Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010




НазваниеМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010
страница1/8
Дата публикации07.03.2013
Размер0.95 Mb.
ТипМетодические указания
litcey.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента и маркетинга

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению выпускной квалификационной работы
для студентов

специальности 080507 – «Менеджмент организации»

Уфа 2010

Составители: Е.Ю. Бикметов, Ю.В. Науразбаева, М.В. Шестернина
УДК 65.01

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост. Е.Ю. Бикметов, Ю.В. Науразбаева, М.В. Шестернина. – Уфа, 2010. – 64с.

В методических указаниях определены содержание, методика и организация выполнения выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по специальности 080507 – «Менеджмент организации», регламентированы объем, содержание и структура работы, указан порядок ее выполнения под руководством кафедры.

Рецензенты: канд. экон. наук, с.н.с. Алтуфьева Т.Ю.

канд. техн. наук, доц. Низамова А.И.


Содержание

1. Общие положения

4

    1. Общие требования к выпускной квалификационной

работе (ВКР)


4

1.2. Объекты, цели, задачи и типы ВКР

8

1.3. Примерная тематика ВКР

10

1.4. Требования к ВКР и критерии ее оценки

12

1.5. Поощрение авторов лучших выпускных работ

12

2. Структура и содержание ВКР

13

2.1. Общая структура и объем ВКР

13

2.2. Содержание теоретической, аналитической

и проектной частей ВКР по направлениям


19

3. Оформление и защита ВКР

52

3.1. Комплект документов к ВКР

52

3.2. Требования к оформлению ВКР

52

3.3. Нормоконтроль ВКР

58

3.4. Руководство ВКР и отзыв руководителя

58

3.5. Рецензирование ВКР

60

3.6. Защита ВКР

60

Список литературы

62


1. Общие положения
1.1. Общие требования к выпускной квалификационной работе
Как известно, ведущей функцией менеджера выступает разработка и реализация эффективной управленческой стратегии, ориентированной, с одной стороны, на получение максимальной прибыли при минимальных затратах, а с другой стороны, на социальные и нравственные последствия принимаемых решений. В связи с этим актуализируется теоретическая и практическая подготовка образованных менеджеров, способных проявлять профессионализм и компетентность в широком спектре экономических, организационных, психологических, технологических, технических, социологических и правовых вопросов, а также обладающих деловыми и нравственными качествами, позволяющими им осуществлять свою деятельность в условиях экономики знаний и инноваций, гражданского общества.

Итоговым и важнейшим этапом подготовки специалиста, как известно, выступает выпускная квалификационная работа (ВКР). Она представляет собой результат самостоятельных научно-исследовательских, творческих усилий выпускника по освоению теории и практики управленческой деятельности с присвоением квалификации «менеджер» по специальности 080507 – «Менеджмент организации». Выпускная работа важна как итоговый элемент аттестации, т. к. будущие менеджеры моделируют в ней свои первые управленческие решения применительно к реальным организациям. В идеале, в выпускной квалификационной работе необходимо обеспечить гармоничное сочетание теоретических положений и эмпирического материала.

Выполнение выпускной работы и ее публичная защита преследуют достижение следующих целей: систематизация, углубление и расширение теоретических знаний по основным функциональным зонам менеджмента; применение знаний и навыков работы с информационными источниками; овладение аналитическими, графическими, социологическими и статистико-экономическими методами научного исследования; приобретение практических умений в области управления конкретной организацией; развитие аналитических и творческих способностей, инициативности и работоспособности; овладение искусством самостоятельного принятия решений, навыками ораторского мастерства и подготовки эффективных презентаций.

ВКР тесно связана с преддипломной практикой. На основе конкретных материалов, собранных по месту прохождения практики, студенты проводят анализ и на основе полученных результатов разрабатывают практические рекомендации по своей теме. В ходе преддипломной практики, а также в процессе выполнения и защиты работы будущий менеджер должен проявить готовность к таким видам деятельности, как управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная. Готовность менеджера к самостоятельной профессиональной деятельности определяется следующими показателями:

а) способностью поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умением использовать для их решения методологию, теоретические знания и методы изученных им наук;

б) способностью находить нестандартные решения типовых задач или умением решать нестандартные задачи;

в) способностью к проектной деятельности в профессиональной сфере, знанием принципов системного анализа, идентификации и типологизации объектов, умением строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных технических и социально-экономических явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

г) умением проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления;

д) знанием современные методов социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ПК;

е) умением профессионально вести управленческую, маркетинговую, коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях;

ж) умением разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального решения, исходя из критериев социально-экономической эффективности, экологической безопасности и общественной значимости;

з) умением разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ;

и) умением применять методы научной организации труда и организационного проектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;

к) владением навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, умением использовать средства организационной и вычислительной техники;

л) владением методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития;

м) готовностью на рациональном и эмоциональном уровне к изменению вида и характера деятельности.

ВКР представляет собой комплексную работу, позволяющую студенту проявить, а Государственной аттестационной комиссии оценить уровень соответствия знаний, умений и навыков, полученных студентом во время обучения в университете, требованиям обязательного минимума, установленного Государственным образовательным стандартом [1] высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации», готовность выпускника к самостоятельной работе на предприятиях (в учреждениях, организациях) различных организационно-правовых форм и форм собственности в производственной и непроизводственной сферах деятельности.

В процессе выполнения ВКР студент использует свои знания по фундаментальным, гуманитарным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также опыт, приобретенный в период производственных практик, курсового проектирования.

При постановке и решении задач ВКР студент должен:

– творчески применять теоретические и методологические положения освоенных дисциплин, в частности менеджмента, маркетинга, теории организации, управления персоналом и др.;

– грамотно использовать необходимые нормативно-методические материалы;

– умело применять экономико-математические методы, методологию системного анализа, методы и приемы финансового анализа, прогнозирования, экспертные методы;

– правильно, в соответствии с установленными требованиями выполнять необходимые расчеты, подготавливать плановую, учетно-отчетную и другую документацию;

– соблюдать и эффективно применять действующее законодательство, относящееся к теме ВКР;

– знать основные публикации, нормативные документы по теме ВКР, находить и применять наиболее эффективные проектные решения организационно-управленческого, финансово-экономического и иного характера.

ВКР является самостоятельной работой будущего менеджера, в которой он должен проявить умение самостоятельно выявлять проблемы, относящиеся к объекту исследования, формулировать цели и задачи, находить и обосновывать эффективные варианты их решения.

В общем виде цель ВКР заключается в том, чтобы на основе анализа существующего состояния объекта выявить в нем проблемы, разработать проект желаемого объекта (желаемого его состояния) и комплекс мероприятий по практической реализации предлагаемых решений. Другими словами, необходимо разработать такой проект объекта и такой комплекс мероприятий по его реализации, который позволил бы решить выявленную проблему (например, существенно улучшить состояние, функционирование предприятия или его подразделения или создать новое эффективное предприятие).

В процессе выполнения ВКР необходимо четко определить, на какие вопросы и какие ответы дает работа, какова совокупность всех полученных результатов, какие из результатов являются новыми, а какие – заимствованными, что изменится, что будет получено при осуществлении рекомендаций на практике, какие показатели деятельности предприятия (его подразделения, или направления деятельности) улучшатся, насколько убедительны, достоверны аргументы, доказывающие реальность и эффективность предлагаемого проекта и программы его практической реализации.

В содержании ВКР необходимо раскрытие материала, сообразуясь со следующими показателями: постановка и обоснование проблемы, указание цели, задач исследования, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулирование гипотез, обоснование и характеристика используемых методов сбора первичной информации. Методологическую часть можно представить как логическую цепь последовательных операций можно схематично представить следующим образом: проблема Þ цель Þ задачи Þ объект Þ предмет Þ основные понятия Þ гипотезы.

Проблема – это объективное противоречие, которое реально существует в ходе функционирования и развития исследуемого объекта. Для студента важно понимание проблемной ситуации, которая проявляется как отражение проблемы в сознании людей, требующее активизации их усилий для своего разрешения.

Цель исследования логически «вытекает» из понимания проблемы – разрешение проблемной ситуации (или ее прояснение) с помощью данного исследования.

Задачи исследования – конкретные планы исследования, реализация которых в совокупности позволит достичь цели.

Объект исследования – это та часть социальной реальности, на познание которой направлены исследовательские усилия.

Предмет исследования содержит в себе свойства объекта, которые в наиболее полном виде отражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений или процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотеза, как известно, должна удовлетворять следующим требованиям. 1. Не противоречить основным теориям, истинность которых в данной области уже доказана. 2. Не противоречить известным и проверенным фактам. Однако эти факты, в свою очередь, должны быть просмотрены и перепроверены при изменении условий. 3. Быть доступной для проверки в процессе исследования. 4. Включать возможность быть подвергнутой логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость. В соответствии с целью и основными гипотезами формулируются и задачи исследования.

В процессе выполнения ВКР изучение литературы и специальных материалов (документов) должно носить целенаправленный характер. Обзор литературы и действующих нормативных документов должен быть достаточно полным. Необходимо критически, но уважительно подходить к идеям, предложениям, рекомендациям, содержащимся в публикациях по теме ВКР, видеть в них рациональные, конструктивные моменты, которые могут быть использованы в ВКР.

^ 1.2. Объекты, цели, задачи и типы ВКР
Объектом ВКР, в самом общем смысле, является деятельность (система деятельности) работников предприятия (организации, учреждения). Именно процессы и системы деятельности (их технологические, экономические, социальные аспекты, компоненты) являются тем, что подлежит анализу (исследованию) и проектированию в рамках ВКР.

Объекты исследования весьма разнообразны. Объектом исследовательской работы может быть подразделение предприятия, все предприятие в целом, а иногда и группа предприятий (например, финансово-промышленная группа). Само предприятие (по характеру основной его деятельности) может быть научной организацией – НИИ, КБ и др. (выполняющей научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы), производственным предприятием, торговым предприятием, банком, инвестиционным фондом, биржей и др. Объектами ВКР могут быть и государственные учреждения, предприятия (например, налоговая инспекция, таможня, пенсионный фонд и др.). Наиболее распространенными объектами ВКР являются производственные и торговые предприятия, а также финансово-кредитные учреждения (банки).

Основными рассматриваемыми в работе компонентами, аспектами предприятия являются: продукция (работы, услуги); потребители, спрос, рынок, конкуренция; маркетинговая деятельность предприятия; производственная (оперативная) деятельность (собственно производство); технологический процесс и система производства продукции (выполнение работ, оказание услуг), объемы производства, издержки производства; финансовая деятельность предприятия; инвестиционная деятельность предприятия; организация деятельности предприятия, его организационная структура; система управления предприятием в целом, отдельными направлениями его деятельности или подразделениями; правовое обеспечение деятельности предприятия; кадровая политика на предприятии; показатели и резервы повышения эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг).

Основные цели ВКР:

а) систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной специальности;

б) развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов в ВКР;

в) определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач менеджмента.

Для достижения поставленных целей студент в процессе выполнения ВКР должен решить следующие задачи:

а) обосновать актуальность выбранной темы;

б) изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную литературу по избранной теме;

в) собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа;

г) изыскать свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;

д) провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;

е) сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы предприятия;

ж) оформить ВКР в соответствии с нормативными требованиями.

ВКР может иметь прикладной или теоретический характер. Прикладной характер работы предполагает ориентацию на выявление и анализ управленческих проблем на конкретном предприятии (организации) с соответствующим экономическим обоснованием предлагаемых решений. Объектом исследования могут быть также и межорганизационные формы бизнеса.

В том случае, когда выпускные работы носят преимущественно прикладной характер и выполнены на базе обследования конкретного объекта (фирма, предприятие, учреждение и др.), в их содержании должны быть приведены фактические данные и обобщенные результаты проведенного исследования.

Теоретический характер работы предполагает выявление и анализ проблем менеджмента в фундаментальном приближении. Выпускающим кафедрам при утверждении тем ВКР рекомендуется выдерживать количество работ теоретического характера в пределах 10% от общего числа работ.

В ВКР могут использоваться различные методы моделирования для решения как хорошо формализованных в математических категориях задач, так и слабо структурированных задач, выраженных на естественном языке и решаемых эвристическими средствами.

При выполнении студентом работы преимущественно теоретической направленности должны содержаться методологические подходы к возможному эмпирическому исследованию данной проблемы, а также описание этапов, процедур данного преимущественно теоретического исследования. В работе методологической направленности должны содержаться самостоятельные результаты работы студента хотя бы по одному из направлений, связанных с определением (уточнением) области применения того или иного метода, уточнением или выработкой принципов его применения, разработкой методики использования данного метода, совершенствованием метода или его разработкой. Использование предлагаемых в работе методических приемов обязательно должно быть проиллюстрировано на конкретном материале в решении содержательных задач.

Преимущественная направленность ВКР (теоретико-познавательная, методологическая) определяет лишь расстановку акцентов на тех или иных исследовательских задачах, но не освобождает студента от необходимости наличия в тексте всех указанных выше блоков исследования.

В случае, если работы носят преимущественно теоретический характер и посвящены решению конкретной научной задачи, то их основным содержанием должно явиться развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть довольно узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных исследований состоит в решении частных вопросов уже достаточно апробированных концепций. Теоретические темы носят прежде всего характер поисковых, исследовательских работ. Цель выполнения работ такого рода – развитие у будущего специалиста навыков самостоятельного теоретического исследования. Узкая тема должна прорабатываться более глубоко и детально, с привлечением большого количества источников и литературы, проведением сопоставительного анализа и обобщения накопленных фактов.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010 iconМетодические указания по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы студентов
Составитель Криштафович В. И., Коростелева В. П., Коростелева Т. В., Валеева Ю. С., Каримова А. З., Дюдина О. В. Методические указания...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010 iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление»
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Антикризисное управление» для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010 iconМетодические указания к подготовке выпускной квалификационной работы...
Методические указания к подготовке выпускной квалификационной работы по специальности 090104 «Комплексная защита объектов информатизации»...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010 iconМетодические указания разработаны на основе современных требований...
Методические рекомендации предназначены для студентов-выпускников специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» исоответствуют...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010 iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Методические указания по выполнению ккурсовой работы по дисциплине “Маркетинг для студентов специальности “Менеджмент организации”...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010 iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине “Маркетинг для студентов специальности “Менеджмент организации”...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010 iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы
Криштафович В. И. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (Раздел: продовольственные товары). М.:...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010 iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Требования к содержанию, объему, структуре и процедуре защиты выпускной квалификационной работы
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010 iconМетодические указания по расчету эффективности предложенных мероприятий,...
Методические указания по выполнению четвертой главы дипломного проекта составлены на основании учебных планов специальности 061100...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Уфа 2010 iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной
Гончаренко В. И., Сергеева Т. Ф., Седых А. Н. Методические рекомен- дации по выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница