Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю




Скачать 189.41 Kb.
НазваниеКафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю
Дата публикации02.03.2013
Размер189.41 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Экономика > Программа
Санкт-Петербургский университет экономики и управления

Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита

утверждаю

Проректор по учебной работе

______________Е.С.Ивлева

____ ______________ 2011г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТАТИСТИКА

Рекомендуется для специальности СПО 080110 «»Банковское дело»

Санкт-Петербург,

2011

Программа учебной дисциплины разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)

^ 080114 «Бухгалтерский учет» и 080110 «Банковское дело» (базовая и углубленная подготовка).

Организация-разработчик:

НОУ ВПО «Санкт-Петербургская университет управления и экономики»

Разработчики:

Сланов В.П.- к.э.н., доцент, заведующий кафедройБухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Санкт-Петербургская университет управления и экономики»


СОДЕРЖАНИЕ






  1. ^

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



6
  1. ^

    условия реализации программы учебной дисциплины



16
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



18





^ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины «Статистика».
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 080110 «Банковское дело».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области экономики и управления.
^ 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «БЬухгалтерский учет» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
^ 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

_уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;

  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

  • выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.

знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;

  • общие основы статистической науки;

  • принципы организации государственной статистики;

  • современные тенденции развития статистического учета;

  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;

  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.


^ 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 103 часа, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов; самостоятельной работы обучающегося - 23 часа.

^ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

103

^ Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:




Лекции

62

практические занятия

18

^ Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23

Итоговая аттестация дифференциорванный

зачёт


^ 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Статистика»




Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы

и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся



Объем

часов



Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в статистику







Тема 1.1.

Предмет, метод,

задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации


^ Содержание учебного материала:

4




Предмет и задачи статистики. История

статистики. Особенности статистичес-кой методологии. Статистическая сово-купность.

Закон больших чисел. Единицы статис-тической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели.

Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и прин-ципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета.





1


Самостоятельная работа:____________

выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной

самостоятельной работы.

Написание рефератов по истории статистики, по функциям органов государственной статистики, на основе средств массовой информации приго-товить сообщение, характеризующее

развитие промышленности, сельского хозяйства,науки, образования в регионе


4




Раздел 2. Статистическое наблюдение







Тема 2.1.

Этапы

проведения и

программно-

методологические

вопросы

статистического

наблюдения.

^ Содержание учебного материала

2

1

Статистическое наблюдение и этапы его

проведения. Цели и задачи статистичес-кого наблюдения.

Программа статистического наблюде-ния.

Объекты и единицы статистического наблюдения.

Статистический формуляр. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения.

Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Арифметический и логический контроль качества информации







Тема 2.2.

Формы, виды

и способы

организации статистического наблюдения


^ Содержание учебного материала:

2

1

Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное.

Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое.

Непосредственное наблюдение. Документальный способ.

Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский, анкетный явочный.

Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статисти-ческое наблюдение.

Перепись населения.

Регистровая форма наблюдения.







Самостоятельная работа:____________

выполнение домашних заданий по разделу 2.

^ Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Разработка программно-методологичес-ких вопросов статистического наблюде-ния; придумать примеры на все виды статистического наблюдения, на спосо-бы проведения наблюдения;

подготовка сообщений по данным сельскохозяйственной переписи, по данным переписи населения.

4





Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных.







Тема 3.1.

Задачи и виды статистической

сводки

Содержание учебного материала_____

Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения.

Программа статистической сводки. Результаты сводки.

4

2

Тема 3.2.

Метод группировки

в статистике

Содержание учебного материала:____ Группировка статистических данных. Группировочные признаки.

Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса.

Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.

4

2

Тема 3.3.

Рады распределения

в статистике


Содержание учебного материала:____

Ряд распределения.

Атрибутивные и вариационные ряды распределения.

Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.

4

2

Практические занятия

2




Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами.

Определение вида группировок.

Построение рядов распределения и их графическое изображение.




Самостоятельная работа____________

выполнение домашних заданий по разделу 3.

^ Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Разработка программы сложной сводки по представленным первичным данным, определение величины равного интервала, решение задач на группировку статистических данных, выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение.

4




Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных.







Тема 4.1.

Способы наглядного представления статистических данных

Содержание учебного материала:____ Статистические таблицы.

Подлежащее и сказуемое статистической таблицы.

Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы.

Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике.

Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.

Статистические графики.

Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика.

Виды графиков по форме графического образа и способу построения.

2

3

Практические занятия:

Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках.

2




Самостоятельная работа____________

выполнение домашних заданий по разделу 4.

^ Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление кроссвордов по данной теме; решение задач на построение таблиц и графиков.

2




Раздел5. Статистические показатели







Тема 5.1.

Абсолютные и относительные величины в статистике

Содержание учебного материала:____ Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

2

3

Тема 5.2.

Средние величины в статистике

Содержание учебного материала:____ Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняяквадратическая, средняя гармоническая.

Правило мажорантностистепенных средних в статистике.

Расчет среднего показателя способом моментов.

Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.

2

3

Тема 5.3.

Показатели вариации

в статистике.

Содержание учебного материала:____ Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.

2

з-

Тема 5.4.

Структурные

характеристики вариационного

ряда распределения



Содержание учебного материала:____

Анализ структуры вариационных рядов распределения.







^ Практические занятия

8




Расчет различных видов относительных величин.






Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин.


Расчет абсолютных и относительных показателей вариации.

расчет структурных средних величин.

Самостоятельная работа:___________

выполнение домашних заданий по разделу 5.

^ Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Решение задач на анализ статистических данных с помощью относительных величин, на расчет среднего уровня изучаемого явления, на свойства средней арифметической, на расчет показателей вариации, на расчет структурных средних величин.

2




Раздел 6. Ряды динамики в статистике

14




Тема 6.1.

Виды и методы анализа рядов динамики.

Содержание разделов дисциплины:___

Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные.

Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста).

1

3

Тема 6.2.

Методы анализа

основной тенденции (тренда) в рядах динамики,

сезонных колебаний


Содержание учебного материала:____ Основные компоненты динамического ряда; основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной

тенденции в рядах динамики.

Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.

1

3

Практические занятия

4




Расчет показателей ряда динамики.




Анализ основной тенденции ряда динамики, построение сезонной волны.

^ Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение домашних заданий по

2







разделу 6.

^ Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Решение задач на расчет показателей и средних показателей ряда динамики; на расчет индексов сезонности, на выявление основной тенденции ряда динамики различными способами.







Раздел 7. Индексы в статистике.







Тема 7.1.

Индексы

в статистике

Содержание учебного материала:____ Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ.

1

3

Практические занятия

4




Расчет общих индексов агрегатной формы.




Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов

Самостоятельная работа:____________

выполнение домашних заданий по разделу

^ Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Решение задач на расчет индивидуальных и общих индексов, факторный анализ; на расчет средних индексов, на расчет индексов переменного, постоянного состава, структурных сдвигов

2




^ Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике.







Тема 8.1.

Способы

формирования выборочной совокупности

Содержание учебного материала:____ Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор.

Бесповторный и повторный отбор.

Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная.

Малая выборка в статистике.

1

2

Тема 8.2.

Методы оценки результатов

выборочного

наблюдения

Содержание учебного материала:____ Генеральная и выборочные совокупности. Полнота выборки. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочногонаблюдения на генеральную совокупность

1

2

Практические занятия

2




Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности







^ Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение домашних заданий по разделу 8.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Разработать программу и организационный план проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями и задачами, провести выборочное обследование, обработать и проанализировать результаты выборочного наблюдения. Решение задач на расчет показателей генеральной совокупности, на расчет ошибок выборки.

2




Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями

4




Тема 9.1.

Методы изучения

связи между

явлениями

Содержание учебного материала:____

Причинно-следственные связи между явлениями.

Качественный анализ изучаемого явления.

Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость.

Прямая и обратная связь.

Линейные и нелинейные связи.

1

2

Тема 9.2.

Корреляционно-регрессионный анализ

Содержание учебного материала:____

Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ.

Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательна) регрессия.

Парная регрессия.

Множественная (многофакторная) регрессия.

Уравнение регрессии.

Коэффициенты регрессии.

Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.

1

2




^ Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение домашних заданий по разделу 9.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Решение задач на расчет коэффициентов корреляции, регрессии, уравнение регрессии.

2







Всего

103





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


^ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-

техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: мультимедийное оборудование. Технические средства обучения: калькуляторы.
^ 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. №2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)

  2. Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ -4-12/65 Н.

  3. Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2005.

  4. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики :учебник. М. : ИНФРА - М, 2005.

  5. Ефимова М. Р., Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие - 2-е издание переработанное и дополненное -М.: Финансы и статистика, 2007.

  6. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2005.

  7. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М. Вып. 1. 1998; вып. 2. 1998; вып. 3. 2000; вып. 4. 2003

  8. В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика: учебное пособие - М.: Кнорус, 2007

  9. Салин В. Н., Чурилова Э. Ю., Теория статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля. М. : Финансы и статистика, 2006.

  10. Практикум по теории статистики : учеб.пособие / Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2005.


Дополнительные источники:

  1. Журнал «Вопросы статистики»

  2. Статистические ежегодники


^ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1. Общие положения
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:




собирать и регистрировать статистическую информацию

внеаудиторная самостоятельная работа

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы

Знания:




предмет, метод и задачи статистики;

опрос, внеаудиторнаясамостоятельная работа

общие основы статистической науки;

опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

принципы организации государственной статистики;

опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

современные тенденции развития статистического учета;

опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

опрос, практические занятия,внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

основные формы и виды действующей статистической отчетности;

опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

контрольная работа, опрос, практические занятия, внеаудиторнаясамостоятельная работа, тестирование

Похожие:

Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю iconВысшего профессионального образования центросоюза российской федерации...
Организация бухгалтерского учета: принципы, регулирование, формы и способы обработки информации
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю iconКафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита учебно–методический комплекс учебной дисциплины
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю iconРф система нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудита в РФ
Нормативно-правовое регулирование и сущность бухгалтерского учета и аудита в российской федерации 3
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю icon1. Теоретические основы бухгалтерского учета, аудита и анализа финансовых...
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов от основной деятельности 4
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю iconПоложение об образовании
Целью курсов является предоставление членам Общества информации об изменениях в налоговых и правовых аспектах бухгалтерского учета,...
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю iconУчебно-методический комплекс по изучению дисциплины «Международные...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю iconОрганизация бухгалтерского учёта и анализ финансовой отчётности на...
Методологические основы бухгалтерского учета и анализа на предприятиях малого бизнеса 5
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ порядок...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ 22 Порядок...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита утверждаю iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ 47 Порядок...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница