«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда»




Скачать 331.69 Kb.
Название«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда»
страница1/4
Дата публикации14.04.2013
Размер331.69 Kb.
ТипЗакон
litcey.ru > Экономика > Закон
  1   2   3   4


Стенограмма дискуссионного ринга
16 сентября 2010 года в пресс-центре «Комсомольской правды» состоялась дискуссия на тему: «Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений - модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «СПРАВЕДЛИВО-ОНЛАЙН» и газетой «Комсомольская правда».
(Правительственный закон о «коммерциализации» бюджетной сферы, принятый Государственной Думой РФ, вступит в силу 1 июля 2012 года. Суть документа – в разделении организаций на три типа: казенные, бюджетные и автономные. Каждая из них получит свои права и обязанности. По мнению разработчиков закона, задача реформы - приспособить систему бюджетных учреждений к рынку, дать им возможность получать дополнительные доходы и в то же время повысить качество их услуг для населения. Закон поддержали 315 депутатов, 94 проголосовали против).
Представители каждой из сторон дискуссии высказали свою точку зрения.
^ Аргументы сторонников закона:

  • Школы освободятся от сметного финансирования. Они будут получать средства в рамках государственного задания и отчитываться о расходах.

  • «Нечестные» школы лишатся возможности взимать поборы с родителей.

  • Детей в России за последние годы стало меньше на 8 млн, а количество школ не уменьшилось. Эту систему надо оптимизировать.


Аргументы противников закона:

  • Создаются условия для приватизации материальной базы бюджетной сферы.

  • Бюджетная система России: медицина, культура, образование, вся та социальная сфера, которой по праву гордилась наша страна, будет разрушена.

  • Сельская местность останется без образовательных учреждений, так как содержать малокомплектные школы нерентабельно, а привлечь внебюджетные средства они не смогут.


Как и следовало ожидать сторонники и разработчики закона от партии власти в редакцию уважаемой газеты не явились. С противниками грядущей коммерциализации спорили директор департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко и член Общественной палаты РФ, директор Центра образования «Царицыно» г. Москвы Ефим Рачевский. Против ввода закона выступали члены СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ: депутаты Государственной Думы Александр Терентьев и Александр Бурков, а также лидер Общероссийской общественной молодежной организации «Молодые социалисты России» Дмитрий Гудков.
О том, как чиновники в регионах России исполняют законы, рассказал депутат Госдумы, справоросс ^ Александр Терентьев: в Алтайском крае намерены закрыть 500 школ в глубинке. Общее количество школ в республике – около 2000… 83-й закон еще больше развяжет руки чиновникам в их стремлении сократить все и вся (заметим, не собственные зарплаты, а социальные выплаты).


Елена Низиенко, директор департамента общего образования Министерства образования и науки РФ:

– Идея в том, что наполнение школьного бюджета будет все равно производиться из муниципального бюджета по тому же нормативу, что и сейчас это происходит. И закон, кстати, №83-ФЗ предусматривает не уменьшение общей суммы финансирования учреждения, независимо от того, к какому типу оно будет отнесено: бюджетное, казенное или автономное. Поэтому первый и главный источник наполнения школьного бюджета – это муниципальный бюджет. А все остальное, что школа заработает, сможет заработать, – это уже ее, так скажем, бонусы к тому, что есть.
Ефим Рачевский, член Общественной палаты РФ, директор Центра образования «Царицыно» г. Москвы

– Очень соблазнительно задать вопрос: кто закон читал? Во-первых, это закон не о коммерциализации. Я помню 2004 год, когда один закон назвали законом о монетизации, хотя монетизации там было посвящено очень мало... Та формула, о которой вы говорите, Александр Борисович, действует с 1992 года, когда был принят первый в Российской Федерации закон «Об образовании», когда школам, ВУЗам, техникумам разрешили оказывать платные образовательные услуги, и понятно, чем это было продиктовано. Было мрачно, скудно и нищий бюджет. Есть статистика очень четкая: этой опцией, законом 1992 года «Об оказании образовательных услуг» в Российской Федерации воспользовалась 1,04%. Другие школы этого делать не стали. Накладно. Надо иметь дело с налоговой, надо иметь двойную отчетность: и за бюджетные деньги, и за не бюджетные деньги. И к тому же, поскольку у большинства чиновников в 1992 году, да и сейчас тоже, чисто коммунистическое осознание действительности, как зарабатывать деньги?

Нашей школе нужно было отремонтировать одно из зданий. Сумма ремонта по смете – 16 миллионов рублей. В результате действия 94 закона после тендерного слияния осталось не 16, а 9,5, но отремонтировать надо на 16. Тендер был проведен в марте месяце. После этого в июне мы подписываем контракт, в июле пошли деньги на его исполнение, а 25 августа по всем нормативам санитарно-гигиеническим надо ремонт закончить. Либо я должен подписывать липовые документы, либо деньги отнимают в бюджет к концу года.

83-й закон отменяет действие 94-го закона на школы, вышедшие в статус автономии. Это первое. Второе. Вот уже много лет мы имеем дело с казначейством. Это невозможно. Такое количество бумаги... Казначейство – последняя организация, которая стала действовать по закону «Об электронной подписи». Количество документооборота, которое ложится на школу, становится невозможным. 83-й закон позволяет школе, вышедшей в автономию, открыть расчетный счет в банке. Третье. Сметное финансирование. Наши школьники сэкономили тепло, воду (в школе стоят счетчики) в позапрошлом году на сумму 1 200 000 рублей. Сумма вполне реальная. Чтобы эти деньги потратить на спортивное оборудование, надо обращаться к главному распорядителю бюджета города Москвы. Это Юрий Михайлович Лужков. Проходит 4 месяца, кончается бюджетный год, деньги уходят в бюджет. Как же можно воспитывать детей, говорить об энергосбережении и еще о чем-то?
Ведущий ринга Александр Милкус, редактор отдела образования газеты «Комсомольская правда»

– Вот у меня заготовлен вопрос как раз для противников закона. Вот львиная доля сейчас у директора школы, как у администратора, уходит на то, чтобы заполнять кучу отчетных бумаг. У него на голове сидит дикое количество проверяющих. Школа не имеет права, в принципе, сама даже скрепки купить. На все, что больше 100 000 стоит, как я понимаю, надо проводить тендеры. Директор должен уже и этим заниматься. Как вы считаете, это нормально? Это способствует развитию современного образования?
Дмитрий Гудков, лидер «Молодых социалистов России»

–Этот вопрос не совсем имеет отношение к 83-му закону. Это просто общая проблема нашей бюрократии. Здесь нет ни одного депутата, который голосовал за этот закон. Почему? Потому что, совершенно очевидно, перспектива потерять избирателей их не радует, поэтому их здесь нет. К чему приводит этот закон? Во-первых, нарушает конституцию. Почему? Потому что он предоставляет возможность сегодня всем бюджетным учреждениям становиться автономией, зарабатывать деньги.

Наши чиновники – это не европейские чиновники. Мы прекрасно знаем главную шутку КВНщиков про коррупцию: борьба с коррупцией в России набирает обороты, в обороте уже 300 миллиардов долларов. У нас от чиновников будет все зависеть. Школу будут даже специально банкротить, если она находится где-то в центре Москвы, для того чтобы там построить офисный небоскреб.
Александр Бурков, депутат Госдумы РФ, фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

–Есть сегодня пробелы в качестве функционирования школы. Отчетность, бюрократия. Это все вопросы, которые нужно решать. Только я хочу сказать, что «Единая Россия» поставила телегу впереди лошади. Мы начали решать мелкие вопросы, и не решен главный вопрос: как мы будем финансировать государственные и муниципальные стандарты? В каком объеме?

Это все мелочи по сравнению с тем подводным камнем, который заложен в 83-ФЗ. Это отсутствие государственных финансовых стандартов по исполнению в дальнейшем муниципалитетами, региональными властями обеспечения финансовыми средствами тех же школ, тех же больниц, той же социальной защиты.

Да, у Ефима Лазаревича ситуация хорошая. Он живет в том субъекте, где финансовая обеспечиваемость колоссальная, она лучшая. Но Москва – это еще не вся Россия. Я живу тоже в богатом субъекте, в Свердловской области, но у меня нет стопроцентного обеспечения школ и дошкольных учебных заведений. У меня сегодня максимум 80% финансирования. У меня сейчас сидят ребятишки в валенках на занятиях, потому что не могут включить тепло, потому что долги у школы, у учреждения, долги у муниципалитета, которые накопились за много лет перед коммунальными службами. Это нам учтут в дальнейшем в стандартах? Нет.

И сегодня мы видим, что люди, живущие в разных регионах страны, перестают себя ощущать жителями одного государства, потому что в Москве - одни условия, один уровень образования, а в городе Урюпинске в Волгоградской области, к примеру, совершенно другой уровень образования. В этом вся проблема, в этом заложена мина.

Наша государственная власть последние 10 лет пытается снять с себя ответственность во многих сферах. Посмотрите, она убегает от исполнения государственных обязанностей в сфере пенсионной. Мы говорим: «Вот вам минимальная пенсия, остальное...» Это все к вопросу к школе. Дальше. Мы ушли из сферы ЖКХ, сказали: «Рынок нас отрегулирует». Что мы получили? В школе так же произойдет.
Ефим Рачевский

С первого сентября вступили в действие стандарты для начальной школы. До первого сентября финансировали 20 часов в неделю, а сейчас с первого сентября 20 часов в неделю плюс 10 часов в неделю на дополнительные занятия.
Александр Милкус

– Я хотел бы все-таки продолжить то, что говорил Александр Леонидович, и переадресовать вопрос Елене Леонидовне вот в части чиновников, да? То есть, вот по закону 83 появляется 3 типа учреждений: автономные, бюджетные и казенные. На самом деле, какую форму получит школа, решают все равно местные чиновники.
Елена Низиенко

–Закон приняла Государственная Дума, и вот позиция наша такова: мы обязаны его исполнять. Из этого я исхожу. Какое бы решение ни принял чиновник, оставить учреждение казенным, назвать это учреждение бюджетным, назвать это учреждение автономным, он понимает, что должен этому учреждению, независимо от его типа, отдать на реализацию стандартов одинаковое количество средств на каждого ученика.

Да, действительно, ученик в Якутии и ученик в центральной России стоит по-разному. Но это вопрос не к 83 закону вообще.

Кроме того, в новом стандарте образования, кроме всего прочего, появились требования к условиям обучения, чего вообще никогда не было. Мы всегда говорили, что школьник должен знать и уметь, при этом никогда не говорили, какие условия школа должна создать, чтобы ученик все это усвоил.

Государственное задание в соответствии с 83-ФЗ будет формироваться на основе этого же федерального государственного стандарта.
Александр Милкус

– Скажите, какая сумма идет на исполнение вот этого федерального стандарта образования? Конкретно сумма на одного ребенка. Средние дайте показатели.
Елена Низиенко

– Я не могу сейчас дать средний показатель, потому что стандарт еще не вводится в обязательном порядке.


Александр Милкус

–Давайте теперь вопрос к противникам закона. Вот понимаете, ситуация вот какая. Вот мне интересно, вы считаете, что сегодня образование бесплатное? Все равно в любой школе вынуждены родители собирать деньги и на ремонт, и на подарки учителям, и так далее. Как может развиваться школа, любая школа, даже в Москве, только на бюджетные деньги? В любом случае школе нужны какие-то спонсоры. Как это регулировать, как это делать законным образом? Вот 83-й закон регулирует эту сферу. Почему вы считаете, что это не нужно делать?
Александр Терентьев, депутат Госдумы РФ, фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

– Мы говорили здесь о том, что у нас очень разные города. Вы знаете о том, что предтечей к этому закону было выделение в особый порядок двух высших учреждений: государственный Санкт-Петербургский и государственный МГУ? Их сразу же выделили. Мы тогда не понимали, в чем дело. У нас ведь все высшие учебные заведения одинаковые, но тут два выделили в особый статус.

Потом следующее – это принятие 83-го закона. Мы уверены в том, что финансирование с каждым годом будет уменьшаться. Сегодня идет глобальное сокращение. У нас по Алтайскому краю, план – 500 школ сократить, просто сократить 500 школ из 2100. Это потому, что нет средств, неукомплектованность классов.

Все, что связано с документооборотом, я не думаю, что его будет меньше, у нас государство такое. Я не уверен в том, что будет его меньше. Будут отчитываться точно также по коммерческим средствам и по средствам, которые будут поступать из бюджета. Но самое основное в другом. Мы говорили о том, что с принятием 122, 131 закона средств у нас становится все меньше и меньше, школы сокращаются. Вслед за сокращением школ будет уничтожение села. Люди принимают решение о том, какое будет это учреждение.

Казенные учреждения, они определены законом, попасть в этот список никто не может. А вот как только автономия будет, учредители примут решение: это общеобразовательное учреждение уходит в автономное плавание. И учредитель принимает решение об этом, никто другой, правильно?
Александр Милкус

– Мы не о том говорим. Я задал вопрос вот о чем: как легально, нормально, не подставляя директора, использовать те деньги, которые родители добровольно, спонсоры добровольно готовы пожертвовать, помочь школе? Вот каким образом, как вы считаете?
Дмитрий Гудков

– Есть подход: «Мы не можем с этим бороться, давайте легализуем». Давайте легализуем проституцию, наркотики и прочее. Есть другие варианты, есть другие подходы. То, что предлагается в 83 законе, дать возможность сегодня нашим госучреждениям заниматься коммерческой деятельностью.

Когда мы даем госучреждениям заниматься коммерческой деятельностью, то их приоритеты меняются. И когда они понимают: «мы можем заработать», будет также, как в больнице, когда приходит девушка и говорит, «я хочу сделать УЗИ и у меня есть возможность сделать это бесплатно». Ей говорят: «Можете сделать бесплатно через 3 недели, а если вам нужно сейчас, платите».
Ефим Рачевский

– Можно я добавлю сразу пример? 1992 года закон «Об образовании». ВУЗы получили право вводить платные места. Да, было ограничение муниципальное 25%.

– Уже больше 50.

– Где-то там и под 80%. Ломоносовых мы где завтра будем брать?

– Почему мы опасаемся? Главное наше опасение в том, что плавно скатимся к недофинансированию государственного задания.
Александр Милкус

– Вот в продолжение вашего, значит, выступления вопрос к сторонникам закона. Мы говорили о том, что автономные учреждения создаются учредителем или одобряются. Но вот уже 10 лет, как разрешены в школах попечительские советы, родительские комитеты, которые могут и контролировать финансовую деятельность, и вообще развивать школу. На самом деле сколько школ действительно решились заниматься более-менее продвинутой практикой, открывать свои бюджеты родителям, вместе с родителями, вместе с попечителями формировать бюджет, то есть жить современно? Таких школ единицы. И вот я думаю, что с принятием закона ничего не изменится. В автономные учреждения превратятся 2, 3, 4 на регион, а остальные будут казенные.
Елена Низиенко

– В законе не исчерпывающий перечень казенных учреждений. Почитайте, пожалуйста, закон. Во-вторых, я не согласна с тем, что вы говорите: «Это легализация поборов». Это не легализация поборов, это обеспечение их прозрачности. Что раньше должен был сделать директор, получив легально средства оплаты услуг, или, когда ему принесли родители, написали заявление: «Прошу принять на такие-то цели»? Он должен был провести эти деньги обязательно через бюджет, зачислить их в доходную часть учреждения.

– Да, это сейчас происходит. Он должен их зачислить в бюджет. Бюджетом самостоятельно учреждение распоряжаться не может, им распоряжается учредитель – городская администрация, если учредитель муниципалитет. И муниципалитет на заседании городской Думы. «Да, вот бюджет мы увеличиваем вот настолько, но мы этой школе ничего не отдаем. Мы это забираем на другие нужды, у нас денег на другие нужды нет, на лекарства». И муниципалитет вправе это делать сейчас. При принятии 83 закона директор деньги, которые он получил легально, я подчеркиваю, это не легализация, это то, что он уже получает от платных образовательных услуг с 1992 года или с другого там кого-то года, он сможет их зачислить в бюджет учреждения и распоряжаться ими самостоятельно совместно с органом государственного, общественного управления. Кстати, для автономных учреждений наблюдательный совет обязателен.
  1   2   3   4

Похожие:

«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда» iconЭкспертиза как инструмент антикризисного регулирования в социальной сфере
Модернизация социальной сферы актуализирует проблему становления адекватной, рациональной системы социальной политики, определению...
«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда» iconРоссийская федерация федеральный закон об опеке и попечительстве
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства...
«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда» iconВуз как субъект административных правоотношений
Модернизация высшего образования, определяется, в первую очередь, необходимостью совершенствования механизма социальных услуг, потребностью...
«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда» iconРоссийская федерация федеральный закон
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории...
«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда» iconРоссийская федерация федеральный закон
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,...
«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда» iconШипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы...
Он представляет собой профессиональную деятельность по организации работы учреждений социальной сферы, ориентированных на решение...
«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда» iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в федеральный...
Имущества, находящегося в государственной собственности субъектов российской федерации или в муниципальной собственности и арендуемого...
«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда» iconРоссийская федерация федеральный закон
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности,...
«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда» iconО повышении должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу...
О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов,...
«Федеральный закон о «коммерциализации» бюджетных учреждений модернизация социальной сферы или ее разрушение?», организованная Институтом «Справедливый мир», порталом «справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда» iconПрограмма в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности...
Ершовском муниципальном образовании на 2010 – 2020 годы, которая определяет необходимый комплекс мероприятий, направленных на снижение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница