Почему и когда общественность может влиять на принятие решений?




Скачать 230.31 Kb.
НазваниеПочему и когда общественность может влиять на принятие решений?
Дата публикации26.04.2013
Размер230.31 Kb.
ТипВопрос
litcey.ru > Экономика > Вопрос
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.


  1. Почему и когда общественность может влиять на принятие решений?

Один политический деятель как-то сказал - о чем бы с вами не говорили, и какими словами не оперировали, речь всегда идет о деньгах. Применительно к вопросам общественного значения, на мой взгляд, это очень верный тезис. Когда мы говорим о качестве жизни и социальном партнерстве, как одном из показателей этого качества, о некоммерческом секторе общества и его роли в формировании социального партнерства, то в конечном итоге мы говорим о справедливом распределении благ в обществе и участии граждан в этом процессе.

На первый взгляд понятие справедливости относится скорее к сфере морально-этической, но при ближайшем рассмотрении различных групп интересов, которые определяют и влияют на общественно значимые решения и законы, понятие справедливости становится категорией экономической. Прежде всего потому, что сам факт влияния и его масштаб определяются наличием и/или доступом к распределению благ в обществе.

Спектр групп интересов чрезвычайно широк и многообразен, как и само общество, но можно выделить три основные группы влияния: власть, бизнес, граждане и гражданские организации ими создаваемые. Природа этих институтов общества различна, цели и задачи в каждом определенном случае могут совпадать.

К примеру, бизнес стремится, прежде всего, к получению прибыли (важно выделять в отдельную группу крупные корпорации, как правило, определяющие как национальную, так и региональную социально-экономическую политику и соответственно общий уровень благосостояния). Следовательно, уступки и компенсации, на которые их заставляет идти общественность, и часто под ее давлением и власть, воспринимаются ими не иначе, как необходимые издержки от планируемой прибыли. Поэтому бизнес нередко действует в обход закона. Вместе с тем неизбежно наступает момент, когда и бизнес осознает связь между благосостоянием населения и уровнем покупательского спроса. А следовательно задумывается и над тем - на что идут отчисляемые им в бюджет средства. И здесь без поддержки общественности ему не обойтись.

Или, задачи власти и гражданских институтов в целом совпадают – забота об улучшении жизни и реализация конституционных прав населения. Но, если гражданские институты – система открытая и работающая на изменения в обществе, то власть – система закрытая и стремящаяся к сохранению статус-кво. Но и для власти наступают моменты обращения к поддержке гражданских институтов. Я не имею ввиду избирательные кампании – это скорее манипулирование общественным мнением. Осознанный диалог общественности и власти может сложится в силу насущных и значимых для обоих институтов проблем. Например, за последние десять лет были приватизированы, а затем монополизированы самые прибыльные и жизнеобеспечивающие отрасли - энергетика, транспорт, угле и нефтедобывающая промышленность. Этот процесс привел к отчуждению власти от управления федеральными/региональными природно-сырьевыми ресурсами и, в конечном счете, поставил ее в зависимость от естественных монополий. И здесь есть поле для взаимодействия. Власти легче сдерживать естественное стремление монополистов к бесконечному повышению тарифов в условиях общественного контроля за качеством и стоимостью их услуг.

Такого рода качественные «сдвиги» в развитии институтов общества происходят не сразу, в основе их лежат объективные факторы, прежде всего, экономического характера. Но если рассматривать общество как систему, состоящую из множества подсистем с различной природой, разнообразными группами интересов, совпадающими или противоречащими в каждом определенном случае, то очевидно можно просчитать и реализовать разнообразные пути влияния на общественно значимые решения. Мне думается, что некоммерческий сектор с его мотивацией, энергией, альтруизмом и технологиями блестяще реализует такой подход, и за последние десять лет стал катализатором этих процессов в России.

Это кажется удивительным. Я всегда считала, что гражданское общество, к которому мы стремимся, это, прежде всего, общество людей, владеющих частной собственностью.

Вследствие чего у людей появляются экономические интересы и необходимость их отстаивать, влиять на власть для их защиты. Тогда как в России последствием перестроечной политики государства явилось отчуждение от собственности большого слоя среднего класса, сформировавшегося еще в советский период. Отчуждение от собственности неизбежно ведет к отчуждению от власти. Поэтому большая часть населения оказалась исключенной из сферы общественной и политической жизни на десятилетие.

Но видимо, помимо интересов экономических существуют интересы социальные, и сильно в менталитете россиян уважение к общественным ценностям. Гражданское движение в России набирает обороты и организующая роль в этом процессе принадлежит некоммерческому сектору.

2. Подходы, реализуемые в практике Экоцентра «Даурия» Читинского представительства МОФ СЦПОИ
^ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММ.
1. Создание и поддержка ООПТ.

«Даурия» реализует программы в области оптимизации управления и расширения сети ООПТ:

1. Содействие развитию просветительских программ ряда ООПТ, вовлечению их в проведение общественных экологических кампаний. Так, заповедник «Даурский» и Ивано-Арахлейский заказник стали активными участниками кампании «2002 – год Забайкальского леса», Недели действий в защиту животных.

2. Информационная и методическая поддержка просветительских отделов ООПТ. Центр имеет экологическую библиотеку и видеотеку, разнообразную методическую литературу по работе с населением, базу данных по источникам финансирования. ООПТ входят в сеть информационной рассылки «Даурии». Материалы о деятельности ООПТ регулярно публикуются на страницах газеты «Хрупкий лес»

3. Содействие разработке программы по сохранению ценных экосистем и развитию системы ООПТ (национальные парки «Алханай», «Чикой», «Кодар»).

4. Сотрудник центра является членом рабочей группы по разработке новой версии. К настоящему времени работа по проекту практически закончена. Помимо создания различных форм ООПТ, проект предусматривает возможность резервирования части особо ценных природных территорий. Проектом введено новое понятие Экологической сети ОППТ (Экологический каркас). Также проект предусматривает разработку реестра природно-заповедного и природоохранного фонда Читинской области и на его основе разработку плана действий по развитию экологической сети (экологического каркаса). Этим же законом предусмотрены новые формы участия граждан в формировании и работе ООПТТ: консультативный Совет, участие в мониторинге и общественном контроле.
^ 2. Общественный мониторинг.

Основным направлением развития программы является экологическое образование и начавшаяся за последний год работа по формированию добровольческих молодежных дружин.

1. Создание сети центров общественной активности, в дальнейшем общественных информационных центров на базе общественных организаций и инициативных групп. К настоящему времени нам удалось создать пять таких центров в районах области. «Даурия» осуществляет патронаж этих центров: обучение социальным технологиям, формирование библиотек, содействие в получении грантов и материально-техническом обеспечении, целевая информационная поддержка.

2. Другим перспективным направлением является работа с педагогической общественностью и библиотеками. В 2002 г. проведен комплексный двухдневный семинар для библиотекарей 30 районов Читинской области по социальным технологиям НПО (35 человек). В рамках общественной кампании «2002 – год Забайкальского леса» и Недели действия в защиту животных проведены уроки, работала видеотека (количество вовлеченных школьников 750 человек).

3. В июне 2002 г. проведен второй сезон добровольческого лагеря «Луч», в программу которого входила очистка от мусора берегов озера Арей, тренинги по социальной активности, экологическое просвещение местного населения. Актив добровольческого центра уже самостоятельно проводит семинары для студентов города. В 2002 г. усилиями наших добровольцев проведено 15 акций в городе и области по очистке и обустройству берегов рек, в акциях приняло участие более 2000 человек.

Совместно с комитетом по молодежи администрацией области проведены два слета волонтерских и студенческих отрядов области, в рамках которой формируется молодежный добровольческий экологический совет. Дальнейшая работа в данном направлении будет основана на обучении актива добровольцев и формировании добровольческих дружин.
3. Мониторинг крупных проектов природопользования является важным с точки зрения влияния, т.к. в конечном счете, определяет социальные гарантии и права граждан.
В 2002 г. сотрудниками и консультантами центра осуществлялся сбор, адаптация и распространение информации о планирующихся проектах разработки и строительства газопровода (Руссиа-Петролиум) и нефтепровода (Северный и Южный варианты).

На общественных слушаниях предварительного ОВОС, организованными Администраций области совместно с компанией ЮКОС и Нефтьтранс, Экоцентр «Даурия» представлял оппозицию по вопросу экологических и социальных рисков проектов.

Мы инициировали общественную дискуссию посредством СМИ области. Совместно с фондом «Байкал» подготовлена и издана статья в межрегиональном издании «Бизнес-мост». В нашем издании «Хрупкий лес» открыта постоянная рубрика «Нефтепровод: за и против». Посредством электронной рассылки формируются информационные пакеты и рассылаются в областные СМИ города, по наиболее значимой информации подготавливаются и рассылаются в СМИ пресс-релизы.

В следующем году предполагается дальнейшая работа с информацией, участие в общественной экологической экспертизе, инициированной коллегами в Бурятии и Иркутской области. Также мы планируем серьезную работу по участию в формировании регионального природоохранного законодательства.
4. Анализ политики и законодательства. Юридические подходы к решению экологических проблем.
В настоящее время Экоцентр «Даурия» имеет доступ к оперативной экологической информации: ежегодный государственный учет лесного фонда (состояние, отпуск древесины, динамика, акты проверок, информация по пожарам, незаконные рубки), сводки по экспорту древесины Читинского таможенного управления, разработка областных целевых программ в области природопользования; природоохранные проекты, выполняемые в Читинской области, научными и общественными учреждениями.

Каналы доступа и систематизации информации осуществляются по следующей методике:

  • участие во всех открытых мероприятиях, проводимых Администрацией области и Комитетом природных ресурсов.

  • командировки в районы области обеспечивают оперативной информацией по природоохранным проблемам, которая доступна для населения через издание «Хрупкий лес».

  • руководитель лесного проекта является членом Комиссии по лесопользованию Администрации Читинской области.

  • экспертиза законов в области природоохранного законодательства и проектов природопользования.

  • проведение круглых столов, пресс-конференций и семинаров по определенным проблемам природопользования с привлечением всех заинтересованных сторон.

  • участие в администрировании программы малых грантов ГЭФ, программа поддержки НПО дает возможность получения информации об экологических инициативах и программах НПО в регионе.

  • в рамках лесного проекта осуществлен анализ лесного законодательства и подготовлен пакет предложений для его развития.

Доступ к информации дает возможность оперативно реагировать на ситуацию в регионе, влиять на принятие решений, формировать предложения для органов власти и работу с населением.

Так в 2002 г. мы участвовали в экспертизе закона "Об особо охраняемых и резервных природных территориях" и подготовке новой закона.

При нашем участии проведена экспертиза и внесены предложения к нормативным актам в области лесопользования:

  • Условия проведения лесных аукционов в Читинской области (27.02.2002);

  • Порядок передачи в рубку лесосек при проведении лесных аукционов (10.01.2002);

  • Положение о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование для нужд населения, бюджетных и сельскохозяйственных организаций (10.01.2002);

В 2002 г. сотрудники центра участвовали в экспертизе «ОВОС разработки Амазар-Амазарканских россыпей на окружающую среду», «Обоснование инвестиций в строительство и реконструкцию дороги Чита Забайкальск». Экспертами сделаны замечания и рекомендации по экологическим и социальным аспектам проектов.

В бюджете 2002 г. предусмотрена строка на финансирование общественно полезных программ НПО (Областной грант).

5. Привлечение участия общественности.
Наша работа по вовлечению общественности в процесс принятия решений строится на следующих основах:

  • развитие сети информационно-просветительских центров;

  • проведение общественных экологических кампаний и акций;

  • содействие развитию социальной экологической рекламы;

  • поддержка общественных экологических организаций (обучение, информационная и техническая поддержка);

  • взаимодействие со СМИ, содействие созданию тематических полос и передач, проведение конкурсов экологической журналистики;

  • инициирование серии общественных слушаний по наиболее важным проблемам природопользования;

  • разработка обучающих программ, адаптированных для разных групп населения;

  • поддержка сайта в Интернет Экоцентра «Даурия»;

  • содействие развитию общественного мониторинга разрешенных и самовольных рубок и экспорта древесины;

  • организация общественного контроля выявления нарушителей природопользования уполномоченными государственными органами;

  • организация общественного контроля эффективности прохождения дел и наказаний в правоохранительных органах и судах нарушителей природопользования;

  • проведение общественных экологических экспертиз;

  • издание газеты «Хрупкий лес».

Эта работа является системной, мы намерены ее продолжить и в следующем году. Вместе с тем, все-таки поддержка со стороны населения общественного экологического движения недостаточна. Проблема не только в низком уровне жизни. Нужно по-другому расставить акценты. Необходимо формировать в сознании населения четкую связь между практикой природопользования и социальными проблемами и благосостоянием, между качеством окружающей среды и здоровьем человека. К сожалению, этим аспектам уделялось мало внимания и со стороны научных организаций.
6. Научная работа.

В рамках лесного проекта «Даурия» совместно с институтом природных ресурсов подготовила электронную карту и печатный макет ценных лесных территорий. Масштаб 1:1000000. Это уникальная карата, где собрана и систематизирована информация по биоразнообразию области. Это первый этап работы, уточнение карты требует серии полевых работ и привязки систематизированной информации к реальному состоянию экосистем. В настоящее время эта работа продолжается на базе института природных ресурсов.

Участие в такой работе определяют два важных аспекта с точки зрения стратегии организации. Обеспечивает доступ к информации. Главное условие в нашей совместной работе – полученная информация должна быть доступна общественности.

Второй важный аспект, картирование и научный мониторинг является функцией научных организаций, и наша инициатива должна лишь способствовать появлению соответствующих программ у научных учреждений.
Выше описанные программы и стратегии работают на выполнение миссии организации. Развитие организационной инфраструктуры НПО в Читинской области позволяет вовлекать большое число граждан в сферу деятельности организации и способствует развитию гражданской активности в целом.

Комплексный и системный подход, практикуемый в деятельности организации (распространение информации и формирование общественного мнения, общественная экспертиза и участие в формировании регионального законодательства, образовательные программы в области экологии и социальных и экологических прав граждан, обучение НКО и чиновников, влияние на конкретные проекты природопользования, сотрудничество с научными организациями) позволяет достигать результаты в решении конкретных природоохранных проблем и развитии механизмов участия общественности в принятии решений.

Вместе с тем, несмотря на сложившиеся формы взаимодействия и влияния, реальные механизмы участия общественности все еще не сложились (есть только отдельные примеры со стороны граждан и экологических НПО). С одной стороны отсутствует сформированный запрос со стороны граждан на участие в принятии решений, с другой – не желание чиновников и законодательной власти, отсутствие институциональных и законодательно закрепленных форм такого участия. Например: законодательная власть не подотчетна гражданам, а граждане не имеют права законодательной инициативы; результаты общественной экологической экспертизы на практике носят рекомендательный характер; отсутствует статус общественной экспертизы и общественных слушаний как таковой; отсутствует доступ к экологически и социально значимой информации и информации о готовящихся решениях.

На наш взгляд, важно выделить в числе приоритетных направлений организации - участие в разработке региональных природоохранных законов с включением вопросов участия общественности в принятии решений. В качестве отдельного приоритетного направления следует выделить общественные экспертизы и участие в государственных экологических экспертизах.
^ СОТРУДНИЧЕСТВО, ПООЩРЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ И КОАЛИЦИЙ.


  1. Работа с общественными организациями в Читинской области и регионе. Поддержка развития новых общественных организаций.


В 2002 г. нами проведена общественная кампания «2002 г. – год Забайкальского леса», в рамках которой проведены уроки в школах, Неделя действий в защиту животных, работала экологическая видеотека (вовлеченность – более 750 школьников). Организована информационная кампания в СМИ. Кампания носила коалиционный характер, в мероприятиях кампании участвовало более 30 организаций: НПО, молодежные инициативные группы, районные общественные экологические центры. Благодаря чему количество вовлеченных в кампанию – более 4000 человек.

У «Даурии» устойчивые партнерские отношения с организациями Байкальского региона. Взаимодействие последних лет позволяет говорить о формировании своеобразного института общественных отношений и влияния – Байкальский регион (инициирование и реализация специфических Байкальских проектов). В рамках совместной деятельности по программе ГЭФ «Сохранение биоразнообразия озера Байкал» у «Даурии» сформировались горизонтальные и вертикальные связи с рядом научных и государственных организаций.

Сформировались условия для полноценного межрегионального партнерства между экологическими НПО: наличие сильных организаций инфраструктурного характера; наличие успешного опыта совместной деятельности, в том числе в рамках международных проектов; схожесть социально-экономической ситуации в регионах и, как следствие, идентичность социальных и экологических проблем; наличие общих экологических угроз (планируемые проекты нефте- и газопроводов на территории Байкальского региона); сформировавшееся за последние годы осознание людьми принадлежности к Байкальскому региону, как единому социально-экономическому и культурному пространству.

Одним из приоритетных направлений деятельности организации в Байкальском регионе будет развитие взаимодействия, обмен информацией, участие в общественной экологической экспертизе в области общественного контроля за проектами нефте- и газопроводов.


  1. Работа с общественными организациями на Дальнем Востоке.


К настоящему времени с общественными организациями на Дальнем Востоке у Даурии сложились устойчивые связи в области информационного обмена и обмена опытом.

В 2002 г. мы уже в третий раз приняли участие в традиционной конференции «Сосновка». Сотрудник организации является членом экспертного совета Глобалгирнгрантс, в рамках программы осуществляется постоянное взаимодействие с организациями Дальнего Востока.

Мы включены в список рассылки и регулярно получаем издания БРОК: «Экология и бизнес», «12 разгневанных стихий». В 2002 г. в БРОК направлен ряд материалов в очередной сборник «12 разгневанных стихий».

Организация участвует в переводе и редакции русской электронной версии издания Сети спасения тайги, получателями которого являются, в том числе и организации Дальнего Востока.

Организация включена в списки электронных рассылок, что позволяет получать оперативную информацию об организациях Дальнего Востока и отправлять свою информацию. Рассылки сформировали единое информационное пространство, объединяют организации и, следовательно, увеличивают их влияние, как в своих регионах, так и на национальном и международном уровне. Часть информации регулярно публикуется в издании «Хрупкий лес».


  1. Работа с общественными зарубежными организациями.


У «Даурии» хорошие партнерские отношения с рядом зарубежных организаций Северо-Американского запада.

«Даурия» содействует развитию программы Глобалгрингрантс на территории Байкальского региона (информационная и консультационная поддержка). Осуществляет функции зонтичной организации для грантополучателей фонда. С 2001 г. «Даурия» помогает подготовке электронного бюллетеня Сети спасения тайги.

Совместно и при поддержке ПЕРК успешно реализован и реализуется ряд программ: лесной проект, проект по созданию Чикойского национального парка, организация общественного контроля по проектам продуктопроводов.

Вместе с тем, экологические и социальные проблемы и тенденции природопользования в России, ее восточных приграничных территориях в настоящее время остаются неблагоприятными. Поэтому важно стимулировать развитие связей с организациями Северо-восточной Азии, и большую помощь в этом могут оказать организации Северо-Американского запада:

  • информационная поддержка;

  • развитие связей со СМИ, стимулирование публикаций в США, КНР, Японии по проблемам природопользования и внешнего рынка восточных приграничных территорий;

  • лоббирование предложений экологических НПО в области природопользования на национальном уровне и на международные финансовые институты;

  • содействие развитию и поддержка экологических НПО Сибири, Дальнего Востока и Северо-восточной Азии;

  • организация стажировок и обучения экологических НПО Сибири, Дальнего Востока и Северо-восточной Азии.


4. Поддержка новых общественных организаций.
Экоцентр «Даурия» имеет целевую программу развития сети общественных информационных центров в Читинской области. Программа включает адресную информационную и техническую поддержку, а также обучение технологиям работы с населением, властью и бизнесом. К настоящему времени в области работает 5 центров, в стадии формирования за прошедший год еще два центра. На базе добровольческого движения в рамках программы «Сеть Сибирских рек» развивается работа по созданию добровольческих экологических дружин, к настоящему времени 25 молодежных экологических инициативных групп, действующих на территории области.

«Даурия» входит в сеть ресурсных центров Сибири, 12 городов с головным офисом в Новосибирске. В рамках программы ресурсного центра «Даурия» оказывает целевую поддержку развитию сектора НПО в регионе.

Программа развития сектора НПО, поддержки молодежного экологического и добровольческого движения, создания и поддержки районных общественных центров является одним из стратегических направлений организации, так как формирует организационную основу для развития инициатив граждан и их участии в принятии законов и решений, способствует профессионализации сектора НПО, и будет реализовываться организацией в течение будущего года.
^ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
1. Работа со СМИ.

У Экоцентра «Даурия» существует целевая программа работы со СМИ, которая строится по нескольким направлениям: систематическое обеспечение информацией, обучающие семинары, содействие получение грантов на экологические информационные программы, проведение конкурсов экологической журналистики, привлечение студентов журналистского факультета к деятельности Добровольческого центра и организация стажировок на базе «Даурии». При проведении общественных кампаний мы содействуем формированию оргкомитетов, в которые входят представители СМИ.

Целевая программа работы со СМИ осуществляется нами уже более трех лет. Совместная работа не только способствовала развитию связей, но сформировала соответствующий имидж СМИ. Задав однажды соответствующую планку, СМИ не могут от нее отступить. В настоящее время паблицидный капитал СМИ в регионе зависит от обращения к экологической и социальной проблематики.

В 2002 г. в оргкомитет по проведению кампании «2002 – год Забайкальского леса» вошли представители четырех СМИ: телекомпаний Альтес, ЧГТРК, редакций газет «Эффект», «Забайкальский рабочий». Это обеспечило активное информационное сопровождение кампании в СМИ. Совместно с телекомпанией Альтес подготовлены 3 фильма «Зеленые парки Забайкалья» (Алханай, Чикой, Кодар).

Работа со СМИ содействовала появлению в городе социально-экологической рекламы. В 2002 г. при поддержке администрации города и государственной лесной службы в городе Экоцентром «Даурия» оформлена экологическая реклама: зеленый троллейбус, 2 щита.

В качестве успешного примера работы со СМИ можно привести также, что сами СМИ инициируют экологические акции. Так, в 2002 г. телекомпания «Альтес» вышла с предложением на администрацию города по проекту озеленения центральной улицы города. Телекомпания сама создала оргкомитет, в который были включены не только представители соответствующих ведомств муниципалитета, но и представители экологических НПО.

В настоящее время СМИ обращаются за информационным поводом к нам. По наиболее значимым и острым вопросам мы осуществляем систематическую подготовку пресс-релизов, электронную рассылку в СМИ, рассылку информационных пакетов в районные СМИ и информационные центры (Мы провели серию обучающих семинаров по работе со СМИ для районных информационных центров).

В 2002 г. по нашему анализу (мониторинг СМИ ведется организацией) в весенне-осенний период от 30-50 до 70 материалов в месяц (статьи, интервью, радио и телесюжеты и передачи) посвящались проблемам сохранения природы и природопользования, вопросам участия общественности в процессе принятия решений и законов властью.

Мы намерены сохранить и тиражировать в регионе выбранную стратегию в следующем году.
2. Образование взрослого населения.
Наиболее перспективными группами с точки зрения экологического образования населения является педагогическая общественность и НПО. Кроме того, мы работаем через наши общественные информационные экологические центры, которые в рамках кампании в 2002 г. провели серию акций, работали с районными СМИ, обучающие лектории для школьников и взрослого населения.

В 2002 г. у нас появились еще две целевые группы – библиотекари, руководители комитетов по делам молодежи муниципальных образований. Как показывает практика, участники семинаров просто открывают для себя не только новые технологии работы, но и новых людей, организации, лидеров. Такие семинары способствуют продвижению социальных технологий в районы и тиражированию опыта. Все, прошедшие обучение внесены в базу данных организации. При проведении кампаний и акций мы опираемся на этих людей.

Важным направлением работы с взрослым населением является экологическое и правовое просвещение. Эту работу мы осуществляем посредством адаптации и распространения экологически и социально значимой информации через сеть информационно-просветительских центров, тематические полосы и передачи в СМИ, газету «Хрупкий лес».

В 2002 г. мы оформили в городе социально-экологическую рекламу, издали плакаты (1 тыс. экз., тематика – запрет вывоза круглого леса) и календари (12 видов, со слоганами, 12 тыс. экз.). Издательская продукция распространена по школам, ВУЗам и СУЗам, детским учреждениям, государственным ведомствам и др.

Экоцентр «Даурия» является координационным центром по Читинской области общероссийского движения «Сеть российских рек». На базе Экоцентра «Даурия» постоянно действует видеотека экологических фильмов и лекторий. В 2002 г. мы присоединились к «Неделе действий в защиту животных», видеотеку посетили 750 школьников.

В 2002 г. нами организована и проведена совместно Областным краеведческим музеем выставка экологических проектов и программ, реализованных на территории области и Байкальского региона в 1991 – 2001 г.г., представлено более 40 проектов. Для населения проведена Ярмарка социальных проектов и услуг «Забайкальцы – Забайкалью», в которой приняли участие более 100 различных государственных и негосударственных организаций, представлено более 120 социальных и экологических проектов и программ. Ярмарка стала настоящим грандиозным праздником, о проектах и организациях написали все СМИ, прошла сери телепердач, открытые теле и радиоэфиры как в период подготовки, так и в период проведения Ярмарки. Ярмарка работала несколько дней, ее посетили представители власти, население. Ярмарка во многом способствовала продвижению программы Областной грант.

Таким образом, программа работы с образованием населения строится на адаптации и распространении информации, проведении обучающих семинаров, рабочих встреч, общественных слушаний и вовлечении людей в мероприятия и акции. Это хорошо отработанные технологии, которые мы намерены тиражировать в следующем году. Но в следующем году мы намерены уделить большее внимание формированию в сознании населения глубокой связи между практикой природопользования и социальными проблемами и благосостоянием, между качеством окружающей среды и здоровьем человека.
3. Работа с органами государственной власти.
Опыт работы «Даурии» показывает эффективность взаимодействия с властью на основе двух инструментов. Первый – формирование общественного мнения - та или иная проблема должна стать фокусом общественного внимания. На фоне общественного «давления» власть не может не замечать проблемы и начинает реагировать. На этом этапе важно наладить процесс переговоров и конструктивного сотрудничества. В 2002 г. Организация инициировала и провела общественную кампанию «2002 – год Забайкальского леса», мероприятия которой привлекли общественное внимание к вопросам сохранения лесов, участия граждан в процессе принятия решений.

В результате такой стратегии нам удалось добиться некоторых прорывов, в частности в области принятия решений. Так, в 2002 г. организация активно работала в области экспертизы законов и проектов природопользования.

  • экспертиза закона "Об особо охраняемых и резервных природных территориях". Предложения по внесению дополнений к закону "Об особо охраняемых и резервных природных территориях" приняты Областной Думой. В настоящее время ОЭЦ «Даурия» участвует в разработке и продвижении областного закона «Об особо охраняемых и резервных территориях».

  • Условия проведения лесных аукционов в Читинской области (27.02.2002);

  • Порядок передачи в рубку лесосек при проведении лесных аукционов (10.01.2002);

  • Положение о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование для нужд населения, бюджетных и сельскохозяйственных организаций (10.01.2002);

  • участие в государственной экспертизе и подготовка предложений к «ОВОС разработки Амазар-Амазарканских россыпей на окружающую среду».

  • участие в организации процесса общественных слушаний и предоставление предложений по проекту строительства нефтепровода и газопровода.

  • участие в разработке нормативно-правовой базы программы «Областной грант».

  • участие в государственной экспертизе и подготовка предложений к проекту «Обоснования инвестиций по реконструкции и строительству автомобильной дороги Чита – Забайкальск».

В 2002 г. мы активно продвигали идею невостребованности огромного потенциала общества, который должен быть использован для решения его проблем. Гражданский форум инициировал некоторые сдвиги на местах. Проведен ряд встреч и круглых столов, в том числе с Губернатором области, основная цель которых убедить и обучить власть системной работе с разнообразными гражданскими инициативами. В 2002 г. мы инициировали проведение Думских слушаний «НПО – городу». Ярмарка социальных проектов и услуг, Выставка экологических проектов продемонстрировала потенциал людей и организаций, новые идеи и лидеров, которые уже работают на сообщество и решение его проблем.

Однако, следует признать, что несмотря на отдельные прорывы, власть не заинтересована в конечном итоге во вмешательстве общественности в процесс принятия решений. На наш взгляд, сегодня нужна более целенаправленная работа по построению законодательных механизмов участия общественности в принятии решений по вопросам природопользования и усиления ответственности лиц, принимающих решение. В следующем году мы намерены усилить работу в направлении участия в формировании регионального законодательства и общественной экспертизы законов и проектов природопользования, социальных целевых программ.

Приложение 1.
^ ФАКТЫ И РЕАЛИЗОВАННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В 2002 Г.

1. Совместными усилиям и при со-финансировании РЦ ОЭЦ «Даурия» и Администраций области и города проведена областная Ярмарка социальных проектов и услуг (март 2002 г.).

2. Подготовлена и принята законодательная база программы «Областной грант». В бюджете 2003 выделено отдельной строкой финансирование программы (на социально значимые программы общественных объединений). Представительство участвовало в разработке и экспертизе проектов законов и программ.

3. В 2002 г. объявлена программа «Муниципальный грант» (пул – 120 тыс. руб.).

4. Формируется Общественный экологический совет при Главе Администрации области.

5. От исполнительной власти поступают предложения о совместном планировании мероприятий с включением в бюджет области под финансирование: развитие добровольческого движения (комитет общего и профессионального образования, науке и молодежной политике Администрации Читинской области); совместные мероприятия областного значения в области экологического просвещения и культуры (Управление по культуре Администрации Читинской области); привлечение сотрудников и экспертов ОЭЦ «Даурия» для обучения специалистов администраций области и районов в области социальных технологий и для экспертизы законов и программ.

6. Управление средств массовых коммуникаций и информации вышло с инициативой проведения традиционных информационных встреч НКО на своей базе – в пресс-центре Администрации Читинской области. Такая встреча была подготовлена совместно и проведена 05.09.2002. Опыт признан успешным, предполагается и в дальнейшем проведение таких встреч.

7. Включение в разработку и реализацию целевых социальных программ области и города НКО (ЧРОБО «Спасательный круг» на создание реабилитационного центра для химически зависимых, порядка 2 млн. руб.; Муниципальный центр «Доверие», на базе которого работает более 5 НКО на работу с детьми и подростками, порядка 1 млн. 100 тыс. руб.; организациям инвалидов на уставные цели по 130 тыс., ВОИ, ВОГ, ВОС.).

8. В целом отмечается тенденция включения в организацию и проведение мероприятий, инициированных исполнительной и законодательной властью (межрегиональная конференция по проблемам инвалидов, сентябрь 2002 г.; международный детский фестиваль «Гуранчонок», октябрь-ноябрь 2002 г.; конференция по реформе ЖКХ, декабрь 2002 г.; I съезд молодежи города Читы, октябрь 2002 г. и др.).

9. Отмечается позитивная тенденция в развитии сотрудничества, и даже партнерства со СМИ (включение в оргкомитеты мероприятий, инициированные НКО СМИ; Инициирование общественно-полезных акций СМИ и включение в их оргкомитеты НКО). Уже третий год на областном радио ведется рубрика «III сектор», в трех газетах области созданы тематические экологические рубрики. К настоящему времени от 30 до 50 материалов в месяц, выходящих в СМИ, посвящены деятельности и проблемам, решаемых гражданскими институтами.

Инга Зиновьева, председатель правления ОЭЦ «Даурия»




Похожие:

Почему и когда общественность может влиять на принятие решений? iconВы когда-нибудь задумывались о том что чувствует ребенок когда живет в утробе матери?
Мне кажется это как-то жестоко лишать жизни то существо которое находиться внутри тебя, которое даже за маленький срок становиться...
Почему и когда общественность может влиять на принятие решений? iconМетодические указания к изучению курса «управленческий учет и принятие решений»
Учебная программа курса «Управленческий учет принятие решений» направлена на освоение методов управления финансовой информации с...
Почему и когда общественность может влиять на принятие решений? iconПроцесс принятия управленческих решений в менеджменте
Дж. Бьюкенену за развитие основ теории принятия экономических и политических решений (основная идея – принятие решений исходя из...
Почему и когда общественность может влиять на принятие решений? iconПринятие решений
Чтобы оказать вам помощь в этом, ниже мы рассмотрим типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы...
Почему и когда общественность может влиять на принятие решений? iconДисциплина «Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации» Вопросы к зачету
Исторические предпосылки становления теоретических взглядов на принятие политических решений
Почему и когда общественность может влиять на принятие решений? iconМатематические модели управления элементами активов и пассивов банка
Принятие решений в задачах управления активами и пассивами банка может быть связано с реализацией как краткосрочных, так и долгосрочных...
Почему и когда общественность может влиять на принятие решений? iconСага смерти: Череп мутанта. Часть 1
Земли. Как могут территории отчуждения влиять на атмосферу, состав воздуха над собой? Почему одиннадцать месяцев в году тяжелые влажные...
Почему и когда общественность может влиять на принятие решений? iconДействующие лица и исполнители
Почему зеленый лист? Почему поет артист? Почему усы у кошки? Почему у стула ножки? Почему огонь горит? Почему орел парит? Почему...
Почему и когда общественность может влиять на принятие решений? iconОпределение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения Содержание Введение
Принятие решений, так же как и обмен, информацией, составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает...
Почему и когда общественность может влиять на принятие решений? iconРазработка и принятие инвестиционных решений в организации
Теоретические основы разработки и принятия инвестиционных решений в организации 5
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница