воронежской области на 2009 год.

Промежуточные итоги реализации антикризисных мер свидетельствуют о наметившихся за последние 4 - 5 месяцев положительных тенденциях в социально-экономической сфере. Существенно - в 4,2 раза (на 133,8 млн. рублей) по отношению к пиковому значению, пришедшемуся на начало апреля, снижен уровень просроченной заработной платы (по Российской Федерации - в 1,7 раза).

Ряд показателей экономики региона, имеющих негативную динамику, лучше среднероссийских: индекс промышленного производства в Воронежской области на 5,0 процентных пункта выше среднего значения по стране, объем строительных работ - на 10,9 процентных пункта.

По итогам 2009 года ожидается отрицательная динамика развития в промышленности (индекс промышленного производства по прогнозу составит 92,1% к уровню 2008 года). На усилении отрицательной динамики скажется введение процедуры банкротства на ряде предприятий. Вместе с тем реализация активной государственной (областной) промышленной политики, выполнение программы строительства пассажирских самолетов ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" на производственной площадке ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", некоторое улучшение конъюнктуры мировых цен на продукцию химии и нефтехимии позволят минимизировать влияние негативных факторов.

Отрицательная динамика промышленного производства и строительства обусловит снижение объемов перевозки грузов. Грузооборот организаций транспорта общего пользования по прогнозу сократится в 2009 году на 15 - 18% к уровню 2008 года.

Отмеченные тенденции в социально-экономической сфере обусловили положение, складывающееся на рынке труда области.

Численность трудовых ресурсов области в среднем за 2008 год составила 1414,2 тыс. человек, или 62,2% общей численности населения области. За 2008 год численность трудовых ресурсов области снизилась на 7,5 тыс. человек.

Трудовые ресурсы области в среднем за 2009 год оцениваются в 1404,0 тыс. человек, или с сокращением к уровню предыдущего года на 10,2 тыс. человек (на 0,7%).

Численность экономически активного населения в 2008 году составила 1124,7 тыс. человек, или 49,4% от общей численности населения области. В их числе 1064,7 тыс. человек (94,7% экономически активного населения) были заняты в экономике и 60,0 тыс. человек (5,3%) не имели места работы и в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ) считались безработными.

Замедление экономического роста в последнем квартале 2008 года и ухудшение финансового положения организаций повлекло за собой сокращение рабочих мест. Однако существенного ухудшения ситуации на региональном рынке труда в 2008 году не произошло. По состоянию на конец 2008 года в органах службы занятости населения в качестве безработных зарегистрировано 21,8 тыс. человек, или 104,3% к уровню на начало года. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,9% экономически активного населения области против 1,8% на начало года.

В среднем за 2008 год официально зарегистрировано безработными 18,2 тыс. человек, или 87,9% к уровню 2007 года. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,6% от численности экономически активного населения, уровень безработицы на полном рынке труда - 5,3% против 5,2% в 2007 году.

В январе - апреле 2009 года отмечалось резкое нарастание напряженности на региональном рынке труда. Численность работников, предполагаемых к увольнению в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности, удвоилась по сравнению с началом года и достигла почти 8 тыс. человек, более 4,0 тыс. человек из них были уже уволены. К 1 мая т.г. на учете в службе занятости состояли 32,4 тыс. безработных, к уровню начала года их численность выросла в 1,5 раза. Численность работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности, увеличилась среди зарегистрированных безработных в 1,8 раза, почти в три раза увеличилась численность уволенных по собственному желанию, в 2,5 раза - численность граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Уровень безработицы возрос с 1,9% до 2,9%. Впервые за 10 лет уровень безработицы в областном центре превысил среднеобластной.

Существенное сокращение спроса на труд произошло прежде всего в организациях обрабатывающих производств (в организациях, занимающихся производством строительных материалов (на 18,4%), производством готовых металлических изделий (на 13,8%), производством машин и оборудования (на 11,8%)). На 17,0% сократилось число занятых в организациях, занимающихся торговлей автотранспортными средствами.

Масштабы неполной занятости в организациях также возросли к апрелю т.г. почти вдвое по сравнению с началом года: численность работников, работающих неполное рабочее время, составила 8,0 тыс. человек, в простое по вине работодателя находились 4,6 тыс. человек, в отпусках без сохранения заработной платы - 1,4 тыс. чел.

Регулирование ситуации на региональном рынке труда обеспечивается в рамках реализации мероприятий областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008 - 2011 годы", региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда на 2009 год", областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2007 - 2010 годы".

За счет реализации мероприятий двух региональных программ содействия занятости к середине апреля в области преодолена тенденция роста безработицы. В летние месяцы уровень регистрируемой безработицы стабилизировался на отметке 2,7% против 2,9% в апреле - мае т.г., а к ноябрю снизился до уровня 2,2%.

Итоги реализации региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда на 2009 год" представлены в таблице 1.

Наибольшие сложности возникли при реализации опережающего обучения:

1. Несоответствие фактической ситуации по неполной занятости прогнозным расчетам (в среднем 14,5 тысячи человек против 30 тыс. человек по прогнозу). Более 20% граждан, находящихся под угрозой увольнения, относятся к категории лиц предпенсионного возраста.

2. Экономическая нецелесообразность организации мероприятия под инвестпроекты, т.к. сроки ввода в эксплуатацию наиболее крупных из них, как правило, 2011 - 2014 годы.

3. Отсутствие возможностей организации проведения достаточно продолжительного опережающего профобучения, т.к. в ряде крупных организаций продолжительность неполной занятости не превышала 2 - 3 месяцев для каждого работника. В то же время учебные программы по наиболее востребованным рабочим профессиям: электрогазосварщик, газорезчик, монтажник, водитель, станочник, учебные программы рассчитаны не менее чем на 4 месяца при обучении с отрывом от производства.

Реализация мероприятия находится на особом контроле правительства области. Ряд предпринятых правительством области организационно-административных мер, нацеленных на проведение индивидуальной работы с предприятиями по ее реализации, с учетом реальной социально-экономической ситуации в регионе позволил повысить число участников в два раза.

Не в полном объеме реализовано мероприятие по оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест. Можно выделить две основные причины этого:

- ряд граждан, направленных центрами занятости населения в другую местность, не представляют трудовые договоры, заключенные с работодателем;

- часть граждан трудоустраиваются в другие организации, не заключившие договор с центром занятости.

В мероприятии по организации общественных работ приняли участие в 1,3 раза граждан больше, чем предусматривалось программой, т.к. средний период участия в работах составил около 2,5 месяца.

Число участников мероприятия по организации собственного дела было откорректировано с 300 до 550 человек.

По состоянию на 01.11.2009 в области зарегистрировано 25,4 тыс. безработных, что соответствует уровню безработицы в 2,2%. К максимальному значению, зафиксированному на начало апреля, число зарегистрированных безработных снизилось на 7,5 тыс. человек, или 23,8%.

Напряженность на регистрируемом рынке труда по численности незанятых граждан составила 1,6 чел. на одну вакансию против 3,7 в марте текущего года.

Сокращаются темпы и объемы массового высвобождения. О предстоящем массовом высвобождении работников (с начала ведения мониторинга) заявляли 167 организации. К высвобождению ими планировалось 12,8 тыс. человек. Фактически высвобождено 8,4 тыс. человек, из которых 3,6 тыс. были трудоустроены, 1,8 тыс. направлены на пенсию по возрасту.

Следует особо отметить, что в регионе последовательно осуществляются мероприятия по созданию условий для трудовой деятельности мигрантов на основе, исключающей ущемление трудовых интересов коренного населения области. Так, первоначально запланированная на 2009 год квота на привлечение иностранной рабочей силы в объеме 13286 чел. снижена до 11553 чел. Реализация мероприятий в 2009 году региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2009 год" позволила дополнительно заместить трудовыми ресурсами области не менее 1500 рабочих мест из числа зарезервированных для иностранных работников.

Несколько снизилась острота проблемы неполной занятости работников организаций области. В режиме неполного рабочего времени находятся 14,2 тыс. человек, при ранее отмеченном максимуме - 17,1 тыс. человек.

По оценке общая занятость в 2009 году к уровню 2008 года сократится на 24,7 тыс. человек (на 2,3%) и составит около 1040,0 тыс. человек. Число безработных на полном рынке труда в среднегодовом исчислении оценивается в 96,0 тыс. человек (8,5% экономически активного населения), численность зарегистрированных безработных - в 29,3 тыс. человек (2,6%). Реализация антикризисных мер обеспечит сдерживание напряженности на регистрируемом рынке труда на уровне 2,2 человека на одну вакансию.

В 2010 году ситуация на региональном рынке труда прогнозируется также напряженной. Продолжится сокращение занятости (на 10,0 тыс. человек, или 1,0%) и некоторый рост полной безработицы (до 98,7 тыс. человек, или 8,7%).

В течение первого квартала 2010 года ожидается рост неполной занятости до 14 - 15 тыс. человек, далее намечается стабилизация ситуации. Пик высвобождения, вероятно, как и в 2009 году придется на конец первого - начало второго квартала, т.е. в первом полугодии 2010 года реализация мероприятий программы должна быть максимально интенсивной.

Предполагается, что не менее 600 рабочих мест из числа заквотированных для иностранных работников будут замещены трудовыми ресурсами области.

Прогнозный баланс рабочих мест по Воронежской области на 2010 год приведен в приложении 1 к Программе.

Несмотря на прогнозируемый высокий уровень безработицы организации Воронежской области будут испытывать дефицит в высококвалифицированных кадрах по отдельным профессиям и в работниках неквалифицированного труда. В рамках реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов предполагается ввести 4,4 тысячи новых рабочих мест (приложение 2 к Программе). Несмотря на это, по пессимистичному варианту прогноза дефицит рабочих мест может составить более 70 тысяч.

Регистрируемая безработица за счет реализации намеченных мер дополнительной поддержки занятости населения в рамках Программы составит 26,0 тыс. человек, или 2,3%.
1.2. Ситуация на рынках труда монопрофильных

территорий Воронежской области
Воронежская область не относится к числу регионов Российской Федерации с большой концентрацией монопрофильных территорий. В соответствии с критериями отнесения территорий к числу монопрофильных (доля занятых на градообразующем предприятии (далее - предприятие) - свыше 25% от численности работников территории, объем производства - более 50%) к монопрофильным городам Воронежской области относятся: г. Нововоронеж, г. Россошь, г. Павловск и г. Семилуки (приложение 3 к Программе).

г. Нововоронеж. Градообразующее предприятие - "Нововоронежская атомная электростанция" - филиал ОАО "Концерн "Энергоатом". На АЭС занято 3,7 тыс. человек, или 29% общей численности работающего населения города, доля предприятия в общем объеме отгруженной продукции в целом по городу - около 90%.

Ситуация в сфере занятости в г. Нововоронеже благополучнее, чем в целом по области. В апреле 2009 года ликвидировано одно предприятие (МУП ПО ЖКХ) с численностью занятых 364 чел. Из них 243 чел. были трудоустроены, 62 чел. получили пенсию по возрасту. Режим неполной занятости на предприятиях города не применялся. Уровень безработицы на 8 декабря 2009 года - 1,7% при среднем по области - 2,3%. Стабильность ситуации в значительной степени определяется строительством Нововоронежской АЭС-2. Около 60% работ на строящейся Нововоронежской АЭС-2 выполняют воронежцы и организации г. Воронежа.

г. Россошь. В Россошанском муниципальном районе самый низкий в области уровень безработицы - 0,8%. В течение 2009 года одно предприятие социальной сферы высвободило 15 чел., все они трудоустроены. В режиме неполной занятости работали 133 чел. на пяти предприятиях района.

Градообразующее предприятие - ОАО "Минудобрения". Удельный вес продукции в общем объеме производства Россошанского муниципального района составляет около 88%, число работников - 4 тыс. человек, или 14,4%.

Предприятие производит минеральные удобрения, применяемые в сельском хозяйстве, в промышленном производстве, в нефтегазовой отрасли, в медицине и др. Доля в общероссийском производстве минеральных удобрений - около 4%. По оценке (намерения предприятия) объем производства в 2009 году увеличится на 2% к уровню 2008 года.

г. Павловск. Градообразующим предприятием для Павловска является ОАО "Павловскгранит" - крупнейшее предприятие в Центральном федеральном округе, выпускающее высококачественный гранитный щебень, использующийся в промышленном, жилищном и дорожном строительстве. На предприятии занято около 3 тыс. человек, или 19,1% всех работающих жителей города. Удельный вес продукции в общем объеме промышленного производства Павловского муниципального района - 63,9%.

С конца ноября прошлого года предприятие испытывало определенные сложности, вводился режим неполной занятости. С середины февраля текущего года ситуация стабилизировалась. Численность персонала сохранена на докризисном уровне. По оценке объемы производства по итогам 2009 года составят 93% к уровню 2008 года.

С начала ведения мониторинга массового высвобождения и неполной занятости к высвобождению с восьми предприятий района были заявлены 202 чел. (из них 81 чел. - с трех предприятий в I квартале 2010 года). Фактически высвобождены 101 человек, из них 67 человек трудоустроены, 9 человек получили пенсию по возрасту. В режиме неполной занятости на 10 предприятиях работали 269 человек.

В целом по Павловскому муниципальному району уровень регистрируемой безработицы соответствует среднеобластному - 2,3%.

г. Семилуки. Градообразующее предприятие - ОАО "Семилукский огнеупорный завод", специализация - производство огнеупорных материалов для металлургического производства. Число работников в докризисный период - свыше 2,4 тыс. человек. (22,4% работающего населения города), в настоящее время - 1,8 тыс. человек. Доля промышленного производства предприятия составляла около 64% от отгрузки продукции в целом по городу.

Кроме того, на территории Семилукского муниципального района располагаются еще два предприятия, специализирующиеся на выпуске огнеупорной продукции, - ОАО "Воронежское рудоуправление" (рп Стрелица) и ООО "Латненский завод огнеупоров" (рп Латная). Данные предприятия для соответствующих территорий также являются градообразующими с долей производства, соответственно 90% и 77% и числом работающих - 50% и 16%.

Ситуацию на рынке труда монопрофильных территорий Семилукского муниципального района несколько смягчает территориальная близость к областному центру. Уровень безработицы в районе - 3,4% (по области - 2,3%).

Мониторинг ситуации в сфере занятости населения монопрофильных поселений области свидетельствует, что наиболее напряженной с начала текущего года складывается ситуация в г. Семилуки. Крупнейшее предприятие города ОАО "Семилукский огнеупорный завод" за период с начала кризисных явлений высвободило около 23,0% работников (545 человек). В настоящее время на предприятии сохраняется режим неполной занятости, в простое находятся 592 человека. Спад производства предприятия по итогам первого полугодия достигал 70%, по итогам года оценивается в 52,0%. Долги по выплате заработной платы в июне т.г. достигали 44,0 млн. рублей. Проблема задолженности по оплате труда не снята в полном объеме. Задолженность периодически возникает и составляет по продолжительности около недели (на 01.12.2009 задолженность - 11 млн. рублей - погашена 08.12.2009). Ситуация, сложившаяся на предприятии, неоднократно рассматривалась координационным советом при правительстве Воронежской области по разработке механизмов государственного регулирования, направленных на предупреждение и минимизацию возможных негативных последствий мирового финансового кризиса.

Напряженной сохраняется ситуация и на градообразующих предприятиях рабочих поселков Стрелица и Латная. Объемы производства в сравнении с докризисным периодом в ОАО "Воронежское рудоуправление" и ООО "Латненский завод огнеупоров" сокращены на 35% и 60% соответственно. Численность работников в общей сумме уменьшилась на 26%. На Латненском заводе огнеупоров, кроме того, 42 человека, или 16,5%, находятся в простое.

Комплексный инвестиционный план развития Семилукского муниципального района, предусматривающий меры по обеспечению стабилизации социально-экономической ситуации в районе и созданию условий для снижения уровня зависимости от монопрофильного производства, был представлен на Международном инвестиционном форуме "Сочи-2009" в сентябре т.г.

Учитывая высокую степень проявления кризисных явлений в монопрофильных населенных пунктах Семилукского района области, правительство Воронежской области обратилось в Министерство регионального развития Российской Федерации с предложением о включении Воронежской области в состав пилотных территорий при подготовке федеральной программы поддержки моногородов Российской Федерации.
  1   2   3

Похожие:

Об утверждении региональной программы \"дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год\" iconПриказ от 25 августа 2010 г. N 118 о создании комиссии по предоставлению...
Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2006 2010 годы" и ведомственной целевой программы...
Об утверждении региональной программы \"дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год\" iconПостановление от 7 сентября 2010 г. N 743 об утверждении долгосрочной...
Оз "О правительстве Воронежской области", распоряжением правительства Воронежской области от 25. 02. 2010 n 85-р "О разработке проекта...
Об утверждении региональной программы \"дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год\" iconВерсияпроф "КонсультантПлюс: Правовые новости от 6 июля 2010 года"...
О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области
Об утверждении региональной программы \"дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год\" iconПостановление
Правительства Амурской области от 30. 12. 2010 №739 «Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение...
Об утверждении региональной программы \"дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год\" iconПостановление от 8 декабря 2010 г. N 1062 об утверждении порядка...
Закона Воронежской области от 07. 12. 2009 n 155-оз "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и в...
Об утверждении региональной программы \"дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год\" iconОб утверждении Программы по снижению масштабов злоупотребления алкогольной
Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02. 09. 2010 №365 «Об утверждении Программы по снижению масштабов злоупотребления...
Об утверждении региональной программы \"дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год\" iconПрограммы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности...
...
Об утверждении региональной программы \"дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год\" iconОб утверждении региональной программы (плана мероприятий) развития...
В целях реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19. 05. 2009 n 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции...
Об утверждении региональной программы \"дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год\" iconПостановление от 26 августа 2010 г. N 714 о предоставлении субсидий...
Воронежской областной Думы от 15. 12. 2005 (ред от 18. 02. 2010) n 295-iv-од "Об областной целевой программе "Развитие и поддержка...
Об утверждении региональной программы \"дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда воронежской области на 2010 год\" iconЗакон Сахалинской области "Об утверждении региональной программы "
Об утверждении региональной программы "Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница